Рецензия к фильму Серпико

"Серпико" 1973
Ну, это американская биографическая драма про реально существовавшего (и, как я понял, и по сей день здравствующего) самого честного копа на свете. Наверное, это самый однозначный и раскрывающий глаза простому обывателю, вроде меня, фильм про полицейскую коррупцию. Он даже немного обескураживающий. Можно подумать, я никогда не знал, что коррупция - это, можно сказать, часть профессиональной деятельности полицейских? Что они берут взятки и крышуют бандитские группировки, взимая с них поборы? Конечно же, знал. Но тут так всё показано, будто этот Серпико реально один-единственный во всём мире (ну как минимум во всей Америке) честный и принципиальный коп. И самое интересное, что я могу принять это, как факт, а не махнуть рукой, заявляя, что это всё брехня, сказка и художественный вымысел. И это не то, что бы меня ужасает и приводит в негодование. Просто заставило задуматься: а ведь действительно, они все берут взятки. Миллиарды фильмов про коррупцию. И ни один не заставил меня о ней задуматься так, как этот. И, вроде, ничего сверх интригующего здесь не происходит, но меня увлекло. И зацепило своей логичностью и одновременно нелогичностью. Ну и податься мне в агрономы в сельскохозяйственную компанию "Серп и Ко" и сгинуть без вести, потерявшись на пшеничном поле, если не пора перейти к сути.

В одну из американских больниц привезли тяжело раненного в лицо из пистолета бородатого, как Хагрид, копа. Профессия полицейского, как известно, опасна и трудна. И ранения - столь же обыденное дело, как разрыв крестообразных связок у футболиста. Но конкретно у этого копа по фамилии Серпико весьма специфическая история. А началась она несколько лет назад, когда у Серпико ещё не было дедмазаевской бороды и косматой хиппи-шевелюры. Он только закончил полицейскую академию и был исполнен надеждами, жаждой свершений и геройской романтикой. Он свято верил в силу правосудия и безвозмездное самопожертвование. Для него слова присяги - не пустая формальность, вроде стишка ребёнка перед Дедом Морозом, за который получит подарок. Для него это настоящая клятва, нарушение которой немыслимо. Естественно, генералиссимусом его сразу никто не назначил. Но он был рад и простому патрулированию района. Но тут же столкнулся с некоторыми странностями. Например, в столовой ему дали не ростбиф, а сплошной кусок жира. Но бесплатно. По-хорошему, повару можно предъявить за это. Но напарник сказал, что не стоит этого делать. Повара не штрафуют за неправильную парковку, а тот, в свою очередь, не берёт денег за еду. Ну что ж. Не устраивать же бунт из-за плохой говядины. Но вскоре его удивило поведение напарника, когда тот не захотел принимать вызов об изнасиловании. Мол, это не наш сектор. И пусть там насилуют, кого хотят. Тем не менее, Серпико настоял на своём и поймал одного из негодяев. Но в участке его мигом отвадили от этого дела, передав более компетентным и опытным сотрудникам. И потихоньку Серпико начал вникать в суть дела. И даже отрастил усы. Я бы назвал это символом взросления... Не физического, а морального. Он всё больше и больше понимал, что работа его мечты на самом деле не так романтична и чистоплотна, как казалось изначально. И чем больше он в этом убеждался, тем гуще становилась растительность на его лице. Он понял, что все его коллеги поголовно берут взятки. Нарушители закона тупо откупаются и продолжают свою преступную деятельность. И это в порядке вещей. Абсолютно никто не считает это нарушением. Наоборот! Это специфика профессии. Неотъемлемая её часть. Серпико даже добился перевода в другое отделение. Но там ещё хлеще. А самое нелогичное, что он ДОЛЖЕН стать частью этой системы. Он ДОЛЖЕН принимать свою долю с поборов. Иначе он будет выглядеть как не нормальный коп. Вообще, как не коп! Как доверять человеку, который не берёт деньги, но знает, что все вокруг их берут?..

Вот, в принципе, довольно простое кино. Но, в то же время, довольно сложное. Я просто поставил себя на место главного героя. Хотя, я очень далёк от мира полицейских. Как и от криминального мира. И от тех, и от других я стараюсь держаться подальше. Вот у копов заведено брать взятки и даже выбивать деньги у всяких ублюдков. Ты не такой. И, по идее, должен их всех сдать. То есть, по сути, предать "своих" же. Что тоже довольно стрёмно... Хотя, это его работа - бороться с преступностью. Но как с ней бороться, если сами борцы - преступники? А твоих принципов вообще никто не разделяет. И меня очень удивляет наивность главного героя. Он реально верил, что полиция - это храм? У меня есть подозрение, что в УСБ ещё больше нарушений, чем в любых других службах! Очень надеюсь, что ошибаюсь. И там, хотя бы, каждый третий - серпико. Но я ещё верю в привидений и гномов, если что...)) Главный тут - великолепнейший Аль Пачино. Для меня он величайший Артист из всех. Всегда это говорил. И лучший момент, когда он разозлился в участке. Из известных мне тут ещё есть М. Эммет Уолш с тремя почти безмолвными эпизодами. И Ф. Мюррэй Абрахам в концовке. Режиссёр - маэстро Сидни Люмет. Его "Вся Королевская Рать" - классика. Гениальный "Собачий Полдень", где Альфредо ещё круче, по моему мнению, чем здесь. "Глория" с Шерон Стоун. Десять, конечно. "Как можно доверять копу, который не берёт деньги?"


Рецензии