Такое было время
Когда вечером идешь к дому от набережной, то окна библиотеки, протянувшиеся по первому этажу, светятся как окна в вагонах поезда. В фойе библиотеке - стенды, фотоснимки, вещи, связанные с Фурцевой. Большой мозаичный портрет Екатерины Алексеевны, выполненный художницей Надей Леже. Работы художника Фернана Леже появились в СССР в начале шестидесятых годов. Они был необычны, но смотреть можно было. Мне запомнились «Строители». Надя Леже тоже была художницей, но мера таланта совсем другая.
Как-то приятно, что библиотека носит имя Фурцевой – министра культуры СССР в 1960 - 1974 гг. По масштабу реальных дел по развитию, поддержанию и укреплению культуры в стране, после 1974 равных Фурцевой, министров культуры, наверно, не было. И по масштабу личности – тоже.
Дело конечно в личности, но и в том, что в те годы витал дух свободы выбора. Нам не навязывали убеждений, не долбили, не «зашоривали» на том или этом. Для большинства людей все было проще, доступнее, человечнее.
И я вспомнил окна библиотеки Сибирского политехнического техникума. Они также светились по вечерам на первом этаже здания по улице Богдана Хмельницкого, 7. В техникуме я учился с 1961 года по 1965, и в эти же годы ходил в литературный кружок. В техникуме было много секций и кружков. Я выбрал литературный. Правда, ходил еще в парашютную секцию Недолго. Узнал устройство парашюта, научился складывать-раскладывать его, но после медкомиссии к прыжкам не допустили.
Руководила кружком Эльвира Александровна Капторенко. У меня сохранились две толстые общие тетради, которые она вела с 1958 по 2000 год. В них - названия книг, которые она читала, комментарии, небольшие дневниковые заметки.
Все книги, записанные в «кружковские годы» я читал тоже, как и многие ребята. За год прочитывалось по десять – двенадцать книг, как минимум. Э.А. заражала нас чтением. Мы рассматривали альбомы художников, в том числе и импрессионистов. Этого «багажа», который по получил тогда хватило на всю жизнь.
Вот, некоторые из книг, прочитанных в 1964 году:
Эрнест Хэмингуэй «Праздник, который всегда с тобой», Генрих Белль «Глазами клоуна», Харпер Ли «Убить пересмешника», Дитер Нолль «Приключения Вернера Хольта», Ян Отченашек «Ромео, Джульетта и тьма», Иван Ефремов «Лезвие бритвы», Константин Симонов «Солдатами не рождаются»… Да, что перечислять эти четырнадцать книг. И содержание всех в основном помню. Вот, такой была наш руководитель.
Посмотрел - авторов книг, прочитанных в 1963 год. Солженицын, Айтматов, Евтушенко, Олридж, Каверин, Хэмингуэй, Новиков-Прибой, Ирвинг Стоун, Юрий Бондарев… Здесь же и Илья Эренбург «Люди, годы, жизнь,. Вот, оказывается, когда я прочитал его мемуары. И запомнил разные истории, факты, события, героев и потом многие годы козырял своими познаниями.
В 1964 узнал стихи польского поэта Константы Ильдефонса Галчинского и объявил его своим любимым поэтом. Через пятьдесят лет, будучи в Польше, читал наизусть его « Вестерплатте» в Варшаве. Поляки изумлялись. Оказалось, что Галчинской очень известен в Польше. А в отеле, после моего чтения, даже включили диск с песней «Вестерплатте». Исполняла ее Анна Герман, конечно на польском языке.
Сейчас в памяти только отдельные строки из этого стихотворения. Но пару других стихотворений помню до сих пор. Например: «Быть бы лунной пылью на твоих подошвах, небом над тобою, ветром в легких лентах, молоком в стакане, тропкой средь ромашек. Воздуху подобно всю тебя обнять бы, временами года стать для глаз любимых и надежной крышей если дождь случится…»
Все книги мы читали с подачи Эльвиры Александровны. Читали и свои творения на заседания кружка. Обсуждали произведения, выдвинутые на соискание Ленинской премии. Мне досталось прочитать и рассказать о книге стихотворений Э. Межелайтиса «Человек». И помню замечательные иллюстрации художника Красаускаса. Он придумал и эмблему журнала «Юность».
Такое было время.
Свидетельство о публикации №223120101387