Как продали Эйфелевую башню

               
     В 1889 году в Париже должна была состоятся Всемирная выставка, посвященная столетию Французской революцию. Был объявлен архитектурный конкурс на сооружение, достойное последним достижениям технической мысли того времени. Конкурс выиграло инженерное бюро Гюстава Эйфеля, с эскизом 300-метровой высотной башни, предложенной его сотрудником Морис Кешленом.
  Первоначально планировалось, что через двадцать лет башню, т.е. в 1909 году, снесут. Но 1 января 1910 года Эйфель продлевает аренду башни на 70 лет. На первой платформе башни размещались рестораны, на второй – резервуары с машинным маслом для гидравлической подъемной машины (лифтов) и ресторан в стеклянной галерее, на третьей платформе – астрономическая, метеорологическая обсерватории и физический кабинет.  Это уникальное сооружение имело потрясающий успех. Только за 6 месяцев работы выставки ее посетили свыше 2 миллионов посетителей. До настоящего времени башня может регулярно менять размеры в зависимости от времени года, так как кованое железо, чувствительно к колебаниям температуры. Башня может двигаться и выдерживать порывистый ветер, даже при порывах ветра 180 км/час, верхушка ее отклоняется на 12 см. Однако не все восторженно восприняли данное сооружение. Поступало множество протестов от жителей города, что башня уродует облик Парижа, что она требует большие затраты на свое содержание. Только, чтобы защитить башню от коррозии требовалось каждые семь лет ее красить. При этом расходуется 60 тонн краски. Для ее ремонта, а он занимал 18 месяцев, требовалось 25 высококвалифицированных специалистов. (В настоящее время покраска башни обходится в 3 миллиона евро).  Поэтому в обществе постоянно возникали споры по поводу ее дальнейшей судьбы, особенно после первой мировой войны, тогда как денег не хватало. Судьба башни волновало общество и пресса уделяло ей большое внимание и постоянно шло обсуждение этой темы среди жителей города. Этим и решил воспользоваться великий махинатор того времени Виктор Люстиг, это одно из многих его имен.
  В 1925 году в шесть фирм города Парижа поступили письма от имени генерального директора министерства почты с предложением конфиденциальной встречи с руководством для обсуждения предложения о возможной сделке. Все эти фирмы занимались скупкой и продажей металлолома. На встречу пригласили в один из фешенебельных ресторанов гостиницы Hotel de Crillon. Встретил представителей фирм, как он представился, заместитель генерального директора министерства почты граф Виктор Гюстиг. Он сразу же предупредил всех собравшихся, что речь идет о сделке, которая может вызвать весьма негативную реакцию со стороны общественности, продажу на металлолом Эйфелевой башни. Поэтому правительство просит содержание предложения держать в секрете и не распространяться. Он обратил внимание, что Эйфелевая башня обходится правительству очень дорого и ее планировали уже давно снести. После роскошного обеда, Гюстав предложил всем участникам проехать к башне и осмотреть фронт работ, а заодно он выбрал себе жертву. Больше всех эта идея привлекла Андре Пуассона, который стремился войти в деловой свет Парижа. На это и обратил внимание Виктор Люстиг и предложил ему прийти на приватную беседу. На ней Виктор заявил, что если Андре хочет опередить своих конкурентов, то необходимо, дать ему взятку. Это и сыграло определяющую роль в принятии решения. Андре поверил, что если Виктор хочет взятку, то он действительно является чиновником правительства. На поддельных бумагах от министерства почты была заключена сделка о продаже Эйфелевой башни за сумму 70 тысяч франков (в 1925 году превышало 1 миллион долларов в современном эквиваленте). Плюс к этому Виктор получил 10 тысяч франков в качестве взятки.  Получив деньги, он исчез, а Андре с документами обратился в мэрию, где ему объяснили, что башня не продается и все бумаги фальшивые. Чтобы не опозорится перед всем Парижем Андре Пуассон не стал обращаться в полицию.
  В течение месяца сделка по продаже Эйфелевой башни в прессе нигде не фигурировала, и Виктор понял, что Андре Пуассон никуда не обращался. Тогда он решил еще раз провернуть такую же операцию. Он опять появился в Париже и разослал письма, встретился с дилерами по металлу и предложил сделку. Но в этот раз жертва обратилась в полицию для проверки действительности сделки. Каким образом об этом узнал Виктор, история умалчивает, но он успел сбежать в США и его не задержали.
  Итак, Виктор Люстиг, историки полагают, что является одним из самых знаменитых мошенников своего времени. Полиция его арестовывала около 50 раз и вынуждена была отпускать за неимением доказательств. Родился Виктор в 1890 году в городе Арнау Австро-Венгерской империи. Чех по национальности, он заявлял, что родители его были аристократы и представлялся графом. Учился в Сорбонне, но не окончил, бросил, его привлекали карточные игры. Тем не менее полагают, что был широко образованным, обладал отличной памятью и владел пятью языками.
  Одна из первых известных его махинаций, это продажа станка по печатанию фальшивых долларов. Как-то находясь с малознакомыми дельцами, он как бы проговорился, что печатает фальшивые доллары и на это существует. Один из них очень заинтересовался и после длительных уговоров, Виктор согласился ему показать, но при этом заявил, что процесс длительный и требует терпения. На его глазах Виктор стал печатать доллары и когда он вытащил 100 долларов из станка, приятель стал уговаривать его продать станок. После длительных уговоров, с явным не желанием, Люстиг продал аппарат за 30 тысяч долларов и исчез.  Станок деньги не печатал, Виктор заранее вложил в него доллары.
  Путешествуя по Европе Люстиг представлялся под различными именами, выдавал себя за медиума, был карточным шулером и стал великолепным актером и манипулятором. Собирал деньги среди публики на благотворительность и исчезал с ними. На некоторое время перебрался в США, где занимался банковским мошенничеством, но попал в поле зрения полиции, вернулся в Европу. Здесь провернул сделку с продажей Эйфелевой башни и опять сбежал в США. Там умудрился взять 50 тысяч долларов у Аль Капоне, под какой-то проект, но вовремя одумался и через пару месяцев вернул.
  Начал действительно печатать фальшивые доллары и в 1935 году его полиция арестовала. Был осужден сроком на 20 лет и помещен в самую неприступную тюрьму Алькатрас, где весной 1947 года умер в возрасте 57 лет.





 
 


Рецензии