Любитель охоты Прянишников понимал о чём писал

В 1882 году Прянишников создал картину «Охота пуще неволи». Художник великолепно проиллюстрировал известную русскую пословицу. Будучи заядлым охотником и рыболовом, он знал тему вдоль и поперёк…

На городской окраине по колено в мутной речушке стоит человек в потрёпанной одежонке, сосредоточенно насаживая наживку на рыболовный крючок. Позади виден город с дымящимися фабричными трубами. Скорее всего, фабрика превратила речушку в сточную канаву и сомнительно, что там водится рыбёшка…

«Охота пуще неволи»
День выдался пасмурный и ненастный. Старый любитель-рыболов зябко съёжился в холодной воде. Он нанизывает на крючок червяка и очень на этом сосредоточен, несмотря на то, что вода ещё довольно холодна. Понятно, что ему важен не столько улов, сколько процесс ужения, всецело его захвативший. Это священный ритуал, делающий значительным любое действие рыбака.

Рядом, слегка покачиваясь, плавает ведро для будущих жертв терпеливого рыболова. Он не один час простоит здесь, рискуя здоровьем, лишь бы не уйти с пустыми руками. Сколько впечатлений переживёт, наблюдая за шалуньей-рыбкой, играющей с червяком!

Со стороны такая сцена может показаться нелепой и комичной, но мягкая ирония художника заставляет и зрителя проникнуться сочувствием к этой рыболовной страсти.

Ну как тут не вспомнить рассказ «Он понял!» Антона Павловича Чехова? Там, правда, герой охотится с самодельным ружьишком. Пойманный с поличным, он с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут… А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть… Всё одно, как запой… Ты не хочешь, а тебя за душу тянет».

Рыболов и охотник
Илларион Прянишников – автор многочисленных композиций, изображающих сцены народной жизни. Он опытный педагог, более двадцати лет преподававший в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и членом его правления.

Известно, что художник был страстным рыболовом и охотником, любил рассказывать о курьёзах своих походов. Он прекрасно разбирался в нюансах мужской забавы – от деталей экипировки до рыбачьих и охотничьих премудростей. И в исполненных им «охотничьих» работах особенно раскрылся талант мастера жанровой картины.

К своим полотнам, кстати, он всегда делал подготовительные эскизы. К полотну «Охота пуще неволи» тоже существует рисунок под названием «Рыболов». Этот набросок и известную картину можно увидеть в Третьяковской галерее.

Вообще, тема охоты и рыбалки нашла отражение в творчестве многих русских художников второй половины XIX века. Ею интересовались Василий Перов, Николай Сверчков, Алексей Степанов и др.  Прянишников, конечно, не единственный писал охотничьи сцены, но бесспорно он один из лучших.

Прянишников и Чехов
В 1883 году Чехов писал фельетоны для журнала «Осколки». Издатель так определил ему задачи: «Говорить надо обо всём выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться».

Но Чехов нарушил этот строгий наказ. Он убедил поместить заметку, посвящённую 50-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. И не случайно. В училище занимался брат Чехова Николай, а сам Антон дружил с Исааком Левитаном, Константином Коровиным. В заметке автор отметил особое влияние Прянишникова, «спартанца в искусстве и в общем милого человека», на своих учеников.

Из публикации ясно, что Чехову хорошо были известны и бытовые привычки художника. Кроме того, Чехову, сыну разорившегося мелкого таганрогского купца, судьба Прянишникова была во многом близка.

Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. В детстве оба, и Прянишников, и Чехов, вопреки собственному желанию, должны были постигать премудрости многочисленных обязанностей мальчика из лавки. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Однако судьбе было угодно всё изменить. Они не пошли по коммерческой части, а прожили жизнь в большом искусстве.

ХХХ
Илларион Михайлович Прянишников — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Императорской Академии художеств (с 1893). С 1870 был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

На родине художника, в селе Тимашово Боровского района Калужской области, на территории храма Рождества Богородицы 20 сентября 2020 года был открыт памятник. Его автором является скульптор Сергей Лопухов. Здесь же стараниями местных жителей создан мемориальный комплекс Прянишникова. Помимо памятника в него входят репродукции картин живописца под открытым небом и модель творческого кабинета художника. Рядом заложили кленовую аллею.


Рецензии