Как, порой, бывает не предсказуема судьба военного

     УДАЧА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА - ВМЕСТО ПРОЛОГА  (P.S. На фото – так выглядела разрушенная стена дома возле самого КПП прохода на аэродром Новофёдоровка, авиагарнизона Саки. Кто-то написал как ностальгия по тому настоящему, что собой представлял тогда и представляет сейчас единственный авианосец России «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Не знаю, что сейчас сделали с этой надписью, но я бы её сохранил бы как память для потомков. А в пилотке я потому, что специально приехал на аэродром, где летал и прыгал с парашютом, чтобы отметить праздник - день Воздушного Флота СССР - тянет, знаете ли...)

   Вы знаете, друзья, с тех пор, как я решил навести порядок в сети у себя в  Одноклассниках, произошло сразу несколько событий, свидетельствующих, что под лежащий камень вода не течёт. То я спокойно и не вникая, принимал всех подряд, кто просился ко мне «друзья», но, когда их число перевалило за 4000, понял, что назрело «конкретное» предложение – с этим надо что-то делать? Сначала решил больше просто никого не брать, и тут же меня нашёл в ОК один моих пилотов, подполковник, Сергей Самойлов, у которого ох как не просто сложилась его лётная судьба.

     Василий Васильевич , здравствуйте! Живу и работаю в Оренбурге . Уже 20 лет в военно-патриотической работе. Центр ,, Подросток ,, Отвечаю за спорт. Лучший воспитанник ДЮСШ - Габил Мамедов .Лучший тренер школы- Дмитрий Скопинцев. Это боксеры. В Оренбурге вся моя передняя кабина: Дудник , Ниякин , Вьюнов . Плотно общаюсь с Беловым , Шайхутдиновым. Со многими в Интернете . За вашей литературой слежу . Впечатляет ! Здорово ! Полку с командирами однозначно везло . Лучшие годы там .Лучшие полеты тоже . Летные книжки берегу как реликвии. Все личности в них… ,, Иных уж нет , а те далече … ,, Вам здоровья , добра и справедливости!!!

    Сергей был командиром корабля ТУ-16к-26, когда они с инструктором Виктором Мазитовым, моим однокашником по ОВВАКУЛ им. И.С.Полбина, 1 апреля 1988 года отбомбились вместо цели на  полигоне Сур-Пакри, двумя боевыми бомбами ОФАБ-250, по детскому саду в городке Палдиски, который расположен в 10 км от полигона на берегу Балтийского моря. Но боевой курс после цели проходит как раз через него…

   И так совпало, что в этом вылете ночью у штурмана корабля Сергея Мишакова радиолокационный прицел работал неустойчиво, и в принципе, бомбометание можно было не производить, или сбросить бомбы со второго захода, но этот полёт выполнялся в боевых порядках полка, на ЛТУ (лётно – тактических учениях), а во-вторых, боевыми бомбами, которые исключают их привоз обратно, домой. Точнее, он возможен, но зачем этот «геморрой» - подвергать экипаж риску посадки с боевыми бомбами? Это с практическими П-50-75, с которыми мы обычно выполняем боевое применение, нет никаких проблем на посадке, если их по какой-то причине сбросить не удалось, а с боевыми бомбами эти проблемы могут быть запросто. А второй момент, в чём ещё не повезло экипажу капитана Самойлова – в Палдиски закончили строительство нового Детского сада, ребристая, металлическая крыша которого, давала отличную радиолокационную засветку на бомбоприцеле штурмана и была в створе с целью, только на 10 км дальше…

    Когда на локаторе стоял круговой обзор, штурман, старший лейтенант Сергей Мишаков отлично видел цель и, что дальше в 10 км есть ещё какая-то засветка. А, когда с дальности 30 км, перешёл в секторный обзор, цель почему-то локатор видеть перестал, а засветка от крыши Детского сада была видна отчётливо. Ошибку мог предотвратить инструктор на борту, зам.комэска, майор Мазитов, у которого перед глазами на приборной доске был «дальномер», но Виктор отвлёкся и, дальше всё пошло наперекосяк. Напоминаю, вылет был в ночь с пятницы на субботу, ГРП на полигоне присутсвовала не полном составе. РЛС полигона включена не была. Бомбометание производилось в районе 6.00 утра, с  высоты 4500 метров, из-за облаков, плюс добавьте сюда усталость от бессонной ночи: подвеска бомб, проверка оружия, два с лишним часа полёт к цели, «знакомая мишенная» обстановка, к  которой  все привыкли. …

      В общем, после команды РП на полигоне «РУБЕЖ», что означает разрешение на применение оружия, у экипажа не было никаких сомнений в работе штурмана. В итоге, для жителей эстонского городка Палдиски, что в Эстонии, прилетело первоапрельское «кергуду».  ВСЮ информацию которая выше я написал по памяти, спустя 36 лет после этого трагисмешного случая.  А наша память, увы, не совершенный инструмент – имеет свойство – забывать!!! Поэтому смешно требовать от писателя абсолютной точности в описании каких-то событий, если он на тот момент не вёл ДНЕВНИКИ. Я дневники вёл в своих 4-х записных книжках, но записывал в них лишь некоторые эпизоды, касающиеся лично меня, в основном, переживания, когда, БлагоДаря помощи Бога, своего Ангела-Хранителя или собственному мастерству, остался ЖИВ. Этот случай в дневнике не записал, поэтому посмотрите, как было на самом деле:

      Бомбёжка ПО СВОИМ НА ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ

    Поскольку я пишу по памяти, написал лётчику Рифу Рафикову, который тоже служил небольшой период своей службы в Острове, и попросил вспомнить эпизод, о котором хочу рассказать. Вот его письмо:

     Здравствуй Василь Василич!!! Да, ты прав, КК был Сергей Самойлов, я с ним созвонился. Случилось это по учениям точно 1 апреля, день воскресенье, год можно вычислит по календарю, то-ли 88, то-ли 87. На полигоне сидел РП Матии Илла, в прошлом штурман 12 ОМРАП, по случаю воскресенья на полигоне не было ни кого, даже сторожа, ни что не включалось кроме связи. Мати, не глядя, прокукарекал,  что отработали  на "отлично" и спылил, продолжать отдых. Остальное все, как у тебя в записях. Самойлову это вышло боком,  в каком плане - в полку наказали  не сильно, так, пожурили ( не твоя ли заслуга?). Но он  поступал с Сашей Потаповым в академию СА, и его за этот случай «торцанули». А Потап после академии служил сначала в Югославии, а потом в посольстве в Испании, не слабо да?                Жму лапу Риф.

    ВВЧ - Так вот, добавлю некоторые детали. Скорее всего, это было 1 апреля 1988 года, но день был пятница, если верить календарю. Проходили крупные учения под руководством Главкома, с межфлотским маневром. На наш аэродром прилетела передовая команда полка ТУ-16 с Северного флота. И надо же случиться такому совпадению, главный инженер Северного полка оказался однокашником по академии им. Жуковского главного инженера моего полка, 12 омрап. Фамилию не называю, зачем лишний раз «сыпать соль человеку на рану». Сами понимаете, война войной, а пропустить такое событие «на сухую» таким орлам - это себя не уважать. Полк уже один вылет сделал на Север с бомбометанием боевыми бомбами на полигоне Кузьминское и утром готовился нанести ракетно-бомбовый удар по КУГ (корабельно-ударной группе) «западных» в Балтийском море с боевой зарядкой по одной АКР (Авиационно-крылатой ракете) КСР-5 под левой плоскостью и двумя ФАБ-500 в бомболюке.

    За два часа до вылета полка должен был вылетать доразведчик погоды и цели с такой же боевой зарядкой. Но инженеры так увлеклись воспоминаниями, что в 4 часа утра мой главный инженер забыл дать команду на вывоз боевых бомб на самолёт-разведчик. Поскольку ребята уже «приняли на грудь не по одному «александеру», выход из этой ситуации они нашли мгновенно. «Подвесим вместо двух боевых ФАБ-500 две практических бомбы П-50-75 (это калибра ОФАБ-100 кг), а командиру, т.е. мне, признаемся в этом после окончания учений» - молвил один главный инженер, и второй главный инженер его решение тут же  утвердил. Сказано – сделано. Экипажу в составе: командир корабля капитан Сергей Самойлов, инструктор, мой однокашник, зам. командира эскадрильи, майор Виктор Мазитов, штурман старший лейтенант Сергей Мишаков, остальных уже не помню, объявили, что задание не меняется, но вместо боевых бомб будут практические.

    В общем, я проконтролировал, что борт доразведчик взлетел по плану и сам прилёг на часик отдохнуть в своём кабинете. Экипаж Самойлова-Мазитова нашёл КУГ «западных»  в Балтийском море, передал координаты для основной группы, и взял курс на полигон Сур-Пакри, который расположен возле побережья на двух островах , а рядом находится ВМБ (военно-морская база) и портовый город Палдиски. И надо же такому случиться, что как раз  накануне закончился ремонт детского сада, и его накрыли новой металлической, ребристой крышей, которая давала хорошую радиолокационную отметку и оказалась строго в створе с целью. Пока развёртка бомбо прицела была круговой, штурман хорошо видел и цель, и эту новую радиолокационную отметку, но как только он перешёл на сектор, цель почему-то пропала, зато новая отметка лежала точно по курсу.

    Остальное вы можете представить из воспоминаний командира корабля Сергея Самойлова, приведённых  Рифом Рафиковым вначале рассказа. Экипаж получив оценку «отлично» от РП полигона, уходил в полной уверенности, что они всё сделали как надо. А дальше события развивались следующим образом. Полк занял места в кабинах самолётов и по зелёной ракете готовился к запуску двигателей, поскольку вылет, как это обычно бывает по учениям должен был производиться в режиме полного радио молчания. Я должен был идти ведущим. Вдруг РП вышел на связь, назвал мой позывной и проглаголил: «… Вам надо срочно выйти на связь с «Аргоном» по красному» (подрозумевается – телефону ЗАСС)

    В общем, я тут же прыгаю в свой уазик, который стоял под самолётом, быстро несусь в штаб и из своего кабинета: «Тов. Командующий, звоню по Вашему приказанию». Он мне: «Василий Васильевич, кто у тебя в воздухе?»  Отвечаю: «Экипаж Самойлов-Мазитов, и через 20 минут взлетит полк». То, что сказал Пётр Иванович Гончаров, повергло меня в шок: «Взлёт запрещаю. Экипаж отбомбился по Палдиски. После посадки немедленно сделать стенограмму записи переговоров экипажа с РП полигона и внутри по СПУ. Всем членам экипажа написать объяснительные записки о своих действиях начиная со взлёта. Штурмана полка отправить на полигон, снять кальку проводки цели. Самому завтра со всеми данными объективного контроля прибыть на Военный Совет. Самолёт за Вами я вышлю».

   Ну, и можете представить, какая карусель завертелась. А вот что я узнал уже на Военном Совете. Было раннее утро. Небо покрыто десятибалльной слоистой облачностью. Начальник военно-морской базы адмирал «N» собирался на службу. А жена ему вслед кричит: «Вань, а Вань, вынеси мусорное ведро на помойку». Он ей: «Не могу, дорогая, я уже в форме». Она ему: «Да, кто тебя сейчас увидит, рано ещё». Контр-адмирал надел фуражку, схватил ведро и помчался выполнять приказ вице-адмирала, т.е. жены, которая у военных всегда на ранг выше мужа по званию, и не только во флоте. Только он начал подходить к мусорным бакам, как вдруг прозвучали два взрыва всего в 80 метрах от него во дворе детского сада. Адмирал был бывалый, сразу понял, что это не шутки. Выбросил ведро в одну сторону, а сам упал в грязь в другую, только фуражка покатилась в лужу, т.к. вечером прошёл хороший дождь. Балтика всё-таки.

    С другой стороны детского сада в 100 метрах ехало двое пацанов на велосипедах. Их тоже просто опрокинуло, не то взрывной волной, не то сами упали с перепугу. Дело в том, что когда мы бомбим по морской цели учебными бомбами, то взрыватель на них не ставится, т.к. большой всплеск от воды всё равно позволяет точно засечь место падения бомбы. А когда цель на суше, то хотя на П-50-75 боевого заряда нет, но взрыватель обязательно устанавливают. И он, от удара взрываясь, позволяет засечь место взрыва.

    В общем, не буду пересказывать доклады должностных лиц, а потом мой «детский лепет» о происшедшем. Скажу только, что, кого не ругают – на том поставили крест. Он уже бесперспективен для службы. Но если говорить в общем, то все отделались минимальными наказаниями, учитывая «хэппи енд» этой истории. Но я, когда летел с Военного Совета, с ужасом представлял, что бы было, если бы мой главный инженер не напился и вовремя дал команду в базу на вывоз двух боевых бомб ФАБ-500. Да, вот так иногда «дяди-лётчики шутют», а потом в волосах седина появляется.

    Можно ли лётчикам как-то подстраховать штурманов в данной ситуации? Забыл сказать, что на этом самолёте их два. Можно. Достаточно потребовать, чтобы штурман заранее с учётом промерянного ветра посчитал и вам доложил время нахождения самолёта на боевом курсе от команды «Рубеж» (это означает, что бомбу можно бросать. Даже если она не попадёт по цели, она будет в границах полигона) – до команды «Работу запрещаю», т.е. дальше будет внеполигонное боевое применение оружия. Соответственно, как только прозвучит команда «Рубеж», вы сразу щёлкаете секундомером, и если штурман по истечении расчётного времени бомбу не сбросит, вы ему даёте «Запрет», не дожидаясь команды от РП полигона. Про всякие там нюансы, типа отсечных пеленгов по АРК, показаниям РСДН или дальномера я не говорю. Это интересно только лётчикам, но не рядовому читателю.

    Закончить же этот «опус» мне почему-то захотелось словами из письма банкира, писателя и горнолыжника Бориса Григорьевича Финкельштейна, которое он вчера прислал из Швейцарских Альп, катаясь на горных лыжах за себя, меня и «того парня»:

     Re: Re[2]: про шампанское - как выпить 30 грамм шампанского на спор , не откупоривая бутылку - секрет Юрия Никулина

    6 янв. 2016, в 12:05, Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru> написал(а):

     Борис Григорьевич, с наступающим Рождеством!!! Как там горы? А то моего друга Юрия только в феврале в отпуск отпустят, планирует в Альпы. Голтис сейчас с трёхмесячным сыном в Карпатах. А мы радуемся успехам друзей , и мысленно с ними...

А я пока так накручиваю километраж на вело тренажёре и мечтаю о горах.

Борис
;
Кому: Василий Чечельницкий
Вчера, 14:02

Тут все хорошо, горы, снег, только холодно. Сейчас минус 15. Но это ничего. Попозже напишу подробнее.
                Отправлено с iPad

    "Уходит многое, но многое пребудет;
Хоть нет у нас той силы, что играла
В былые дни и небом и землёю,
Собой остались мы; сердца героев
Изношенны годами и судьбой,
Но воля непреклонно нас зовёт
Бороться и искать, найти и не сдаваться»."
Это лорд Тениссон-"Улисс"(Одиссей).

     Одну строчку отсюда позаимствовал Каверин для книги " Два капитана", даже без ссылки на автора, которую выбросила цензура. Эта строка приведена также на памятнику капитану Скотту, который в числе первых дошел до южного полюса Земли и погиб (обессилил и замерз в палатке) вместе со спутниками на обратном пути. Кстати, он до последнего писал дневник, с которым в руках его и нашла спас группа. Последняя строка была: " не оставьте мою семью". Вот такой, сильный духом человек.
                Отправлено с iPad

    Рождество
Борис
;
Кому: Василий Чечельницкий
Вчера, 16:12

     Василий Васильевич, искренне поздравляю с православным праздником Рождества тебя и семью. Я уверен, что Б-г един, и перегородки, которые люди строят между собой, до неба не доходят . Дорога к храму всегда лучше любой другой. Ну, если Б-г с нами, то не все ли равно, кто против нас? Здоровья Вам и счастья!                Отправлено с iPad

    К сказанному Борисом Григорьевичем хочу добавить. Когда я читал дневники капитана Роберта Фалькона Скотта о его покорении Южного полюса Земли, которое он проиграл норвежскому путешественнику Руалу Амудсену, (тот первый достиг полюса), то врезались в память его слова жене: «О моя дорогая, сколько интересного я бы мог рассказать тебе о нашем путешествии, сидя у камина долгими зимними вечерами…»

    Роберт Скотт подписал своё последнее письмо "Моей жене". Потом зачеркнул и написал "Моей вдове". Это какое мужество и силу духа надо  иметь, чтобы так сделать.

    А вообще, вот и я о чём подумал, насколько интересной и непредсказуемой может быть жизнь военного лётчика. Надеюсь, рассказом об этом случае внеполигонного бомбометания я вас убедил, мои уважаемые господа-читатели? Счастливых Новогодних праздников!!!

     РЕЗЮМЕ – Тему Везения и Удачи мы продолжим в следующем опусе, а пока – вот что написал подполковник запаса Морской авиации России, Сергей Самойлов, когда вышел со мной на связь в ОК: «Командир , привет ! По поводу б/м на Сур - Пакри напишу отдельно и пришлю. Мишакову это стоило должности . Мне- не поступлению в Академию С А . По прошествию времени понимаю, что все в жизни взаимосвязано … Не состоялась бы учеба в ВМА , вторая половина жизни была бы другой, не состоялась бы другая семья, не было бы у меня второго сына - курсанта военного училища и … не было бы таких переживаний за его будущее !

    О Мишакове знаю следующее: жил в Португалии и…был в этом году в Острове на полковой встрече ветеранов . На фото неузнаваем , подробнее знает Леша Сердюк… Литературой по авиации занимаюсь давно… Последнее приобретение - ,,Скрытый космос ,, Каманина . Почту за честь иметь в своей библиотеке Ваш экземпляр! На любых условиях !

    В общем, вы видите, какой не предсказуемой может быть судьба военного лётчика, как и любого человека, впрочем… Всем Удачи и с первым днём Матушки – Зимы!!! Дай Бог её нам всем пережить!!!

  П.С. ПОКА ЕЩЁ НЕКОТОРЫХ беру в друзья. НЕ ПРИНИМАЮ ЛИЦ, БЕЗ ФОТО, И У ТОГО, У КОГО ЗАСЕКРЕЧЕНЫ ДАННЫЕ. Как я пойму, что Вы мне интересны? А любителей читать опусы полковника на халяву с доставкой на ДОМ И ТАК ПРЕДОСТАТОЧНО. Открывайте сами мой сайт и читайте, если интересно...


Рецензии
"Вань, а Вань, вынеси мусорное ведро на помойку». Он ей: «Не могу, дорогая, я уже в форме». Она ему: «Да, кто тебя сейчас увидит, рано ещё». Контр-адмирал надел фуражку, схватил ведро и помчался выполнять приказ вице-адмирала, т.е. жены, которая у военных всегда на ранг выше мужа по званию, и не только во флоте. Только он начал подходить к мусорным бакам, как вдруг прозвучали два взрыва всего в 80 метрах от него во дворе детского сада. Адмирал был бывалый, сразу понял, что это не шутки. Выбросил ведро в одну сторону, а сам упал в грязь в другую, только фуражка покатилась в лужу, т.к. вечером прошёл хороший дождь. Балтика всё-таки."
- и смех и грех!
Посмеялась! Написано шикарно! Но не дай, Боже! Оказаться там!
"В общем, не буду пересказывать доклады должностных лиц, а потом мой «детский лепет» о происшедшем. Скажу только, что, кого не ругают – на том поставили крест. Он уже бесперспективен для службы."- замечательно сказано!

Роберт Скотт подписал своё последнее письмо "Моей жене". Потом зачеркнул и написал "Моей вдове". Это какое мужество и силу духа надо иметь, чтобы так сделать.
Вы умеете найти корень! Всегда поражаюсь точности. Понимаю, что без него авиации нет.
С теплом!

Татьяна Немшанова   01.12.2023 19:05     Заявить о нарушении
Таня, спасибо за отзыв, Удачного дня!!! ВВЧ.

Полковник Чечель   03.12.2023 11:31   Заявить о нарушении