Таланту Прасковьи Жемчуговой

    Как волшебен напев среднерусский
И поля в нём, и дивный лесочек,
И негаданной встречи мгновенье -
Там, где дивно журчит ручеечёк!

// *Прасковья Ивановна Ковалёва- Жемчугова - графиня Шереметева. Первая русская поэтесса из крестьянства.
*Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова - графиня Шереметева.
Первая русская поэтесса из крестьянства - Прасковья Жемчугова - ей традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку /Я коров домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке, включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная.//
_____
Вечор поздно из лесочка.
 // Прасковья Жемчугова.*//
 Вечор поздно из лесочку 
я коров домой гнала.
Вниз спустилась к ручеёчку,
близ зелёного лужка.
   Слышу, вижу — едет барин
С поля на буланой лошади,
Две собачки впереди,
Да два лакея позади.
  Со мной барин поравнялся,
Бросил взгляд свой на меня,
Бросил взгляд свой на меня,
Да стал расспрашивать меня:
  Ты скажи, моя красотка,
Из которого села".
Вашей милости крестьянка, —
Отвечала ему я.
Отвечала я ему,
Да, господину своему.
   "Не тебя ль, моя красотка,
Не к тому ты рождена!
Ты со вечера — крестьянка,
Завтра — будешь госпожа".
  Как в Успенском во соборе
В большой колокол звонят, —
Нашу бедную крестьянку
Венчать с барином хотят.
аланту Прасковьи Жемчуговой*
_____
Вечор поздно из лесочка.
(ВАРИАНТ.)
Вечор поздно из лесочку
Я коров домой гнала,
Лишь спустилась к ручеёчку,
Оглянулася назад,
Вижу, едет барин с поля,
Две собачки впереди.
Поравнявшися со мною,
Бросил взор свой на меня.
- Здравствуй, милая красотка,
Из которого села?
- Вашей милости крестьянка,
Из Покровского села.
- Не тебя ли, моя радость,
Егор за сына просил?
Его сын тебя не стоит,
Не к тому ты рождена -
Завтра, завтра ты узнаешь,
Какова твоя судьба.
- Ах, вы, девушки-голубушки,
Сестрички мои,
Собирайтесь на подворье,
Чтоб никто нас не видал.
Мне потребны ваши думы,
Я не знаю, что начать,
Посудите, потужите,
Пожалейте вы меня.
Мне хоть барыней быть лестно,
Только Андрея больно жаль.
Что ж нам делать, что ж нам думать,
Что ж нам барину сказать?
- Ах, над нами ж его воля,
Ах, над нами ж его власть!
// *Один из ранних вариантов книжной песни конца XVIII в.//


Рецензии