О личной жизни Владимира Меньшова

Когда-то он работал токарем на заводе, матросом, грузчиком в булочной и даже шахтером. Был бедным студентом, который жил в крохотной комнате общежития и не смог оплатить шампанское и фото на собственной свадьбе. Его путь к славе был тернистым, в него никто не верил, и после учебы в театральном, куда он поступил далеко не с первого раза, Владимира Меньшова отправили в глубинку. А затем последовал оскароносный режиссерский проект "Москва слезам не верит".

Не менее популярной стала комедия режиссера "Любовь и голуби", получившая испанскую премию "Золотая Ладья". Именно из-за антиалкогольной компании в "Любови и голубях" авторы просили вырезать ряд сцен, но он категорически отказался.

Он влюбился в первую красавицу курса Веру Алентову, и несмотря на то, что их брак дожил почти до бриллиантовой свадьбы, было время, когда они расставались на четыре года. И в это время в жизни Владимира Меньшова была другая - подруга Валентины Леоновой, знаменитой тёти Вали. Прошли годы, и появилась информация о том, что у Меньшова есть внебрачный сын, но, как всегда, начнем все по порядку.

Родился будущий актер и оскароносный режиссер в Солнечном Баку в 1939 году. Его родители, родом из Астрахани, познакомились на корабле, который ходил из Баку в Иран. Отец, Валентин Михайлович Меньшов, был помощником капитана, позже работал в НКВД. А мать, Антонина Александровна Дубовская, дочь раскулаченного крестьянина. В семье, кроме Володи, в 1941 году родилась его сестра Ирина в Баку.

Семья Меньшовых задержалась в Баку ненадолго, вскоре они перебрались в Архангельск. Там маленький Володя и пошел в первый класс. Там он увлекся кинематографом, с удовольствием занимался в драмкружке и вместе с другом бегал на репетиции в местный театр.

После третьего класса родители принимают решение вернуться на свою родину в Астрахань, и школу Володя заканчивал уже в Астрахани, причем с серебряной медалью. Родители не обрадовались решению сына поступить на актерский, но и препятствовать не стали. Меньшов отправился в столицу и несколько раз штурмовал ВГИК, а потом ему все-таки улыбнулась удача, и он стал студентом школы-студии МХАТ.

В перерывах между поступлениями в театральный упорный юноша познавал разные профессии: работал токарем на заводе, матросом в Баку и даже шахтером в далекой Воркуте. Кроме того, был принят в Астраханский театр во вспомогательный состав, и именно навык работы на сцене помог Меньшову таки поступить в театральный.

Но даже когда он стал полноправным мхатовским студентом, ему тогда было уже 22 года, Меньшов не испытывал великого счастья грызть гранит театральной науки. Оказалось, это не так просто. Да и преподаватели его не особенно жаловали. После учебы в 1965 году Меньшова распределили в Ставропольский краевой драматический театр имени Лермонтова. В Ставрополе он задержался на два года. Но именно это место можно считать началом творческой биографии Владимира Меньшова.
В 1967 году он поступил в аспирантуру во ВГИКе, специально для него Михаил Ромм придумал аспирантуру по режиссуре художественного фильма.

Меньшову не сразу стал востребованным в театре и кино, но его настойчивости, целеустремленности и силе духа можно только позавидовать. Первый фильм, в котором дебютировал начинающий актер, назывался "Счастливый Кукушкин". Это был 1970 год, и ему тогда было уже 31 год. В фильме Меньшов выступил и соавтором, это была дипломная работа однокурсника Владимира Александра Павловского. Фильм получил приз на Киевском кинофестивале "Молодость 71".

"Человек на своем месте" - именно так называлась картина от Алексея Сахарова, в которой Владимир Меньшов снялся в главной роли. Это был 1972 год, и с этого момента Меньшова наконец-то заметили другие режиссеры и стали активно приглашать в свои фильмы.

Так он снялся в полюбившейся многим лирической комедии от Геральда Бежанова "Где находится нофелет?" в тандеме с искрометным Александром Панкратовым-Чёрным. Картина - своего рода мужская версия предыдущей работы Бежанова "Самая обаятельная и привлекательная".

За год до этого Меньшов снялся в не менее интересной тоже лирической комедии украинского режиссера Владимира Попкова "Год теленка", там он разделил съемочную площадку с обворожительной Ириной Муравьевой и галантным Валентином Гафтом.

Всего же фильмография Владимира Меньшова довольно обширна - более 100 картин. Причем он исполнял разноплановые образы. Мэтр считал, что только познавший все нюансы актерского мастерства на практике, пройдя через все трудности съемочного процесса, можно говорить уже о режиссуре.

А режиссерскому делу Меньшов посвятил очень много лет, сил и времени, причем все его режиссерские проекты - это некий способ удивить свою жену. Но о делах сердечных немножко позже, а пока - пока Владимир Меньшов пытается найти свое место в режиссерском мире, и первый его работы стал фильм под названием "Розыгрыш" в 1976 году.

Драма поднимает очень интересные и насущные факты молодого поколения старшеклассников, которые начинают по-новому относиться к понятию дружба, любовь, талант и соперничество. Режиссерский дебют Меньшова помогает открыть новую звезду Дмитрия Харатьяна, а также фильм стал одной из первых работ для Натальи Вавиловой и Андрея Гусева.

"Розыгрыш" побил все рекорды проката в 1976 году и получил множество наград. Зритель очень тепло встретил режиссерский дебют Меньшова.

"Москва слезам не верит" - шедевральная картина Владимира Меньшова. И стоит ли говорить о популярности фильма? Думаю, нет. Его с удовольствием смотрят и до сих пор. Скажу только, что "Москва слезам не верит" принесла режиссеру «Оскара», а также о нескольких интересных фактах фильма.
Например, мало кто знает, что в фильме должна была присутствовать постельная сцена, где Вера Алентова должна была предстать полностью обнаженной. По сюжету она приходит к женатому любовнику. Именно из-за этой обнаженки и отказались другие актрисы, претендовавшие на роль главной героини. Поэтому в постели с Олегом Табаковым пришлось быть жене Владимира Меньшова Вере Алентовой. Правда, вот никакой эротики там уже не было, руководство запретило.

Но тем не менее картина получила признание самого Брежнева. А Рональд Рейган на встрече с Горбачевым сказал, что в восторге от этого фильма и успел посмотреть его целых восемь раз!

Или, например, тот факт, что Ирина Муравьева, которая блестяще исполнила свою роль, осталась очень недовольна своей работой. После просмотра она буквально разрыдалась и сказала следующее: "Моя героиня мне совсем не понравилась, грубо. Не получилось, на местами даже пошло. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезла на экран в моем исполнении". Но зато Муравьеву зритель не просто запомнил, а полюбил на многие годы.

А Наталья Вавилова, исполнившая Сашу Тихомирову, и вовсе не помышляла стать актрисой. Меньшова стоило немалых усилий уговорить родителей Наташи, так как та готовилась к поступлению в МГИМО. И только кумир семьи Вавиловых Алексей Баталов, который лично пришел к ним домой (а чего мама Наташи чуть не упала в обморок), помог увидеть зрителю трогательную Александру в фильме.

Вырезали также сцену, когда Гурин, ставший пьяницей (а его играл Александр Фатюшин), приходит на дачу со своими собутыльниками, начинает препираться со своей бывшей женой Людмилой из-за трех рублей. Но опять руководство запретило показывать такую сцену, было сказано: "Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься". Фатюшину было очень жаль вырезанный эпизод.

Любовью всей жизни Владимира Меньшова стала актриса Вера Алентова, в браке с которой они прожили почти 60 лет.
Их знакомство произошло еще в студенческие годы в школе-студии МХАТ. Тогда у Меньшова никто не верил, кроме нее самой. Вера была первой красавицей курса - яркая внешность, тонкая талия, на нее обращали внимание многие парни, но она выбрала скромного провинциала Володю. Поначалу Вера Алентова просто дружила с однокурсником, а он и не надеялся, что первая красавица ответит ему взаимностью. Но Вера смогла рассмотреть в нем талантливого и интересного человека.

Но после учебы их пути разошлись. В МХАТе им обоим не нашлось места. Правда, Веру Алентову приняли в Столичный театр имени Пушкина. А вот Владимира отправили в Ставрополь. Но там он не смог без любимой и вернулся в Москву. Они поженились, жили скромно. На свадьбе в ЗАГСе Меньшов даже не смог оплатить фотографа и шампанское. Тогда на помощь пришли друзья.

Молодоженам даже не выделили совместной комнатой в общежитии. Им приходилось некоторое время жить в разных. Но когда Вера Алентова получила квартиру, причем сразу двухкомнатную, и молодая семья, казалось бы, наконец-то воссоединилась и счастливо заживет, но не тут-то было.
Как только Меньшов и Алентова стали жить под одной крышей, это породило массу скандалов и измен, сразу начались серьезные неприятности.. У  оказался характер с перчинкой. К тому же выяснилось, что она совсем не умеет и не любит готовить. Актриса не скупилась на придирки к мужу, вроде того, что "А почему тебя днями нет дома?". На что тот отвечал: "Я снимаю кино". В ответ получал: "Я тоже работаю в театре".

А когда родилась дочь Юлия в 1969 году, то отношения супругов и вовсе прогнулись под грузом быта. Решение о том, что супругам стоит расстаться, приняла Вера Алентова. Но Меньшов сразу же поддержал, правда, попросил не ставить штамп в паспорте о разводе.

Так они расстались на целых четыре года. За это время Юлия подрастала, отец, конечно же, ее не оставлял без внимания - часто приходил, приносил подарки. И, как Юлия вспоминала потом, что ей больше всего понравилось именно то время, когда родители жили порознь. Тогда они оба были заняты ею, единственной дочерью. А когда воссоединились, то каждый был занят собой.

Именно в период расставания и появилась в жизни Владимира Меньшова другая женщина - подруга Валентины Леоновой и знаменитой ведущей "Спокойной ночи, малыши" тети Вали. Ее звали Людмила Туева. Она была моложе Меньшова на 10 лет и очень прониклась чувствами к Владимиру.

Об их страстном и стремительном романе рассказывала сама Валентина Леонова. По ее словам, влюбленные почти сразу же стали жить вместе. Людмила была полной противоположностью Вере. Она прекрасно готовила, и быт для нее совсем не составлял труда. К тому же у них с Владимиром было много общих тем - она закончила ВГИК и тоже начинала сниматься в кино. Но потом Меньшов все-таки расстался с любовницей.

По предположению некоторых источников, это было из-за того, что Людмила не хотела рожать от женатого мужчины. Но сын у нее все-таки родится в 1977 году, и назовет она его Александр.

А в 2017 году всплыли факты о внебрачном сыне Меньшова, но он их все оспаривал. Парень никогда не искал встреч с режиссером. Возможно, это говорит в пользу того, что к Меньшову его рождение отношения все-таки не имеет.

В то же время Меньшов говорил, что если бы тогда он узнал о романе Веры на стороне, то он бы не простил. А вот она простила. Простила, видимо, потому, что любила.

Их семью возродила романтикой. Как-то дома Вере попались на глаза письма мужа, которые он ей писал, когда уезжал на съемки. Она провела весь вечер за трогательной корреспонденцией, ее сердце растаяло. В первый класс дочь Юлию повели уже оба родителя. Отчего девочка чувствовала себя на седьмом небе от счастья. После всех испытаний артистам все-таки удалось создать крепкую семью на многие десятилетия.

Владимира Меньшова не стало в живых в 2021 году. Он был госпитализирован от последствий коронавируса. Они оба заболели с супругой, и, вроде бы, заболевание прошло в легкой форме, но потом состояние Владимира Меньшова резко ухудшилось.

За его жизнь боролись лучшие доктора, но, увы, ему было 81 год. Кабинет Меньшова Вера Алентова оставила до сих пор нетронутым, признавая, что для неё муж не в прошлом, а по-прежнему здесь.

А вот что еще можно прочитать о Владимире Меньшове в СМИ.

В номере "Каравана истории" интервью от 2014 года с Владимиром Меньшовым. Он так же делится воспоминаниями о своей трудной жизни в советское время. Но делает акцент на том, что мешали ему творить не чиновники, а коллеги - режиссёры и артисты. Движущей силой товарищей по профессии была ЗАВИСТЬ!

Процитирую Меньшова: "Бывало, я давал хорошую роль, к человеку приходил успех, а потом он, наслушавшись разговоров в ресторане Дома кино, нос воротил и говорил: "Фу, это не искусство!"

Кстати, чтение заседаний худсоветов увлекательное занятие. Оказывается, что фильмы "топили", как правило, не чиновники , а коллеги-режиссеры. Как иезуитски изгалялся над шедеврами Леонида Гайдая Эльдар Рязанов - надо читать! Это отдельный талант.

Сам Владимир Меньшов стал "невыездным", между прочим, благодаря двум доносам в КГБ коллег по искусству. Именно по этой причине "Оскар" за него на сцене Лос-Анджелеса, получал атташе по Культуре (он же сотрудник КГБ) Анатолий Дюжев.

Если кто и помогал режиссеру Меньшову, то чиновники Советской власти. В 80-м, после выхода "Москва слезам не верит", вышло постановление правительства о премировании высокодоходных кинофильмов. В результате, за "Москву" режиссер Меньшов получил... 40 000 рублей. Невероятные деньги. Конечно, постановление выпустили не из-за успеха именно его фильма, а по сумме факторов. В первую очередь потому, что кинопродукция приносила в бюджет СССР миллиарды. Как правило, каждый рубль, вложенный в кино, приносил два рубля. Вполне логично делится прибылью с авторами "кассовых" фильмов. В перестройку "гонимые" Рязановы-Германы забывали об этом говорить с телеэкрана.

Что же касается Меньшова, то его "Любовь и голуби" спас кто-то из руководителей страны. Все новые фильмы традиционно возили на дачи членам Политбюро и Секретарям ЦК. Вот кто-то из них и отметил блестящее перевоплощение ленинградского актера Юрского в деревенского "алика". И это в момент, когда свои же топили меньшовский фильм за несвоевременность алкогольной темы. Картину уже отдали под ножницы сокращения, а тут Высочайшее мнение - ничего крамольного в кинофильме нет, выпускать авторский вариант!

Это уже в наше время Владимир Меньшов не найдёт денег на картину "Большой вальс", о чем с горечью расскажет "Каравану историй". Цензура денег окажется пострашнее цензуры идеологической!


Рецензии