Декабрь
В декабре все с нетерпением ждут Нового года, потому и все народные игры связаны с этим праздником. Детям особенно нравится колядование, хождение с песнями, величание хозяев. Но мало уже кто помнит «овсеневы» песни. Это особый вид новогодних песен: они соответствуют колядовым, но имеют более старинные формы. А они раньше были очень распространены в Поволжье. Эти песни сохранили смысл древних заклинаний влияния на судьбу семейной общины. Главным в овсене, как и в колядке – веселая просьба обрядового подаяния или намек на него:
Пышки, лепешки,
Поросячьи ножки!
Все в печи сидят,
Да на нас глядят,
А все есть хотят!
Такая песенная просьба как бы говорит о благополучии семьи, что без ущерба можно отдать подарки. Если певцы получили дары, то это символ доброго пожелания в новом году.
«Овсень», «синь», «сень» означало «темно-красный». Например, «синее вино» - это красное. Старославянские названия января и декабря – просиньц (январь) и просеньц (декабрь). Слово «усень» у славян означало прибавление дневного света и дня, просветления. Овсеневые песни таким образом связаны с языческим представлением о возрождении солнца и тепла. Потому-то в песнях и играх и упоминается о будущих весенних работах:
Где же хозяин
С хозяйкою?
Из избы шутливо отвечали:
Уехали в поле,
Нельзя ждать уже боле…
На что хором отвечали:
Дай им бог
Из полна зерна пирог!
Поющих овсеневую песню встречали с радостью: «Мы ждали Овсеню, гостя жданного». Певцы были как бы предвестниками наступающего праздника.
В обычае было и «кликание Плуги», «хвалебные» песни плугу – орудию пахоты. Дети охотно вместе со взрослыми имитировали пахоту, носили плуг из дома в дом, клали отдельные части его и других земледельческих орудий на стол. Изображали также дружный выезд в поле – «друг за другом, плуг за плугом». Иногда соединяли несколько саней вместе и кубарем летели с горы.
Светлана Евстигнеева. Игра – народная грамота // Хроники краеведа. – 2008. – N 6 – C. – 64.
Свидетельство о публикации №223120201535