Заметки мимоходом 1-30 ноября 2023 года

1 ноября
Опубликовал рассказ «Четыре сестры (1-2)». Страшный случай. И реальный. Современники даже представить не могут такое. Документальное повествование надо не писать, а рассказывать, вести, следуя хронологии. Сюжетов – бесконечно и всюду. Близкие мне пропадут, если не поведаю.

4 ноября
Фейсбук, твиттер и многие сайты заблокированы. VPN не надёжные, воровство данных повсеместное. Иногда всё же удаётся заглянуть на фейсбук. Пишу на халха-монгольском: «Халхаар б;; ярь, буриадаар ярь» гэж Монголын буриадууд анд н;х;д минь хэлдэг. Гэтэл ;;рсд;; халх хэлээр ярьдаг. Би энээж байна!», то есть «Не говори на халхаском, говори на бурятском», - говорят мне мои друзья, буряты Монголии, но сами продолжают говорить на халхаском. Я смеюсь!» На фейсбук сразу начался гвалт. В общем, слышали звон, да не знают, где он, полный абырвалг.

5 ноября
Мой настоящий День рождения. Мама говорила. А записан – 5 декабря. В общем, проехали. Сегодня же, День разведки. А я – разведчик, ОСНАЗ – особого назначения, радиоэлектронная разведка, засекречивающая аппаратура. Но никогда этот бред не отмечаю, каким интеллектом от него не разило. Любая армия, всё равно и вкруговую – тупость.

6 ноября
Историю монголов мира после Монгольской империи невозможно изучать без изучения самых разных источников на языках народов Востока, очевидцев и летописцев событий. История, начавшаяся после Монгольской империи, – есть история каждой современной страны и народа.
400-летний (условный) период истории бурят-монголов невозможно представить без чтения источников, запечатлённых старомонгольским письмом и книг на кириллице, написанных на основе халха-монгольского диалекта, с вкраплениями бурят-монгольских диалектов. (Диалекты монгольских народов вместе и называются монгольским языком).
К этим условиям прибавляется основное: непременное посещение регионов, конкретных мест пребывания и проживания монголов, зрительный обзор, беседы с людьми, изучение материалов на местах.
Из имеющихся европейских источников следовало бы изучать, в первую очередь, труды ученых российского востоковедения всего XIX и первой половины XX веков. А для изучения народов Сибири, входящих в монголосферу, – труды путешественников и иностранных, в основном, германских, учёных, участников экспедиций XVIII и XIX веков. Некоторые труды учёных до сих не переведены с германского на русский язык.
Огромное значение для изучения своей истории имеют также архивные материалы, великое множество которых пылится в хранилищах.
Остальные материалы, зачастую, – перепевы или «испорченный телефон», хотя и в них могут быть ценнейшие факты, особенно в трудах местных краеведов.
P.S. Для бурят России. Чтение множества книг, разных программ, особенно современной информации, пропитанной повесткой дня и пропагандой, только на русском или бурятском языках ничего не даёт, более того уродует сознание читателя, который должен чётко осознавать реальную историю, своё место в ней, а также – настоящее и будущее своих потомков, находя правильные возможности и направления для развития и благополучия в этом мире.
К этому добавлю: настоящую историю нам никто не напишет по двум простым причинам: она не нужна властям и неизвестна российским авторам, пребывающим в образовательных и воспитательных шаблонах.
При несоблюдении этих условий отрицательные последствия обязательны, они запрограммированы. Помните об этом.

8 ноября
Монголы, не знающие свою реальную историю, потенциальные жертвы любой пропаганды и идеологии, которые для них смертельны.

* * *

Трудно вспоминается о них,
Если вы не знали и забыли,
О кочевьях, пастбищах степных,
Где когда-то предки наши жили?

И прошли сквозь бури и дожди
На конях с гуртами и стадами.
А враги остались позади
Множиться с послушными рабами.

Нет о них ни книг, ни картотек,
Ни статей, где муки и страданья.
Ни в одной из всех библиотек
Не найти о них воспоминанья.

Они молча снялись и ушли
В дали, где за далью снова дали,
Растворились где-то там вдали,
И нигде их больше не встречали…

На чужом несчастье не прожить,
Не прожили все, кто здесь остался.
Вечный выбор – быть или не быть
Человеком? Или лишь казался?

Никогда теперь их не догнать.
Это тема! Пробуйте, затроньте.
Чьи гурты, отары? Не узнать.
Чьи стада пылят на горизонте?

Написать о них с недавних пор
Каждый хочет (сам себе риторик):
И насквозь пробитый военкор,
И прошитый тщательно историк.

Может быть, в Монголии, в Барге,
Вам расскажут, как брели их кони,
О снегах, бушующей пурге,
Что не все уходят от погони.

Кто-то остаётся и в степях…
Всё забыто. Было или сплыло?
Родина – в рабах и во врагах,
И – в друзьях. И всё давно забыла.

А они уходят дальше, в даль,
С жёнами, детьми и стариками.
В небе растворяется печаль,
Оседает пыль за табунами…

9 ноября
Во избежание глупых и каких-то диких высказываний выключаю возможность комментариев к некоторым постам. Вообще, недоразвитость чудовищная. Какого-то общего, цивилизационного, развития совершенно не ощущается, знают только то, что есть в своём скотном дворе. Иногда с тоской думается: «Зачем учились?»

11 ноября
Занят доколхозной темой. В голове множество рассказов о жизни земляков в этот период. Вывел в рассказе «В гости»: маленькая девочка, перекочевавшая с отцом в Монголию, едет, одна, ночью, по огромной степи в гости к матери, оставшейся в России. Читатель, взращённый в среде колхозных орков, понимает слабо…

12 ноября
На днях я организовал встречу двух семей бурят-монголов 1980-х годов рождения. Очень близких родственников по крови. Живут по обе стороны границы, на монгольской и российской стороне. В 60 километрах друг от друга.
Встретились, смотрели друг на друга и глупо улыбались, одни не говорили на бурятском, другие – на русском. Покушали, переночевали.
Равнодушно расставшись, все облегчённо вздохнули в надежде, что больше не встретятся. У всех свои заботы и работы.
Или что-то осталось в душе? Очень надеюсь…

13 ноября
Дашбалбар (сомон в Монголии, где живут потомки бурят-монголов, эмигрировавших из России в первой четверти ХХ века)

Дашбалбар, я опять с тобою,
И пока никуда не еду.
Облака плывут над Улзою.
В пятый раз нас зовут к обеду.

Сутки: завтрак, обед и ужин,
Что главнее из всех историй,
Каждый главный, и каждый нужен,
Всё здесь практика без теорий.

И в дацан пусть никто не ходит,
Но спокойны, надёжны боги.
Время бродит туманом, бродит,
Где вообще – никакой тревоги.

Вместе с временем бродят кони,
Люди едут на иномарках,
Руль изящен, грубы ладони, –
Вся Монголия в стройках, сварках.

Над Дорнодом луна зависла,
Что ей страны, вожди, границы,
Упыри, что считают числа,
Делят расы, народы, лица…

Здесь важней всего теплотрасса,
И вода, чтобы «гор» и «холод»,
Все удобства, также сберкасса,
Унитаз, волоконный провод…

Спят собаки, овцы и люди,
Спят верблюды, коровы, козы,
Спят остывшие бузы в блюде,
И уснули в траве стрекозы.

Над Улзою встают туманы,
Погружают опять в астрал.
Дашбалбар, я уеду рано,
В Баян-дун, Баян-уул и Дадал.

Будто песни звучат названья,
Оживает тесьма предгорий,
Пробуждая во мне преданья,
Степь – поэзия всех историй.

Дашбалбар, мне твои мозоли,
Что топор и ургу сжимают –
Память предков моих до боли.
Машут вслед, меня провожают.

14 ноября
Великий праздник монголов мира – День рождения Чингисхана. Отмечено в монгольском календаре.
Первое полнолуние первого летнего месяца – День побега Тэмуужина из тайчиутского плена, который произошёл в среднем течении Онона, по современной географии – в районе Цасучейского моста Ононского района. Эта дата стала началом объединения и создания Монгольской империи, изменившей ход истории и возвеличившей слово «монгол» на все времена. Иметь такое бессмертное имя – находиться в процессе истории и величайшая ответственность.
Монголы мира должны отмечать этот день на берегу Онона – как Величайший праздник.

15 ноября
Помни! Причины – внутри тебя, снаружи – оправдания.

20 ноября
Поведал историю одинокого мухулика, который увидел в степях Монголии. Мухулик – большой короб, обитый железом, где бурят-монголы хранят добро. Это история, о которой должны знать все бурят-монголы.

26 ноября
Есть ли у монголов мира, особенно у монголов России, хоть какой-то цивилизационный шанс? Вся современная деятельность руководителей монголоязычных обществ и территорий во всех сферах и направлениях должна быть направлена на достижение положительного ответа на этот вопрос. Всякая другая деятельность означает только и только предательство интересов монголов мира.
Но для этого авторы должны иметь огромный опыт сильнейшего духовного сотрясения, которое может появиться и созреть только через глубинное исследование мировой истории, истории монголов мира, истории доминирующего народа, ибо внутри его, как в питательной среде, находится твой народ.
И ты обязан знать об этой среде всё, не говоря о языке и культуре, даже то, что неизвестно лучшим представителям этой среды, ибо это знание определяет будущее твоего народа.
Твоя задача использовать свой опыт и знания ради цивилизационного шанса монголов мира и своего народа, что возможно только при наличии собственного образа мышления, которое должно быть выше всяческих шаблонов, идеологий и доктрин, ибо ты обязан их переварить в своём мыслительном «желудке» задолго до начала своей настоящей работы, оставив только то, что обогащает. Чем становится остальное известно.
Но и этого мало. Для такого опыта и духовного сотрясения, ты должен всю жизнь находиться в самой гуще людей разных сословий, национальностей и при этом всегда помнить о своём народе, о его самых простых и безропотных людях. А говорить на диалектах монголов мира, жить в местах их проживания – твоя прямая обязанность.
Ответом на первый вопрос может быть только жизнь, отданная в жертву своего народа. Более благородной и осмысленной жизни не было и нет. После этого ответа возникает естественный вопрос: есть ли среди монголов мира такие личности, которых можно назвать раздражителями национального нерва?
И ещё несколько чрезвычайно тревожных вопросов: возможно ли изменить современный процесс развития монголов России, прошли ли они точку невозврата, кто из них содействовал и содействует сегодня уничтожению самих себя?

27 ноября
Монгольские учёные и многие востоковеды предполагают, что слово «Монгол» видоизменилось от слова «М;нг;», что означает серебро. Большой Хинган в ареале рек М;нгу (Цзилюхе, Быстрая), Ган, Дербул, Хаул – это сплошные месторождения серебра и других редких металлов. Там же, на забайкальской стороне, было добыто первое серебро России, причём монгольские названия рек сохранились до наших дней – Алтача, Мунгача, Тузяча (Тулгача – там свинец). Бурят-монголов и сегодня можно называть людьми серебра The people of silver.
На китайской стороне Аргуни и Большого Хингана очень много названий «М;нг;», один из посёлков единственной русской волости так и называется «М;нг;-Шивей», там или неподалёку от него строится большой центр монгольской истории и культуры. Вся российская сторона – история первого серебра и горнорудной промышленности России, олигархи которой и сегодня заняты добычей редких металлов.
Мне довелось жить в этих местах, проехать и пройти много труднопроходимых километров по тайге и вдоль берегов Аргуни, видеть Большой Хинган, наблюдать (в бинокль) за жизнью монголов на китайской стороне, находить следы древних горных выработок, крицу и шлак – остатки угля и железной руды. После изучения движений тюрков, когда предки монголов бежали на окраины тюрского каганата, сомнений не осталось – именно на Большом Хингане монголы плавили железо, именно там возникла легенда о расплавленной горе, именно там знаменитая прародина монголов Эргунэ кун. Остальные мнения - только мнения без никакой исторической и доказательной базы...

* * *

Назрел вопрос о национальных округах. Что они представляют в наше время? А время проявляет всё. Сегодня с её высоты видно, что национальные округа – это искусственно организованные образования, не имеющие соприкосновения с государственными границами (не менее 150 км), то есть оторванные от своей цивилизации, с целью создания максимально лояльного режиму, не имеющего своего мнения, то есть не способного самостоятельно думать населения, как пример полного перерождения той или иной национальности в рамках менталитета доминирующего большинства и его идеологии. Не субъектное, но организованное, общество воспринимает патернализм, как единственное правильное и обязательное. Но у политического патера всегда другие цели и задачи, чем у его детей:))
Все примеры, демонстрируемые такими округами, как национальные или самобытные, не имеют ничего общего с настоящими национальными явлениями, ибо их культура существует только в рамках колониальной культуры, при соответствующем режиме и финансировании, но не жизнеспособна в качестве самостоятельной в естественной жизнедеятельности того или иного народа. То есть – исчезнет финансирование, тут же исчезнет и «культура». В не субъектном, особенно патерналистском, обществе это вполне естественно и не нуждается в каких-то осуждениях, критике, размышлениях. Говорить не о чём и зачем…
Такие образования характеризуются демонстративным (пропагандистским или рекламным) стремлением к национальной самобытности, культуре или языку, которые исчезают естественным образом через три, четыре, пять десятилетий после организации административно-территориальной единицы. Идёт непрерывное конкурирование друг с другом за то, чтобы стать такими же, как и доминирующая нация, во всём походить на других людей. Меняются имена, традиции, обычаи, появляется неудержимое стремление изменить манеры поведения, внешний облик - побольше глаза, поуже скулы. Все другие люди - примеры, свои - ничтожество.
В первую очередь исчезает главный и необходимый признак нации – язык. Далее национальная одежда может смениться какой-нибудь служебной, в некоторых случаях – военной и даже полицейской. И это очень далеко от какой-либо шутки.
Совершенно иная картина проявляется при изучении национальных обществ, эмигрировавших на территории родственных народов, то есть в свою цивилизационную среду. Будучи некогда субъектным ядром того или иного народа и пройдя через беды, лишения, трагедии, эти группы людей сохранили свою культуру и самобытность, не требующие какого-то финансирования, ибо они – суть и основа их жизни. В данном случае имею в виду бурят-монголов Внутренней и Внешней Монголии.
За сто лет отдельного существования появились совершенно разные народы, относящиеся к одной цивилизации, став убедительными примерами для сравнения. Но сама тема требует кропотливого исследования, ежедневного изучения в контексте общей и частной истории при полном отсутствии мыслительных шаблонов (идеологических установок, менталитетов) разных сообществ или цивилизаций. Но такого отсутствия нет и не может быть в национальных образованиях России, где далее установок патера никто и ничего не должен видеть. То есть опять же говорить не о чём.

Постановка такого вопроса назревала давно, но сегодня отсутствие её решения на мыслительном уровне будет тормозить все возможные действия для мотивации населения (одной национальности), проживающего в национальных или вне национальных образований.
Национальные республики – близкая, но всё же отдельная, тема, во многом имеющие такие же характеристики, которые проявлены в нашей новейшей истории во всех нюансах. А национальные округа продолжат своё существование. Других образований пока нет. И чем лучше будет жить их население, тем лучше и всем остальным сородичам независимо от мест проживания.
Округа всё ещё в своих статусах, но в мыслительном процессе развитых бурят-монголов национальные административно-территориальные образования уже выглядят как пример стремление колониальной державы сконцентрировать и, может быть, даже сохранить в отдельных ареалах национальные меньшинства, которое стало только пагубной задержкой развития народов для поддержки действующих режимов. Далее эту пагубность признают и сами жители округов. Признаки такого осознания уже заметны.
Нет сомнения, что все, пусть даже искусственные, образования бурят-монголов, включая и округа, должны сохраниться. Но каким будет их дальнейший статус теперь уже решать самим бурят-монголам. Как долго будет меняться сознание жителей неизвестно, хотя именно ментальное изменение и есть развитие человека.
Отсюда другой вопрос: зреет ли в среде современных монголов России какое-нибудь субъектное ядро, без чего развитие любого народа невозможно в принципе? Это самый главный вопрос, и он, пока, остаётся открытым…

28 ноября
В определённой, в том числе и нашей, среде существуют только «За» и «Против». Если кто-то говорит, пишет, намекает, действует каким-то образом – значит «За» или «Против» кого-то. «За» и «Против» – обратные стороны одной и той же медали, это один тот же выбор, одно и то же плохое качество. Это ничтожный, убогий, искусственный мир оценок, где отсутствуют количество и качество во всех их проявлениях, а если и есть, то они всегда чужие. Поэтому в мире оценок нет и не может быть никакого развития, ибо там оно всегда конечно, а потому никто и ничего не успевает совершить. Все авторы этого мира всегда и всё измеряют, пишут под себя, для себя, попутно объясняя, что у них только черновые варианты, а некоторые заявляют, что только учатся, но завершение работы впереди. Конечно, такие утверждения присущи только дилетантам, которые никогда и ничему не научатся, а если научатся, то в течение такого долгого времени, что и солнце потускнеет.
Жизнь – не вечный детский сад и не постоянный полигон для учений.
Мир разности – другая среда, другое развитие, другие цвета, краски, мироощущения, где бесконечный выбор, в котором нет никакого «За» или «Против». Отсутствие таких понятий обрекает на благополучную жизнь и настоящие доходы, где каждое поколение живёт лучше предыдущей. Чем раньше человек сумеет понят пагубность мира оценок, тем лучше его примет мир разности, где количество всегда переходит в качество, и они всегда свои. И повторить их никто не сможет, ибо – это время, которое никому не подвластно. Жизнь – там, где бесконечность и вечность, где есть трудности, сложности, но нет никакого диктата, в котором подвластные ему существа пытаются прожить на острие иглы... Каждый автор такого мира пишет для читателя, которого бесконечно любит и отождествляет со своим alter ego, творит набело, ибо лелеет и выращивает материалы и темы всю жизнь, а теперь, показывает читателю, «обкатывая» их на каких-то ресурсах. Ведь жизнь не повторяется и не имеет черновиков.
Кстати, пост этот написан именно для авторов. Может быть, пригодится.

30 ноября
Поведал рассказ «Кража». Старинный обычай бурят-монголов: при болезни детей менять их имена, уносить и воспитывать в других местах, обманывать нечистую силу, приносящую болезни. Сплошь метафизика.
Если бы душа или вся метафизика были в человеке, то изъять их было бы не так-то легко… А если говорят об ампутации души, то, наверное, её вообще не было, а на нет и суда нет.

* * *

Настоящий писатель всегда обращается к главному вопросу. Либо ставит, либо отвечает на него. Естественно, в каждом второстепенном вопросе он безошибочно угадает главный. За какими бы тайнами и завесами он не был скрыт. В этом отличие настоящего писателя от всех остальных.


Рецензии