Мой друг Эзопс

1. Метр с кепкой

Метр с кепкой – шутливо говорят про людей малень-
кого роста. Михалис, мой кипрский друг, понимает
и любит шутку. Вот и я подшутил над ним: прозвал его
Эзопосом, в честь древнегреческого поэта-баснописца.
Михалис – не поэт, он очень-очень рассудителен, точен
в выражениях! Что ни скажет, как гвоздь вобьёт в доску.
И обличьем он похож на чудака Эзопа, каким тот пред-
стаёт в воображении людей. Ведь за шестьсот лет до
новой эры ещё не было фотографии, а портретов Эзопа
тоже не сохранилось. Думаю, даже живя при тирании, он
оставался непреклонен в своих суждениях. Известно, что
Эзоп, будучи рабом, не раз своей мудростью и хитростью
выручал хозяина, часто попадавшего в затруднительные
положения. Михалис человек доброты безграничной, но
и лукавства в нём хоть отбавляй.

– Друг мой Михалис, ты очень похож на Эзопоса, – го-
ворю я ему.
– Ты его видел, Алексис? – отвечает мне Михалис, на-
зывая меня по имени на греческий манер.
– Нет. Мне не повезло. Я в то время не жил.
– И хорошо, что не жил, тогда опасно было жить. В
рабство могли продать, – Михалис лукаво улыбается и до-
бавляет из вежливости: – Судя по твоему росту, ты был бы
господином, а я – рабом, – он намекает, что раб из меня
никудышный, так как работать руками я не умею. Ка-
рандаш могу держать, на компьютере наловчился двумя
пальцами щёлкать свои опусы. А что-то путное сделать,
починить кофеварку, например, тут же зову на помощь
Михалиса. Он на все руки мастер.
– Михалис, ты всё умеешь делать. Откуда это в тебе?
– Просто делаю, и всё. У меня нет денег, чтобы пла-
тить за работу кому-то. Вот и делаю сам.

Погрузить трубу в тонну весом на свой грузовичок?
Нет проблем. Михалис это сделал без посторонней помо-
щи.

– Невероятно. Михалис, как тебе это удалось?

Он подробно мне рассказывает, как строил из кирпи-
чей и двух брёвен сооружение, шаг за шагом всё выше на-
катывал трубу, и в конце концов она оказалась в кузове.

Чем только не занимался Михалис в своей жизни! Не
единожды он попадал в разные передряги, но всегда уму-
дрялся найти выход. Природная смекалка и опыт помо-
гали. И жизнелюбие. Всегда улыбается, обо всех говорит
хорошо или ничего. Соседу, другу детства, помочь за са-
дом ухаживать? Михалис тут как тут. А как же! Сосед стал
инвалидом, кто ему поможет?

– В молодости Адонис очень много работал, очень
много. В два раза больше, чем я. А сейчас бедный Адо-
нис в инвалидной коляске. Да и сад надо опрыскивать, от
вредителей спасать.
– А его дети?
– Заняты. Работают.
– А тебе, Михалис, друзья помогают?
– Конечно, помогают. У нас принято помогать соседу,
родственнику, другу.
Я сомневаюсь:
– Приведи, Михалис, хоть один пример, когда тебе по-
могли.
– Много было случаев. Три года назад я взял кредит в
банке и вложил деньги в выращивание виноградных ули-
ток. Хотели с приятелем во Францию продавать.

Я насторожился, мне стало интересно, потому что ви-
дел на его ферме поросший бурьяном участок.

– Приятель тебе помог?
– Нет, приятель снял деньги в банке и исчез, его поли-
ция до сих пор разыскивает.
– А бизнес?

– Обанкротились. Я банку остался должен.
– И кто тебе помог?
– Банк. Вернее, знакомый менеджер банка. Он про-
длил кредит на двадцать пять лет. Теперь я плачу банку
ежемесячно четыреста евро.
– Ну, Михалис! Ты должен двадцать пять лет выплачи-
вать долги банку. У тебя пенсия всего четыреста евро, а
на что ты жить будешь? Ничего себе помощь! До ста лет
в кабале у банка!
– Могло быть хуже. Банк мог забрать мой дом в пога-
шение долга, но они этого не сделали. Я не успею пога-
сить долг, мой сын Стелайос будет платить.
– Как же так?! Тебя обманул твой приятель! Я не ду-
мал, что киприоты могут так поступать друг с другом.
– Он был англичанином. Но это неважно. У нас на Ки-
пре тоже есть плохие люди.

Мы идём с ним вдоль моря по тропинке, и почти каж-
дый встречный здоровается с Михалисом. Мне понятно,
почему у него так много друзей и почему люди его ува-
жают.

Каждое утро, летом и зимой, Михалис идёт к морю и
плавает. Зимой вода по моим меркам очень холодная –
семнадцать градусов. Но он и меня пристрастил к утрен-
ним водным процедурам.

– Нет, Михалис, я в воду не полезу. Бррр! Холодно!
– А ты попробуй. Вначале будет холодно, а потом, ког-
да выйдешь из воды, жарко станет.

Я попробовал, и мне понравилось. Гулять по туристи-
ческой дорожке и купаться с утра стало приятной необ-
ходимостью. Вот во время этих прогулок я и наслушался
интересных историй.


2. Необычный ракурс

Мы идём к морю мимо школы. Дети с ранцами спе-
шат на занятия. На дороге лежит стекло от разбитой бу-
тылки. Михалис аккуратно собирает осколки и относит
в урну.

– Очень опасно. Дети бегают, кто-то может поранить-
ся. Вот в этой школе мои дети учились: Стелайос и Агата.
– Ты ходил на родительские собрания?
– Да. Потом меня позвали в родительский комитет.

Я молчу. Жду продолжения рассказа. Догадываюсь,
что дирекция поторопилась, пригласив его. И Михалис
молчит.

– И что, Михалис? Ты согласился? – не выдерживаю я.
– Стать членом комитета? Я предупредил их, что это
плохая идея, что им это потом не понравится. Но они уго-
ворили меня.

Оказывается, в школах Кипра те же порядки, что и
в наших, российских, но проблемы разрешаются легко,
если в родительском комитете появляется свой Михалис.
– Видишь школьную спортивную площадку и рядом
школьный двор? – говорит Михалис.
– И что? – удивляюсь я, ведь каждое утро вижу, как
дети играют в футбол, гуляют по двору. Хорошая спор-
тивная площадка. Что тут скажешь!
– Раньше учителя ставили во дворе свои машины.
Удобно. Вышел из машины – и почти сразу в свой класс
попадаешь.

Михалис рассказывает, как он предложил запретить
въезжать на территорию школы на машинах.

– Так сюда никто и не въезжает, кроме преподавате-
лей, – ответил директор.
– Я предлагаю и им этого не делать, – продолжал на-
стаивать Михалис.
– Почему? Они детей учат. Они здесь работают.
– Да. Но когда школьник пострадает от машины учи-
теля, что вы скажете его родителям?
– Где же мы будем ставить машины?
– Давайте обратимся в муниципалитет и потребуем,
чтобы школе выделили места на близлежащей парковке,
с оплатой за счёт муниципалитета.
– Неужели выделили? – спрашиваю я Михалиса.
– Да, выделили, и все остались очень довольны.
– Бесплатно? За счёт муниципалитета?
– Нет, за счёт школы, но со скидкой от тарифа в пять-
десят процентов, что тоже неплохо.

Я думаю: как бы это дело сладилось в Москве? Скорее
всего – никак. Наверное, даже всесильному московскому
мэру трудно было бы решить эту проблему. Но в Москве
хорошо развита система общественного транспорта, а на
Кипре без машины никуда: автобусы очень редко ходят.
Здесь почти каждая семья живёт в собственном доме и
имеет автомобиль, а бывает, и не один. Что сказать –
местная традиция. Поэтому здесь считаются с правами
водителей.

Это ещё что! Был случай, когда Михалис отказался
от подарков. В честь окончания учебного года устроили
банкет. Школьники пели, танцевали. Члены родитель-
ского комитета пили соки, закусывали. Михалис не при-
тронулся ни к напиткам, ни к еде. По окончании вечера
всем членам родительского комитета вручили по ящику
с продуктами. Михалису поднесла подарок жена дирек-
тора школы.

– Что это? – спросил он.
– Продукты и напитки. Подарок.
– Я это не могу взять.
– Почему, Михалис? Мы каждый год так поступаем.
Это традиция. Мы хорошо потрудились и заслуживаем
благодарности.
– Я предлагаю похвалить детей за хорошую учёбу и
устроить им утренник с напитками и закусками.

Деваться некуда. Так и сделали. Зато потом и учителя,
и члены родительского комитета с немного виноватым
видом подходили к Михалису и молча жали ему руку. Ох,
как нам порой не хватает таких уроков! Нет рядом Миха-
лиса, способного взглянуть на обычные поступки людей
под необычным ракурсом.


3. Полицейский прав, но не всегда

В городе Пафосе по боковой улочке едет машина.
Водитель не видит закрытого грузовиком знака, за-
прещающего движение. В конце улицы стоит полицей-
ский – наблюдает за водителем, нарушающим правила.
Неподалёку Михалис ожидает свою жену из магазина. Он
всё видит и всё понимает. Ему до всего есть дело. Поли-
цейский подаёт водителю знак остановиться и подходит
к нему. И Михалис тоже подходит.

– Вы нарушили правила движения, – говорит поли-
цейский, – я должен выписать вам штраф.
Водитель пытается объяснить, что он не знал, что на
этой улице одностороннее движение, что...
– В начале улицы висит знак, запрещающий движе-
ние в этом направлении! – недовольным тоном переби-
вает его полицейский.
– Я не видел знака. Простите меня, – давит на жалость
водитель.
– Это ваша проблема. Надо видеть. Будете платить
штраф за невнимательность.
Молчавший до сих пор Михалис обращается к поли-
цейскому:
– Послушайте, водитель не виноват. Я тому свидетель.
– Он виноват. И это не ваше дело! – уже раздражённо
говорит полицейский.
– Не соглашайтесь платить штраф, – обращается Ми-
халис к водителю, – идите в суд, и вы докажете свою пра-
воту. Вот мой номер телефона, я буду свидетельствовать
в вашу пользу. Здесь не прав полицейский.
– Вы оскорбляете в моём лице всю полицию. Вы по-
ощряете нарушение закона. Вы мешаете мне исполнять
закон! Предъявите ваши документы! – восклицает поли-
цейский.

Михалис показывает свои водительские права и гово-
рит примирительным тоном:

– Послушайте. Вы наблюдали за нарушающим пра-
вила движения водителем и ждали, когда он подъедет к
вам, чтобы его оштрафовать. Но вы могли остановить его
заранее, показав руками знак, что движение запрещено в
этом направлении. Я просто хочу, чтобы полиция коррек-
тно исполняла свои обязанности.

Полицейский выслушал монолог Михалиса и... согла-
сился с его мнением. Можем ли мы представить такое
развитие ситуации на дорогах в Москве?

По дороге из Ларнаки в Лимассол водители моргают
фарами, предупреждая о полицейских, контролирующих
скорость движения. Встречные машины снижают ско-
рость до разрешённой. То же самое делает Михалис. Но
ему не везёт. Во встречной машине оказался полицей-
ский, который разворачивается, догоняет и останавли-
вает машину Михалиса. И мой друг Эзопос выходит из
машины, заранее предвкушая, каков будет разговор.
– Что вам угодно? – вежливо спрашивает Михалис.
– Вы моргали фарами, чтобы предупредить встреч-
ных водителей о полицейском контроле скорости движе-
ния. Вы мешаете полиции исполнять закон.
– Какой закон я нарушил?
– Мы штрафуем водителей за превышение скорости.
А вы помогаете нарушителям уходить от ответственно-
сти. Я вас накажу за превышение скорости.
– Но я её не превышал.
– Вы поощряете других водителей превышать ско-
рость и помогаете им уходить от наказания.
– Послушайте! Правительство тратит миллионы евро,
чтобы содержать дорожную полицию. Что вы делаете?
Ловите нарушителей правил. Я моргаю фарами, преду-
преждаю водителей о недопустимости превышения ско-
рости, и они её снижают. Я хотел бы видеть того судью,
который скажет, что мои действия неэффективны. За-
метьте, я делаю это бесплатно, в отличие от полиции.
– Поезжайте. У меня нет к вам претензий, – улыбнулся
полицейский, оценив находчивость Михалиса.

Я предлагаю Михалису приехать в Москву и повоспи-
тывать наших дорожных полицейских. Уловив подвох,
Михалис говорит:

– Ну, тогда, Алексис, мне нужно привезти с собой ки-
прских полицейских.

«Браво, Михалис! Ты прав», – восклицаю я в уме. Как
я могу объяснить Михалису жизнь в Москве?! Это моя
жизнь, и я люблю её со всеми плюсами и не люблю с ми-
нусами. Но мне очень нравятся порядки на Кипре, когда
полицейский выпишет водителю штраф, но никогда не
возьмёт от него деньги, а за предложение взятки наденет
на водителя наручники. Невозможно предположить, что
Михалис предлагает деньги стражу дорожного порядка,
чтобы разойтись на договорных началах. Михалис и «до-
говоримся» – тема басни для Эзопа, но не зря Михалис,
похоже, и сам из Эзопова рода!


Рецензии