Весело грустить или скользкий лед памяти...

   «Весело грустить» или скользкий лед          
     памяти…

               (Фильм Павла Лунгина «Остров»)

                Юродство – это чин святых   
                Православной Церкви, которые      
                несли особый духовно - аскетический
                подвиг, заключающийся в отказе от
                общепринятых норм жизни и               
                принятии ради смирения особого               
                образца поведения, внешне    
                напоминающего поведение человека,
                лишенного рассудка.               
               
               
                Аннотация к статье С.П. Гурина «Феномен   
                юродства. Обзор современной литературы».               
                Труды Саратовской православной духовной   
                семинарии. 2022 1. (16) с. 43 – 63.

                «Да потому, что живого места нет.
                Ничего почти не оставил себе, чем жить, чем 
                любить. И становится страшно, и как – то 
                досадно; своей рукой все сделал».

                Из книги П.Н. Мамонова «Закорючки», глава    
                «Грех», третий абзац.



 Начиная писать о фильме «Остров», я сразу попытался ответить себе на один вопрос: «А чем же привлекает этот фильм?» – ведь сразу, после единственного просмотра, стало ясно, что это не рядовое явление в искусстве.
  После длительных размышлений – понял: в фильме нет государства, то есть закона.
  Никто никому не может приказать, все совершается на основе
добровольности.
  Небольшая общинка монахов на далеком северном острове, туда по своей воле едут люди: и монахи, и люди собрались и собираются не по принуждению…
   А на каком основании собраны эти люди и что заставляет их взаимодействовать, то есть общаться, решать свои дела?..
   У каждого из действующих лиц своя судьба и своя причина жить на остове и приезжать на остров. Что же объединяет этих людей и - монахов и приезжающих?
    Они хотят ответить на свои духовные вопросы. И главный вопрос – как поступать, как жить?..
   В фильме показана материальная составляющая  жизни, но упомянута мало и  – косвенно.
   И становится понятно, что Павел Лунгин – главный режиссер фильма - показал истинную, то есть внутреннюю, духовную  жизнь людей, без чего нельзя существовать.
  Оказывается, на самом деле, главное содержание человеческой жизни - это жажда, как в евангелии сказано – «духовного хлеба», именно об этом хлебе говорил Иисус Христос своим ученикам и окружающим его людям.
   Абсолютно не случайно все действие фильма проходит на фоне поздней, северной осени.
  Свинцового цвета волны, первый снег, полузатопленная баржа, с которой главный герой, монах отец Анатолий возит черный, мокрый уголь.
  Никаких природных красот, маленькая церковка без колокольни, приземистая строение, в котором расположена кочегарка, северные валуны – камни у берега.
 Почему так достаточно мрачно все показано? – а таков замысел режиссера. Главный герой получает спасение только когда дойдет до последнего края, до полного отчаяния или, говоря современным языком – «до дна».
   На своеобразном сооружении, достаточно высоко, висит один колокол.
   Кстати, на эту «колокольню» взбирается только отец Анатолий, а после того, как он собрался умирать, об этом возвестил отец Иов, тем самым автор показал, кто приемлет
 роль Анатолия в монастыре, кто займет его место…
  А какое место отца Анатолия в монастыре?
  Как это ни странно покажется, этот монах занимает центральное место в жизни монастыря, хотя несет обыкновенное
послушание – топит углем кочегарку.
    Хотя, по большому счету, даже его послушание является тем, без чего невозможно жизнь в северном краю, среди суровой природы.
  Отец Анатолий получил от Бога великие дары – прорицания и излечения и физических недугов, и душевных болезней.
  Он не понимает, за что ему даны такие дары. Сам себя считает великим грешником. И от этого мучается, нет покоя его душе.
  Ведет жизнь крайне аскетическую и свои душевные страдания изливает в молитвах на отдельном островке, который находится неподалеку от основного острова.
  Но, именно к нему едут люди за помощью, которую он оказывает очень своеобразно.
  Как своеобразно? Так этот монах – юродивый. Это самое тяжелое, что может вынести монах.
  Да, в фильме показан не обыкновенный монах, а монах – юродивый. Для чего это сделано? Каков замысел режиссера?
   Сделаю небольшое отступление. В современном обществе считается, что юродство, как явление относят чуть ли не ко временам Ивана Грозного (16 век), но это неверно. Еще в 60 – х годах 20 – го века по русским селам постоянно возили юродивых разного рода, иногда это были инвалиды. И они считались «божьими людьми», не дай бог обидеть такого человека или не выполнить его просьбу. Такого божьего человека, «передавали», как эстафету от села к селу. Обычно он останавливался у пожилых набожных людей и жил недели по две. За это время его стремились увидеть все бабушки, послушать его или даже спросить совета. Я спрашивал свою бабушку, которая была и слушала божьего человека: «Бабк, а о чем он говорит и какие советы дает?» Бабушка отвечала: « Да он все притчами, притчами говорит». Впоследствии я понял, что каждый ответ нужно как бы «отгадывать», то есть имел свой тайный скрытый смысл. И это показано в фильме, хотя бы на примере головни, который бросил отец Анатолий под ноги отцу Филарету.
   Понятно, что юродство принял на себя отец Анатолий добровольно. Почему? - считал, что во время войны, убил своего товарища, для спасения своей жизни.
  Именно этого не может себе простить. Молиться, кается. Ведет жизнь аскета, но не обретает мира его душа.
   На самом деле, как становится ясно в конце фильма, на ним нет греха убийства, - его товарищ –  Тихон -  оказался жив.
   Опять непонятно…    Для Бога нет тайн, поэтому высшим силам известно, что отец Анатолий не виновен. Почему же такие испытания? Почему не успокаивается его душа?
  По сути Лунгин показывает, что сам грех не только в поступке.
Хотя, на самом деле, убийства не произошло, поступок не был
совершен…
  Но, молодой моряк – все же решился выстрелить в командира, то есть сделал выбор… Спас свою жизнь ценой жизни командира. Вот это – основное. Выбор был сделан в пользу себя…
  Хорошо, но заповедь вторая и обязательная, изложенная в евангелии гласит: «люби ближнего, как самого себя», ближний –  поставлен на первое место!
 Вот почему нет покоя душевного у отца Анатолия.
  Здесь немного отвлечемся: понятно, что фильм ставит вопросы экзисциональные о смысле жизни, о том, как жить правильно (праведно). Это вечные вопросы.
  В одном небольшом рассказе – «Беседы философа…» - я уже упоминал об этом фильме и писал, что режиссер был хорошо знаком с этим направлением философской мысли, которая называется экзистенциализм.
  И говорил, что главный герой проявляет свою слабость перед лицом смерти, но, самое главное с ним происходит после того рокового выстрела. Он начинает каяться и казнит себя.
  Что тут начинается? – обретение, вернее поиск своей сущности, то есть становление личности человеческой.
  И на самом деле, личностью, среди насельников монастыря, является только отец Анатолий. Остальным героям еще предстоит пройти этот путь, и их направлял, путь указывал – Анатолий.
  На минуту представим, что этот молодой человек продолжил бы обычное существование, продолжал жить, особо не задумываясь о сущности своего выбора. Чтобы произошло? Ничего. Но этот человек не обрел бы себя, как личность…
   Между прочим, личностью его никто из монахов не признает.
   Как это объяснить? А никому не понятно поведение отца Анатолия.
   Даже в советских атеистических романах герои ищут ответ на вопросы духовной жизни.
  Такие же вопросы задавал себе герой романа Н. Островского «Как закалялась сталь» Павка Корчагин, который не верил в
Бога и пытался на них ответить, говоря, примерно так: «Жить
надо так, чтобы не было мучительно больно за мелкое
подленькое прошлое, чтобы не жег позор… и т.д.»
   В фильме главный герой проявляет свою слабость перед лицом смерти, но, самое главное с ним происходит после того рокового выстрела. Он начинает каяться и казнит себя.
  Здесь хочу сделать одно отступление: не стоить винить героя фильма в слабости перед лицом смерти. Хотя перед ним был пример его командира, который презрительно смотрит в лицо врагам и не пугается, - но, тем не менее, молодой матрос не следует его примеру.
 Главное начинается после, когда молодой человек осознал всю истину своего поступка.
  Понятно, что в фильме показаны последние дни земной жизни
  отца Анатолия. Монах сам себе задает вопрос и не знает ответ: «А за что ему даны такие величайшие дары; ему – великому  грешнику?»
   Тем не менее, продолжает помогать людям: дает верный и нужный, и убедительный совет девушке, которая хочет сделать аборт.
  Советует вдове продать все нажитое и поехать во Францию,
чтобы хоть чем нибудь, помочь умирающему мужу, которого
она считала пропавшим без вести (погибшим). Помогает
излечить ногу мальчику…
  Но этого мало. Отец Анатолий делает то, за что многие осудили Павла Лунгина, - наш герой начинает изобличать грехи своих же братьев – монахов.
  Да, не простых монахов, а своего же настоятеля (начальника) – отца Филарета и отца Иова, который несет послушание ключника (завхоза монастыря).
  Отца Иова он обвиняет в грехе зависти, задавая ему вопрос: «А за что Каин, убил брата своего?»
  Разберем, прав ли отец Анатолий в данном случае, то есть когда он режет сапоги настоятеля и бросает в огонь.
  Конечно, прав, но надо понимать, что отец Анатолий осуждает отца Филарета не за сапоги, а за  - то, что слишком много мыслей у настоятеля о своем удобстве и комфорте, что он придает им так много значения. Вот, как это нужно понимать.
  С отцом Иовой намного сложнее и здесь отец Анатолий не совсем прав, и, кстати, он сам же это и признает и просит прощения.
  Отец Иов хотел, как отец Анатолий – помогать людям, излечивать словом Божьим.
  Но у него не получалось, поэтому он и показан излишне нервным и возбужденным, и обидчивым.
   В фильме автор на эти эпизоды обращает внимание зрителя.
 С какой целью? Возможно, многим может показаться, те чудеса, которые происходят по молитве Отца Анатолия вполне обыденной вещью, но это далеко не так.
   Отец Анатолий не старик Хоттабыч и настоящие чудеса происходят по - другому.
   Все описано в евангелиях и главным условием «чудес» является вера в Господа. Если её нет, то и чудес не нужно ожидать.
   А вторым условием чудес является любовь, без любви ничего не совершиться.
   Кстати, древние это понимали, а до нас – современников, доходит плохо. Может технических чудес насмотрелись?
   Как следует из сюжета, у отца Иова еще все впереди и он встает на путь настоящих испытаний.
   Не случайно в кадрах, когда лодка с телом отца Анатолия плывет на тот остров, отец Иов вначале несет крест до лодки, а потом стоит с крестом в лодке, которая движется к месту последнего упокоения умершего монаха.
  По сути, отец Анатолий руководствуется именно христианской любовью к своим братьям – монахам.
  Таким образом, он их предостерегает от греха и своих целей
добивается, - они начинают понимать его, и ему благодарны.
  Тем не менее, своей главной цели – душевного спокойствия, то есть полного прощения – отец Анатолий не достигает.
  Что же нужно сделать этому монаху, чего ждет от него
Господь? Нужно сверхусилие, которое совершает отец Анатолий
 с божьей помощью.
  Он догадался об этом, когда, вдруг, во время пребывания на своем маленьком острове – понял, что Тихон рядом и отец Анатолий его чувствует, - значит, он жив!
   Каким образом достигает своей цели отец Анатолий? Вылечивает дочь своего командира, которая одержима бесом? 
   Но, ведь он много раз за свою монашескую жизнь излечивал душевно больных? Тут, что произошло?
  Разберем подробнее: во – первых, он везет на лодке эту молодую женщину на «свой» остров.
  Какую роль играет этот остров? - так же назван фильм. Таким образом, режиссер показывает одиночество человека в этом мире. Но – одиночество не буквальное, а, так называемую заброшенность человека, который не может решить проблему «поиска» своей сущности без помощи Бога.
  Человек сам должен найти пути к Богу, (сам захотеть) и у каждого они – свои, - у каждого «свой» остров.
  А каким бесом покорена Настя (дочь Тихона) и наш герой говорит молодой женщине, что его знает.
  А это тот же бес, который заставил молодого моряка выстрелить в капитана.
  Но Настя никого не убивала, у неё погиб муж, которого она любила…
  Да, не убивала, но она пожалела себя, свою молодую цветущую
 жизнь, свою разрушенную судьбу и не успевших родиться детей.
  Это тот же самый бес, который заставил выстрелить в своего товарища. И это бес стал разрушать психику этой женщины.
   Хорошо, но отец Анатолий - «знал его». Неужели он не мог его изгнать? Мог. Но у него получилось немного наоборот: Его Господь – простил (дары получил), Тихон простил, как говорит – давно… Он сам себя простить не мог!
  И вот, когда он помог изгнать беса из дочери командира, он сам
 снял с себя этот груз непрощения.
  Именно тогда, он почувствовал, что нет на ним никакой вины.
  И успокоилась его душа, и тогда он был готов предстать пред
Господом, - как мы видим по фильму, -  предстоящая встреча с Богом пугала его…
  Несколько слов о человеке, который играл отца Анатолия –
Петр Николаевич Мамонов.

  Чем он мне интересен? Он мой ровесник, родился 14 апреля 1951 года, - ровно на три месяца моложе меня. Остальное все – разное: судьба, образование, жизнь.
  Совершенно случайно посмотрел в интернете ролик, где он дает интервью корреспонденту. Это поразило меня!
  В чем дело? Фильм «Остров» я уже посмотрел, и фамилия мне была знакома. Но больше ничего не знал об этом человеке…
 Интервью дает молодой Мамонов  - где – то середина 90 – х. ему лет сорок…
  Что поразило? – его бросающаяся в глаза талантливость. Я где – то читал, что именно такое впечатление производил на людей Иосиф Бродский.
   И что интересно, - Петр Николаевич времен 2006 года уже такого впечатления не производил. Впечатляла его игра, в фильме он играл самого себя, уже постаревшего, - это все критики отмечают.
  Впечатление его уникальности, правильный русский язык и абсолютная раскованность. Я думал, откуда такая раскованность, чувство свободы?
  Потом догадался, он был абсолютно правдив, и ничего не скрывал про себя, ни малейшей рисовки.
  Такого уровня свободы я ни у кого у известных личностей не встречал, даже до сего дня.
   Возможно, он в то время только начинал задумываться о вере, о смысле жизни по серьезному. А впоследствии, когда более подробно ознакомился с биографией и с творчеством
 Петра Николаевича -  понял, какой тяжелый путь он прошел…
  Но, он мне понятен: именно, наше поколение сумело относительно самостоятельно искать путь к Богу. И не вопрос, что нашли: как сказано в евангелии – «много призванных, да мало избранных».
  Мамонов, к концу жизни стал полностью воцерковленным человеком. Многие из поколения такими не стали, но, тем не менее, находятся на этом пути…

 P.S. Заголовок этого эссе составлен из двух словосочетаний: «весело грустить» - это последняя строчка из стихотворения А. Ахматовой «Царскосельская статуя», такое выражение называется в литературе – оксюморон, что соответствует образу юродивого; вторая часть – «скользкий лед памяти», - последняя строчка из песни П. Мамонова «Зима», что соответствует сюжету фильма «Остров».

                Валерий Педин   (24 ноября – 2 декабря 2023 год).


Рецензии
День добрый,уважаемый Валерий!Смотрел фильм неоднократно.Отличный фильм!Вы прекрасно проанализировали сюжет.Вообще всё, о чём Вы пишите-это работа психо-аналитика. Доложу Вам-работа неплохая!
Фильм и его героев Вы буквально,препарировали.Наглядно и доступно.
Успехов Вам,вдохновения и здравия.
С уважением Павел Козырев

Павел Козырев   30.03.2024 12:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел.

Валерий Педин   30.03.2024 14:35   Заявить о нарушении