Героическая кругосветка ледокола
«В истории флота русского и советского, торгового и военного,
вряд ли найдётся подобный случай.»
А. Микоян
Порт Батуми, начало ноября 1941 года. В кают – компании ледокола «Микоян» собралось почти всё руководство корабля: первый заместитель капитана, его помощники, старший механик, 2 – й и 3 – й механики, судовой врач. Все с нетерпением ожидали появления своего капитана Сергея Михайловича Сергеева, который должен был сделать важное заявление.
Капитан, внимательно оглядев присутствующих, начал: -
«Товарищи! Необходимо срочно готовить корабль к дальнему походу. Мною получен приказ Наркома ВМФ направляться к берегам Турции, в Стамбул. До пролива Босфор нас и танкеры «Варлаам Ованесов» и «Жданов» будут сопровождать военные корабли – лидер «Ташкент» и эсминцы «Способный» и «Сообразительный». В Стамбуле получим от нашего военно – морского атташе указание о дальнейших действиях. Возможно, это будет означать переход ледокола на север, к Северному морскому пути. Выходим 24 ноября.»
Оставшись один, Сергей Михайлович вспомнил, как с началом войны выводил этот, ещё недостроенный корабль в море, как команда, состоявшая из рабочих и служащих завода, доводила его буквально на плаву, превращая во вспомогательный крейсер с орудиями и пулемётами.
Ледокол, тогда вооружённый корабль, с момента своего появления на флоте выполнял самые разные задачи. Сергей Михайлович, будучи капитаном 2 ранга, командовал им. Корабль участвовал в обороне Одессы, поддерживая её защитников огнём своих орудий, высадке десанта в районе Севастополя, отражении налётов вражеских самолётов. Затем переход в Батуми, и произошедшее разоружение корабля, он снова стал ледоколом, команда получила гражданскую одежду, на судне спустили военно -морской флаг, подняв государственный, проводилась тщательная проверка всех членов экипажа, который терялся в догадках. Наконец, всё разъяснилось, идём выполнять очередное задание.
Вспомнилась Испания, где он был с мая 1937 года по февраль 1939 – го. Тогда он носил имя Лопес, ходил на эсминце республиканцев «Гравина» советником командира, перегонял испанский транспорт «Санто Доминго» с Чёрного моря в Картахену с грузом оружия в 22 тысячи тонн для сражающейся Испании.
Сергей Михайлович верил в экипаж ледокола, знал, что он не подведёт в любой ситуации.
До Стамбула дошли в сопровождении военных кораблей, у пролива Босфор конвой повернул обратно. Советский военно – морской атташе в Турции, капитан 1 ранга К. Родионов ознакомил С. Сергеева с директивой Главного морского штаба следовать через Эгейское море, прорываясь к восточным портам союзников на Средиземном море. Ни при каких обстоятельствах корабль противнику не сдавать – взорвать и потопить, команде в плен лучше не попадать. На север ледоколу и танкерам идти самостоятельно.
«Микоян» направился в сторону Кипра, шли, в основном, по ночам, днём прятались в укромных бухтах. Как ни соблюдали меры предосторожности, а всё – таки в районе острова Родос были обнаружены итальянскими торпедными катерами. Они атаковали ледокол огнём из пулемётов, а затем торпедами. Благодаря умелому маневрированию корабля удалось избежать попадания торпед и уйти. Однако, вскоре над «Микояном» появились самолёты – торпедоносцы, начавшие сбрасывать торпеды с воздуха, и опять везение сопутствовало безоружному кораблю.
По договорённости с англичанами от Дарданелл до военно – морской базы Фамагуста ледокол должны были сопровождать английские корабли, но этого не произошло, британцы отказались. Повреждённому во время атаки итальянских катеров кораблю пришлось в одиночку идти дальше до Бейрута и Хайфы. В Хайфе на английской военной базе «Микоян» встал на ремонт, нужно было заделывать многочисленные пробоины в надстройках. Во время выхода из базы случилось непредвиденное: стоящий невдалеке от ледокола, английский танкер «Феникс» подорвался на магнитной мине, сброшенной итальянцами. Горящая нефть из него начала растекаться по акватории порта. Пламя стало охватывать соседние корабли и грозила пожаром советскому судну. Экипажу ледокола удалось потушить начавшийся пожар и вывести корабль в безопасное место. Тем временем, огонь перекинулся через волнорез на английскую зенитную батарею. Уже горели другие танкеры, люди бросались в воду, ища спасения. Потушив пожар на корабле, экипаж начал спасать попавших в беду, только на третьи сутки удалось справиться с огнём в порту и продолжить движение.
Впереди были Порт – Саид и Суэц, выход в Красное море, порт Момбаса. Предстояло обогнуть Африку и пересечь Атлантику.
В случае опасности решили разбить экипаж на две группы – группу затопления и группу сопротивления. Первая по команде взрывала и топила ледокол, вторая, используя средства пожаротушения, а также ножи и топоры, пресекала проникновение врага на борт корабля. Для устрашения на палубе соорудили макеты пушек.
В Индийском океане команду изматывала тропическая жара. В порту Дурбан снова приводили корабль в порядок. Кейптаун встретил ледокол радушно, там пополнились углём и провизией. А впереди поджидали жестокие ревущие сороковые. Сергеев почти не сходил с мостика. Океан набрасывался на ледокол с невиданной силой, особенно страдала носовая надстройка.
Шли дни, недели, месяцы. Лаг отсчитывал милю за милей. «Микоян» миновал Магелланов пролив и вошёл в Тихий океан. Позади остались порты Чили, Перу, Панамы, США. 7 августа 1942 года ледокол пришёл в Дейч – Харбор, до родной земли оставалось не так уж много. В Анадырь, куда прибыл «Микоян», совершив героическую кругосветку протяжённостью 28560 миль за более чем девять месяцев, его снова ждала трудная работа – вести караваны судов по Северному морскому пути. Она продолжалась не только до окончания войны, но и после неё.
Ледокол верно послужил Родине и только в 1968 году был списан и сдан на слом. Капитана Сергея Михайловича Сергеева (Ростовцева – Слепнёва), (1897 – 1978) сменил бывший капитан ледокола «Ф. Литке», капитан 3 ранга Ю. Хлебников. Сергеев отправился на Тихоокеанский флот командовать боевым кораблём. После войны он служил на Северном флоте, вышел в отставку в 1957 году в званиях капитана 1 ранга и капитана дальнего плавания.
30 ноября 2023 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №223120101172
Благодарю за чёткий рассказ
Мост Будущее 25.01.2025 20:41 Заявить о нарушении