Лекабрь

  Какой будет предстоящая зима,когда начинаются зимние гадания на суженого,откуда идет бессмертный миф о воине-змееборце,зачем "слушают воду",как в древности отме-чали гл.праздник года- рождение нового солнца Коляды на день зимнего солнцесто-яния.."(гр.Журнал Снегирь)

  1а.ВСЁ о МЕСЯЦЕ ГОДА на РУСИ. "Современное название месяца декабрь происходит от римского порядкового обозначения месяца— "десятый".Славяне традиционно давали ему более образные названия,связанные с погодными явлениями этого времени года: "хмурень"(т.е.— пора ранних сумерек и короткого светового дня),"просинец"(от предзимней синевы в красках пейзажа или 1-й снежной крупы),но чаще всего исполь-зовались наименования месяца,связанные с холодом и стужей— "студень","студный", "стужайло".Декабрь год кончает— зиму начинает.Декабрь замостит,загвоздит,саням ход даст.Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.Декабрь глаз снегами тешит,да ухо моро-зом рвет.В декабре зима стелет белые холсты,а мороз через реки наводит мосты.В декабре 7 погод на дворе: веет,дует,кружит,рвет и метет.Декабрь— месяц больших волчьих стай.Считалось,что много инея на деревьях,большие снежные сугробы и глубоко промерзшая земля в декабре сулят хороший урожай на будущий год.А вот, если снег заваливал заборы вплотную,без промежутков— то,напротив,ожидалось неуро-жайное лето.Сырой и теплый декабрь предвещает поздний приход весны.Существовали для декабря и более краткосрочные приметы,по которым можно было узнать погоду на ближайшие дни или часы..Если небо закрыто тучами— к скорой метели,а,значит,не стоит собираться в дорогу.Низкие облака— к приближению холодов.Кольцо вокруг солнца— к ненастью.Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели с морозами."(ст."Старое солнце умирает,а новое- рождается.Русские народные праздники и традиции декабря",Журнал Снегирь,2023)

  ВОЛХА:

  1б."Высокие и тусклые звезды в небе сулят потепление.Сильно блестят зимою звез-ды— к морозу.Если зимою лес шумит— ожидай оттепели.Если самовар гудит— к морозу. Запел снегирь,а сорока спряталась— к вьюге.Снегирь зимою поет на снег,вьюгу и слякоть.Воробьи дружно чирикают— к теплу.Ворона кричит на полдень— к теплу,на север— к холоду.Громкое воронье карканье— к сильному морозу.Воробьи забираются в хворост,а синица пищит с самого утра— к усилению холодов.Если волки воют под жи-льем— к морозу.Декабрь считался лучшим временем для заготовки дров— срубленная именно в эту пору древесина была сухой и,следовательно,хранились дольше всего. Какие интересные народные праздники отмечались/отмечаются в декабре? 1 декабря— Платон и Роман.По первому дню зимы делали долгосрочные прогнозы о погоде на всю предстоящую зиму.Он как бы является зимой "в миниатюре",ее зеркалом.Платон да Роман кажут зиму нам.Каков Платон и Роман,такова и зима.Коли на мучеников Платона и Романа день теплый,то и зима будет теплая.Если случится в течение дня перемена, то сколько раз последует она,стольким же переменам подвергнется и зима.4 декабря— Введение.В церковной традиции этот праздник знаменует Введение во храм Богороди-цы.В народном создании "введение" ассоциировалось с понятием "ввод","начало",в смысле вступления зимы в свои права.Именно такой смысл отражают народные присказ-ки и поговорки:Введенье пришло— зиму привело.До Введения если снег выпадет,то растает.После Введения если снег пойдет,то ляжет зима."(ст."Старое солнце умира-ет,а новое- рождается.Русские народные праздники и традиции декабря",Журнал Снегирь,2023)

  ВОЛХА:

  1в."В Введенье мороз— вес праздники морозны,тепло— все праздники теплы.К Введению обычно прочно устанавли-вался санный путь и в связи с этим затевались пробные выезды на санях перед основными гуляниями,на которые месяц богат как никакой другой.Право открывать декабрьское веселье на Введение отводилось молодоженам: подбирались нарядные расписные сани, женщина одевалась в лучшие свои одежды, мужчина подпоясывался ярким кушаком и, управляя санями, старался показать свою удаль. Введенский выезд так и назывался «казать молодую».По городам открывались Введенские ярмарки и торги. Так, в Москве традиционно устраивали продажу саней, также были популярны рыбные ярмарки с сельдью,навагой и камбалой.5 декабря — Прокоп.Пришел Прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает — дорогу копает.На Прокопа принято было всей деревней выходить чтобы расставить вехи вдоль дорог, по которым путникам проще будет находить дорогу в метель и непогоду. Считалось, что с Прокопа окончательно устанавливается хороший санный путь.Удивительно как здесь имя поминаемого святого точно совпало(и не впервой)с сутью народных традиций.На Прокопия собирались муж-ские братчины(то есть совместные празднования из продуктов принесенных в склад-чину с варкой общественного пива.).Начинались ежедневные поездки мужчин в лес за дровами, которые продолжаться вплоть до весенних оттепелей. Вечерами же мужчины и парни санничали, то есть изготавливали сани и полозья, а за вечерней работой, когда вся семья собиралась вместе,принято было рассказываться сказки, фантасти-ческие истории и загадывать загадки.7 декабря — Екатерина-санница.В эту пору устраивались гонки на санях среди юношей и мужчин. Как правило, всей деревней народ собирался на каком-нибудь возвышении откуда хорошо было видно происходящее, чтобы поболеть за своих и оценить лошадей.Девушки на празднике начинали присмат-ривать себе женихов, а ближе к вечеру наступало время гаданий на суженого. Второй этап гаданий приходился на 13 декабря (Андрей Первозванный) — оба этих дня как бы предваряли самые важные святочные гадания.Вечер под Екатерину — время ворожбы.
Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.Не спится, не лежится — все про милого грустится.У невесты женихов сто один, а достанется один.Мужчины же с Екатерины нередко уходили в извоз, нанимались на зимние работы. Явление это было достаточно массовым в связи с чем сформировался и дошел до нас целый куль-турный пласт связанный с песнями ямщиков-извозчиков,темой одинокой зимней дороги, различными дорожными советами и приметами.Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
В объезд — так к обеду, а прямо — так дай бог к ночи.Не бойся дороги, были б кони здоровы.Обратная дорога всегда короче.У доброго коня версты недлинны.Либо добыть,
 либо домой не быть.Умный товарищ— половина дороги.Где дорога,там и путь.10 декаб-ря— Роман.Согласно народным приметам ко дню Романа рыбы хоронятся в зимовальных ямах и омутах,готовятся к зимовке.Однако,налимы,сиги и ряпушка идут на нерест.На лед выезжают целыми артелями для ловли снетка,которая продолжится до конца марта — пока держится лед.Лоси сбрасывают рога.Самому святому Роману принято было моли-ться о разрешении бесплодия и бесчадия.12 декабря— Парамон.Утро красное— быть декабрю ясным.На Парамона снег— быть метелям вплоть до Николина дня.13 декабря — Андрей Первозванный.Приметы и обряды дня неразрывно связаны с предыдущими гадании о суженом на Екатерину(7-го декабря)и погодными приметами на Егория(9-го декаб-ря).Андрей Первозванный как бы «подтверждает» их результаты.Девушки гадают о суженых— гадания на Екатерина и на Андрея являются как бы «репетицией» основных гаданий года,которые происходят на святки.Вторично слушают воду: тихая вода— хорошая зима,шумная— предстоят морозы,бури,метели.Результат сверяют с тем,что дал Юрьев день.14 декабря— Наум-грамотник.По заведенному обычаю именно с этого дня маленьких детей начинали учить грамоте.Во-первых,лучшего времени для учения,чем долгие зимние вечера,крестьянину просто не найти,ведь сезон с весны по осень занят заботами об урожае.А во-вторых,покровитель этого дня Наум считался связан-ным с учебой: от слова «ум».Пророк Наум наставит на ум.Кто грамоте горазд — тому не пропасть.Без муки
нет науки.Чему смолоду не научился — того и под старость не будешь знать.Во время ученья нельзя есть,а то заешь выученное.Если учишь по книге,то,окончив,должен ее закрывать,в противном случае все позабудешь.21 декабря — Коляда.Самым же широко отмечаемым в народе и значимым среди всех зимних празд-ников несомненно был день зимнего Солнцестояния (Коляда). Отмечался он в самый короткий день и самую длинною ночь в году (с 21 на 22 декабря) или — по другой версии— с 24-го на 25-е,на Солнцеворот.Именно в этот день,согласно народным пре-даниям,отмечали рождество Бога Коляды,который по сути представляет собой молодую ипостась центрального солнечного Бога славян Даждьбога. После этого начинался длительный период празднеств и гуляний, продолжавшийся около 2 недель (читать подробнее о том,почему праздники иногда длился долго и как это связано с соответ-ствием лунного и солнечного цикла — в статье про приметы и праздники сентября, см. 21-е сентября - день осеннего равноденствия).Почему же есть разные версии когда отмечался день Коляды? С 21 по 24-го световой день практически не увеличи-вается,солнце как бы стоит на месте,и только с 25-го начинается настоящий поворот к лету,свету и теплу,за счет прирастания светового дня.То есть отмечать поворот-ную точку в общем-то можно и 21 декабря(день с самой длинной ночью уже наступил, больше ночь увеличиваться не будет,закончено господство Тьмы)и 24 декабря(именно с этой даты световой день начинает ощутимо увеличиваться).Скорее всего,21-е декабря все же более правильная дата,так как остальные праздники славян также привязаны к точкам равноденствия и солнцестояния.Неудивительно,что рождение хрис-тианского Иисуса Христа— один из важнейших праздников новой веры— приходится(в григорианском календаре)почти на то же самое время— в ночь с 24 на 25 декабря.
Но вернемся, к исконному смыслу праздника Коляды. Колядень — это первый день растущего солнца, которое называлось Коло (не отсюда ли и слово «календарь» — повторяющийся цикл солнечного движения, начинающийся с Коляды?)и,соответственно,
первый день нового года, нового отсчета жизни по солнцу и под солнцем.Растущее солнце олицетворяет собой ребенка,новый цикл жизни.Таким образом праздник знаме-нует собой сезонный поворот,уход всего старого,отжившего,и приход всего сильного, нового и молодого.То есть Коляда— очередное(и вечное)возвращение света,возрож-дение и торжество Солнца над Тьмою.Главным атрибутом праздника был костер,как бы олицетворявший,призывавший и усиливавший солнце."В этом переходе от постепенной утраты к постепенному возрастанию светоносной силы солнца предки наши видели его возрождение или воскресение(=возжжение солнцева светильника)и в честь столь радо-стного события,совершавшегося в небе,зажигали по городам и селам костры.Так как около того же времени христианские правила установили праздновать Рождество Спа-сителя,называемого в церковных песнях «праведным солнцем,пришедшим с востока», то древлеязыческий праздник рождающемуся солнцу и был приурочен к Рождественским святкам."(А.Н.Афанасьев.Поэтические воззрения славян на природу,Том 3).На Коляду готовили ритуальный новогодний круглый пирог— каравай— по форме также напоминаю-щий солнце. Большинство святочных игр также содержат символику солнца или поиска солнца: например, искание золотого колечка (=солнца сокрытого Змеем во мраке зимних облаков и туманов), прыжки через костры(что зеркально летним празднованиям на Купалу — день Летнего Солнцестояния). Другой обряд, связанный с огнем — это тушение повсюду «старого» огня и зажжение «нового».Важной частью праздника было колядование — наряжение в личины и маски и хождение с песнями по дворам. В благодарность за песни и представление колядующих одаривали угощением, те же в ответ осыпали хозяев зерном на счастье и благополучие. Смысл данного действия скорее всего заключается в том, что колядующие изображают «чужих», «иномирных» существ, а также тотемных животных (частые образы — «коза», «медведь», «черт», «мертвец», старик», «старуха», «леший» и проч.), связанных с образами некоторых богов — то есть они как бы собирают угощение для Иного мира, выступают некоторым
 мостом между людьми и Предками (а также Богами и силами природы).Песни-колядки — это не что иное как пожелания благополучия дому и просьбы о взаимном обмене подарками — караваями и пирогами. Славяне верили, что в эти светлые поворотные дни отверзаются небесные врата: вода в реках и источниках получает целебную силу, а боги рассыпают щедрые дары всему миру — все с чем обратишься к открытому небу непременно сбудется.26 декабря — Евстрат, Евгений.С Евстрата наблюдают за погодой и солнцем в течение 12 суток. Каждый из 12 день покажет погоду одного месяца следующего года:26 декабря — январь,27 декабря — февраль,28 декабря — март,
29 декабря — апрель.    30 декабря — май,31 декабря — июнь,1 января — июль,
2 января — август3, января — сентябрь,4 января — октябрь,5 января — ноябрь,
6 января — декабрь,29 декабря — Аггей.Коли на Аггея сильный мороз,то он простоит до крещения.Если в этот день на деревьях иней,то святки будут теплые.*В заметке использовались материалы из книги «Круглый год,русский земледельческий календа-рь».Москва,издательство Правда,1989 г."(ст."Старое солнце умирает, а новое - рождается. Русские народные праздники и традиции декабря",Журнал Снегирь,2023)


Рецензии