Записки землемера. Дебаркадер

                Конец моего первого сентября на Севере, выдался очень насыщенным. Подряд: две поездки на станцию Когалымская, командировка в Сургут, были посвящены сбору информации по земельному участку, необходимость отвода которого под строительство поселка требовало срочного решения. Поездка в Сургут, принесла мне: обзорную схему в районе станции, и письмо от райисполкома в адрес СМП-524. Письмо очень понравилось замначальника НГДУ по капитальному строительству, прочитав его, он, одобрительно поглядев на меня, бросил – «Ну это, уже что-то!» Непосвященный в начало всех взаимоотношений, между НГДУ, и поселковым советом, и СМП-524, на станции Когалымская, я не придал особого значения, его реплике. Всё за чем меня посылали, я выполнял, и вопрос, который стоял на контроле начальника НГДУ, начинал обретать, не обрывки неясностей, а некий контур. На основании моих схем требовалось точно определиться с размером, поселка, строительство которого началось в августе месяце. Я объяснил, и Клесову и замначальника, что для начала работы по выбору, необходимо составить схему, которая подписывается членами комиссии и является неотъемлемой частью акта выбора. Также необходимо будет указать перечень зданий, которые будут в поселке, и других объектов. Начальник проектно-сметного бюро требовал для проектирования соответствующих изысканий, замначальника тут же, вопрос к Клесову – «Когда сделаете?». Клесов, показывая мою схему с промерами, объяснил, что это не делается за три дня, исходя из объёма работ, минимум займёт месяц. И делать это должна соответствующая изыскательская организация, имеющая полномочия, выданные от государства. Маркшейдерская служба НГДУ, таких полномочий не имеет. На тот момент, я ещё слабо разбирался во всех этих вопросах, поэтому в основном молчал. Дискуссии вел Клесов, и сумел он доказать, что либо, начальству, я не знал. Вопросы шли лавиной по всем направлениям. Клесов выбивал новые ставки, вел телефонные переговоры, уговаривал известных ему лично специалистов, а у тех основные вопросы – зарплата и жильё. Всё это надо было согласовывать с начальником НГДУ, потом снова разыскивать людей. Короче работа по комплектованию службы велась каждый день. Кто-то, уже отрабатывал на своей работе положенные по законодательству сроки, Клесов ждал их приезда, кто только начинал.

                По жилью ничего не обещалось, только то, что будет после переезда на станцию Когалымская. А специалистам уезжать с теплых мест, лишаясь определенного уюта, отрываться от семьи, не всем хочется. Единственное, что заставляло привлечь, это зарплата. Местные специалисты нижневартовские, или Клесову не подходили, или они сами наотрез отказывались, видимо имели личный опыт работы в неблагоприятных условиях, а это самый лучший советчик. Поэтому Клесов вел переговоры с иногородними, т.е. с жителями других областей. Намечался в ближайшее время приезд одного. А пока Клесов сам ещё, лично выполнял, всю срочную работу.

                В один из дней, я съездил в село Локосово, в лесхоз, выполнил выкопировку, из плана лесонасаждения на район поселка на станции Когалымская. Там, мне главный лесничий сообщил, что железная дорога имеет охранную полосу, по пятьсот метров в каждую сторону, и леса эти относятся к первой группе лесов. Разъяснил мне, что это значит. Решение по отводу лесов третьей группы осуществляет облисполком, а по лесам первой группы Совет Министров РСФСР. Дела будут направляться туда, а следовательно время на отвод участка увеличивается. Вот такую информацию я и привёз Клесову. Он записал, в свой блокнот, там у него была страничка – «земельные дела», и она периодически пополнялась.

                С нашей стороны по посёлку, было выполнено всё, что мы могли. Ждём информации от капстроительства по размерам поселка. Напоминаю Клесову про общежитие, ответ – немного потерпи! А время бежит трудно догнать, а я ни прописки не имею, и следовательно, не поставлен на воинский учёт в военкомате. Между тем работаю, и езжу в командировки. Для того времени это была
норма.
                Проектно-сметное бюро, между тем, направили специалиста на Когалымскую, чтобы, уже основываясь на мою обзорную схему, определиться с окончательными размерами поселка, и местоположением объектов. Кстати, специалист передал, письмо райисполкома, для СМП-524. Капитанов лично сходил в эту организацию, и со специалистом передал письменный ответ СМП. Мне в ответе понравилось только одно важное слово – СМП не возражает. Через неделю нам выдали размеры поселка, и перечень объектов. Мы с Клесовым в масштабе той схемы, которую мне дал Матвеев, составили чертёж. Поселок на схеме, уместился вне, лесов первой группы. Так по крохам собирая информацию, на начало октября, мы уже имели составленный и распечатанный в пяти экземплярах акт выбора, и с приложением схемы, тоже в пяти экземплярах.
                Погода, октябрьская уже поджимала, близилось закрытие навигации. Поэтому не очень-то теплым утром, я снова плыву на «Метеоре» в лесхоз. И то, что это октябрь, я в полной мере понял, когда вышел из теплого комфортабельного судна, на дебаркадер с надписью «Пристань Локосово». До села три километра, подгоняемый ветром в спину, я дошёл до лесхоза. Работники лесхоза, уже приветствовали меня – «А вот и Повхнефть, прибыла!»
Главный лесничий Крупинин Н.Я., рассмотрел мои материалы, сверил с планом лесонасаждений, накладывая схему, выполненную на кальке. Отметил хорошее качество схемы (точное совпадение) и начал подписывать, и акты выбора и схемы. Через два часа, я вышел из конторы, и быстрым темпом направился в сторону дебаркадера. Сразу понял – встречный ветер, меня задерживает. Могу опоздать. По ровным участкам пытаюсь бежать, подгоняемый мыслью – «Могу не успеть!». Нет успел! При подходе к дебаркадеру, заметил далеко на обской воде белый контур идущего «Метеора».

                Ждать пришлось не долго – минут пятнадцать. Но каких минут! При ходьбе, хоть немного согревался, а оказавшись на дебаркадере, я в полной мере ощутил октябрьскую погоду, с вездесущим и мощным по напору ветром. Ни одного открытого помещения не было. Стоять пришлось в проходе. Ветер дул отовсюду. Стоило только повернуться к нему спиной, как снова он начинал тебе дуть в лицо. Выглянув в створ реки, увидел, приближающийся теплоход. Вправо проход между зданием дебаркадера, и ограждением борта дебаркадера. Решаю переждать в этом проходе – «Вроде бы там потише!» Стою. На перилах ограждения замечаю застывший лед, от брызг воды, бьющей вниз дебаркадера. Конец – навигации! Последний рейс! Начинаю понимать выражение – «Зима не за горами!». Отвлеченный холодом, упустил из виду приближающийся теплоход. А он уже сбавил ход и приближается к причалу. Волны бьют борт теплохода, и кажется, отталкивают его от причала, ощутив слабость судна.  Гляжу на пол дебаркадера – он тоже покрыт льдом. Мелькает мысль – «Надо отсюда уйти, срочно!» Стараясь не упасть, делаю несколько шагов, и ныряю в проход.

                В этот момент, капитан теплохода поддал газу, и немного не рассчитал усилия, или этому помогли волны! «Метеор» причальной стороной крыла проламывает ограждение дебаркадера, сминая одну из стоек, и поручни с ниже расположенной металлической сеткой, упираясь в стену здания. Как раз в том месте, где минутой раньше стоял я. Крик капитана, шум ветра. Возгласы в толпе пассажиров, ждущих посадки. Теплоход отходит чуть назад, и снова пытается причалить, опять неудача – матрос промахивается брошенным концом. Только с третьей попытки удалось пришвартовать теплоход. В первых рядах проникаю на теплоход, захожу в теплую каюту. Сажусь в кресло. Пассажиры оживленно обсуждают это происшествие. Я ещё ничего не соображаю, мне бы согреться. Теплоход набрал ход, двигатель заработал на полных оборотах, стало поступать тепло. Немного согревшись, начинаю вспоминать, и осознаю – был на краю! Становится не очень весело, уже и тепло не радует. Да ничего не радует! Воображение рисует картину, и то, что могло бы случиться, начинает опускаться куда-то в пятки. Запоздалость реакции, не огорчает, не страшит, не пугает – она просто заполняет моё тело. Несколько минут сижу, как окаменелый. И ничего мне не надо в этот момент. Ничего. Радость куда-то подевалась. Настроение на нуле!

                Начиная немного приходить в себя. Поделиться не с кем, салон почти пустой. Встаю, чтобы размять ноги. Ноги, которые мог только что потерять, а может и жизнь. Не отпускает. Память зачем-то подкидывает подобных случай из армейской жизни. А было это совсем недавно – в апреле. Перед самым дембелем, работали на ленинском субботнике. Приводили порядок на какой-то площадке. Собирали мусор, долбили застывший бетон, кучи спрессованного песка, и битого кирпича. Короче трудились на славу!

                Для полноты выполненной работы, необходимо было убрать стопу бетонных пустотелых плит перекрытий. Нашелся кран, автомобиль «площадка», и нужно было забраться наверх и подцепить «чокером», т.е. крюком стропы крепление плиты. «Молодых» рядом не было, пришлось мне сержанту, залезать на верх, и крепить «чокеры». Закрепляю, машу рукой крановщику, он натягивает стропы, я спрыгиваю. И уже в полёте, чувствую, как будто что-то пролетело над моей головой. Слышу крики. Поднял упавшую пилотку, оборачиваюсь, и вижу – три стропы держат плиту, а одна болтается. Крепление оказалось бракованным, и не выдержав усилия отпустило «чокер». Подходит офицер, осматривает, и выдыхает – «Ты в рубашке счастливой родился». Не понимая, спрашиваю, в чем дело. Офицер рассказывает – когда я спрыгнул, сорвавшийся чокер, как стрела полетел вперёд, прямо в мою голову. И видимо, в мгновение, когда он должен был догнать её, я под тяжестью веса ушел вниз. И «чокер» просвистел над моей головой.

                Мгновение не в мою пользу, и голова моя от тяжести металлической штуковину, лопнула бы, как скорлупа грецкого ореха от молотка. Потом уже, в дембельском поезде размышлял – и кто нас направил на этот субботник, зачем дались офицеру эти плиты! Мы же просто оказывали шефскую помощь. А если бы полез «молодой», и он оказался не очень расторопным? И вот эти два случая, один только что, и другой весной, родили в голове два вопроса - Кто, мне помог? Кого благодарить? Говорят, Бог тройню любит!

                Немного успокоил брат, сочувственно выслушал Клесов, и немного отпустило. Работа во все времена, наверное, отвлекает от мрачных мыслей. Некогда раскисать, надо работать. Постепенно мысли успокоились, и лишь иногда вспоминался, тот ледяной ветер на Оби, устрашающего вида волны, и пораненный теплоходом, в последний день навигации 1978 года, дебаркадер.

Декабрь, 2023 года


Дебаркадер – плавучая пристань, предназначенная для причаливания водных судов, и погрузки грузов, и пассажиров.
Чокер – металлическая деталь, на конце металлического троса, предназначена для создания петли при натягивании троса.


Рецензии