Суворовская церковь

Протоиерей Г.И.ШАВЕЛЬСКИЙ
СУВОРОВСКАЯ КОНЧАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
(1786-1906 г.)

Составил протоиерей Г.И.ШАВЕЛЬСКИЙ.

С.-ПЕТЕРБУРГ.
Типография П.Ф.Вощинской, Ярославская ул., № 1–9.
1906.


СУВОРОВСКАЯ–КОНЧАНСКАЯ,
что при Николаевской академии генерального штаба,
ЦЕРКОВЬ.

Подготовка текста и примечания Николая МАЗУРЕНКО.

Текст со всеми иллюстрациями можно прочесть здесь:
https://sites.google.com/view/hram-suvorova/

На сайте воспроизведены все иллюстрации из книги протоиерея Г.И.Шавельского.

______________________
_______________
__________
_____


Александр Васильевич Суворов… Русскому человеку не надо объяснять: кто носил это имя? Всякий знает, что это наш народный герой, и герой самый возлюбленный. К А.В.Суворову приковывается русское сердце не одними его беспримерными военными подвигами и победами, которыми он прославил и возвысил русскую землю. Русского человека влечет к Суворову и вся вообще его личность, богатая лучшими свойствами русского народа: глубокою верою в Бога, преданностью царю, родине и долгу, любовью к ближнему, не исключая и врага. Самые чудачества Суворова понятны, дороги и родны нам. Эти чудачества не просто забавы; они напоминают известную, любимую и чтимую русским народом форму религиозного подвига юродства, – в них всегда глубокий смысл: в одних случаях – протеста против увлечения внешностью, подражанием, бездушною формою, в других – сатиры на лиц и нравы, в третьих – психологического приема влиять на толпу, воодушевлять ее и пр.

Суворов был глубоко религиозный человек. Это главное свойство его души, сообщавшее свой свет всем другим её проявлениям, дававшее точку отправления для всех его действий. Суворов верил, что вся жизнь его в руках Божиих. «Чудо богатыри! Бог нас видит! Он наш генерал!», – говорил он. Отсюда его приказ своим богатырям: «всякое дело начинать с Божьим благословением». Отсюда его завет: «ты, русский, знаешь трех сестер: Веру, Надежду и Любовь; с ними слава и победа, с ними Бог!»

Любя Бога, Суворов любил и церковь, любил ее с её чтением и пением, с её обрядами и таинствами; любил просто, искренно и горячо. Когда ему приходилось в деревне переживать дни подневольного отдыха и покоя, он неопустительно посещал церковь, усердно молился, особенно пред местными образами, кланяясь в землю; читал апостол, даже в самое последнее время своей жизни, когда ему приходилось напрягать голос; пел с певчими на клиросе, сердился на них, когда они не согласовались с ним, перебегал с одного клироса на другой и в алтарь, где подавал кадило; в крестных ходах носил запрестольные кресты, звонил в колокола и пр. Уставы и посты церковные А. В. исполнял всегда строго. В год своей смерти, когда присланный к нему императором Павлом I лейб-медик Вейкарт запрещал ему в великий пост есть постное и даже сердился на него за строгое исполнение церковных уставов, – А. В. заставлял самого Вейкарта бывать с ним на богослужениях по три раза в день, бить земные поклоны, употреблять самую строгую постную пищу, на отговорки медика не обращал внимания, а лекарства его отвергал: «мне надобны, – говорил он, – деревенская изба, молитва, баня, кашица да квас».[1]

В военное время Суворов также не забывал церкви. Об этом свидетельствуют его два походных иконостаса, из которых один теперь хранится в Суворовском музее, а другой, до 1903 г. сберегавшийся в Варшавском дворцовом управлении, теперь передан Суворовскому кадетскому корпусу.[2]

Теперь, кажется, всеми единодушно признается, что как религия вообще, так, в частности, церковь с её богослужением имели громадное значение в дивной Суворовской жизни. Если глубокая вера в Бога и надежда на его милость к христианственнейшему русскому народу побуждали Суворова для славы своего народа идти навстречу всевозможным опасностям, то молитва, и особенно молитва церковная, которую он так любил, вдохновляла его на великие дела, вливала в него особенную силу для дивных подвигов, а в минуты печалей, которые были у него нередки, утишала[3] скорбь, умиротворяла его душу.

С 1900 года, – года столетнего юбилея со дня смерти Суворова, сделано очень много, чтобы увековечить память великого русского полководца–героя. На доброхотные пожертвования, собиравшиеся со всех концов великой русской земли, воздвигнут величественный памятник Суворову – музей его имени. Ценою больших забот, усилий, а иногда и крупных денежных затрат собирались и собираются в этот музей все предметы, не только принадлежавшие самому Суворову, но и другие, так или иначе связанные с его памятью. Его орденские ленты, перо, визитная карточка, рукопись и пр. и пр. – все это теперь драгоценности, хотя некоторые из них лишь слабо, косвенно напоминают о Суворове, хотя Суворов, может быть, при своей жизни не придавал им значения.

Рядом с музеем стоит перенесенная в 1900 г. из села Кончанского Новгородской губ. Суворовская церковка. После сказанного о том, какое значение имели в жизни Суворова религия и церковь, нет нужды доказывать, какой драгоценный памятник представляет эта маленькая церковка. Ее устроил Суворов; в ней он молился пред своим последним и самым славным подвигом – походом на Швейцарские Альпы; в ней он пел и читал, прислуживал в алтаре, звонил в колокола; тут св. сосуды, тут св. апостол, по которому он читал; кресты, которые носил в крестных ходах, св. евангелие и иконы, которые он лобызал и пред которыми изливал свою душу. Тут он отдыхал духом, тут он укреплял свои духовные силы, утишал скорби. Церковка была для него любимым местом, самым драгоценным предметом. И теперь она не только напоминает о Суворове, но и показывает каждому, чем жил Суворов, в чем он полагал находить источник силы. При входе в нее всякий раз думается, что дух великого и простого Суворова и теперь обитает в ней. Суворовская церковь – лучший, единственный, выразительнейший памятник великому фельдмаршалу.

История Суворовской церкви такова.

В 1764 г. деревня Кончанско Новгород. губ. Боровичского уезда вместе с деревнями Лядинка, Крепушно, Сменково и Медведево стала вотчиною генерала В.И.Суворова, отца А.В. Имя В.И. среди помещиков Боровичского уезда впервые значится в 1764 г. Следовательно, до этого времени он не принадлежал к их числу. Но и после 1764 г., надо думать, В.И. не поселился в с. Кончанском. Тогда он исполнял бы долг исповеди и св. причастия в одной из соседних приходских церквей. Между тем в исповедных списках этих церквей и после 1764 г. не значится ни В.И., ни А.В., ни кто другой из их семейства.

В 1780 г. сельцо Кончанско вместе с деревнями Петрова гора, Дубня, Кривуха, Заручевье, Крепушно и Мельница перешло во владение генерал-поручика А.В.Суворова.[4]

Суворов не мог жить без церкви. И вот в ноябре 1785 г. он подает высокопреосвященному Гавриилу, Митрополиту новгородскому и С.-Петербургскому прошение, в котором просит: 1), «дать благословение на сооружение в его вотчине Боровичского уезда, в селе Кончанске, в его доме во имя Александра Невского церкви, 2), по построении оной отпустить св. миро и св. антиминс и 3) произвесть во священники из студентов, которому ежегодно призводимо будет от него жалованье по сту рублев и содержание в пище». 1 декабря 1785 г. митрополит поручил Боровичскому духовному правлению «осмотреть в доме господина генерала поручика и кавалера А.В.Суворова, состоящем в селе Кончанске, покой, в котором оной господин генерал-поручик просит дозволения устроить церковь». Сделать этот осмотр правление поручило благочинному, Никольского Левацкого прихода священнику Григорию Алексееву. Но о. благочинный в марте 1786 г. умер, и приказ митрополита остался невыполненным.

5 мая 1786 г. митрополит подтвердил первое свое требование, на этот раз уже с угрозою «под опасением присутствующих отрешения не токмо от духовного правления, но и от церквей». Угроза подействовала. Через два дня, 7 мая Правление доносило, что духовным правлением исполнение чинено и оказалось, что назначенные для церкви покои стоят на восток и близ его никаких к тому непристойностей не имеется, а при тех усмотрено, что реченный генерал-поручик и кавалер А.В.Суворов уже церковь сооружать начал, коей построено уже до нижних полов. Она же, церковь, состоит против покоев в шестидесяти четырех саженях, а вышеозначенное его высокопревосходительства сельцо Кончанское в приходе имеется при церкви Рождества Богородицы, в Сопинском погосте, в коем сельце живущих крестьян находится 34 двора. От покоев его высокопревосходительства крестьянское строение отстоит в 34 саженях».

Таким образом: 1) А.В.Суворов, в привычке которого были быстрота и натиск, но не проволочка и медлительность, начал постройку церкви, не дождавшись разрешения митрополита; 2) вначале он думал устроить церковь в своих покоях, о чем просил митрополита, но начал постройку отдельным зданием в 64 саженях от своих покоев.

Вольность А.В.Суворова, очевидно, не обидела митрополита, так как последний на ноябрьском прошении А. В. положил 13 мая 1786 г. такую резолюцию: «церковь строить благословляем, о чем консистории в духовное правление послать указ».[5]

Благочинный Симеон Силуанов, в ведении которого находилась Кончанская церковь, в 1830 г. сообщал, что она построена в 1787 г. Хотя церковь освящена только 13 марта 1789 г., однако, указываемая о. Силуановым дата очень вероятна. 1787 и 1788 гг. Суворов провел на театре военных с Турцией действий, в Екатеринославской армии и в Россию вернулся в начале 1789 г.[6] Вполне поэтому возможно, что церковь выстроена в 1787 г. Не освящали же ее до 1789 г., поджидая возвращения Генералиссимуса.

13 марта 1789 г. новую церковь освятил по поручению С.-Петербургской походной его высокопреосвященства конторы назначенный к ней же священник Сила Тимофеев с приглашенными из разных погостов Боровичского уезда четырьмя священниками. 13-го же марта, в день освящения церкви А.В.Суворов просил епархиального архиерея назначить в дьячки к новоосвященной церкви шурина священника Тимофеева, дьячка Евдокима Яковлева, находившегося в «выставке» Крицах.[7] Значит, Суворов в день освящения церкви находился в селе Кончанском и, конечно, присутствовал при освящении своей церкви. Таким образом Кончанская церковь в самом начале своего существования получила собственный причт.

По донесению свящ. Силы Тимофеева, она в это время имела благолепный вид и была снабжена (несомненно, строителем своим) всеми принадлежностями храма. Прихода при церкви не было. Содержанием для причта служила руга, выдававшаяся Суворовым.[8]

В 1796 г., за смертию ли или за переходом в другое место свящ. Тимофеева, к Кончанской церкви был назначен 70-летний «неученый» священник Феофан Кузьмин. 7 января 1800 г., следовательно, за 4 месяца до смерти Суворова, он умер, не оставив сирот.[9] Другой на его место уже не был определен, а богослужения с этого времени в Кончанской церкви стали отправляться священниками Сопинского погоста (там их было два), за что им платилось от имения Суворова 60 р. в год. Дьячок же Антон Григорьев и семнадцатилетний пономарь Семен Александров оставались при Кончанской церкви.[10] После смерти Суворова положение их очень ухудшилось. Надо думать, что на первых порах экономия оставила их без всякого содержания, земли у них не было, требоисправлений[11] – также.[12] В 1801 г. им было назначено от экономии содержание по 25 р. в год. Но это содержание, конечно, не могло их обеспечить. Дьячок Антон Григорьев с женою и 4 детьми поэтому жил в доме своего отца священника Сопинской церкви и содержался на его счет.

В 1806 г. пономарь села Александрова был назначен дьячком к Сопинской церкви, а в сентябре 1807 г. дьячок Антон Григорьев по просьбе Сопинского причта и прихожан был определен священником к этой же церкви.[13] Другие на их место не были назначены. Кончанская церковь с того времени стала числиться в приходе Сопинской церкви, и Сопинский причт отправлял в ней богослужения, получая за это от Суворовых вознаграждение.

Производились ли какие-либо перестройки, переделки или ремонты в Кончанской церкви при жизни Суворова после её освящения и по смерти его до 1830 г.,  –  об этом не сохранилось никаких сведений. Местное предание не простирается в такую даль, а архив, кроме уже сообщенного, не дает никаких других известий. Его сообщения, впрочем, чрезвычайно скудны и относительно дальнейшей судьбы церкви. Это понятно. Кончанская церковь считалась домовою, господскою. В настоящее время ремонт каждой церкви предваряется просьбою пред духовной властью о разрешении и сопровождается донесением об окончании его. В старое же время господа, особенно властные, обходились в таких делах, как ремонты их церквей, без письменного производства, вершая их или на основании устных разрешений духовной власти, или еще проще – собственным изволением.

Нужные нам сведения можно было бы почерпнуть из клировых ведомостей, но до 1806 г. они велись при Кончанской церкви очень неаккуратно, а с этого года всякое письмоводство при ней совсем прекратилось.

На основании устного предания можно установить лишь один факт, что по смерти А.В.Суворова († 6 мая 1800 г.) новый владелец, сын фельдмаршала, Аркадий Александрович Суворов не интересовался Кончанским, даже ни разу не посетил его. Любимая вотчина фельдмаршала благодаря этому была заброшена, осталась, таким образом, без хозяйского попечения и Кончанская церковь, хотя богослужения в ней продолжали совершаться Сопинскими священниками.

Первое достоверное сведение о состоянии Кончанской церкви и её ремонте относится к 1830 г. 15 августа новый владелец Кончанского, внук фельдмаршала, флигель-адъютант, штабс-капитан гвардии Александр Аркадьевич Суворов (впоследствии генерал-адъютант, С.-Петербургский генерал-губернатор) просил преосв. Тимофея, епископа Старорусского, Новгородской митрополии викария, разрешить «домовую Кончанскую, Александро-Невскую церковь покрыть и обить стены новым тесом, колокольню, которая в полуденную сторону наклонилась, переправить собственным своим капиталом». «Стенами,  –  сообщал граф, –  церковь в это время была совершенно тверда; церковною утварью и всеми вещами исправна».

Указом консистории от 5 ноября 1830 г. А.А.Суворову было разрешено «обшить церковь новым тесом и сделать другие поправки».[14]

Как был произведен ремонт, письменных сведений не сохранилось.

По рассказам Кончанских старожилов и одного здравствовавшего еще в 1900 г. участника работ крестьянина Николая Григорьева, в 1830 г. в церкви были произведены следующие работы: 1) переменена наружная обшивка здания; 2) исправлена крыша; 3) исправлен пол; 4) заменены новыми некоторые косяки дверей и оконные рамы; 5) под все здание подведен кирпичный фундамент.

По словам дочери графа Аркадия Александровича Суворова А.А.Козловой, в это же время были заменены оказавшиеся сгнившими нижние бревна сруба. Для замены их была употреблена часть сруба, приготовленного покойным фельдмаршалом для постройки нового дома и не использованного за смертию владельца.

Вероятно, в это же время и таким же образом были заменены и четыре самых верхних бревна под крышей, по обеим сторонам передней части храма (по два по стороне). Надо предположить это потому, что эти бревна по своей конструкции отличаются от других бревен церковного сруба и имеют признаки принадлежности к другому, жилому строению.[15]

В августе 1840 г. генерал-майор А.А.Суворов просил преосвящ. Феодотия, епископа Старорусского, заменить ветхий антиминс его церкви новым, «каковой выдать Сопинского погоста священнику Иоанну Модестову». Новый антиминс был выдан[16]; им пользовалась церковь до 1905 г.; в настоящее время он с разрешения С.-Петербургского Митрополита хранится в футляре над жертвенником.

В 1842–43 гг., по свидетельству кончанских старожилов, были произведены новые ремонтные работы. На этот раз А.А.Суворов ограничился, вероятно, словесным разрешением духовной власти, так как следов письменных сношений по этому предмету в архивах не сохранилось. По рассказам старожилов и родственников фельдмаршала, работы состояли в подновлении внутренней отделки храма. Наиболее капитальным было обновление иконостаса, в котором кроме трех нижних прежних рядов образов прибавили верхний новый, увенчали иконостас золоченым крестом и заменили новыми царские врата и северную дверь. Увеличение иконостаса в высоту потребовало разборки деревянного горизонтального потолка, которым был подшит купол с внутренней стороны церкви, и увеличения купола.[17]

В это же время, несомненно, устроена сень над престолом.[18]

В 1847 или 1848 гг. потребовалось исправить церковь по случайному обстоятельству. Разразившаяся сильная буря свалила верхнюю часть колокольни. Ее возобновили в том виде, в каком она была до этого события, но кроме 4-х бывших ранее Суворовских колоколов, повесили также и 5-й – (второй по величине).[19]

В 1871/2 гг. был произведен новый ремонт, состоявший в перестилке полов со снятием престола и в окраске стен снаружи и внутри.[20]

В 1888 г. было исправлено наружное крыльцо церкви – в нем переменены пол и ступеньки.

Последняя работа произведена была в 1891 г., когда подгнивший устой церковного креста не выдержал его тяжести, и крест свалился на землю. Отсутствие каких-либо средств поставили было настоятеля Сопинского прихода в затруднительное положение, и только выданные из опеки над имуществом кн. Суворовых 25 р. дали ему возможность поднять крест наверх и утвердить его на старом месте.

В 1893 г., после смерти кн. А.А.Суворова, условия ремонта церкви стали еще более затруднительными. 8 апреля 1893 г. благочинный Иоанн Доброхотов доносил, что Кончанская церковь становым приставом запечатана.[21] 2 января 1895 г. тот же благочинный заявлял консистории, что Кончанская церковь находится в упадке, и что при настоящем положении имений кн. Суворовых и, в частности, села Кончанского едва ли можно ожидать улучшения в положении этой церкви, так что в видах сохранения святыни советовал приписать ее к Сопинской церкви и отдать в полное распоряжение Сопинского причта.

В 1894 г. Кончанское перешло во владение А.В.Молоствова. По его просьбе в январе 1895 г. снова стали отправляться в Кончанской церкви Сопинским причтом богослужения, но ремонтировать разрушавшуюся церковь новый владелец не собирался.

3 марта 1895 г. Новгородская консистория постановила передать Кончанскую церковь во владение Сопинского причта. А 15-го июня того же года благочинным Доброхотовым и священником Л.Матвеевым был произведен осмотр её, установивший факт ужасного её состояния. Протокол этого осмотра гласит: «фундамент церкви, поверх земли сделанный из кирпича, во многих местах растрескался и снаружи в кирпичных швах обнажился, так что кирпич обсыпается, а чрез слуховые окна заметно, что и внутренняя часть фундамента обваливается, а весь фундамент как бы наклонился внутрь церкви. Стены церкви, снаружи обшитые, внутри оштукатуренные, кажутся здоровыми, но так как кровля церкви сгнила и дает постоянную течь, то надо полагать, что и стены церкви пострадали. На куполе церкви и колокольне кровля так сгнила, что шпалы церкви и колокольни грозят падением. Потолки церкви от течи во многих местах прогнили, и штукатурка отвалилась; полы церкви, кроме алтаря, прогнулись вследствие того, что балки сгнили; стояк от течи провалился, и самое отверстие в потолке заделано, так что церковь в зимнее время не отопляется. Вообще самое здание церкви, начиная с фундамента и кончая кровлей, требует тщательного ремонта».

В августе 1895 г. Новгородский архиепископ просил обер-прокурора Св. Синода побудить Молоствова, чтобы он отремонтировал церковь. Но местожительство Кончанского владельца не смогли разыскать, и Обер-прокурор предложил изыскать для ремонта местные средства. Местных средств у Сопинского церковно-приходского попечительства, которое должно было заботиться о поддержании двух своих Сопинских церквей, не нашлось; кончанские крестьяне также отказались от ремонта церкви на свои средства.

Богослужения, однако, продолжали совершаться Сопинском причтом; только поминальные А.В.Молоствовым были прекращены.

10 октября 1897 г. Сопинский священник Л. Матвеев снова доносил Новгородскому архиепископу о необходимости неотложно ремонтировать Кончанскую церковь, изъясняя, в чем должен состоять ремонт. «Весь фундамент, – писал он, – должен быть новый; один угол церкви совсем сгнил, верхний ярус колокольни также сгнил, – нужен новый ярус и новые шпалы; нужна новая крыша: пол, погнивший местами, необходимо перебрать и переделать; надо заменить рамы гнилые, стекла выгоревшие, плохие двери; исправить штукатурку, частию повисшую, частию отпавшую, а печь переделать; внутри и снаружи церковь окрасить; исправить 12-пудовый колокол, треснувший». По мнению о. Матвеева, на весь ремонт требовалась сумма до 3; тысяч руб.

Снова началась переписка. Архиепископ просил Синод отпустить потребную для ремонта сумму. Синод отказал. Обратились к военному ведомству, и там последовал отказ.[22]

Церковь, быть может, так и погибла бы, если бы не подоспел столетний юбилей со дня смерти её создателя.

Когда в 1899 г. по Высочайшему повелению дело о сооружении «памятихранилища» Суворова было передано в Николаевскую академию генерального штаба, Начальник академии г.-л. Н.Н.Сухотин, глубокий почитатель Суворова, предложил в основу такого памятихранилища положить самый священный памятник – созданную Суворовым Кончанскую церковь, чрез перенесение её в С.-Петербург и постановку рядом с сооружаемым зданием академии на Преображенском плацу. Мысль г.-л. Сухотина была принята, а владелец заповедного имения с. Кончанского В.В.Молоствов, узнав о таких планах академии, 14 декабря 1899 г. выразил полное согласие на безвозмездное отчуждение церкви из состава заповедного имения.[23]

20 декабря Начальник академии уже испрашивал у Св. Синода разрешение на перенесение в С.-Петербург церкви с колокольнею и предметов, хранящихся в церкви. Для выяснения же на месте возможности переноса в село Кончанское 2 января 1900 г. были командированы начальник военно-ученого архива и ординарный профессор академии А.З.Мышлаевский и состоящий при главном штабе военный топограф К.С.Строганов. Постановлением от 23–25 февраля 1900 г. Синод разрешил перенести Суворовскую церковь в С.-Петербург, высказав желание, чтобы на её месте в с. Кончанском была устроена новая, хотя бы небольшая деревянная церковь. Относительно же передачи предметов, находившихся в церкви, Синод отложил решение до получения отзыва от Новгородского архиепископа.

2-го марта 1900 г. В.В.Молоствовым было подано на Высочайшее Имя прошение об отчуждении из состава заповедного имения домовой Кончанской церкви, а 6 марта Начальником академии на имя Начальника Главного Штаба был представлен проект доклада Государю Императору с испрошением соизволения Его Величества на принятие Николаевской академией генерального штаба дара В.В.Молоствова – Суворовской Кончанской церкви, как зерна будущего памятихранилища Генералиссимуса. Просьба начальника Академии была доложена Государю Императору Военным Министром 7 марта, а прошение Молоствова – Министром Юстиции 8 марта. Государь Император выразил свое соизволение.

Немедленно же после этого было испрошено Высочайшее соизволение на командировку в село Кончанское для организации дела разборки и перевозки церкви депутации в составе начальника 2-й гвардейской пехотной дивизии ген.-лейт. Е.М.Бибикова, профессора академии, полковника Мышлаевского и кол. совет. Строганова. На последнего возлагалась вся исполнительная часть по разборке и перевозке церкви в Петербург, а затем сборке её на плацу.

15 марта началась разборка церкви. После литургии, панихиды по А.В.Суворове и молебна, отслуженных настоятелем Сопинской церкви о. Львом Матвеевым, и перенесения в торжественной процессии духовенством св. антиминса в Сопинскую церковь (в 4 в.), профессором А.З.Мышлаевским был прочитан Высочайший указ о перенесении в столицу Суворовского храма, а затем при пении «Тебе Бога хвалим» и «Спаси, Господи, люди Твоя» были сняты кресты, и приступлено к разборке всей церкви. Принялись за работу 50 человек сапер и крестьян.[24] К 20-му марта разборка была закончена, иконы сложены в ящики, и весь материал более чем на 250 подводах отправлен в г. Боровичи, откуда благодаря содействию министерства финансов и путей сообщения беспрепятственно и бесплатно по железной дороге доставлен в С.-Петербург. С церковью же были перевезены и все св. предметы, бывшие в церкви и связанные с памятью Суворова, так как 16 марта Синод дал свое благословение на передачу этих святынь Николаевской академии генерального штаба.

Между тем в Петербурге спешно шли подготовительные работы к водворению Суворовской церкви на новом месте. 17 марта войсковые части Петербургского гарнизона приступили к расчистке места для Суворовской церкви на Преображенском плацу. Первыми начали работу Преображенцы, к ним вскоре подоспели Новочеркасцы; усилиями тех и других предназначенная для церкви площадь в 25 кв. саж. в один день была очищена от снега.[25]

В перевозке церкви с Николаевского вокзала на Преображенский плац участвовали все части гвардии, сборку же церкви произвели под руководством бывшего сапера, фельдфебеля 145 новочеркасского полка С.Степанова саперы гвардейского и 18-го батальонов (по 10 человек), которым помогали восемь человек частных рабочих.[26]

23 марта, когда уже весь материал был на месте, пред началом работ по сборке церкви причтом л.-гв. Семеновского полка, в котором начал службу Суворов, при пении полкового хора певчих был отслужен молебен в присутствии чинов академии, с Начальником академии во главе, членов Суворовской комиссии, потомков Суворова, офицеров Семеновского полка и др. В конце молебна была возглашена вечная память А. В. Суворову.

Суворовская комиссия, надеясь на горячее и энергичное содействие войск гвардии, имела в виду закончить восстановление церкви на 6–7 неделе великого поста (конец марта – начало апреля), чтобы светлый праздник встретить в исторической церкви. Но дело замедлилось по следующей причине. Вначале думали восстановить Суворовскую церковь в том виде, какой она имела в последние дни своего существования в селе Кончанском. Но на заседании Суворовской комиссии 28 марта 1900 г. председатель её, ген.-лейтенант Н.Н.Сухотин возбудил вопрос, как ставить церковь: в позднейшем ли её виде, или виде, в каком она была при Генералиссимусе.[27] Н.Н.Сухотин находил, что самая цель перенесения церкви в Петербург, состоявшая в том, чтобы из церкви и хранившихся в ней предметов создать основу будущего музея-памятника, была бы в большей мере достигнута восстановлением Суворовской церкви в её первоначальном виде, современном Суворову, так как именно в этом виде Суворовская церковь напоминала бы о полководце, о тех днях, когда он молился в ней, невидимою рукою подготовляемый к своему последнему величайшему подвигу в высях и ущельях Швейцарских Альп.

Комиссия постановила: восстановить церковь в прежнем виде, а составление проекта перестройки поручить академику фон-Гогену.[28]

После того как решение комиссии было одобрено Государем Императором, членам комиссии пришлось разрешить трудный вопрос: как отделить в перевезенной церкви «суворовское» от «несуворовского».

При решении этого вопроса комиссия, кроме устных преданий, собранных в с. Кончанском, пользовалась еще: 1) данными, какие открылись при разборке церкви; 2) рисунками Коцебу, иллюстрирующими историю Суворова, изданную Полевым в 1830 г. (на одном из рисунков изображен профиль церкви без колокольни-башни, с отдельной звонницей с подвешенными к ней колоколами); 3) сочинениями протоиерея Виноградова и академика В.В.Суслова с рисунками типов церквей, современных Суворову.

При разборке, после того как были сняты обшивка и украшения, и остов церкви обнажился, оказалось, что и качество леса, из которого выстроена церковь, и способ постройки не одинаковы для всех её частей. Так, бревна стен алтаря, средней части и следующей за нею к выходу на высоте 5 аршин оказались более древними и лучшего качества (по толщине) в сравнении с теми, из которых выстроены верхние ряды средней части, купол и колокольня. (По объему 5 бревен сруба церкви = 6 бревнам колокольни). Затем, рубка всего церковного остова сделана «в угол», остов колокольни срублен «в лапу».[29]

Отсюда комиссия заключила, что не вся постройка церкви относилась ко времени А.В.Суворова; что первоначально Суворовская церковь состояла из алтаря, средней части и следующей за нею продолговатой передней – (3 ; 2; с.), что весь храм был ниже существовавшего в последнее время в с. Кончанском и не имел в одной с собою связи колокольни-башни, словом, – что это была одна из тех скромных деревенских церквей, типы которых представлены в сочинениях Виноградова и Суслова, и какую изобразил на своем рисунке Коцебу. Все прочее, – как то: колокольня-башня, верхний ряд иконостаса, большой купол, портики с обеих сторон, наружная обшивка и окраска, внутренняя окраска и изображения в куполе, – все это, по заключению комиссии, было делом послесуворовского времени, все это значительно изменило Суворовский вид храма, хотя и не помешало прежнему остову храма остаться нетронутым.[30]

Соответственно этому заключению и начали восстановлять храм. Колокольню, портики, крыльцо с колоннами как позднейшие пристройки оставили; оставили также произведенные потомками Суворова штукатурку и окраску внутренних стен, а вместо этого обшили стены некрашеными досками, чем скрыли начавшие гнить некоторые бревна сруба[31], и вместе с тем придали церкви вид, близкий к тому, какой она имела вначале, когда у ней были простые тесаные стены. Кончанский купол изменили, значительно понизив его и уменьшив, хотя, несомненно, не настолько, чтобы приблизить его к вероятному – Суворовскому. Эта, впрочем, уступка была неизбежною после того, как решили оставить без изменений Кончанский 3;-ярусный иконостас.

К 23-го апреля церковь была составлена.[32] В этот день в ней по случаю окончания работ по её восстановлению и приступа к работам по постройке новых зданий академии был отслужен при многочисленном собрании молебен.[33]

3 мая состоялось торжественное освящение Суворовской церкви. Чин освящения совершал Протопресвитер военного и морского духовенства А.А.Желобовский; ему сослужили о. Иоанн Сергиев (Кронштадский) и другие священники. Вместо причастного стиха певчие исполнили тот самый концерт Бортнянского на слова из 90 пс. «Живый в помощи Вышнего», который был пет при погребении Суворова. После обедни о. Иоанн раздавал народу крестики из остатков дерева от Суворовской церкви. На торжестве присутствовали Военный Министр, члены Военного совета, члены Государственного совета Ганецкий и Голицын, Начальник главного штаба, профессора, штаб и обер-офицеры академии, члены Суворовской комиссии, потомки Суворова и пр. Церковь не могла вместить в себе всех представителей российской армии.[34]

Таким образом, 5 мая, накануне столетней годовщины со дня смерти А.В.Суворова и 12 мая – дня погребения его, когда вся Россия торжественно праздновала память великого полководца, – русские воины имели возможность вознести молитвы за упокой души славного Генералиссимуса в той самой церкви, которую создал и в которой в последние годы своей жизни горячо молился этот исключительный русский герой.

5 мая в 2 ч. дня (час кончины Суворова) здесь о. Протопресвитером соборно в присутствии высших военных властей была отслужена панихида, после которой 2 батальона л.-гв. Преображенского полка произвели салютационную пальбу, а 12 мая также при многолюдном собрании представителей русской армии – литургия и панихида.

С этого времени в Суворовской церкви богослужения начали[35] совершаться во все воскресные[36] и праздничные дни командированными духовным начальством, по просьбе Начальника академии священниками. Русский народ проявил необыкновенное внимание к этому маленькому храму. В течение первых месяцев десятки тысяч богомольцев посетили его; двери храма не закрывались с утра до вечера; одних посетителей сменяли другие.

Восстановленная Суворовская церковь на первых порах нуждалась во всем: кроме привезенных из с. Кончанского стен, иконостаса, нескольких икон, круга богослужебных книг, да очень немногих принадлежностей утвари Суворовского времени (которые должны были стать предметом хранения, а не употребления), она ничего не имела. Нужно было снабдить ее утварью и ризницею. Затем церковь не была приспособлена к отоплению; поставленная на стульях, она не имела ни фундамента, ни прочных полов, так что даже в летнюю пору в ней сильно дуло из-под пола, – надо было устранить и эти недостатки.

Усердие русских людей покрыло все нужды.

С благословения о И.Кронштадтского, пожертвовавшего в церковь ко дню освящения серебряные, вызолоченные св. сосуды, пожертвования полились рекой. Св. Синод отпустил безвозмездно круг новых богослужебных книг. Домовладелец З.С.Котов внес 1000 р. специально на приобретение для храма разных предметов церковной утвари и облачений. На эту сумму с добавкой к ней остатков от церковных доходов было приобретено все самое необходимое, хотя и не претендующее на роскошь: облачения, дарохранительница, евангелие, кресты, лампады, подсвечники и прочее, необходимое в церковном хозяйстве. Ктитор церкви К.С.Строганов пожертвовал в церковь круг икон двунадесятых праздников (изд. Фесенко), графиня Зубова –  бронзовое вызолоченное паникадило.

Устранились и другие недостатки. Архитектор П.В.Резвый предложил свои услуги, чтобы устроить водяное отопление церкви по способу Рукко. Работы по устройству этого отопления были выполнены механиком Лобеком. По смете они были исчислены в 552 руб., но благодаря отказу от премии изобретателя г. Рукко и безвозмездному руководству гг. Резвого и Лобека все работы обошлись менее чем в 300 руб. При этом фирма Чуксанова устроила из цементо-бетона камеру для отопления и дымовую трубу, совершенно изолированные от церкви и потому совершенно устраняющие всякую опасность в пожарном отношении. Как материалы, так и приборы фирма Чуксанова поставила бесплатно, внеся их в дар церкви.

Для полного изолирования от внешней температуры снизу, верхний пол был залит «папиролитом».

Старые одиночные оконные рамы столяром Линднером безвозмездно были заменены новыми, и вставлены новые двери.[37]

В апреле 1901 г. по просьбе председателя комиссии генерал-фельдцейхмейстером был разрешен отпуск из артиллерийского склада 180 пудов лома латуни для отливки колоколов для Суворовской и новоустроенной в с. Кончанском церквей, из которой и отлито по 6 колоколов в каждую.[38]

В мае 1901 г. Суворовскою комиссиею было признано в видах как расширения Суворовской церкви, так и лучшего сохранения церковного остова от атмосферических влияний, окружить церковь каменною галереею, и эта мысль по получении разрешения Св. Синода к ноябрю того же года была приведена в исполнение на средства, заимствованные из того же Суворовского капитала. В октябре 1902 года в галерее было устроено электрическое освещение.

2 ноября 1901 г. утвержден штат для церкви в составе священника и псаломщика, а в конце января 1902 г. назначены на эти должности почти с начала открытия богослужений служившие в церкви священник Георгий Шавельский и псаломщик А.Львов.

Добрая пора для церкви настала со времени вступления в должность старосты С.-Петербургского 2-й гильдии купца В.П.Крутова, – с марта 1902 г. Нисколько не посягая на изменение внутреннего, самого простого вида Суворовской церкви, этот благоговейный почитатель великого русского полководца не щадит ни труда, ни средств, чтобы Суворовская святыня, продолжая своею простотою вещать о бесконечно простом в жизни и великом в делах Суворове, в то же время своим благолепием и изяществом напоминала каждому посетителю о драгоценной памяти, какую стяжал славный Суворов в сердцах Россиян.

В.П.Крутовым приобретены для церкви дорогие священнические и диаконские облачения, шитые золотом хоругви, облачения на престол, дорогие воздухи[39], дубовые вешалки и пр. пр.

В 1903-1904 гг. его заботами галерея, окружающая церковь, украшена 29 большими образами (высота каждого – 3 арш.; ширина «Голгофы» – 3 арш. 5 верш.), двух у входа – по 2 арш. 1 верш., остальных от 2–1 арш.), в золоченых рамах под стеклами, и 7 небольшими (16 в. ; 12 в.) в золоченых рамах; паруса купола – изображениями 4 евангелистов и 4 пророков, а алтарь – большой художественной иконой на стекле «Моление о чаше» и на холсте большой иконой «Снятие со креста» и малой «Воскресение Христово». Все эти иконы приобретены Крутовым на собственные средства, кроме 4-х пожертвованных, по его приглашению, купцами Пшенишновым, Язиковым, Копейкиным и К.С.Строгановым. По старанию же Крутова в церковь пожертвованы молебный серебряный, вызолоченный крест и евангелие в серебряно-вызолоченном окладе; серебряные выносное блюдо, ковш, кадило. Сумма всех пожертвований, поступивших в 1902–1905 г. от самого г. Крутова и от его знакомых, превышает 15 тысяч рублей.

В это же время с 1903 г. поступали и другие пожертвования: баронесса Меллер-Закомельская пожертвовала серебряные, вызолоченные чеканной работы св. сосуды; жена ген.-лейт. Е.К.Потоцкая – собственноручно художественно вышитые пелену на аналой и воздухи; жена ген.-лейт В.Я.Сухотина – собственноручно вышитую шелком пелену; генерал-майор А.А.Даниловский – выносной подсвечник, два трехсвечника вызолоченных, двенадцать писанных на досках икон двунадесятых праздников с двумя киотами для них; жена шт.-ротм. М.И.Макарова – вышитые по серебряному глазету воздухи. Особенно же замечательны две жертвы: 1) Нерукотворенный образ Спасителя (работы Хлебникова, стоимостью 4; тыс. руб.), принесенный Суворовской церкви в ноябре 1902 г. чинами бывшей Охранной стражи при Китайской восточной железной дороге, и 2) древняя (более 200 лет), принадлежавшая некогда графу Милорадовичу († дек. 1825 г.), бывшему С.-Петербургскому генерал-губернатору и сподвижнику Суворова, и почитавшаяся за чудотворную икона Черниговской Божией Матери в драгоценной древней ризе и богатом киоте с древней работы лампадою.

Указанные и другие пожертвования украсили и обеспечили от всякой нужды Суворовскую церковь.

Выше говорилось, что Святейший Синод, изъявляя свое согласие на перенесение Кончанской церкви в С. Петербург, высказывал желание, чтобы на месте её была выстроена хотя бы небольшая деревянная церковь. Суворовская комиссия устроила там в 1901 г. на средства из Суворовского капитала каменную таких же размеров и формы, как перенесенная в С.-Петербург Суворовская, и на занимавшемся ею же месте. Достойно внимания[40], что любимым предметом разговоров Суворова, по свидетельству очевидцев последних его дней, были мечты, как он навсегда поселится в Кончанском, как он выстроит каменную церковь и т. п.[41] Чего не успел сделать фельдмаршал, быть может, за недостатком времени, а может быть, и за неимением средств, –  то исполнили благодарные потомки. Эта каменная церковка, снабженная всем необходимым для совершения богослужений, обслуживает теперь духовные нужны обитателей с. Кончанского. А Суворовская, перенесенная в шумную столицу, напоминает и будет всегда напоминать ослабевающим в вере русским людям о великом полководце и великом русском человеке А.В.Суворове, о его мощной вере, о его глубоких заветах.

Кроме сотен тысяч постоянных богомольцев и случайных посетителей, Суворовская церковь в Петербургский период существования видела в своих стенах и Высочайших особ. 9-го марта 1903 года ее посетил Государь Император Николай Александрович; 15 сентября того же года – великая княгиня Вера Константиновна, а в апреле 1900 г. – великий князь Георгий Михайлович.

Достопримечательности Суворовской церкви.

1)  Походный образ Суворова – «Нерукотворенный Спас».

Доставлен в Суворовскую церковь 4 июля 1900 г. в 6 час. вечера. До того времени он хранился в Воскресенском «Новый Иерусалим» монастыре, который получил его в дар в 1806 г. от сына Генералиссимуса  –  Аркадия Александровича, устроившего здесь придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».[42] В апреле 1900 г. дворянин Н.А.Перлик письмом из Тамбова заявил Суворовской комиссии, что в 1898 г. при осмотре ризницы в Новом Иерусалиме он видел образа, принадлежавшие самому «батюшке Суворову», и просил возбудить ходатайство о перенесении Суворовских святынь в Суворовскую церковь. Комиссия начала переписку с настоятелем монастыря архим. Владимиром. Оказалось, что в 1806 г. Аркадием Александровичем Суворовым в этот монастырь были доставлены три иконы и одна из них, именно этот образ «Нерукотворенного Спаса», по свидетельству архим. Владимира, «несомненно была тою иконою, пред которою Суворов молился во время своих дивных военных подвигов». По получении Суворовской комиссией согласия архим. о. Владимира и Московской синодальной конторы на уступку этой иконы, – в Москву был командирован член комиссии ген.-м. П.Н.Воронов, который принял св. икону из рук настоятеля, а 4 июля в 6 час. вечера Начальником академии, ген.-лейт. Сухотиным она была торжественно передана в Суворовскую церковь.[43]

Заимствуем описание иконы из описи Воскресенского монастыря (по глав. описи гл. XXIX, л. 483. № 6).

«Икона Спаса Нерукотворенного на липовой доске, старого иконного письма, вышиною около семи, шириною шесть вершков, венец и риза серебряные, золоченые; вверху перстень золотой; в нем камень синий яхонт, с вензелем фамилии Суворовых, обнизанный вокруг мелким жемчугом; риза с правой стороны повреждена, у цаты[44] край поломан; на лике Спасителя над глазом выбито; по сторонам лика Спасителя вверху два ангела. Сия икона привезена при гробе княгини Варвары Ивановны Суворовой в 1806 г., а по преданию была походною её супруга Генералиссимуса, князя Италийского, графа Рымникского Александра Васильевича Суворова».[45]

2)  Образ святых Адриана и Наталии (12; ; 98; д.) в ризе беспробного золота. Им Императрица Екатерина II благословила Суворочку (дочь Генералиссимуса  –  Наталию Александровну) при выходе её замуж за графа Н.А.Зубова. Этот образ передан чрез ген.-м. Воронова потомками Суворова Любовью и Верою Александровнами Талызиными, внучками Суворочки от её дочери Ольги.

3)  Небольшой (5; ; 4; д.) эллиптической формы образ архистр. Михаила.

На лицевой стороне изображен архангел, попирающий змия. В правой руке архистратига копье, в левой – евангелие и кадило, в устах – труба; над главою его надпись: «творяй ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный» (из пс. 103, 4); внизу другая надпись: «врагу оскудеша оружия в конец и грады разрушил еси, погибе память его с шумом» (из пс. 9, 7). Вверху изображены Господь Саваоф и Иисус Христос, поддерживающие венец над молящейся Божией Матерью; с правой стороны архангела – св. Николай Чудотворец, с левой – св. Александр Невский. На обратной стороне надпись: «всех российских Императорских войск Генералиссимусу Римско Императорскому генерал-фельдмаршалу, князю Италийскому, графу Александру Васильевичу Суворову Рымникскому

Февраля «5» дня 1800 г. Всенижайше приносит плод трудов города Якутска мещанин Ефим Петров».

Этот образ хранился в Кончанской церкви и вместе с нею перевезен сюда.

4)  Икона св. Николая (7; ; 6 д.) на доске в серебряной вызолоченной ризе. Надпись на оборотной стороне гласит, что эта икона по смерти Суворова перешла к князю Горчакову, по смерти которого была передана Мясоедову. Вдова последнего Екатерина Сергеевна Мясоедова подарила эту икону Григорию Челищеву, а он принес ее в дар Суворовской церкви.

5)  Плащаница (42 ; 24 д.) на полотне. Вокруг лежащего Спасителя изображения Иосифа Аримафейского, ап. Иоанна Богослова, Божией Матери, Марии Клеоповой, Марии Магдалины и Никодима, вверху – двух ангелов, с удивлением и ужасом взирающих на тело Спасителя.

6)  Хоругви на клеенке. На них изображения (17 ; 17 д.); 1) на одной стороне – «Воскресение Господа», на другой – св. Александра Невского, в схиме; 2) «Знамение Божией Матери» и «Богоявление Господне».

7)  Два запрестольных креста. Первый длиною (до рукоятки) 33 д., поперечная перекладина 33; д. На лицевой стороне в медальонах изображены: в средине – Спаситель; вверху и внизу – по ангелу; на левой стороне  –  Божия Матерь; на правой Иоанн Креститель (выражения лиц скорбные). На обратной стороне: в центре – св. Николай; по левую сторону – Иоанн Креститель, по правую – Богоматерь (выражения лиц веселые), вверху – неизвестный святой, внизу – мученик Христофор.

2-й запрестольный крест деревянный, резной работы (30 ; 29; д.). На одной стороне изображены в медальонах: в центре – Христос на кресте, вверху – Господь Саваоф; внизу – св. Николай, слева – Архангел Михаил, справа – Архангел Гавриил. На другой стороне: Спаситель с евангелием в руках, стоящий во гробе; по левую сторону от него развевается знамя победы, по правую скрещены орудия казни –  копие и губка на трости; вверху – Богоматерь, внизу – пр. Зосима, справа – ап. Петр, слева – ап. Павел.

8)  Запрестольный (19; ; 18 д.) образ на доске. На одной стороне его икона Знамения Божией Матери, на другой – св. Александр Невский (в схимническом одеянии).

9)  Образ воскресения Спасителя (28 ; 22; д.) на доске.

10) Икона Всех Скорбящих Радостей (36 ; 27 д.) на доске.

Плащаница, хоругви, кресты и образы предание решительно относит к числу предметов, которыми А.В.Суворов снабдил выстроенную им церковь. Достоверность же предания, в свою очередь, подтверждается характером живописи, которая, нося следы древнего письма, однородна с живописью на иконах в иконостасе, на царских и северных дверях, которые, несомненно, сооружены при Суворове.

11) В иконостасе Суворовской церкви к Суворовскому времени принадлежат нижний ряд больших окон и два ряда (под и над ним) малых. Царские и северные врата и верхние иконы с распятием наверху сооружены в 1841–42 г. внуком Генералиссимуса, князем А.А.Суворовым.

В большом ряду мы видим иконы: (41; ; 21 д.) по правую сторону царских врат Спасителя – св. Александра Невского, Иоанна Предтечи и св. Николая. По левую – Богоматери, великом. Варвары и св. Андриана и Наталии. В нижнем ряду справа: изображения (20; ; 10; д.) 1) беседа Христа с Самарянкою, 2) шествие Валаама на ослице для проклятия Израиля, 3) исцеление слепорожденного, 4) чудо св. Николая. Слева: 1) видение Иаковым лестницы, 2) принесение Исаака в жертву, 3) Сретение Господне и 4) Товия у реки, когда на него бросается рыба (Тов. гл. 4, 5, 6). В 3-м ряду – изображения (20 ; ; 16; д.): в центре – Тайная вечеря; справа – 1) Преображение Господне, 2) Крещение Господне, 3) Воскресение и Вознесение Господне, 4) Сретение Господне и Явление, Аврааму 3-х странников. Слева – 1) Рождество Христово, 2) Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм и Благовещение Пресвятой Богородицы, 4) Успение Пресвятой Богородицы и св. Жены мироносицы.

Прежние царские врата помещены на стене в средней части храма, а северная дверь на доске (72 ; 27 ; д. – изображен архангел с чашею в руке; вверху надпись: «благодать же и истина I. Христомъ бысть») передана в Суворовский музей. Остальные образа в иконостасе  –  послесуворовского времени.

12) Евангелие, напечатанное в сентябре 1785 г. в г. Москве, с накладными беспробного серебра угольниками работы 1788 г.

13) Апостол, напечатанный в ноябре 1793 г. в Москве.

14) Два напрестольных креста, серебряный и деревянный, обложенный перламутром (с задней стороны на поперечной половине обложки затеряны).

15) Оловянный сосуд для освящения хлебов.

16) Железный ковш.

17) Два металлических кадила.

18) Три оловянных блюда, два меньших – работы русского мастера Николая Никифорова, а большое – Лондонской.

19) Кошелек из ситцу, с деревянной рукояткой и маленьким колокольчиком.

20) Два выносных подсвечника из жести.

21) Деревянное резное, в два яруса по 8 свеч в каждом – паникадило.

22. Над входом в церковь дощечка (1 арш. х 8 верш.) с собственноручной А. В. Суворова надписью: «азъ же множествомъ мiлости твоея Господи вниду вдом твои ; ко храму святому твоему поклонюся встрасе твоем Господи ; научи мя правдою твоею».

Все перечисленные предметы, по преданию, принадлежат храму со времени фельдмаршала.

Из других святынь храма достопримечательны:

1) Образ Черниговской Божией Матери, принадлежавший сподвижнику Суворова, графу М.А.Милорадовичу († 13 дек. 1825 г.), принесенный (25 марта 1903 г.) в дар Суворовской церкви внучатым племянником графа Г.Л.Милорадовичем. Образ в древней, массивной, серебряной, вызолоченной ризе (1793), венец украшен драгоценными камнями. По семейному преданию Милорадовичей, образ существует более 200 лет и чтится в их семье как чудотворный. При образе пожертвована массивная, древней работы (1798 г.), серебряная лампада.

2)  Складень образ  –  «Нерукотворного Спаса», сооруженный чинами быв. Охранной стражи при Китайской железной дороге в память боевой деятельности этой стражи в Русско-Китайском походе[46]) (1900–1901 г.), по расформировании стражи переданный (в ноябре 1902 г.) в Суворовскую церковь. Образ работы московского фабриканта Хлебникова, стоимостью 4; тыс. рублей.

3)  Маленький образ св. Николая (4; ; 3; д.) в ризе. Он был оставлен в Саксонии одним русским воином, участвовавшим в походе Суворова 1799 г., затем каким-то образом попал в руки капитана Молоствова, а последний в январе 1868 г. передал его своему тестю А.А.Суворову.

_______________

Выручка  от продажи книги поступает в пользу Суворовской церкви.

______________________
_______________
__________
_____
 

[1] Дело Сувор. Комиссии № 5 ч. 1 л. 22.

[2] См. о нем то же дело л. 65 и 69-70.

[3] То есть уменьшала. – Здесь и далее курсивом выделены примечания и пояснения редактора.

[4] Дело Сувор. Ком. № 5. 1 ч. л. 12.

[5] Арх. Нов. Дух. Консистории. Дело № 339–27. Нач. 16 мая 1786 г.

[6] «Генералиссимус кн. Суворов». Петрушевского, т. I, стр. 263–337.

[7] Арх. Н. Д. К. Дело № 13. Нач. 18 марта 1789 г.

«В выставке» – то есть «в отставке», изгнанный.

Здесь и далее «Арх. Н. Д. К.» означает: «Архив Новгородской Духовной консистории».

[8] Арх. Н. Д. К. Дело № 339–27.

Руга – денежное содержание, выдававшееся причту (священнослужителям церкви) из собственных средств А.В.Суворова.

[9] Арх. Н. Д. К. № 804. 1800 г.

[10] И тот, и другой впервые упоминаются в клировой ведомости 1799 г. Арх. Н. Д. К.

[11] Исправление священником церкви различных обрядов для частных прихожан.

[12] В клировой ведомости за 1800 г. о содержании Кончанской церкви говорится: «земли нет», «входящим священникам платится 80 р., а церковникам нет ничего», «прихожан нет». В клировой ведомости 1801 г, говорится: «церковной земли и покосов нет ничего… великопостных росписей и метрических книг не имеется… Приходу нет: Кто прихожане? Никого нету». Арх. Н. Д. К. Значит, не было жалованья, не было земли, не было прихожан, не было треб, – не было и никаких средств.

[13] Арх. Н. Д. К. Дело № 1451 и 45. Нач. 16 сент. 1807 г.; № 1571. 1809 г.

[14] Арх. Н. Д. К. № 43. Нач. 29 ав. 1830 г.

[15] Показание фельдфебеля Степанова, наблюдавшего при перенесении церкви в С.-Петербурге за работами по её разборке и складке.

[16] Ахр. Н. Д. К. № 802–27 Нач. 3 сент. 1840 г.

[17] «Рус. Инв». 1900 г. № 52.

Здесь и далее «Рус. Инв.» – петербургская газета военного ведомства «Русский Инвалид».

[18] По письму она одного типа и работы с верхними ярусами иконостаса царских дверей и северной двери.

[19] «Рус. Инв». 1900 г. № 52.

[20] Сообщение священника Сопинской ц. Льва Матвеева.

[21] До этого времени в ней в течение года богослужение совершалось 19 раз: в дни семейных событий кн. Суворовых, в дни местночтимых праздников, во 2-й день Св. Пасхи и в один из дней великого поста.

[22] Арх. Н. Д. К. Дело № 278–472. Нач. 25 июля 1894 г.

[23] Дело Сувор. Ком. 1899 г. № 7. Стр. 10.

[24] Остов церкви оказался прочным, только у 7–8 бревен концы сгнили. (Арх. Сувор. Ком. Дело 1900 г. № 7. л. 62).

[25] «Рус. Инв.» 1900 г. № 63.

[26] Арх. Сувор. Ком. 1900 г. № 5, ч. 1, л. 112.

[27] По описанию кол. сов. Строганова, осматривавшего ее в с. Кончанском 3 января 1900 г., вид её тогда был таков: «Она имела форму корабля, снаружи была обшита и окрашена в серый цвет с белыми карнизами и разделками. На боковых фасадах расположено было по два фронтона, каждый из которых покоился на 4 колоннах в стиле ампир. Над фронтонами в общей рубке стены, от потолочного наката поднимались симметрично купол церкви и колокольня одинакового рисунка, которые заканчивались двумя железными крестами. Внутреннее расположение было следующее: с паперти, крыша которой также была утверждена на 4 колоннах, чрез маленькие двери вход вел в притвор, состоящий из небольшой продолговатой комнаты (4 с. ; 2; с.), непосредственно связанной с среднею частью храма, которая расширялась на 12 вершков в стороны и с 5-аршинной высоты из четверосторонника переходила в восьмигранную форму, причем скошенные четыре стены составляли паруса храма. Солея* с двумя клиросами приподнималась на одну ступень: обращенный на восток алтарь имел пятигранную форму. Стены церкви внутри были оштукатурены и окрашены белою краской, а панель – серой. На четырех гранях барабана были написаны водяными красками изображения св. апостолов: Павла, Петра, Андрея и Симона, а внизу под ними в парусах однотонной серо-коричневой краской – изображения четырех евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна; в верху купола – изображение Св. Духа в виде голубя (Дело Сувор. ком. 1900 г. № 7, стр. 4).

* Солея – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме.

[28] Прот. ком. № 3 1900 г.

[29] «Рус. Инв.» 1900 г. № 64.

[30] Дело Сувор. Ком. № 7. 1900 г.

[31] 7 бревен срубы совсем изгнили, их заменили принадлежавшими к колокольне. По словам руководившего сборкой церкви фельдфебеля Степанова, все эти бревна были или нижними или самыми верхними венцами церковного сруба – следовательно, теми, которые в 1830 г. были привнесены в церковный остов внуком Генералиссимуса А.А.Суворовым. Между прочим, с правой стороны 1-ой части храма заменены два нижних венца, с левой – два самых верхних, носивших следы принадлежности другому зданию; в средней части храма – два верхних под парусами, и в поперечной стене, отделяющей среднюю часть от передней, одно – также верхнее. Кроме того, у пяти бревен левой стены передней части выше подоконника, образующих северо-западный угол, подгнили концы. По отделении истлевшего они были надставлены отрезкой бревен, принадлежавших колокольне.

[32] «Рус. Инв.» № 90. 1900 г.

[33] «Рус. Инв.» № 97 и 98. 1900 г.

[34] Перевозка и сборка церкви обошлась Суворовской комиссии в 1994 р. 94 к., – эта сумма заимствована из Суворовского капитала. Дальнейшие расходы по ремонту церкви (1593 р. 75 к.), дополнительному оборудованию, в этом числе и отоплению (950 р. 77 к.), и разные мелочные расходы (280 р. 29 к.) были покрыты сбором с Суворовского вечера 12 февраля 1900 г.

Прот. Сув. Ком. № 8. 7 апр. 1901 г.

[35] «Рус. Инв.», №№ 100 и 104. 1900 г.

[36] О числе богомольцев можно судить по количеству проданных свечей. С 3 мая по 16 ноября 1900 г. в церкви было продано 22 тысячи свеч; – в том числе в 3 и 5 к. около 19 тыс. Так как обыкновенно меньшая часть (1/7 ч. – 1/10 ч.) посетителей ставит свечи, то надо думать, что число побывавших за это время в церкви во много раз превосходило 22 тысяч человек (Сув. Ком. Прот. 1900 г. № 6).

[37] Проток. Сувор. Ком. № 6.

[38] Прот. Сув. Ком. № 7. л. 5 и 13.

[39] Воздух в православной церкви – небольшое квадратное покрывало, используемое во время литургии. Им накрывают священные сосуды для таинств – дискос и потир, а также Святые дары, то есть вино и хлеб для причастия.

[40] Прот. Сув. Ком. 1902. № 6.

[41] «Генералиссимус кн. Суворов», А. Петрушевский. Ч.2 стр. 737.

[42] В приделе этом погребены: в 1806 г. – жена Генералиссимуса, княгиня Варвара Ивановна, а в 1811 г. – сам строитель князь Аркадий Александрович Суворов.

[43] Торжество передачи иконы в монастыре и встречи в Суворовской церкви описаны в № 145 «Рус. Инв.» за 1900 г.

[44] Элемент в форме перевёрнутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, расположенный в нижней части православного креста, также часть оклада, древнерусское золотое или серебряное украшение иконы. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого – обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца.

[45] Проток. Сувор. Ком. № 7, 1900 г. л. 98.

[46] На образе помещены изображения святых, память которых чтится в дни более серьезных стычек и боев этой стражи с китайцами.

______________________
_______________
__________
_____

На сайте https://sites.google.com/view/hram-suvorova/
воспроизведены все иллюстрации из книги протоиерея Г.И.Шавельского.

Дом, ныне находящийся на месте уничтоженной в 1920-х гг. Суворовской церкви. Санкт-Петербург, Таврическая ул., 2а:
https://clck.ru/36u9Pt

Неподалеку недавно открыт пустующий "Сквер финансистов":
https://clck.ru/36u9RS


Рецензии