О Ремарке. 9 глава. Мир о Ремарке

Глава девятая
Мир o Ремарке

Сергей Булат (Антарктида. Станция Восток): «Рад был узнать о проекте "Встреча под Триумфальной Аркой". Э.М. Ремарк – один из моих любимых писателей. Он – один из немногих, чьё творчество всегда будет актуально. Он, как Космос, который мы постигаем или, как моя любимая Антарктида, которую, чем больше мы изучаем, тем больше открываем наш собственный Мир».

Антон Берёза (Россия): «В этом году отмечается 125 лет со дня рождения Эриха Марии Ремарка. Он – признанный классик мировой литературы. В своих произведениях Ремарк всегда рисует реалистичную и жестокую картину мира. Это во многом обусловлено тем, что романы его автобиографичны. В романе "На Западном фронте без перемен" по-настоящему отражается весь ужас войны. Перед читателями предстаёт голая правда без всяких иллюзий, романизации и героической пропаганды. Жестокость, смрад, крысы, голод и кишки наружу. Вот что такое война на самом деле. Человек становится животным, работают лишь инстинкты, и важно только выживание. Вернуться после такого к обыденной жизни просто невозможно, слишком глубокий шрам на сердце оставляет встреча со смертью. И уберечь солдат от неё может только Бог. Вот и получается, что, возвращаясь с войны, человек проживает "Жизнь взаймы". А занял он её у своих товарищей, которые с этой самой войны так и не вернулись. Поэтому Ремарк призывает человечество ценить жизнь и не разбрасываться отведённым временем, ведь это – всё что мы, в сущности, имеем».

Ричи Джонсон (Австралия): «Роман Ремарка "На Западном фронте без перемен" просто разбил мне сердце. И я чувствую, что должен поделиться теми яркими образами, которые поселились в нём. Это – ярко-красные маки на окровавленных полях, где смерть преследовала своих жертв. И её не заботил ни возраст, ни вероисповедание, ни национальность. Много чего могли бы достичь эти молодые люди, которым предстояло ещё так много испытать, так много осуществить... И когда солнце село в последний раз, это был закат для их жизней, которых у них уже не было».
Александр Тиханов (Украина): «Ремарка не услышали, потому что его не читали. В России точно, да и на Украине не особо. У нас читают соцсети и комиксы... Но для Ремарка это и неважно… Если Иисуса Христа не услышали и не читают, то Ремарк не в претензиях. Он, как апостол, проповедовал мир глазами, видевшими войну, а люди… Что ж люди? Людям больше нравятся эротические рассказы и комедии... Сегодня в окопах герои Ремарка – по обе стороны, потому что тогда люди не поняли громогласный пафос ужасов войны с её грязью, кровью и горем».

Анна Фихтнер (Германия): «Как-то так получилось, что творчество Эриха Мария Ремарка захватило меня с головой. Я пошла по его следам, начала чтение его романов, даже не предполагая, насколько важно сегодня то, о чём он пишет. Поняла позже, что устами героев Ремарк говорит о жизни и смерти, смысле жизни, предназначении каждого человека, миссии, возложенной на него Богом при рождении. Думаю, что мы не случайно являемся жителями планеты. Творец дал нам возможность жить. И мы ждём от него ответы на насущные вопросы времени, а он – от нас. Чего же он ждёт от нас? Об этом стоит задуматься сегодня каждому. Ремарк даёт многие ответы на поставленные жизнью вопросы, но и предупреждает нас о том, что может произойти с планетой, если зло победит добро. Мне думается, если бы писатель находился среди нас, он сказал бы: «Вами не усвоены уроки истории. Мне невыносимо горько, больно и обидно за вас. Трагично и бесчеловечно всё, что происходит вокруг. А я ведь предупреждал вас об этом».

Святогор Кузнецов (Россия): «В произведении "На Западном фронте без перемен" Ремарк показывает войну, как катастрофу, но не через бои, а через личные трагедии своих персонажей описывает трагедию простых людей, их жизни, поломанные войной. Нет отваги, радости атаки и праздника победы. Ремарк всё красит тёмными тонами, опираясь на свой жизненный боевой опыт. Стремится переработать, осмыслить через своих персонажей судьбу целого поколения – потерянного поколения. Высказывает идею бессмысленности войны для простого народа. Тем самым раскрывает, разоблачает классовую сущность войны. Ведь основную массу населения и во Франции составляют рабочие, ремесленники, простые люди. "Зачем простым людям нападать на нас [Германию]? Это всё правительства придумывают поводы и объявляют войны. Простым людям война не нужна. Но тогда зачем, откуда берутся войны? Так если войны ведутся, значит, есть люди, которым война приносит пользу", – такие строки Ремарк вкладывает в уста своих персонажей. Он старается как можно лучше передать всю абсурдность происходящего, развенчивает милитаризм и романтизм войны. Также оставляет место надежде, что война рано или поздно всё-таки окончится».
Наталья Блискавица (Беларусь): «Ремарк помогает нам выживать. Это я о душе, в которой полный разлад от того, что ты не можешь остановить войну, от того, что пока ты пьёшь утренний кофе, обрывается ещё чья-то жизнь. Да, "баланса" нынче в душе не может быть, но какое-то равновесие возможно. И это – не преступление, радоваться чему-то в каждом новом дне и верить в то, что "в полночь вселенная пахнет звёздами".  Невозможно принять на себя всю тяжесть происходящего, но возможно (и нужно) жить дальше, делать то, что в твоих силах».
Виорэль Ломов (Россия): «Если совсем коротко – чем мне дорог этот писатель? Мастерством, филигранным вышиванием воистину шёлкового и очень прочного текста простыми суровыми нитками. Ещё – состраданием к человеку, которое проявляется не только в рефлексии героев его романов, но и в выборе самих персонажей. Удивительная вещь: выбрав героя, автор выбирает и меня. Чем больше я читаю о судьбе того же Равика, тем яснее понимаю, что это и обо мне. Жизнь причудлива: легко оказаться не только в воображаемом, но и в реальном мире на месте любого персонажа Ремарка. Писатель учит философски относиться к жизни, никогда не терять надежды в нашем безнадёжном мире – и это дорогого стоит. Достаточно вспомнить его шедевр – рассказ "Странная судьба Йоханна Бартока". И наконец, Ремарк – один из тех классиков, кто ненавязчиво сказал мне как-то устами своих героев: "Не пиши о всякой чепухе! Пиши о вечном"».

Виктория Бережная (Занзибар – ЮАР): «Для меня Ремарк – это антифашист и пацифист, первым объявивший, что война – это смертельный марафон, в котором гибнут не только люди – в нём гибнут души. Именно так расставил акценты страшный 2022-ой год. Ремарк – это писатель, осмелившийся спорить с войной. В моей мирной жизни, Ремарк – это неисправимый романтик, от его книг пахнет пряным ромом и терпким кальвадосом, знобит от хмурых сумерек и пошатывает от градуса эмоций: "Скажи мне, что ты меня любишь…"».

Игорь Михайлов (Россия): «В душах героев произведений Ремарка после множества испытаний, сквозь скепсис и разочарование ещё теплилась искра веры в какие-то там идеалы. Пусть даже к тому времени и несуществующие. Интересно, а что у нас останется и останется ли после войны? Кроме Ремарка…».
Игорь Герцев (Турция): «Ремарк – это свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его».

Михаель Сартори (Швейцария – США): «Проживая в той же деревне в Швейцарии, что и Ремарк, я познакомился с его творчеством через отца, и у нас было первое издание книги "На Западном фронте без перемен". Позже я прочитал его роман и был очарован этой историей и тем влиянием, которое она оказала на весь мир. Много десятилетий спустя я организовал сбор средств, чтобы помочь спасти дом Ремарка и продолжить его наследие».

Альфредо Падалино (Италия): «Я знаю Ремарка с 18 лет, когда прочитал его шедевр "На Западном фронте без перемен". В Италии он известен любителям литературы».
Ольга Чижова (Россия): «Есть люди, вошедшие в душу. Навсегда. Ремарк. Эрих. Увековеченная сыном Мария. Писатель, прошедший через ад, но не утративший человечности. А какая сила и печаль любви! Сколько цитат хочется забрать и запомнить! Сколько восхищения – ведь как точно сказано! Не может человек уйти, если знает, что должен своим талантом помочь понять простые и сложные вещи. Его книги – как будто смотришь чёрно-белое кино. А цветное – рядом, где-то, бывает, вскользь описанное. Несколько раз начинала и откладывала именно эту книгу. А потом как великое откровение – да это же апофеоз всех его работ! Последние страницы – вот она, чудовищная правда жизни! Война всем поставила свои оценки – кому в концлагере, кому в гестапо, а кто-то и прекрасно дожил и нажил на этом. Милая Изабелла, в безумии которой столько правды ребёнка, и тоска на острие чувств Людвига от неузнавания его ею выздоровевшей. Сколько же пережил Ремарк! Почему-то хочется добавить ему ещё имя Равик».

Римма Енкина-Дорожкина (Израиль): «Везде, где любовь, где настоящее, там он, Ремарк. "Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?" – одна из моих любимых фраз обожаемого Ремарка. Тепло. Это то, в чём только и может жить любовь. Это то, что питает душу. Это то, что рождает добро. Холод – обитание зла. Там гибнет всё живое. С возрастом я это так сильно ощутила, эту потребность живого в живом тепле».
Анатолий Стеклов (США): «Для меня Ремарк – это перелом в литературе: кончилась кучерявая и началась прямая».

Елена Горовая (Израиль): «Для меня Ремарк – собеседник. Это – друг, с которым ты на одной волне и с которым разговаривать можно бесконечно. И помолчать тоже приятно. Это – способность не поддаваться пропаганде, сохранять свой взгляд на тиражируемое извне и будильник для мысли, приглашение к диалогу».

Зура Ваноевич Изориа (Грузия): «Ремарк – культовый немецкий антивоенный писатель, который важен для нас сегодня! Таких людей не хватает! Таких писателей не может быть много».

Татьяна Остапчук (Россия): «Ремарк – настольная книга моего подросткового периода».

Ирина Сабо (Франция): «Для меня Ремарк – это ... НЕПОЗНАНЫЙ Субъект».
Светлана Петренко (Украина): «Ремарк определил мои жизненные ценности. Постоянно, особенно в наши дни, возвращаюсь к заданному им вопросу: "Что мы будем делать, как будем жить, когда наконец-то целью нашей жизни станет нечто за пределами того, чтобы выжить?"».

Рако Рагкамор (Египет): «К сожалению, лучше, чем он, ни напишешь, ни скажешь».
Рафик Оганесян (Армения): «Перечитал Ремарка в далёкой юности, а это – полстолетия тому назад. Писатель, который, в лучшем смысле слова, повлиял на всю мою оставшуюся жизнь».

Амир Маммадов (Азербайджан): «Ремарк идёт со мной по жизни вот уже 30 лет. Он помогает в тяжёлые моменты и учит относиться к жизни, как к самому драгоценному дару небес! Он учит также нежным чувствам, верности и дружбе! Низкий поклон писателю и ЧЕЛОВЕКУ Э.М. РЕМАРКУ!».

Дживан Бабу (Индия): «Ремарк для меня – зеркало, отражающее то, что скрывается за видимостью. Он раскрывает горькую правду, которая поначалу причиняет боль, но в конце концов исцеляет, когда мы способны смириться с ней».

Прантис Кумара (Пакистан): «Мы – искорки, летящие по ветру».
Труонг Ван Сонг (Вьетнам): «Ремарк – это кальвадос и лица, мелькающие за дождливым стеклом, и печаль, грусть, тоска от понимания жизни».

Убали Субашинга (Объединённые Арабские Эмираты): «Повлиял на всё моё мировоззрение и выявил моё отношение к миру. "Я никогда не умел играть на клавиатуре жизни, а если бы даже умел, что бы это изменило"».

Агбейоме Кодьо (Албания): «Ремарк – кладезь мудрости».

Регинальдо Перейра (Бразилия): «"Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы" –   это я помню и по сей день».

Виктор Слипенчук (Россия): «Конечно, в своё время я прочёл всего Эриха Марию Ремарка, поэтому каким-то образом отозвалось... Писатель Василь Быков в письме о моём романе "ЗИНЗИВЕР" заметил, что на него прямо-таки повеяло из Ремарка, послевоенными романами которого они, фронтовики, зачитывались после войны. "Три товарища", "На Западном фронте без перемен", "Триумфальная арка"... Очень красивое название. "Триумфальная арка" произвела на меня сильное впечатление как напиток горечи и грусти. Таков драматизм настоящей любви всегда и везде».
Наиль Шарафундинов (Казахстан): «Для того чтобы понять Ремарка, нужно быть солдатом, который воевал или хотя бы служил. Сам я служил три с половиной года... Для меня Ремарк – что-то огромное, читаемое взахлёб, с тонким юмором и психологической характеристикой героев, среди которых ты оказываешься, теряя своё "я" и становясь частью той среды».

Ирина Коломиец (Беларусь): «Как говорит Ремарк, "пессимизм – необходимая часть оптимизма", а он сам – просто кладезь жизненной философии. Обожаю Ремарка с детства».

Рамани Расс (Кот д’ Ивуар): «Это – огромная Величина в литературе!».
Чарле Баша (Аргентина): «Когда читаешь Ремарка, как будто говоришь с любимым Человеком-Учителем».

Прадип Лакмал (Шри-Ланка): «Великий писатель!»
.
Иван Земин (Эстония): «Собрал все его произведения, большую часть перечитал. Это – удивительный писатель!».

Каталина Сантос (Португалия): «"Ночь в Лиссабоне" – потрясающая вещь! Восторгаюсь этим писателем».

Вароваж Иванков (Болгария): «Помню, как случайно наткнулся на роман "На Западном фронте без перемен". Это было настоящим откровением».
Олли Колехмайнен (Финляндия): «Мне очень понравилось "Возвращение". Книга глубокая, столько трагизма и разочарования, но есть надежда... Если читать Ремарка, то нельзя ограничиваться только романом "На Западном фронте без перемен". Есть "Искра жизни" и многое другое».

Валиус Станкевичус (Литва): «Мне было 15, когда я прочитал "Три товарища". Потом были "Жизнь взаймы" и "Триумфальная арка". Позже я прочитал все его романы. Ремарк – единственный писатель, которого я читаю и перечитываю на протяжении многих лет. Эрих Мария Ремарк – один из лучших писателей 20-го века! Пожалуй, никто так не написал о дружбе и любви, как писал он. Сегодня, к сожалению, молодые люди читают мало. Я не осуждаю их за это, у каждого времени свои приоритеты, но поверьте те, кто читает мало, что вы теряете слишком много, не читая книг Ремарка. Есть книги, прочитав которые, остаёшься под впечатлением несколько дней, а есть те, которые помнишь всю жизнь и постоянно перечитываешь и – это романы Ремарка».

Дард Холмухамамедов (Узбекистан): «Биографы часто делают акцент на злоупотреблении Ремарком алкоголем. Акцент надо делать на Талант и Современность Ремарка. Он – писатель, которому нет равных».

Елена Гонсалес (Испания): «В юности самой любимой книгой была 'Триумфальная арка", потом "Жизнь взаймы", а теперь – "Чёрный обелиск"».

Иван Максимчук (Россия): «Когда меня спрашивают про любимого писателя, я всегда отвечаю, что это – Эрих Мария Ремарк. Если вы хотите понять, ощутить всю глубину произведений Ремарка, вам следует самим прочитать хотя бы одно из них. Ведь ни один отзыв, ни одна рецензия не даст вам полной картины того, что возникает в душе читателя при чтении его романов».

Имран Пардар (Пакистан): «Эрих Мария Ремарк – писатель на все времена!».
Костас Делигианидис (Греция): «Долгие годы откладывал чтение Ремарка – наверное, созревал. Начал читать и очень сильно пожалел, что не обратился к этому гению раньше».

Наталия Петровец (США): «Эрих Мария Ремарк – человек вне времени и пространства. Вечные ценности, которые воспеваются в его произведениях, связывают поколения, разные культуры и национальности. Он – бесконечность и мудрости, и любви, и печали, и тоски, и одиночества... И бесконечное мужество... Он учит нас любить, дружить, протягивать руку помощи, даже если сам с трудом стоишь на ногах».
Хосе Агирре (Мексика): «Давно прочитал его роман "На Западном фронте без перемен". Тогда с первых страниц в душе всё перевернулось. Но теперь больше всего люблю "Триумфальную арку"».

Давуд Маркович (Босния и Герцеговина): «Случайно прочитал "Чёрный обелиск" Ремарка.  Прекрасная книга, в ней есть какая-то магия Жизни, которая оставляет после прочтения стойкое ощущение послевкусия настоящей литературы».
Лиам Церезо (Перу): «Ремарк – против войны. Я всегда думал, что все люди и должны быть против войны».

Моха Тагх (Марокко): «Спасибо, что ввели меня в мир Ремарка и познакомили с таким удивительным автором!».

Ольгерд Каминский (Польша): «Прочитал уже не одну книгу Ремарка. Осталось столько вопросов... Так хотелось бы найти ответы у него и понять, почему всё так происходит... И смерть, и разлука, и так много боли, и страданий... И почему войны... И такой маленький кусочек добра и тепла, всем необходимые».
Джон Салевский (Канада): «Я перечитал все произведения Ремарка и каждый раз находил то, что искал. И всегда слышал совет для своей запутанной жизни».
Ялал Санг Раиа (Ирак): «Никогда не слышал, к сожалению, о Ремарке. Вы так убедительно рассказываете о нём, что захотел почитать. Спасибо вам за это!».
Марек Новак (Чехия): «Творчество Э.М. Ремарка помогает мне пережить трудные времена. Всё чаще хочется окунуться в атмосферу жизни, любви, боли, страдания и надежды его героев».

Нирмал Баник (Шри-Ланка): «Ремарк – человек, который поменял отношение к войне».
Архат Исмаилов (Киргизия): «Когда говорят о Ремарке, мне всегда вспоминается эпизод из фильма "Москва слезам не верит". Там, где героиня Ирины Муравьёвой читает в метро "Трёх товарищей". А ведь, действительно, как он был популярен в бывшем Советском Союзе. И остаётся современником во многих странах».
Алекс Смит (Великобритания): «Я смотрел кинофильм "На Западном фронте без перемен". Теперь, когда узнал о проекте "Встреча под Триумфальной Аркой", обязательно почитаю все книги Ремарка. Спасибо вам!».
Ингрид Перссон (Швеция): «Ремарк – солдат со страниц своих романов – непродажный, честный, порядочный».

Ноймар Ле Селебре (Тунис): «Рад быть в проекте "Встреча под Триумфальной Аркой" и узнавать о великом писателе, человеке Мира – Э. М. Ремарке».
Инга Лиепиныш (Латвия): «Ремарк всегда с нами, хоть изменились времена. Сейчас бы кальвадоса и нагрянуть с друзьями к Пат в гости. Или взять ночью выпить луны из кружки той, которая потеряла рассудок».

Моник Альберинк (Нидерланды): «Прочитала три романа Ремарка – "На Западном фронте без перемен", "Искра жизни" и "Триумфальная арка". Читала на одном дыхании. Особенно понравилась "Искра жизни"».

Матей Янша (Словения): «Для меня важен такой момент характера Ремарка как отношение к женщине. Он расстался с первой женой, много ей помогал и, хотя детей у них не было, он не забыл о ней в своём завещании, назначив ей пожизненное содержание. А ведь он помогал ей всё время и при жизни. Это многое говорит о человеке».

Левенте Молнар (Венгрия): «Последний прекрасный романтик! Какая сила Любви с Марлен Дитрих. И бездна трагедии».

Лада Литвинова (Украина): «Для меня Ремарк – это любовь, потому что первую книгу Ремарка я прочитала в момент невероятной влюблённости по рекомендации объекта этой влюблённости. Это – жажда жизни, седые мальчики, без надежды надеющиеся, много философии, приправленной алкоголем и призраком смерти».

Наталья Полонцева (Бельгия): «Не ожидала, что мужчины-немцы, помимо любви к порядку, могут быть сентиментальны, чувственны. Это показал Э.М. Ремарк в своих произведениях. Как печально, что нас предупреждают об опасности войны, чтобы не повторять, а мы повторяем и повторяем. Человечество ничему не учится».
Василе Морарь (Молдова): «Не было бы войн, не было бы Ремарка. Война – неизбежный и естественный способ управлять населением».

Интан Тенгку (Бали): «Ремарк родился не в лучшее время на Земле, но сохранил светлое доброе сердце».

Танака Хироси (Япония): «Мудрый и честный писатель. Как он тонко подметил: "Настала эпоха полной бесчеловечности"».

Курц Деннинг(Австрия): «Даже трудно подобрать слова, чтобы выразить все чувства, которые переживаешь, и все мысли, когда читаешь романы Ремарка! Это – настоящее, важное, необходимое для нас, чтобы ценить Жизнь!».

Зузанна Зарембяка (Польша): «Меня потрясло ремарковское "Возвращение". Именно эта цитата: "но никогда, я думаю, я не почувствую себя безнадёжно несчастным, ибо всегда будет нечто, что поддержит меня, – хотя бы мои же руки, или зелёное дерево, или дыхание земли". Печально, но мы перестали чувствовать это дыхание земли».
Ли Джиин (Китай): «Великий творец! Читаешь Ремарка и понимаешь Жизнь. Сегодня, завтра. И важно то, как ты относишься к своей Жизни».
 Ульфат Самадзаи (Афганистан): «Думаю, успех книг Э.М.Ремарка обусловлен тем, что война хорошо знакома населению Земли. Я желаю мира всем людям на нашей планете.


Рецензии