Как не предсказуема судьба - часть 2-ая

    Господа и уважаемые дамы, в основном, те, кто ещё как-то связан с авиацией, пришло письмо СЕГОДНЯ - 2.12.2023 года, от одного из моих пилотов, Сергея Самойлова, который заставил меня, как командира полка, в который раз поБлагоДарить Бога и своего Ангела-Хранителя, что не оставляют меня в своей поддержке, т.к. в случае, который я описал в первой части рассказа о непредсказуемости судьбы военного лётчика,  всё могло кончится совсем по-другому. Для некоторых - тюрьмой, для руководства - снятием со своих должностей, а для некоторых жителей эстонского города Палдиски - летальным исходом!!! Короче, как на суде, при разводе, слово дают двум сторонам бракоразводного процесса, так поступим и мы. Вы уже прочитали, надеюсь, мою версию причин этого эпизода, так сказать - со стороны. А теперь послушайте, как было на самом деле, от непосредственного участника событий:

                БОМБЁЖКА ПО СВОИМ

     [02.12.2023 10:10] Сергей Самойлов: ,,ВНЕПОЛИГОННОЕ Б/м на п. Сур -Пакри 1 .04 .1984 г.,,

     В период 31.03-1.04.1984г. в акватории Балтийского моря проводились учения ВМФ ,где привлекались силы флота , в т.ч.Ав.БФ. Замыслом учения предусматривался поиск КУГ противника и нанесение по нему удара разнородными силами авиации. В ходе учения после обнаружения КУГ было принято решение о нанесении РБУ по кораблям. Фактически силами отряда 12 ОМРАП / 3 Ту- 16  3 АЭ / была поставлена задача выполнить  б/м по р/л цели на полигоне Сур - Пакри одиночно  в разомкнутом  б/п  с Н=1.5-1.8-2.1 с 3 мин. интервалом. Боевая нагрузка  по 2 ФАБ-250 на самолет. Для вылета определили отряд майора Осокина. В отряде ведомые:  экипаж Самойлова /Мазитов - инструктор, штурмана: Мишаков, Серов, вср - Иваськевич, коу - Салайкин, (оба в звании - прапорщик). Второй экипаж капитана Лебедева, / состав не помню /. Экипаж Самойлова выполнял зачетный полет  полет по маршруту в составе отряда, / поэтому на правом кресле сидел инструктор, майор  Мазитов/. 

     Штурман - Мишаков готовился выполнять б/м самостоятельно. Второй штурман - из ,,лесников,, Лесотехнической Академии г. Ленинграда. В экипаже Осокина - штурман отряда Миша Каруна /С высокой подготовкой и опытом. / По записи в летной книжке погода 10 б. 2500/400 вид. 6 Полет в строю отряда . Эшелон 4800. Перед вылетом бомбы ФАБ-250 заменили на П-50-75 по техническим причинам . После взлета собрались в отряд. Шли в правом пеленге по стандартному маршруту: Остров-Айнажи-ТВМ-м.Ундва-Сур - Пакри -Кунда-Печоры-Остров. Разомкнулись на Ундве для работы на полигоне: 1.5-1.8-2.1 Шли с 3 мин. интервалом. Работали индивидуально. Первым шел Осокин С.И. Вторым Самойлов , третьим Лебедев. На полигоне РП был Мати Йила с управления полка. Связь была устойчивой.

     Слышал как отбомбились Осокин-Каруна. Оценка -,,отлично,, Каруна после б/м сам вышел на связь и предупредил моего штурмана, что цель видно плохо , быть внимательным. Особенность была такая , что береговая черта была изменена льдом  до неузнаваемости, сплошной лед. Выделить в РБП остров Сур-Пакри было тяжело ,т.е. увидеть очертание острова нельзя , нужно было опознать р/л картинку цели/,,уголки,,/ штурманом. Штурманы работали четко. Мишаков доложил, что цель видит. РП на полигоне подтверждал все рубежи и дальности. Я вел связь и ориентировался по палетке, нанесенной на карте от СВОДа г.Таллин. Точность была условной , но ориентироваться можно. Серега Мишаков плохо видимые ,,уголки,, не ,,усек,,а сразу увидел хорошо,,высеченную,, цель - крышу детского сада в п.Палдиски.

     По иронии она находилась практически на боевом курсе на удалении от цели примерно 10 км. по курсу. На разборе ЧП на РЛ-картинке РБП четко был выделен треугольник РЛ-целей, которые штурман  принял за фактическую цель и ее ошибочно классифицировал. На скорости б/м примерно 550 с-т Ту-16 пролетает примерно 150 метров за секунду. Таким образом, штурман ,,перенес,,бомбы по времени на 30-40 сек. А что же Мати ? Он уверенно подтвердил все рубежи подхода , разрешил работу, подтвердил попадание ,,000,, Наверное сильно хотел пиво! По прилету нас уже ждали на стоянке все ,,заинтересованные,,  лица…

     ЧАСТЬ ВТОРАЯ - Показательно-наказательная. Показательная порка  экипажа состоялась в Доме офицеров г. Остров-2 Командующим Ав.ДКБФ генерал-лейтенантом Павловским П.И. в присутствии офицеров летного состава 2-х полков. Мой экипаж стоял перед сценой и картой ,,боевых действий,, А Командующий ,,изощрялся,, как мог. А  ПОРОТЬ он умел !!! В кармане у меня лежал партбилет. Я его почему то решил взять с собой. Наверное он олицетворял мне ИКОНУ…

     Помню Павловский спросил меня : ,,Ну а Вы , товарищ капитан, чем занимались на боевом курсе?,, Я начал докладывать свою работу в т.ч.  и по взаимодействию со штурманом . Он прервал меня грубо и съязвил : ,,Лучше бы ТЫ спросил - как у него здоровье,!,, Так мы стояли четверо по стойке - "смирно", и на наши головы сыпался ПЕПЕЛ…и КУЧА МАТЮКОВ… Пыл однако был сбит двойным разбором. В то же время вместе с нами ,,разбор полетов,,пополнили ,,братья по разуму,, из 846 ОМШАП /к стати любимцев старшего начальника/ . Ребята по учениям на СУ-17м при выполнении полетов вблизи гос.  границы пересекли ,,красную линию,,...

    Виновники взяли часть удара на себя, чем сильно помогли нам ! Вот так было … Летать после ЧП стал только с 20.04.1984 г. Контроль по дублирующим средствам обеспечения посадки. Инструктор - В.В.Чечельницкий. За это время пропустил ,,чрезвычайный,, вылет полка на ,,Айову,, О чем сильно сожалею!!!

     ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Большому резонансу ЧП способствовало то, что объект Палдиски был с особым режимом с прямым выходом на Москву. 2.Скорее всего я был в 1АЭ , командир АЭ Геллерт В.О.    3.В полку в этот период шла смена власти /Мордовалов - Чечельницкий /

      РЕЗЮМЕ - Мне остаётся только поБлагодарить моего лётчика, Сергея Самойлова, за то, что он не поленился найти своего командира полка - меня, то есть. Я рад, что, в целом, служба, а также личная и лётная судьба пилота сложилась нормально, (о чём он сам написал в предыдущем письме): закончил Военно-Морскую академию в городе на Неве - Ленинграде, дослужился до звания подполковник, сын учится в военном училище... и что мне особенно импонирует - после ухода из Армии нашёл себя в своих учениках, вот его письмо:

     "Василий Васильевич , здравствуйте! Живу и работаю в Оренбурге . Уже 20 лет в военно-патриотической работе. Центр ,, Подросток ,, Отвечаю за спорт. Лучший воспитанник ДЮСШ - Габил Мамедов .Лучший тренер школы- Дмитрий Скопинцев. Это боксеры. В Оренбурге вся моя передняя кабина: Дудник , Ниякин , Вьюнов . Плотно общаюсь с Беловым , Шайхутдиновым. Со многими в Интернете . За вашей литературой слежу . Впечатляет ! Здорово ! Полку с командирами однозначно везло . Лучшие годы там .Лучшие полеты тоже . Летные книжки берегу как реликвии. Все личности в них… ,, Иных уж нет , а те далече … ,, Вам здоровья , добра и справедливости!!!"

     В общем, пример с Сергеем Самойловым ещё раз показал, насколько может быть не предсказуемой судьба военного, от скольких случайных факторов она может зависеть, ну и то, что наше лётное братство действует. Если ты был нормальным командиром и человеком, с возрастом эти качества не растерял, то дружба сохраняется надолго, у некоторых даже навсегда!!! Мы с Сергеем не виделись около 35 лет, жили в разных государствах, а сейчас, как пилоты одного полка, вновь соединились. Можно сказать - снова летим в одном боевом строю, передавая свои знания и опыт молодёжи...


Рецензии
ВВЧ! Какая интересная жизнь и судьба! Помирать совсем не страшно! Остаётся только завидовать!

Владимир Островитянин   03.12.2023 15:33     Заявить о нарушении
Лучше обойтись без зависти, Владимир, а совершить что-то своё...

Полковник Чечель   03.12.2023 16:06   Заявить о нарушении
А свое... Уже поздно! Всё свершили! И это поддерживает!

Владимир Островитянин   03.12.2023 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.