Аляска. История государственности

Краткая история государственности Аляски  (1867-1959)
Автор: Эрик Гисласон
сокращенный перевод с английского

Русская Америка (1733–1867)
Департамент Аляски (1867–1884)
Округ Аляски (1884–1912)
Территория Аляски (1912–1959)
Штат Аляска (1959-настоящее время

Введение
Сто лет между «Безумием Сьюарда» (1867 г.) и обретением статуса штата (1959 г.) представляют собой интригующее, хотя и часто игнорируемое повествование о важности «великой земли» для истории Соединенных Штатов.               
Следующая краткая история государственности Аляски рассматривает этот регион в политическом и творческом контексте (смежной) истории Соединенных Штатов и подчеркивает определенные темы, выявленные в ходе этих усилий.
Во-первых, на протяжении конца 19-го и начала 20-го века Аляска служила рекламой американского колониализма. Развилась колониальная экономика, в которой большая часть природных богатств территории (полезные ископаемые, пушнина, лосось, древесина) добывалась из региона и использовалась в других местах для получения прибыли отсутствующими деловыми кругами.
Во-вторых, Аляска служила продолжением американской границы, «великой северной и западной цитаделью», по словам одного наблюдателя. Это понятие получило новый резонанс в годы холодной войны, когда Аляска представляла собой край американских интересов, которым угрожал Советский Союз.

Третья тема, - это центральная роль Аляски в многочисленных национальных политических спорах.        Дело Баллинджера-Пиншо 1910 года, более подробно описанное ниже, раскололо Республиканскую партию и имело далеко идущие последствия для политического курса США. Дискриминационное национальное законодательство, такое как законы Джонса и Уайта, продемонстрировало степень имперского контроля США. по региону. А махинации консервативной коалиции республиканцев Тафта и «диксикратов» в годы правления Эйзенхауэра задержали государственность Аляски в интересах сохранения незначительного республиканского большинства в Конгрессе.
Наконец, проблема самоопределения лежит в основе проблемы государственности: ранний отказ федерального самоуправления от самоуправления и практика налогообложения без представительства в Конгрессе должны быть знакомыми отголосками несправедливости, от которой страдали колонисты в предыдущем столетии.               
Конечный ответ на эту политику является волнующей главой в истории согласованных демократических усилий: популистская энергия Конституционного собрания и принятие агрессивного «Плана Теннесси» по созданию государственности сочетаются с национальными усилиями таких людей, как Боб Бартлетт и Эрнест Грюнинг, добиться государственности Аляски.

30 марта 1867 года государственный секретарь Уильям Х. Сьюард подписал соглашение с бароном Эдуардом Стеклем, российским посланником в Соединенных Штатах. Соглашение, широко известное как «Безумие Сьюарда» (и «Холодник Сьюарда»), передало владение огромной территорией Аляски Соединенным Штатам на сумму 7,2 миллиона долларов. Мало кто из граждан США мог себе представить, какое возможное использование или интерес могут иметь для их страны 586 000 квадратных миль земли. Однако в речи, произнесенной в Ситке 12 августа 1868 года, министр Сьюард заявил, что он не сомневается, «что политическое общество, которое будет создано здесь, сначала как территория, а в конечном итоге как штат или множество штатов, окажется достойным электоратом».   
   
Президент Эндрю Джонсон послал генерала Джефферсона К. Дэвиса командовать военными силами численностью около 500 человек для поддержания мира и порядка и ожидал, что Конгресс установит гражданскую организацию территории.
40-й Конгресс (1867-1869) принял закон, который сделал Аляску таможенным округом США, но не предпринял никаких других усилий по созданию гражданской инфраструктуры, на которую намекал президент Джонсон. Отношения между поселенцами и выходцами из Аляски были напряженными, и для поддержания порядка были призваны силы ВМФ командующего Л. А. Бердсли. В 1879-1884 годах Аляской управлял военно-морской флот, так как большая часть ее жителей проживала в прибрежной юго-восточной «рукоятке» штата.

 Принятие Первого органического закона (1884 г.) сделало Аляску гражданским и судебным округом и обеспечило территорию судьями, клерками и маршалами. Всего на тринадцать чиновников было возложено ответственность за население в 32 000 человек, из которых только 430 были белыми поселенцами.
Многие поселенцы приехали на Аляску в надежде, что территория пойдет по пути западных штатов к официальному государственному статусу.         
 Однако Первый органический закон не предусматривал возможного представительного правительства, и Аляска получила территориальный статус, очень похожий на статус рыболовства Ньюфаундленда в Британской империи 17-го века.
Правительство США установило имперский административный контроль над несмежной территорией, но из-за преобладающих проблем конца XIX века, связанных с Реконструкцией и быстрым присоединением сопредельных штатов, проявило небольшой интерес к Аляске. Хотя были распространены некоторые сообщения о богатстве мехов, тюленей, рыбы и полезных ископаемых, которые можно найти на Аляске, общепринятое мнение об этой территории было резюмировано в New York Herald Джеймсом Гордоном Беннеттом, который предположил, что любые обедневшие европейские монархи кто хочет продать бесполезную территорию, должен обратиться в «WH Seward, Государственный департамент, Вашингтон, округ Колумбия». Аляска была слишком отдаленной, чтобы вызвать большой интерес.

Клондайкская золотая лихорадка и Второй органический акт
Клондайкская золотая лихорадка 1897–1898 годов была первым событием, получившим значительную известность на великом белом Севере. В течение десятилетия 1890-1900 годов более 30 000 человек хлынули на территорию Юкона и Аляску, когда золото было обнаружено в таких местах, как Доусон, Фэрбенкс и Эстер. Горнодобывающая промышленность, рыболовство, промысел и добыча полезных ископаемых процветали, и развивалась настоящая «колониальная экономика», в которой внешние интересы эксплуатировали материальные ресурсы Аляски и получали прибыль в других местах.
В статье для Atlantic Monthly под названием «Колониальные уроки Аляски» журналист Дэвид С. Джордан заявил, что беспорядок на Аляске можно объяснить четырьмя причинами: «отсутствием централизации власти и авторитета, недостатком научных знаний, отсутствием личного и общественные интересы, а также использование должностей в качестве политического патронажа».

 Могут ли США с чистой совестью поднять свой флаг над колонией, если они не готовы заботиться о ней? Оценивая ситуацию, президент МакКинли признал острую необходимость в дальнейшей гражданской организации на Аляске и призвал к законодательному смягчению, которое позволило бы решить огромное количество нерассмотренных гражданских и уголовных дел на Аляске.
В 1900 году Конгресс принял официальный гражданский и уголовный процессуальный кодекс, назначил больше судей и ввел систему налогообложения. Кроме того, был установлен беспошлинный обмен товарами с Канадой и было одобрено строительство железной дороги между портовым городом Сьюард и городом Фэрбенкс во внутренних районах страны для облегчения распределения товаров.

Усилия по обеспечению самоуправления осложнялись влиянием в Вашингтоне «Аляскинского синдиката», образованного в 1906 году благодаря состояниям Дж. П. Моргана и Гуггенхайма. Синдикат приобрел крупный медный рудник Кенникотт-Бонанца и контролировал большую часть пароходных и железнодорожных перевозок Аляски, а также большую часть консервной промышленности из лосося.
Лобби Синдиката в Вашингтоне успешно выступило против любого дальнейшего расширения самоуправления Аляски. Джеймс Уикершем, назначенный на должность судьи Аляски в 1900 году президентом Мак-Кинли, был встревожен потенциальным влиянием объединенных интересов на территории и начал борьбу за самоуправление Аляски. Уикершем утверждал, что ресурсы Аляски следует использовать на благо всей страны, а не эксплуатировать избранную группу крупных, заочно контролируемых интересов - самоуправление, по его утверждению, обеспечит более справедливое использование природных богатств территории.

Второй органический акт, принятый Конгрессом США в апреле 1912 года, предоставил Аляске статус официальной территории и предусматривал избранный законодательный орган из восьми сенаторов и шестнадцати членов палаты представителей.
Конгресс, однако, отказался предоставить значительные полномочия этому законодательному органу или сделать должность губернатора территории избиранной всенародно. Все, что делал местный законодательный орган, подвергалось одобрению (не)одобрению Конгресса.

Федеральное правительство сохранило за собой право регулировать запасы рыбы, дичи и меха на территории - функция, в которой до сих пор не было отказано ни одной организованной территории. Эти ограничения вызовут раздражение жителей Аляски и в конечном итоге приведут к попыткам внести поправки и изменения во Второй органический закон. Тем не менее, этот официальный акт о регистрации, принятый Конгрессом, еще более прочно привязал регион к Соединенным Штатам.
Северо-западный указ 1787 года заложил основу территориальной системы США. Две последние смежные территории США, Нью-Мексико и Аризона, стали штатами в 1912 году. Однако Аляска (как и Гавайи и Пуэрто-Рико) была несмежной и малонаселенной. Эти два фактора, а также неуверенность Конгресса в отношении коренного небелого населения Аляски, состоящего из алеутов, индейцев и эскимосов, осложнили государственность Аляски.

Заочные интересы и колониальная эксплуатация
В 1916 году население Аляски составляло около 58 000 человек, когда Уикершем  представил первый законопроект о государственности Аляски. Это не удалось из-за отсутствия интереса со стороны жителей Аляски.
Попытки внести поправки во Второй органический закон, который не полностью освободил рыбную промышленность Аляски от влияния «Рыбного треста», заняли много времени, но оказались бесплодными. Фактически, некоторые законы Конгресса носили откровенно дискриминационный характер по отношению к территории.
Закон США о морском судоходстве 1920 года, обычно называемый «Законом Джонса» по имени его спонсора, сенатора Уэсли Джонса из Сиэтла, предусматривал, что все коммерческие суда, курсирующие между американскими портами, должны принадлежать американцам и быть построены американцами. Таким образом, все товары, ввозимые на Аляску или вывозимые из нее, должны были перевозиться американскими перевозчиками, а это означало, что вся доставка должна была проходить через Сиэтл.

Верховный суд постановил, что, поскольку Аляска официально не является штатом, положение Конституции о том, что один штат не должен контролировать торговлю другого, не защищает Аляску.               
Направлять корабли через канадские порты Ванкувер и Принс-Руперт было бы для жителей Аляски намного дешевле; тем не менее, согласно постановлению суда, Закон Джонса позволил деловым кругам Сиэтла взимать цены за доставку намного выше средних. Это, в свою очередь, повысило стоимость жизни на Аляске и переправило аляскинские доллары с территории в карманы вашингтонских бизнесменов.
Еще один дискриминационный закон, Белый закон 1924 года, как федеральные чиновники, так и представители отрасли называли «Великой хартией сохранения рыболовства». Фактически, «Акт Уайта» отдавал предпочтение ловушкам крупных компаний и препятствовал развитию мелких операторов на Аляске.
В соответствии с условиями Второго органического закона Аляска была разделена на четыре округа, каждый со столицей: Первый судебный округ (юго-восток Аляски) в Джуно; Второй дивизион (северо-запад Аляски) в Номе; Третья дивизия (юг и центральная Аляска) в Вальдесе, а затем в Анкоридже; и Четвертый дивизион (внутренний) в Фэрбенксе. Юго-восточный дивизион, или регион «Панхандл», имел самое большое население и начал задаваться вопросом, может ли он стать штатом, отдельным от трех других менее населенных дивизий.
Государственный контроль над Аляской был главной заботой, поскольку более 52 федеральных агентств принимали участие в повседневной работе Аляски! Раздраженный Уикершем заявил, что «сегодня на Аляске действительно существует правительство Конгресса, более оскорбительно бюрократическое по своим основным принципам и практике, чем то, которое существовало здесь в течение семидесяти лет российского правления при царе». 

Попытки федерального правительства в 1920-х годах рационализировать администрацию не имели большого успеха, изменив ни бюрократический контроль над развитием Аляски, ни несправедливое законодательство Конгресса, а эксплуататорские ресурсные отрасли соседних штатов все еще имели возможность полностью лишить многих жителей Аляски источников средств к существованию.
Депрессия сильно ударила по Аляске, поскольку цены на рыбу и медь, два основных товара на территории, упали. Между 1929 и 1932 годами рабочая сила сократилась более чем вдвое, а заработная плата упала. Помощь пришла от программ Нового курса, таких как Закон о национальном восстановлении лесов 1933 года и различные строительные работы Управления общественных работ.

Наиболее известной среди усилий правительства на Аляске во время Великой депрессии является схема колонизации долины Матануска 1935 года. Президент Франклин Д. Рузвельт предполагал, что американцы из депрессивных сельскохозяйственных районов могут быть переселены в регион Матануска-Суситна на Аляске и получить новый шанс на сельскохозяйственное самообеспечение. Около 1000 колонистов были выбраны из примерно 15 000 претендентов, в основном из Мичигана, Висконсина и Миннесоты, исходя из предположения, что климат этих районов, аналогичный Аляске, лучше всего подходит поселенцам для жизни на Севере.
Схожая, но совершенно неудачная идея заключалась в «Отделе колонизации Аляски Объединенной ассоциации улучшения Конго» доктора Джо Томаса, который провозглашал, что «Аляска предлагает американским неграм полные политические права».  UCIA просил президента Рузвельта поселить около 400 негритянских фермеров на Аляске, но существующие расовые предрассудки и преобладающие убеждения, что только люди с северных земель подходят для жизни на Аляске, обрекли это предложение на провал.

Годы войны: десятилетие роста
Хотя «Новый курс» помог Аляске, потребовалось событие гораздо большего масштаба и цели, чтобы по-настоящему вывести территорию на национальную арену.
Еще в 1933 году делегат Энтони Дж. Даймонд признал Японию угрозой безопасности Америки и попросил Конгресс предоставить военные аэродромы и самолеты, шоссе, которое свяжет территорию с Соединенными Штатами, а также армейские гарнизоны. Сообщив своим коллегам в Палате представителей, что японские рыбаки у побережья Аляски на самом деле были замаскированными военными, разведавшими информацию о гаванях Аляски, Даймонд заявил, что Аляска является таким же ключом к Тихому океану, как и Гавайи, и ее необходимо защищать.
В 1940 году Конгресс выделил деньги на военные объекты, но потребовались бомбардировки Перл-Харбора и оккупация Японией в 1942 году островов Атту и Киска на Алеутской гряде, чтобы военная мобилизация началась всерьез. Миллиарды долларов расходов на оборону поступили в штат в результате строительства Аляскинского шоссе, захвата и последующего укрепления Алеутских островов, а также строительства военных баз по всему штату. В 1940 году около 1000 из 75 000 жителей Аляски были военными.      
К 1943 году 152 000 из 233 000 принадлежали к вооруженным силам, дислоцированным на Аляске. И хотя послевоенное население сократилось примерно до 99 000 в 1946 году, военные расходы времен холодной войны вернули его к 1950 году примерно до 138 000. Годы войны безвозвратно изменили Аляску.

Внимание национальной прессы все больше повышало осведомленность о ситуации на Аляске, которую Ричард Л. Нойбергер в Newsweek описал как «феодальное баронство», где горнодобывающие и рыболовные корпорации, принадлежащие отсутствующим владельцам, вывезли миллионы природных ресурсов и почти ничего не оставили после себя в форме социальных и экономических благ – «разграбленная земля».
Становилось все более очевидным, что сведение к минимуму территориальных органов власти и налоговых структур приносило пользу интересам региона Сиэтла, таким как Alaska Steamship Company и Northland Transportation Company, которые пользовались эффективной монополией на пароходные перевозки и судоходство и взимали необычно высокие ставки. Аляскинские бизнесмены, такие как Остин Э. «Кэп» Латроп - главный «капиталист» Аляски, - смогли получить большую выгоду от минимальных налогов и выступали против статуса штата, опасаясь, что более строгие налоговые законы могут ухудшить их положение.

Фракция, выступающая против государственности, имела мощное влияние на территории и могла бы подавить проблему, если бы не два особенно энергичных сторонника государственности, Эрнест Грюнинг и Э. Л. «Боб» Бартлетт.
Эрнест Грюнинг, житель Востока с историей прогрессивной политики, был директором по рекламе кандидатуры сенатора Роберта М. Лафоллета в президенты в 1924 году, .
В 1939 году Рузвельт назначил Грюнинга губернатором Аляски.              Эдвард Льюис «Боб» Бартлетт, с которым Грюнинг должен был тесно сотрудничать в течение следующей четверти века, служил секретарем делегата Конгресса Энтони Дж. Даймонда, оставаясь в Вашингтоне до 1934 года.
Бартлетт некоторое время управлял россыпным золотым рудником до того, как Рузвельт стал президентом. Рузвельт назначил его секретарем Аляски в январе 1939 года. В 1944 году Бартлетт баллотировался и получил должность, с 1945 года делегат Бартлетт был единственным представителем Аляски в залах Конгресса.
Движение к государственности: законодательные и популистские усилия.

Губернатор Аляски (Грюнинг), делегат Конгресса (Бартлетт) и представитель представителей деловых и профессиональных кругов территории, предприняли многочисленные законодательные усилия по достижению статуса штата Аляска.  Грюнинг был разочарован тем фактом, что после трех десятилетий пребывания под американским флагом Аляска все еще не имела адекватных дорог, аэродромов, туберкулезных больниц и надежного судоходства по разумной цене.                Более того, вопрос о правах аборигенов еще не был решен, и поселенцы еще не имели законной возможности приобретать землю у федерального правительства. Он считал, что единственными инструментами, с помощью которых жители Аляски могли бы улучшить свое тяжелое положение, были два сенатора Соединенных Штатов и представитель в Палате представителей, каждый из которых имел право голоса.
Прохождение референдума 1946 года в пользу государственности со счетом 3:2 привело к созданию позднее в том же году Ассоциации государственности Аляски — специальной группы заинтересованных граждан.

Многие жители Аляски заявили о своем стремлении к государственности.
Комитет по государственности Аляски был сформирован в 1949 году для активизации усилий по созданию штата, призывая национальные и профсоюзные организации, редакторов газет и губернаторов штатов поддерживать и пропагандировать ситуацию на Аляске.   
Законопроект о государственности был принят Палатой представителей 186 голосами против 146 в начале 1950 года, но был отклонен в Сенате коалицией консервативных республиканцев и южных демократов. Эта коалиция  выступала против вступления Аляски в Союз, опасаясь, что ее голос в Конгрессе будет голосом демократов.
Корейская война, которая началась в июне 1950 года и продолжалась до 1952 года, фактически отодвинула на второй план вопросы государственности Аляски.
Конституционный съезд 1955 года состоялся в «Зале Конституции» на территории Университета Аляски в Фэрбенксе. Здесь сенатор Эрнест Грюнинг выступил со своей воодушевляющей речью «Давайте покончим с американским колониализмом». Съезд получил феноменальную национальную известность и получил высокую оценку многих журналистов.

В 1956 году принята Конституция  штата была принята подавляющим большинством жителей Аляски.
Весной 1956 года жители Аляски избрали Эрнеста Грюнинга и Уильяма Игана избранными сенаторами, а Ральфа Дж. Риверса избранным представителем Палаты представителей. Поскольку на Аляске прочно утвердилась поддержка государственности, теперь была подготовлена почва для активизации усилий национального Конгресса.

Государственность достигнута
Конгресс в январе 1958 года полностью одобрившего государственность Аляски.  3 января 1959 года президент Эйзенхауэр подписал официальную декларацию, согласно которой Аляска стала 49-м штатом. Новый американский флаг состоял из семи рядов по семь звезд в каждом.

Административное деленияе Аляски

Боро (англ. borough) — вид муниципалитета в штате Аляска, административная единица
В Аляске насчитывается 14 боро с административным центром:

Бристол-Бей;
Восточные Алеутские острова;
Денали;
Кадьяк-Айленд;
Кенай;
Кетчикан-Гейтуэй;
Лейк-энд-Пенинсула;
Матануска-Суситна;
Норт-Слоп;
Нортуэст-Арктик;
Хейнс;
Якутат.
Неорганизованные боро
Основные статьи: Неорганизованный боро и Зона переписи населения
Часть территории Аляски не имеет достаточного количества населения для создания местного самоуправления. Из таких территорий сформирован неорганизованный боро, который в целях переписи населения и удобства управления был поделён на зоны переписи населения. Таких зон в Аляске 11.

Символы штата Аляска:
Флаг Аляски На синем фоне флага изображены восемь пятиконечных звёзд: семь из них символизируют созвездие Большой Медведицы, а восьмая — Полярную звезду.
Печать Аляски
Девиз : «North to the future» «На север в будущее»
Официальный цветок Аляски-Незабудка

* В законе США органический акт является актом Конгресс США, который устанавливает территорию США и определяет, как ею следует управлять, или агентство для управления определенными федеральными землями. В отсутствие органического закона территория классифицируется как неорганизованная.

См. Аляска. Мифы и реальность
http://proza.ru/2023/12/01/1140


Рецензии