Последние годы правления Ивана Васильевича Грозног

Иван Васильевич Грозный (Часть 7)

7 июля 1572г. умер бездетный король Речи Посполитой Сигизмунд II Август, на вакантный престол нашлась масса претендентов: Генрих Валуа, Эрнест Габсбург, Юхан Ваза, Стефан Баторий.

В апреле польский сейм выбрал нового короля Генриха Валуа.
Став королем Польши, Генрих писал матери Екатерине Медичи: «Франция и Вы мамочка, превыше всего».
Узнав о смерти своего брата – короля Карла IX, он бежал из богом проклятой Польши.
Погоня настигла беглого короля под Освенцимом, используя красноречие, любимчик королевы-матери, убедил шляхтичей, что он «скоренько» проведает маму и вернется в Краков.
13 февраля 1575г. Генриха III Валуа короновали в Реймском соборе.   

Периодом безкрулевья (безкоролевья) не мог не воспользоваться Иван Васильевич, задумавший не мешкая подобрать бесхозное королевство. Для реализации плана, осенью 1575г. в Успенском соборе Кремля венчали на царство татарского хана Симеона Бекублатовича.
Русь виртуально разделили надвое: царство Симеона и царство Ивана Грозного. Иван Васильевич писал Государю всея Руси забавные челобитные:
«Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, сЫванцом да с Федорцом, челом бьют, чтоб еси, государь, милость показал, ослободил людишок перебрать, бояр и дворян и детей боярских и дворовых людишок: иных бы еси ослободил отослать, а иных бы еси пожаловал ослободил принять, а с твоими государевыми приказными людьми ослободил о людишках памятьми ссылатиса; а ослободил бы еси пожаловал изо всяких людей выбирать и приимать; а которые нам не надобны, и нам бы тех пожаловал еси, государь, освободил прочь отсылати. И как, государь, переберем людишка, и мы к тебе, ко государю, имяна их списки принесем и от того времяни безе твоего государева ведома ни одного человека не возьмем. А которых людишок приимем, и ты б, государь, милость показал, вот-чинишок у них отнимати не велел, как преж сего велося у удельных князей  а ис поместьишок их им хлебишко и ден-женка и всякое их рухлядишко пожаловал, велел отдати, и людишок их не ограбя велел выпустити. И которые похотят к нам, и ты б, государь, милость показал, ослободил им быти у нас безопально, и от нас их имати не велел. А которые от нас пойдут и учнут тебе, государю, бити челом, и ты б, государь, пожаловал, милость показал, по их челобитью к себе, ко государю, тех наших людишок, которые учнут от нас отходити, пожаловал не приимал (А которые от нас пойдут...и ты б, государь...пожаловал не приимал. Да покажи, государь, милость, укажи свой государьской указ, как нам своих мелких людишок держати: по наших ли диячишков запискам :и по жалованьишку нашему, или велишь на них полные имати (как нам своих мелких людишок держати: по наших ли диячишков запискам и по жалованьишку нашему, или велишь на них полные имати? Ямского приказа? Как, государь, указ свой учинишь? И о всем тебе, государю, челом бьем. Государь, смилуйся, пожалуй!»

После избрания в декабре 1575г.  польским королем трансильванского князя Стефана Батория, на Московском престоле вновь воссел Иван Грозный.
15 января 1580г. Государь собрал Собор, где обсуждался вопрос церковного землевладения. Наравне с церковными иерархами в нем участвовали бояре и служилые люди, испытывавшие на собственной шкуре острый вотчинный дефицит. Собрание наложило ограничение на дальнейший рост церковных земель и поддержало дворянство как новую государственно-образующую основу России.

В соборном приговоре напрямую говорилось о внешней угрозе, довлеющей над православием:
«Благоволением Бога и Отца, и споспешением Сына, и содейством Святаго Духа, в Троицы славимаго Бога нашего и во единстве покланяемаго милостию, Пречистыя и Преблагославеные Владычица нашия Богородицы молитвами, и всех великих чудотворцев молитвами, повелением благоверного царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, мы собрахомся в преименитом граде Москве некоих ради царских вещей, паче ж и от нележащего варварского прещения от турского, и от крымского, и от нагай и от литовъского короля, с ним же совокупишася Полша, угры, немцы Лифлянския и другия Свейския, сии все совокупившеся образом дивияго зверя распыхахуся, гордостию дмящеся, хотяху потребити православие».
Дальнейший рост церковных земель мог нанести серьезный удар по обороноспособности страны, духовенство призвали к помощи русскому воинству в решении проблемы искусственно созданного земельного дефицита.

Если в стародавние времена земли находящиеся в управлении митрополита и епископов, приобретались церковью самостоятельно, в новое время угодья монастырям дарили виднейшие землевладельцы.
Нередко настоятели не брезговали заниматься ростовщичеством, предоставляя денежные займы мирянам под залог земельных угодий. Изучив специфику ряда земельных дарений, Государь сделал вывод, что выданными кредитами церковь умело, маскировала покупку мирских земель.
Также вскрылось, что во времена опричнины, опасаясь царской немилости, и конфискации, князья и бояре передавали земли монастырям на временное хранение.

Государь упрекал настоятелей в том, что пока служилые люди защищают Родину и веру, монахи тешатся питием, а земли ими заграбастанные зарастают бурьяном.
Собор запретил приходам и монастырям впредь приобретать у мирян земли, брать закладные на наделы, в случае нарушения этого приказа, деньги и земли подлежали конфискации. Если собственник завещал землю монастырю, царь выкупал эти земельные участки и награждал ими придворных.
Таким образом, церковное землевладение было поставлено под государственный контроль, Государь предостерег Церковь от:
- тяги к стяжательству;
- праздной жизни;
- приобретения выгод и благ за счет использования трудностей ближнего.

6 сентября 1580г. царь в шестой раз женился на 27 летней дочери окольничего Марии Федоровне Нагой.
19 октября 1582г. царица Мария родила будущего чудотворца царевича Дмитрия Угличского.

В 1580г. Государь отправил к римскому папе Григорию XIII посла Леонтия Шевригина по прозвищу Истома. Он просил понтифика помочь Москве заключить мир с Баторием, и приказал Шевригину «истомить» папский двор. Послу разрешалось обещать Ватикану заключение церковной унии, золотые россыпи, хоть черта лысого, лишь бы договориться о начале мирных переговоров с поляками. 
 
В 1581г. Леонтий привез в Москву из Рима папского посланника, иезуита, Антония Поссевино. Папский легат торжественно вручил русскому самодержцу два свитка. В одном папа Григорий XIII призывал Ивана начать церковное сотрудничество между Римом и Москвой, а второй содержал текст «Флорентийской унии».

Иван Васильевич затеял с послом хитрую политическую игру, в начале которой, он попросил папского легата описать письменно различия православной и католической веры.
Поссевино написал обстоятельную записку, в которой предложил объединить христианские церкви, отметив, что уния позволит сохранить православные обряды.

Девять дней Государь детально изучал предложения итальянца, а на  десятый день ответил, что объявит решение, после подписания перемирия с Речью Посполитой.
В этот же день 47-летний Антонио помчался в ставку Стефана Батория, недели упорных уговоров увенчались успехом, 15 января 1582г. в Яме Зампольском Россия и Речь Посполитая подписали мирный договор.

Через месяц, окрыленный иезуит, прилетел в Москву. Используя отговорки, Иван Васильевич неоднократно переносил обещанную легату встречу. Через неделю раздосадованный царь принял латинянина в тронном зале.
На предложение заключить унию, он ответил, что не примет решения, не проведя публичные диспуты между православными и католическими священниками.

Во время спора царь угрюмо слушал витиеватую речь посла, выбрал удобный момент и поставил жирную точку в дальнейшем обсуждении объединения 2-х конфессий. Кульминацией стал вопрос: «для чего латиняне морды бреют».
Поссевино на него ответить не смог и засобирался домой, уже через год, находясь в Венгрии, он закончил работу над тремя пасквилями «Московия», «Ливония», «Трансильвания».
Иван Васильевич навсегда закрыл «русскую лавочку» для западных мечтателей, грезивших о создании православной униатской грекокатолической церкви.

В 1581г. промышленники Строгановы пригласили для защиты своих уральских владений  от набегов орды хана Кучума, казацкий отряд атамана Ермака, они же организовали поход казаков в Сибирь.

Сибирское ханство было слабым подобием государственного образования, татары вели кочевой образ жизни, охотились и стремительными набегами разоряли соседние племена.
Казаки, вооруженные ружьями и пушками на порядок  превосходили ханские войска, состоявшие из кавалерии и лучников.

Осенью 1581г. казаки на легких стругах выступили в поход против Кучума, перед приходом холодов на реке Серебрянке они построили Кокуй-городок, переждали в нем зиму и по весне продолжили сплав по реке Тагил.
На реке Тура казаков атаковала татарская конница, ружейным и пушечным огнем, неприятеля обратили в бегство, взяв без боя городок Чинги-Тура, в местной сокровищнице служилые нашли золото, серебро, драгоценные каменья и пушнину.
Постепенно отряд Ермака продвигался вглубь Сибири.

9 мая 1582г. казаки выиграли бой с 8-ю объединенными отрядами местных князей, а в июле разгромили противника у Бабасаснских юрт.

В захваченных городах победители возводили укрепления, оставляли администрацию и гарнизоны усиленные добровольцами из коренных жителей.

Чтобы остановить продвижение «урусов» Кучум стал собирать сильное войско.
Ермаку было на руку то, что хан укреплял власть в Сибири беспрецедентно жестокими казнями и притеснением коренных народов, о верности бойцов Кучуму оставалось только мечтать. 

В конце октября 1582г. на Чувашском мысу состоялось решающее сражение, 800 казаков сражались против 15 000-тысячного ханского войска. Слабо организованная орда не победила горстку храбрецов вооруженных передовым оружием, хан позорно бежал с поля боя. Казаки вошли в ханскую столицу Кашлык.

В город потянулись посланцы хантов, манси и татар, Ермак Тимофеевич обещал им защиту, и принимал присягу на верность Государю всея Руси.

В конце 1582г. Ермак отправил к царскому двору лихого казака Ивана Кольцо.
Грозный, услышав о победах Ермака, щедро одарил казаков. Атаману он велел передать две дорогие кольчуги, и отправил в помощь 300 стрельцов под командованием князей Семена Болховского и Ивана Глухова.

В 1583г. казаки присоединили к Руси иртышские и обские земли, после чего для Ермака Тимофеевича началась полоса неудач. В стычках с татарами погибли атаманы Брязга, Пан, Кольцо, Михайлов, с трудом из окруженного острога вырвался Матвей Мещеряк, словно предчувствуя надвигающуюся беду, атаман носил одновременно две царские кольчуги.

В начале августа 1585г. в устье Вагая отряд казаков атаковали превосходящие силы Кучума, из боя вышло несколько служилых. Ермак Тимофеевич, отягощенный царским подарком, утонул в иртышских водах не сумев доплыть до спасительного струга.

18 марта 1584г. Иван Васильевич приказал принести в покои и прочитать царское завещание, внимательно выслушав текст, он отправился в баню.
Пар и веник как всегда сотворили чудо, распаренный, переставший испытывать острую боль, Государь решил сыграть партию в шахматы, с оружничим Богданом Бельским. Расставляя фигуры на доске, он внезапно захрипел и рухнул на пол, мистически зажав в ладони белого короля.
Заморские лекари пытались целебными притираниями привести Государя в чувство, но все было безрезультатно, после непродолжительной агонии Иван Васильевич Грозный скончался.
Алексей Николаев 77


Рецензии