Изобретатель

Вообще-то, нельзя сказать, чтобы 13-летнему Вадиму Рощину не нравилась математика. Или что она ему тяжело давалась. Скорее, наоборот… Особенно, алгебра… Что-то магическое видел юный Рощин в комбинациях цифр. Вероятно, сказывалась наследственность… Отец Вадима имел два высших технических образования. Но как можно было подолгу сидеть дома за уроками, когда вокруг столько соблазнов и развлечений? Надеясь, как всегда, на свои способности и отличную Память, все уроки школьник делал за 1-1,5 часа. Ясно, что при таком подходе к учёбе — не на «отлично», но уж очень хотелось их побыстрее закончить. А дальше — бегом на улицу… Хоккей, футбол, баскетбол, самбо, шахматы, музыкальная школа… В чём Вадим преуспел, пожалуй, больше учебной программы средней школы.
Однако, задумываясь о будущем, учёбу необходимо было срочно подтянуть. Хороший аттестат на дороге не валяется. Это он понимал… И по математике ему была нужна хотя бы твёрдая «четвёрка».
Рощин думал недолго… Его мысли сконцентрировались теперь вокруг старосты класса — Игоряши Кузнецова по кличке «Кузя». Кузя учился на «отлично» по всем без исключения предметам. Но, как часто бывает, за свои успехи в учёбе любовью большинства одноклассников не пользовался. По этой причине Кузю часто обижали… И если бы не заступничество Вадима, плохо пришлось бы отличнику от действий местной шпаны. Этим-то и решил воспользоваться Рощин… Тем более, что Кузя сам давал ему списывать домашние задания в обмен на своего рода протекторат. Но как быть с контрольными работами? Математичка — она же классная дама — была хоть и в возрасте, но шпаргалки среди учеников пересекала мгновенно и жёстко. Тут же ставила «неуд.» в журнал… Во время контрольной она ходила между рядами парт, зорко следя за своими подопечными. Как сделать так, чтобы можно было передавать «шпоры» незаметно? Вопрос…
И тут Вадима осенило… Эврика!!! В классе Кузя сидел на первой парте крайнего к окну ряда. Рощин сидел сразу за ним… Они всегда решали один и тот же вариант контрольной. А поскольку между партами и окнами в классе было минимальное пространство, к тому же занятое двумя большими деревянными шкафами, математичка туда никогда не заходила. Габариты на позволяли… Лишь посматривала издали… Это обстоятельство и решил использовать в своих целях юный изобретатель.
На следующий день Вадим остался в классе после уроков, под благовидным предлогом поменявшись с товарищем на дежурство по уборке класса. Тут-то он и осуществил свой план — вбил молотком в торцы своей и Кузи деревянных парт по два гвоздика, туго натянув между ними прочную коричневую нитку по типу эскалатора. К нитке на металлической подвеске (для ровного скольжения) Рощин прикрепил предварительно сшитый им небольшой матерчатый мешочек. Как раз такого размера, чтобы в него свободно помещалась шпаргалка. Нехитрое приспособление приводилось в движение пальцами руки, положенной на край парты. Вследствие чего, мешочек медленно и тихо перемещался от одного ученика к другому. Стоило лишь указать в записке нужный номер варианта и запустить эскалатор в движение.
Вуаля!!!
Довольный собой, он на следующий же день объяснил Кузе суть изобретения и стал ждать ближайшей контрольной.
Наконец, нужный день настал…
Как обычно, математичка написала на классной доске задания для обоих вариантов. Как всегда, стала, чуть покачиваясь при ходьбе, бродить между рядами парт.
Первые три номера Рощин решил самостоятельно. Трудности возникли с задачей… Написав на листочке номер задания, который было необходимо списать, Вадим положил записку в мешочек и запустил транспортёр в работу. Чтобы привлечь внимание получателя «посылки», он под партой тихонько постучал ногой по сиденью стула. Кузя всё понял и среагировал. Через несколько минут записка с нужной информацией аналогичным образом оказалась у Рощина. Тайком от математички он развернул её и переписал решение задачи в тетрадь.
Всё прошло «на ура»… Юный изобретатель был в восторге от своего творения. После контрольной Вадим незаметно для одноклассников вытащил гвоздики из парт до следующего раза. Оценка за контрольную, как и следовало ожидать, была «отлично». Впрочем, как и у Кузи…
Оригинальная «почта» безукоризненно работала, таким образом, целый год. Однако, как известно, в мире нет ничего тайного, что однажды не стало бы явным. Всё открылось случайно…
В тот злополучный день контрольная по математике была в последний момент отменена по причине болезни классной дамы. И вместо урока математики состоялся урок английского.
Англичанка — женщина молодая и стройная в процессе урока решила подойти к окну как раз мимо парты Рощина, на которой его «детище» заранее было приведено в боевую готовность. Как следствие, зацепилась за гвозди, порвав колготки… Мгновенно вникнув в суть изобретения, англичанка сдёрнула нитку с мешочком с гвоздиков, жёстко приказав Вадиму проследовать за ней в учительскую. Где тут же состоялся неприятный разговор между изобретателем и завучем школы.
Конечно, много нелестных слов услышал он при этом в свой адрес. Но обязательство компенсировать преподавателю расходы на дорогие импортные колготки всё же частично нивелировало негатив от беседы. Родителей Рощина в школу по факту инцидента вызывать не стали. Лишь копилка юного экспериментатора убавилась в итоге на несколько рублей.
А со скорым приходом в школу новой математички обстоятельства учёбы в классе коренным образом изменились вдруг для Вадима в лучшую сторону. Теперь в журнале напротив его фамилии стояли лишь хорошие и отличные оценки. Короче, взялся за ум…
Даже спустя много лет, доцент кафедры Российской медицинской академии последипломного образования Вадим Владимирович Рощин не мог не улыбнуться, вспоминая своё первое детское изобретение.
В связи с чем вспомнилась  известная цитата классика Российской науки:
«О вы, которых ожидает Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.»
(М.В. Ломоносов (1747 г.)


Рецензии