Правдивая ложь о проигранной Ливонской войне

Иван Васильевич Грозный (Часть 5)

Победы над Казанским и Астраханским ханством, централизация верховной власти, судебных органов, создание стрелецкого войска, и передового артиллерийского парка, превратили Русь в сильного игрока на геополитической мировой арене.
В стране создавались передовые государственные мануфактуры, производившие пушки, пищали, порох, ядра, броню.

Устранив угрозу нашествия восточных ханов, Государь решил, что настало время остановить на западной границе католическую экспансию европейских «цивилизаторов» на Русь.
300-летний «Дранг нах остен» способен был прекратить только разгром Ливонского ордена и возвращение исконно русских балтийских земель.

Святой престол, который еще переживал, выбор Владимиром Красным Солнышком православной веры пытался не мытьем, так катаньем склонить Москву к церковной унии, и признанию царем и митрополитом всея Руси, главенства папы.         

Уже в 1555-56гг. иностранные путешественники, возвращающиеся из Москвы на родину, замечали, что при русских ямских дворах появились вместительные конюшни, удовлетворявшие потребности армии, а к западным границам двигались обозы с оружием, порохом, ядрами.

В 1557г. Грозный выдвинул Ливонии требование, уплатить «Юрьевскую дань», которую епископ Дерпта (русский город Юрьев) обязался ежегодно выплачивать еще деду Государя, Ивану Васильевичу III.
Получив отказ, Москва 17 января 1558г. объявила ордену войну.
40 000-тысячная русская армия под командованием Михаила Глинского, Даниила Захарьина-Юрьева и хана Шах-Али совершив пробный рейд по восточной Ливонии, покинула пределы ордена.

Напуганное мощью русских войск собрание ливонских земель велело срочно собрать 60 000 талеров для выплаты дани, однако чиновники на местах данное распоряжение проигнорировали.

В марте 1558г. ливонцы из Нарвского замка обстреляли русскую Ивангородскую крепость, располагавшуюся от города на расстоянии пушечного выстрела.

В апреле к Нарве подошли русские отряды под командованием Алексея Басманова и Данилы Адашева, младшего брата Алексея Адашева (любимец царя), и осадили замок рыцаря Шнелленберга.
11 мая в ходе массированного артобстрела в крепости возник сильный пожар, русские пошли на штурм, выбили замковые ворота и овладели городом-крепостью.

30 июня пала крепость Нейгаузен, 18 июля капитулировал Дерпт. С мая по октябрь на милость победителей сдались 20 ливонских городов.

17 января 1559г. 2,5-тысячи всадников воеводы Василия Семеновича Серебряного в битве при Тирзене разделали под орех 5-тысячный отряд Фридриха фон Фёлькерзама.

Вместо того чтобы продолжать развивать успехи компании, дворянская группировка Алексея Адашева убедила царя заключить с противником перемирие и воспользовавшись передышкой нанести удар по Крымскому ханству.

Крымский поход, летом 1559г. оказался для Москвы безрезультатным, Грозный подозревал, что «сподвижнички» специально указали ему ложную цель, чтобы обнулить успехи русской армии на Балтике.

Осенью милостивый царь отправил братьев Адашевых на ливонский фронт, искупать вину кровью. Протопоп Сильвестр получил дозволение удалиться в Кирило-Белозерский монастырь, его сын Анфим Сильвестров остался в Москве и нес службу в царской казне у таможенных дел.

В 1560г. русские войска возобновили боевые действия против ливонцев и взяли города: Мариенбург, Феллин. В плен попал предпоследний ливонский магистр Вильгельм фон Фюрстенбург, отправленный с трофеями в Москву.

«Кровожадный упырь» Грозный выделил магистру замок Любим под Ярославлем. Фюрстенбург отклонил предложение русского царя стать русским герцогом и умер, живя у тирана на полном довольствии, не ранее 1568г.
В Европе и стар и млад, верили в то, что магистра вместе с приближенными к нему лицами после капитуляции Феллина русские палачи забили железными прутами.

Ревельские купцы, присягнувшие с горожанами шведскому королю Эрику XIV, жаловались монарху, что обливаясь горючими слезами, смотрят они с городских стен как торговые суда, минуя Ревельский порт, идут в русскую Нарву.
Сигизмунд II писал английской королеве Елизавете I, что в Нарву нельзя пропускать новые образцы западных вооружений и мастеровых людей, нанятых московитами в Европе.

18 ноября 1561г. Готхард Кетлер последний магистр Ливонского ордена заключил с польским королем Сигизмундом II «Виленскую унию», согласно которой земли ордена вошли в состав польского государства. Через неделю после образования альянса, император Священной Римской империи Фердинанд I запретил купцам доставлять в Нарву товары, а шведский король приказал каперам захватывать все торговые суда, идущие в русский порт на Балтийском море.

В марте 1562г. после окончания перемирия с великим княжеством Литовским московские войска разорили посады Орши, Витебска и Могилева, а отряды воевод Ивана Мстиславского и Петра Шуйского захватили города Тарваст и Полчев.

В декабре 80-тысячную армию на Литву повел лично Иван Грозный, 15 февраля 1563г. после двухнедельной осады пал укрепленный Полоцк. Предложение Государя о перемирии Сигизмунд II проигнорировал.

26 января 1564г. в 90 километрах от Витебска под городком Чашники армия литовского гетмана Николая Радзивилла разбила русские полки под командованием Петра Шуйского. Шуйский погиб в бою, противнику достался русский обоз. Причиной поражения стало предательство князя Курбского, передавшего литовцам данные о дислокации русских войск.

Потрясенный «изменой» Грозный запустил в стране проект под кодовым названием «Опричнина».

В 1566г. в Москву прибыли литовские послы, предложившие царю разделить Ливонию.
На государственном совете Иван Васильевич решил, что мирные переговоры начнутся только после взятия русскими войсками Риги.

В июле 1569г. Польское королевство и Великое княжество Литовское подписали «Люблинскую унию», согласно которой два государства объединились в Речь Посполитую.
В ответ царь сделал сильный ход, решив создать на территории Ливонии марионеточное государство во главе со ставленником Москвы норвежским принцем Магнусом.

10 июня 1570г. принца провозгласили королем Ливонии и обручили с племянницей Государя Марией Владимировной Старицкой, Грозный подарил Магнусу эстонский город Оберпален и пожаловал Карельские земли.
Царь надеялся, что этот «норег» успокоит «западных цивилизаторов» и принесет мир на прибалтийские земли. Однако как «истинный европеец» Магнус в 1577г. вступил в тайные переговоры со Стефаном Баторием, новым королем Речи Посполитой, с 1580г. предатель уже воевал против русских.
В 1583г. Магнус наказанный Высшим судией, умер в маленьком латвийском городке Пилтене, оставив жену с двумя малолетними детьми на руках.

Весной 1571г. «злобный Цербер» османского султана крымский хан Девлет Гирей, получив разведданные, доставленные в ставку русским перебежчиком, Кудеяром Тишенковым обошел русскую оборонительную линию и сжег Москву.
Победа, купленная ценой предательства, так понравилось хану, что летом 1572г. он вновь повел к Москве 120-тысячную армию.

Грозный приказал пропустить неприятеля к столице, и перекрыть возможные пути отступления орды, с 29 июля по 2 августа 1572г. в 50 километрах от Москвы состоялось сражение при Молодях.
Русская армия буквально разорвала противника, как «тузик грелку», в Крым вернулось 15-тысяч бойцов. В ханстве образовался дефицит половозрелых мужчин, на 19 лет Русь избавилась от набегов Крымского юрта, а османский султан окончательно оставил мечты о возрождении Казанского и Астраханского ханств.

К 1576г. русские войска контролировали все ливонские земли за исключением Риги и Ревеля.

Папский нунций в Польше Викентий Лаурео доносил понтифику, что «царь варваров» выжидает момента чтобы, захватив Ригу и Ревель, поставить окончательную точку в ливонском вопросе.

Поляки, шведы, угроза вторжения через Крым османских войск вынудили Ивана Васильевича к началу мирных переговоров с поляками.

В январе 1582г. под Псковом был подписан 10-летний мирный договор, каждая из сторон признала нерушимость довоенных границ.
Иван Грозный возвращал полякам 41 город, и получал обратно 20 русских городов.
Древний враг Руси, Ливонский орден, приказал долго жить.

В 1583г. Россия и Швеция подписали мирный договор за шведами остались Ивангород, Копорье, Корела, Ям, Россия оставила за собой невскую крепость Орешек.

В учебниках для школ и вузов, современных и выпущенных во времена СССР о результатах Ливонской войны можно прочитать одну и ту же информацию:
«Ливонская война закончилась для России тяжелым поражением, Россия лишилась как завоеванных прибалтийских земель, так и части собственных территорий. Главную цель войны - получение выхода к Балтийскому морю - страна не достигла».
Странно, но историки делают вид, что не понимают, что в тот период Россия впервые выдержала коллективную агрессию Запада, противостояла ей в одиночку, сражаясь на нескольких фронтах, и получила на века потенциал геополитической выживаемости.

Мирные договора с Польшей и Швецией явились победой русской дипломатии, Стефан Баторий вернул русские города.

Грозный пообещал папе Григорию XIII после подписания мира с Баторием заключить с Ватиканом церковную унию, понтифик надавил на польского короля и тот согласился на мир с Москвой.
Как только стороны скрепили мирный договор печатями, Государь задал папскому легату Антонио Поссевино вопрос, зачем немчура бреет рыло? Легат очень сильно испугался, ничего не ответил и предпочел, поскорее убраться из Москвы. Вместе с Поссевино «рассосался» и вопрос о принятии Русью унии.

Оставшуюся жизнь посрамленный папский посланник только и делал, что писал лживые пасквили о Великом государе Иване Васильевиче Грозном.
Алексей Николаев 77


Рецензии