Конспект. Философия, повлиявшая на христианство

Религия от лат. «religr» - восстановить связь, соединиться.

1.Древний период нераздельной Церкви - до половины ХI в. (1054г.)
2. Средневековый период – от половины ХI в. до падения Константинополя в 1453г. На Востоке. На Западе – до выступления Лютера (1516г.)
3. Новый период – на Востоке с 1453г., на Западе с 1517г. – до наших дней включительно.

Три направления древнееврейских философских школ, выросших на почве учения Моисея (пророка, выведшего еврейский, избранный Богом народ из Египта; земли, где они были в порабощении 430-лет - Вторая Книга Моисея. Исход:12:40):

1.саддукеи. Сходны с эпикурейцами.
2.фарисеи. Сходны со стоиками.
3.ессеи. Сходны с пифагорейцами.

Сильное влияние на христианскую религию оказали следующие философские школы:


Платонизм. Основатель ПлАтОн(4 в. до н.э.)
1. Душа бессмертна.
2. Идеи имеют абсолютную реальность, существуют независимо от их конкретных воплощений.
3. Идеальное (абстрактное) понятие, которым обладает каждый, позволяет отличить идеальное от неидеального.
4. Платон представляет мир, как пещеру, где происходит повседневный опыт, где люди узники своих предположений, основанных на иллюзиях. Лишь во внешнем мире, в «сфере бытия», которая состоит из вечных и неизменных форм, можно обрести ясное представление о смерти.


Стоицизм. Основатель Зенон. (4-3 вв. до н.э.)
1. Стоицизм – пантеистическая система.  Пантеизм - (от греч. (пан) – всё, и (теос) – бог, божество) – философское учение, основанное на идеях:
- о Боге как безличном начале;
- о причастности всех существующих вещей Божественной субстанции.
2. На земле мы – как задумка в развитии Высшего. Следовательно,  для Пути к совершенству.   
3. Высшая цель – разумная жизнь. В добродетели. Добродетель – счастье жизни.
4. Если есть препятствия на пути, то это дано свыше. Как средство развития.
5. характерен фатализм. И позволяется самоубийство при невыносимости Бытия.
6. Важны: ЛОГИКА, ФИЗИКА, ЭТИКА.
Известные СТОИКИ: римский философ, поэт и государственный деятель Сенека и римский император Марк Аврелий



Пифагорейство. Основатель Пифагор (570-490гг. до н.э.).
1. Всё в мире упорядочено с помощью числовой гармонии. То есть в основе всех вещей, Законов Мира и Космоса - числа.
2. Космос – единство противоположностей – предельного и беспредельного.
3. Цель жизни – стремление к самосовершенствованию и постижению гармонии.

Важную роль в жизни древних людей сыграл эллинизм. Это эпоха завоевания Александром Македонским восточных земель. Распространения греческой культуры на Восток. И восточных (сирийских и персидских) верований в греческие области. Образование новых государств, с центрами в Вавилоне, Антиохии, современном Афганистане, современном Пакистане, современной Турции, Греции.  Время эллинизма – 3-1 века до н.э..

В это время появляются новые потребности в душах людей, удовлетворить которые могло только христианство:

1. Демократизация общества и другие причины привели к падению точной науки. Плюс возросло уважение к мистической религиозной философии, ищущей откровений и жаждущей чудес.
2. Резкое разделение между душой и телом. Предпочтение духа и представление, что он исшел из другого высшего мира. И носит в себе вечную жизнь.
3. Острое разделение между Богом и миром.
4. Бог становится неописуемым, непонятным, но также великим и благим.
5. Уничижение мира и сознания и плоти, так как они темница духа.
6. Искание спасения духа, души. Уверенность, что для этого нужно очищение сознания.
7. Уверенность, что возвращение к Богу совершается ПОСТЕПЕННО! И есть чёткое осознание, что СПАСЕНИЕ и  СПАСИТЕЛЬ где-то БЛИЗКО. Уже существуют!


Главнейшие религиозно-философские течения этого периода: ново-пифагорейство, платонизм, религиозный синкретизм охватил только высшие классы. Синкретизм – механическое нанизывание, скопление, собирание, почему-либо угодных верований.
 
Особое свойство восточных религий, привлекавших в поиске истины:
1. Космополитизм и индивидуализм.
2. Мистицизм.



Важные школы того периода

Неоплатоническое учение. Основатель – ПлОтин.(3 век до н.э.)
1. Признание единого принципа, стоящего над нами. Это абсолютное единство, высшее, какое только вообще может быть мыслимо.
2. Это не есть разум, но и не–неразумное, а сверх-разумное.
3. Оно выше мысли, выше бытия.
4. Многое возникает из единого путём эманации, излучивания, подобно как из солнца исходит окружающий его отблеск.
5. Ничего нет в едином, но ВСЁ ИЗ НЕГО.
6. По мысли Плотина ДАННЫЙ МИР ЕСТЬ ЛУЧШИЙ И ПРЕВОСХОДНЕЙШИЙ.



Скептицизм. Основатель Пиррон из Эллады (360-270гг. до н.э.)
1. О свойствах предметов мы ничего не знаем
2. Правильное отношение к ним состоит в воздержании от всякого суждения
3. Результат – атараксия – душевное спокойствие, невозмутимость,
Безмятежность. Состояние мудреца.

Эпикурейство.  Основатель Эпикур (341-270гг.до н.э.)
1. Основа – философия Демокрита. (Душа человека отличается от тела только качеством атомов, состоя из наиболее тонких, эфирных. Если связь между душой и телом совершенно прекращается, то атомы её легко рассеиваются, и тело подвергается тлению).
2. Цель – Счастье человека.
3. Важно учиться, познавать Мир. То есть избавляться от суеверия.
4. Важны: ЛОГИКА, ФИЗИКА, ЭТИКА.
5. Удовольствие – свобода тела - от скорби, и души -  от беспокойства. А не распутство!
6. Эпикур не отрицал, что телесные удовольствия первоначальны, но подчинял их духовным!
7. Вера в богов и Провидение – Сказка. Или недостаток знаний. Но желание видеть в богах свой идеал побуждает Эпикура признать их.


Религиозные верования и мессианские ожидания иудейского народа в век Рождества Христова.

Есть понятие, что Господь избрал еврейский народ для спасения всего Человечества. Однако, евреи убеждены, что призваны лишь для собственного Блага Будущего. Такая ситуация повлекла за собой отвержение этого народа. И Будущие его страдания. Думается. Важным пунктом для евреев был Закон, полученный Моисеем на горе Синай. И евреи придерживались представления, что именно Закон и его чёткое исполнение их должно спасти. А Мессия был для них дорог не как откровение живого Бога, а как носитель благ, и только для них, избранного народа. А со временем Идея Мессии даже перестает упоминаться в летописях. Главным становится ЗАКОН.  Если же говорить о простом народе, об апостолах, то можно заметить, что чаяния носят национально-политический характер. То есть люди видят в Мессии царя правящего и милующего и казнящего неверных. А не Бога, пришедшего спасти ДУШИ! И поменять мышление, идеалы, принципы жизни.  Принести Откровение! Свет!!!


источник: М.Э.Поснов. История христианской церкви.










 

 


Рецензии