Если есть вера - будет и культура

Культурой спастись нельзя, но отвергнуть культуру ещё не значит спастись. Вера не требует культуры, культура не требует веры, но где нет веры, там нет культуры; где нет культуры, там нет веры. В.Б.Микушевич
Если вера не сопровождается культурой, запрещает культуру или порождает культуру странную, мрачную, ущербную - возникает вопрос: а та ли это вера? И если культура не несет в себе веры, не опирается на неё, не содержит в себе чисто религиозные смыслы и глубины, спрашивается, а культура ли это вообще? И ответ такой: не та вера паразитирует на истинной вере, и не та культура паразитирует на культуре подлинной. Культура - это душа человека, и если дух жив, он сам собой проявляется в формах культуры. Радость веры побуждает творить - писать стихи и прозу, сочинять музыку, рисовать картины, снимать кино. И если это хорошее кино, красивая музыка и картины, глубокие стихи, мудрая, талантливая проза - значит, там есть настоящая вера... И не стоит думать, что одно заведомо превосходит другое. Там, где действует Дух Божий, везде одна и та же глубина - безконечная. И то самое, что есть в Евангелии, есть и в творениях Святых, а то, что есть у них - есть и в сочинениях причастников Христовых, православных писателей, философов и поэтов - у Достоевского, Бердяева, Пушкина, у Тарковского, в самом обыкновенном сериале по телевизору в будний день, если этот сериал придумал и сделал человек, несущий в себе Христа - а в этой области нет никаких "корочек" и "удостоверений", кроме твоей собственной души, вдруг ощущающей, радостно замирающей от глубины дыхания Божиего Духа. И так Господь устраивает, что если человек искренне стремится к Нему, Он Сам ему показывает, где и в чем, и в ком Он присутствует в мире - в каких мультиках, в каких детских стишках и рассказах, в какой самой незатейливой и популярной, но искренней и сердечной музыке... И получается так, что человек весь начинает жить в Боге, а не только в воскресенье в выстаивании церковных служб. И понимать всё это очень важно в семейной жизни, в общении супругов, в воспитании детей. Церковь включает и принимает в себя весь мир, а если это нужно - даже перерабатывает нечто изначально чужое и дикое в своё, одомашнивая его, осмысляя по-своему, выявляя скрытые Божии смыслы, развивая их, объясняя, благословляя и прощая какие-то неизбежные, второстепенные и несущностные, человеческие несовершенства. А вот секта - отсекает целые живые куски, берет только часть жизни, только сектор из её полного круга, режа по живому, объявляя всё остальное проклятым и не заслуживающим внимания и даже самого бытия. И это потому, что дух там не Божий, слабый, не имеющий сил ответить на все явления жизни, замыкающийся сам в себе и там протухающий, теряющий свежесть и полнокровие, саму связь с реальностью. Поэтому можно сказать, что культура стоит на страже свободы человека, она все время сканирует подлинность его духа, напоминает ему о необходимости этой подлинности, заставляет вновь и вновь заново обращаться в глубину веры, ища там ответы на всё новые вопросы - и находя их, а тем самым открывая в самой жизни всё новую и новую глубину. 15.12.2018

http://proza.ru/2022/10/21/1090

https:// ridero.ru/books/kommentarii_k_probleskam_mikushevicha/ - бумажный вариант книги


Рецензии