Лоно моей Вселенной

Записки "Внутреннего Ребёнка", ставшего "Внутренним Взрослым"...

"О, мама... О, мама...
Воздух так легок,
что кружится вокруг твоей головы
и становится всё прозрачней,
когда ты улыбаешься..."
(Последние слова Доменико, "Ностальгия" реж. А. Тарковский)

    Глубокие мнемонические следы в памяти с самого детства... Конец 60-х годов... Это произошло даже не в Советском Союзе, а в далёкой Монголии, в отдалённом от её столицы монгольском посёлке (в аймаке) Баян-Дэлгэр, где отец работал строителем в командировке по линии СоюзВнешСтроя СССР... Обычным рабочим, плотником... Мне тогда и 5 лет не было... Родители уходили с утра на работу, а меня отводили к соседке до того времени, пока не придут с работы (как и ещё нескольких детей из других семей) - она и была нашей "воспитательницей" из импровизированного "детского сада" на дому...

В тот день шёл обильный снегопад... Ещё до обеда я с удивлением смотрел на то, что происходит за окном - таких больших снежинок я никогда не видел... За все 4 годика своей жизни... Я был готов к встрече... С самым удивительным и прекрасным в жизни... После прогулки на улице, после того, как я насмотрелся на эти огромные пушистые снежинки, когда остальные дети просто пытались их загребать в детские ведёрки такими же детскими лопатками, пришло время возвращаться в дом "воспитательницы"... Не помню, как я задержался на этой прогулке этого своего белоснежного очарования от чудес с Неба... Но когда я подошёл к дверной ручке и начал её дёргать, чтобы войти в дом "детского садика", дверь оказалась закрытой на замок изнутри... Так меня и забыли на этой прогулке... Я, конечно, пытался громко стучать своим кулачком по двери... Но в ответ слышал из-за входной двери только приглушённые детские возгласы и звуки местного поселкового радио... Я сел на крыльцо и стал дожидаться вечера... Когда за мной придёт мама...

Мама часто мне пересказывала этот случай уже и в мои школьные годы и гораздо позже... Возвращаясь с работы, она увидела меня сидящего на ступеньках высокого крыльца этого соседского дома и склонившего голову... На шапке, на плечах моего пальтишка и на сложенных на коленях руках были толстые слои пушистого снега. Она так и говорила: "Прямо небольшой сугроб на ступеньках с очертаниями сидящего ребёнка"... Хотя по прошествию уже нескольких десятилетий, я считаю  это даже не сугробом... Скорее, белоснежным коконом... Или даже Лоном Небес... По её словам, моё лицо с закрытыми глазами в тот момент было такое же белоснежное... Закрыв глаза, брошенный всеми, я находился в какой-то дрёме, находился в каком-то полу-коматозном состоянии... Жизнь наполовину просто остановилась для меня... Также и остановилось время... Полностью... Наступило какое-то ощущение вечности... Очень трудно всегда бывает передать словами свои детские эмоции... И только память... Как будто это было вчера... Брошенный всеми... Кроме мамы...

 Как же она испугалась в тот момент за меня! Этот материнский испуг я читал уже в её глазах и в последующие годы, когда она мне это рассказывала... Она принесла меня на своих руках домой, раздела, натёрла спиртом и уложила в кровать под двумя одеялами - это я уже смутно помню, только по её рассказам... Вечером пошла к соседке... Был, конечно, скандал... Видать, соседка умела считать только деньги, но не детей с прогулки... Больше к той "воспитательнице" я не ходил... Оставался дома, и даже не только самостоятельно гулял по аймаку, но летом даже уходил далеко в степи... Каждый раз возвращаясь домой с целым пакетом шампиньонов... Но больше всего, оставаясь один дома, я любил смотреть диафильмы через фильмоскоп... Телевизоров тогда никаких не было... Я был счастлив...
По словам мамы, она забрала у соседки деньги, заплаченные ей вперёд на месяц за моё "воспитание" и даже припомнила в разговоре с ней моё ещё детское наблюдение за миром взрослых : своим личным детям она всегда давала 2 котлеты к гарниру, а остальным - только одну... Также и с печеньем и конфетами к полднику... Который я пропустил в тот день, поняв всё несовершенство мира людей, выстроенном больше на инстинктах, но не на морали и нравственности... Поняв, благодаря, знаку Свыше... Благодаря Красоте тех же пушистых снежинок... Красоте и Гармонии их строения при разглядывании их своими тогда ещё зоркими детскими глазами... Благодаря их теплу, окутавшего меня и не давшему мне заболеть в тот зимний день... Благодаря теплу Души Вселенной...
В Монголии, как всем известно, резко-континентальный климат : лето очень жаркое, а зимы очень морозные... Бывало и до минус 40... Но в тот день пришёл циклон... Циклон белых пушистых снежинок и было немного теплее... С той поры белый цвет стал для меня Цветом Материнства...

Не знаю, имела ли та соседка-"воспитательница" опыт работы с детьми... У меня мама до командировки отца в Монголию в Советском Союзе работала, действительно, воспитательницей в детском садике... Я тоже какое-то время ходил до поездки нашей семьи в Монголию в детский садик... И я тоже помню свою маму в белом халате... Но всё было честно и правильно - без дополнительной котлеты или порции запеканки на полдник "для своего"... Да и воспитательница моей группы в садике была другая женщина... Такая же правильная и честная... (на фото слева врач детского сада, в центре - моя мама, как самая молодая воспитательница и справа -  воспитательница уже из моей группы... Хотя и всего на какие-то полгода до отъезда в Монголию)...

Спустя несколько лет, когда мы всей семьёй вернулись на Родину в своё Подмосковье, отца опять послали в командировку в Монголию... Я уже был школьником в средних классах... Помню, как в один из вечеров в квартиру постучали - пришла какая-то молодая женщина и, узнав от кого-то о бывшей работе мамы, попросила посидеть с её ребёнком... Мама в первую командировку работала на стройке... А уже во вторую командировку отца, ещё не найдя работы на новом месте, согласилась... В далёких монгольских аймаках, где работали советские специалисты (в основном строители) никаких детских садиков не было... Их надо было ещё построить... И даже нисколько для своих детей, сколько для монгольских детей... Для страны, которая помогла нашим отцам и дедам победить в Великую Отечественную...

Через пару месяцев уже в нашем (моей семьи) импровизированном "детском садике" было 7 детей... В основном дети офицерских семей - жёнам офицеров, наверное, проще было найти работу, уже не в аймаке, а в таком городе, как Чойбалсан, где располагалось ещё и несколько советских воинских частей... Мы помогали маме... Отец даже находил время сделать для детей деревянные игрушки у себя на работе... Я выводил их на прогулку : придя со школы, гулял с ними недалеко от дома на детской площадке, после общего со всеми обеда. Разумеется, помня тот самый случай в годы своего раннего детства... А какой сладкий запах стоял в доме из духовки, когда мама находила время помимо обычной готовки на пироги! Особенно я любил булочки с посыпкой, разламывая их пополам, я долго рассматривал их белоснежно-воздушную структуру, напоминавшую  мне всегда тот самый тёплый снег... Это был праздник не только для всех детей, но и для наших соседей на этаже. Ибо мама готовила пирожки по своим размерам "не для угощения", а для того, чтобы люди были сыты...  Аппликации из цветной бумаги, лепка из пластилина, рисование карандашом и красками. Родители приводимых детей всегда улыбались, рассматривая свои портреты, которые им сделали их дети...
Но больше всего все любили, когда за окном была метель или дождь... Прогулка отменялась и я, повесив на стену чистую белую простыню в качестве киноэкрана и плотно закрыв шторы, доставал фильмоскоп с большим пакетом диафильмов. Там были не только сказки, но и даже научно-познавательные фильмы (для детей)...В такие дни наш "кинотеатр" работал до самого вечера - до прихода родителей детей. Всем было интересно. Ведь телевизоров в те годы там ещё не было...   
Были ли дополнительные добавки с котлетами, твороженными запеканками и крупениками со сгущёнкой, с печеньем и карамелью? Были! Но только для приводимых детей... Мало того, спустя 2-3 месяца дети более старшего возраста стали за столом делиться  своими конфетами и печеньем с двумя самыми маленькими и даже по-своему (по-детски) о них как-то заботиться, часто отдавая им свои игрушки, которые приносили им их родители... Мама всегда смотрела на это с нежной улыбкой... Я и сейчас помню этот её взгляд... Ведь то были плоды её воспитания...

В день, когда приходит снежный циклон... Здесь - http://proza.ru/2023/10/17/60


Рецензии
Мы, советсткие дети, пережили и радости, и горести. И это правильно.
И ещё была любовь, о чём я у Вас здесь и прочитал!
Спасибо!

Евгений Ермолин   25.02.2024 17:42     Заявить о нарушении
Да... Вы правы, Евгений...
Только вот... Горести всегда следуют за радостями... В любви...

Игорь Фельдшеров   26.02.2024 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.