Героическая кругосветка ледокола

                ГЕРОИЧЕСКАЯ   КРУГОСВЕТКА   ЛЕДОКОЛА

«В  истории  флота  русского  и  советского, торгового  и  военного,
  вряд  ли  найдётся  подобный  случай.»
                А. Микоян

Порт  Батуми, начало  ноября  1941  года. В  кают – компании  ледокола  «Микоян»  собралось  почти  всё  руководство  корабля: первый  заместитель  капитана, его  помощники, старший  механик, 2 – й  и  3 – й  механики, судовой  врач. Все  с  нетерпением  ожидали  появления  своего  капитана  Сергея  Михайловича  Сергеева, который  должен  был  сделать  важное  заявление.
Капитан, внимательно  оглядев  присутствующих, начал: -

«Товарищи! Необходимо  срочно  готовить  корабль  к  дальнему  походу. Мною  получен  приказ  Наркома  ВМФ  направляться  к  берегам  Турции, в  Стамбул. До  пролива  Босфор  нас  и  танкеры  «Варлаам  Ованесов»  и  «Жданов»  будут  сопровождать  военные  корабли – лидер  «Ташкент»  и  эсминцы  «Способный»  и  «Сообразительный». В  Стамбуле  получим  от  нашего  военно – морского  атташе  указание  о  дальнейших  действиях. Возможно, это  будет  означать  переход  ледокола  на  север,  к  Северному  морскому  пути. Выходим  24  ноября.»

Оставшись  один, Сергей  Михайлович  вспомнил, как  с  началом  войны  выводил  этот, ещё  недостроенный  корабль  в  море, как  команда, состоявшая  из  рабочих  и  служащих  завода, доводила  его  буквально  на  плаву, превращая  во  вспомогательный  крейсер  с  орудиями  и  пулемётами.
Ледокол, тогда  вооружённый  корабль, с  момента  своего  появления  на  флоте  выполнял  самые  разные  задачи. Сергей  Михайлович, будучи  капитаном  2  ранга, командовал  им. Корабль  участвовал  в  обороне  Одессы, поддерживая  её  защитников  огнём  своих  орудий, высадке  десанта  в  районе  Севастополя, отражении  налётов  вражеских  самолётов. Затем  переход  в  Батуми, и  произошедшее  разоружение корабля, он  снова  стал  ледоколом, команда  получила  гражданскую  одежду, на  судне  спустили  военно -морской  флаг, подняв  государственный, проводилась  тщательная  проверка  всех  членов  экипажа, который  терялся  в  догадках. Наконец, всё  разъяснилось, идём  выполнять  очередное  задание.
Вспомнилась  Испания, где  он  был  с  мая  1937  года  по  февраль  1939 – го. Тогда  он  носил  имя  Лопес, ходил  на  эсминце  республиканцев  «Гравина»  советником  командира, перегонял  испанский  транспорт  «Санто  Доминго»  с  Чёрного  моря  в  Картахену  с  грузом  оружия  в  22  тысячи  тонн  для  сражающейся  Испании.

Сергей  Михайлович  верил  в  экипаж  ледокола, знал, что  он  не  подведёт  в  любой  ситуации.

До  Стамбула  дошли  в  сопровождении  военных  кораблей, у  пролива  Босфор  конвой  повернул  обратно. Советский  военно – морской  атташе  в  Турции, капитан  1  ранга  К. Родионов  ознакомил  С. Сергеева  с  директивой  Главного  морского  штаба  следовать  через  Эгейское  море, прорываясь  к  восточным  портам  союзников  на  Средиземном  море. Ни  при   каких  обстоятельствах  корабль  противнику  не  сдавать – взорвать  и  потопить, команде  в  плен  лучше  не  попадать. На  север  ледоколу  и  танкерам  идти  самостоятельно.

«Микоян»  направился  в  сторону  Кипра, шли, в  основном, по  ночам, днём  прятались  в  укромных  бухтах. Как  ни  соблюдали  меры  предосторожности, а  всё – таки  в  районе  острова  Родос  были  обнаружены  итальянскими  торпедными  катерами. Они  атаковали  ледокол  огнём  из  пулемётов, а  затем  торпедами. Благодаря  умелому  маневрированию  корабля  удалось  избежать  попадания  торпед  и  уйти. Однако, вскоре  над  «Микояном»  появились  самолёты – торпедоносцы, начавшие  сбрасывать  торпеды  с  воздуха, и  опять  везение  сопутствовало  безоружному  кораблю.
По  договорённости  с  англичанами  от  Дарданелл  до  военно – морской  базы  Фамагуста  ледокол  должны  были  сопровождать  английские  корабли, но  этого  не  произошло, британцы  отказались. Повреждённому  во  время  атаки  итальянских  катеров  кораблю  пришлось  в  одиночку  идти  дальше  до  Бейрута  и  Хайфы. В  Хайфе  на  английской  военной  базе  «Микоян»  встал  на  ремонт, нужно  было  заделывать  многочисленные  пробоины  в  надстройках. Во  время  выхода  из  базы  случилось  непредвиденное: стоящий  невдалеке  от  ледокола, английский  танкер  «Феникс» подорвался  на  магнитной  мине, сброшенной  итальянцами. Горящая  нефть  из  него  начала  растекаться  по  акватории  порта. Пламя  стало  охватывать  соседние  корабли  и  грозила  пожаром  советскому  судну. Экипажу  ледокола  удалось  потушить  начавшийся  пожар  и  вывести  корабль  в  безопасное  место. Тем  временем, огонь  перекинулся  через  волнорез  на  английскую  зенитную  батарею. Уже  горели  другие  танкеры, люди  бросались  в  воду, ища  спасения. Потушив  пожар  на  корабле, экипаж  начал  спасать  попавших  в  беду, только  на  третьи  сутки  удалось  справиться  с  огнём  в  порту  и  продолжить  движение.
Впереди  были  Порт – Саид  и  Суэц, выход  в  Красное  море, порт  Момбаса. Предстояло  обогнуть  Африку  и  пересечь  Атлантику.

В  случае  опасности  решили  разбить  экипаж  на  две  группы – группу  затопления  и  группу  сопротивления. Первая  по  команде  взрывала  и  топила  ледокол, вторая, используя  средства  пожаротушения, а  также  ножи  и  топоры, пресекала  проникновение  врага  на  борт  корабля. Для  устрашения  на  палубе  соорудили  макеты  пушек.
В  Индийском  океане  команду  изматывала  тропическая  жара. В  порту  Дурбан  снова  приводили  корабль  в  порядок. Кейптаун  встретил  ледокол  радушно, там  пополнились  углём  и  провизией. А  впереди  поджидали  жестокие  ревущие  сороковые. Сергеев  почти  не  сходил  с  мостика. Океан  набрасывался  на  ледокол  с  невиданной  силой, особенно  страдала  носовая  надстройка.
 
Шли  дни, недели, месяцы. Лаг  отсчитывал  милю  за  милей. «Микоян»  миновал  Магелланов  пролив  и  вошёл  в  Тихий  океан. Позади  остались  порты  Чили, Перу, Панамы, США. 7  августа  1942  года  ледокол  пришёл  в  Дейч – Харбор, до  родной  земли  оставалось  не  так  уж  много. В  Анадырь, куда  прибыл  «Микоян», совершив  героическую  кругосветку  протяжённостью  28560  миль  за  более  чем  девять  месяцев, его  снова  ждала  трудная  работа – вести  караваны  судов  по  Северному  морскому  пути. Она  продолжалась  не  только  до  окончания  войны, но  и  после  неё.
Ледокол  верно  послужил  Родине  и  только  в  1968  году  был  списан  и  сдан  на  слом. Капитана  Сергея  Михайловича  Сергеева  (Ростовцева – Слепнёва), (1897 – 1978)  сменил  бывший  капитан  ледокола  «Ф. Литке», капитан  3  ранга  Ю. Хлебников. Сергеев  отправился  на  Тихоокеанский  флот  командовать  боевым  кораблём. После  войны  он  служил  на  Северном  флоте, вышел  в  отставку  в  1957  году  в  званиях  капитана 1  ранга  и  капитана  дальнего  плавания.

30  ноября  2023  г.                Вячеслав  Прытков
   


Рецензии
Да, невероятное везение и большое мужество
Благодарю за чёткий рассказ

Мост Будущее   25.01.2025 20:41     Заявить о нарушении