Анна Политковская

Анна Степановна Политковская (урождённая Мазепа; 30 августа 1958[1][2][…],  — 7 октября 2006[3][2][…],  — российская журналистка, пресс-секретарь издания «Новая газета», общественная деятельница, правозащитница и писательница. Уделяла особое внимание конфликту в Чечне. 7 октября 2006 года была застрелена.Политковскую застрелили 7 октября 2006 года в лифте её дома в центре Москвы (Лесная улица, дом 8)[33][34][35]. Сотрудники милиции нашли рядом с её телом пистолет Макарова с глушителем и четыре гильзы. Первые сведения указывали на заказное убийство, так как было произведено четыре выстрела, включая контрольный выстрел в голову. Анна Политковская была убита в день рождения Владимира Путина[36][37] и спустя два дня после дня рождения Рамзана Кадырова[38].

Как убили Анну
Логотип YouTube Фильм «Новой газеты» к 15-й годовщине убийства Анны Политковской (1 час 53 мин.)

Могила Анны Политковской на Троекуровском кладбище в Москве
По версии следствия, организатором преступной группы являлся один из лидеров «лазанской» группировки Магомед Димельханов. К последнему весной 2006 года поступил заказ на убийство Политковской, поскольку к журналистке имели «серьёзные претензии большие люди в Чечне». Выполнение заказа было поручено братьям Махмудовым, которые привлекли к делу рыночного торговца и шофёра банды Ахмеда Исаева. Пытаясь установить адрес Политковской, преступники обратились к бывшему оперативному сотруднику этнического отдела РУБОП Сергею Хаджикурбанову, который свёл их с подполковником Павлом Рягузовым, работавшим в отделе ФСБ по Центральному административному округу Москвы. Рягузов определил по базе данных ФСБ и передал адрес Политковской бывшему главе Ачхой-Мартановского района Чечни Шамилю Бураеву[39]. Рягузов также снабжал банду информацией о её телефонных переговорах. Кроме того, Хаджикурбанов организовал слежку за Политковской, обратившись за помощью к сотрудникам оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрию Лебедеву, Дмитрию Грачёву и Олегу Алимову. К делу был также привлечён бывший милиционер, работавший в ЧОПе, Алексей Беркин. По сведениям газеты «Время новостей», все представители силовых структур, проходившие по делу об убийстве Политковской, «не знали, о чём именно идёт речь, не были знакомы с киллером и заказчиком и выполнили за деньги левую работу»[40]. Непосредственным исполнителем убийства следствие назвало Рустама Махмудова — брата Ибрагима, Джабраила и Тамерлана Махмудовых[41][42].

В августе 2007 года главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов заявил, что доволен тем, как проводится расследование убийства: «Доводы следствия чрезвычайно убедительны и профессиональны». В то же время в редакции не стали отказываться от собственного журналистского расследования происшедшего[43].

В начале 2008 года руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России Дмитрий Довгий заявил, что заказчиком убийства Политковской выступил Б. Березовский, осуществивший свой замысел с помощью чеченского преступного «авторитета» Хож-Ахмеда Нухаева[44].

20 мая 2014 года суд вынес приговор по делу об убийстве Политковской[;].
...
Александръ Дунаенко

Я не читал подряд все статьи Анны Политковской. Потому что они все были об одном: о несправедливости. О горе. О том, как о нас вытирает ноги власть.
Увидев под статьёй подпись «Анна Политковская», отводил в сторону глаза: прочитаю, но не сегодня. Потом. Так прячут голову в песок страусы.

И всё же каждый день я ощущал её присутствие. Совесть? Да. Как совесть. Которая всегда напоминает, как бы нужно правильно поступать, как жить. И причиняет боль, когда – нечаянно, или же сознательно, делаешь что-то ей наперекор.

Переехав десять лет назад из Казахстана в Россию, я думал, что у нас перед большинством бывших советских республик есть огромное преимущество: у нас есть Юрий Щекочихин, Виктор Шендерович, Елена Боннэр, Галина Старовойтова, Анна Политковская.
В Казахстане таких нет. Может быть, отчасти и потому, что нет изданий, в которых могло бы прозвучать мнение, отличное от позиции, которую занимает правительство этой страны.
Но мы постепенно становимся, как те, кого всегда привыкли считать своими братьями меньшими - Туркмения, Казахстан, Узбекистан.
И нет уже в живых ни Щекочихина, ни Старовойтовой. Нет Анны Политковской.

Как это ни странно звучит, но, наверное, есть что-то положительное в однопартийной печати. Убивать журналистов из одинаковых по всей стране газет просто не имеет смысла.
Наши власти уж сколько намекают непослушным изданиям: налоговыми проверками, спорами хозяйствующих субъектов – ну, заткнитесь же вы, наконец! Ну, смените ориентацию. И всё у вас будет в шоколаде. ЧК подскажет темы.
 Например, про камень, в который гнилые и тупые западные шпионы напихали всякой электроники.
Хороший журналист Мамонтов быстро снял кино про это. Кино с удовольствием показал самый главный телеканал.
Конечно, рассчитывать на какую-нибудь журналистскую премию хорошему журналисту с этим фильмом совсем невозможно, но зато никто к нему домой не придёт искать наркотики.
И он совершенно никому не нужен, чтобы расстреливать его в подъезде.

Расстрел журналиста – это признание. У нас в России это такая последняя награда журналисту за честный, самоотверженный труд. За патриотизм. Высшая награда.Говорят, рассматриваются разные версии мотивов убийства Анны Политковской. А чего тут гадать? Если спросить, кому это было нужно, кому выгодно, то – кроме наших всенародно любимых властей – кому ещё она мешала?
Кто пытался её отравить? Студент-химик? Маньяк-одиночка? Или помешала Политковская бандитским группировкам делить сферы влияния?

Если вспомнить нашу славную историю, то всё это очень напоминает уголовщину, которой наше государство успешно стало заниматься с 1917 года.
Конечно, не пойман – не вор. Но когда мы задаём вопрос: кому же это всё-таки было нужно, то на воре начинает дымиться шапка.

Поэтому убийство не будет раскрыто. И никто никогда не найдёт его заказчиков.


Рецензии