Абхазия. История села Цандрипш

           Омываемый Чёрным морем курортный посёлок Цандрипш, или как его называет местное население – Гантиади, своими корнями уходит в глубокую старину. Издавна посёлок именовался Саучи, однако со временем перенял имя знатного в Абхазии княжеского рода Цанба. Претерпев некоторые изменения, название сменилось на Цандрипш, означавшее «селение Цандов».

           Ещё в I тысячелетии до нашей эры в посёлке жили и вели активную жизнедеятельность первые поселенцы, о чём стало известно из найденной в хорошем состоянии хозяйственной утвари, а именно бронзовых топоров.

           До IV века Цандрипш входил в Санигийское княжество, и, мало того, даже был его столицей. Спустя время посёлок всё так же занимал центральное место, но уже абхазской провинции под названием Садзен. Цандрипш по праву считался давним историческим центром Малой Абхазии. Сюда часто приплывали торговые константинопольские и крымские суда для обмена и продажи своих товаров, среди которых были украшения из золота и серебра, дорогие ткани, масла, вина, воск. Взамен абхазцы выставляли для торгов мёд, молочную продукцию, шерсть и шкуры зверей, и другую домашнюю утварь, пригодную в хозяйственном обиходе.

           Переломным моментом в истории курорта стал 1867 г., когда рядом было основано русское поселение Пиленково, названное в честь заслуг командира Черноморского округа генерала Пиленко, соединившееся в дальнейшем с абхазским посёлком. Русский народ осваивал близлежащие земли и осушал болота, а также вплоть до революции поставлял продукты сельского хозяйства в населённые пункты в округе, в том числе в Гагры. Уже в 1915году произошло переселение армян, активно заселявших новую для них территорию Цандрипша вследствие армянского геноцида в Османской империи.

          XX век внёс свои коррективы в название посёлка. Начиная с 1921 г., когда в Абхазии установилась Советская власть, и вплоть до 1944 г. курортная территория называлась Ермоловкой, а со временем, когда началось массовое переселение грузинского населения в Абхазию из восточных районов Грузии, Мегрелии и Сванетии, особенно в Гагрский район, Ермоловку переименовали на грузинское Гантиади, что в переводе с грузинского означало «рассвет».

          После Второй Мировой войны, в посёлке начались строительные работы по восстановлению жилья, больниц, школ и других хоз. построек. Практически с нуля люди сооружали и обустраивали дома, промышленные предприятия, школы, гостиницы и магазины.

          Возобновили свою работу щебёночный и винный заводы, табачная и консервная фабрики. Начиная с 50-х гг., Цандрипш стал местным курортом для советских людей. Красочный пейзаж, чистый воздух и гостеприимные хозяева стали основой для постоянного наплыва туристов с целью оздоровиться и отдохнуть.

          По истечении определённого времени, в посёлке построили несколько санаториев, профилакториев и домов отдыха. Наиболее популярными среди них были: пансионат имени Леселидзе; база отдыха «Солнечная»; оздоровительный комплекс «Спорт».

          Возникший в 1975 г. дом отдыха под названием «Гантиади», покорил многих отдыхающих размером прилегающей территории, составившей 13 гектаров земли, и высоким уровнем обслуживания.
 
          Курортный посёлок разрастался, привлекая сотни приезжих. Были организованы экспедиции по живописным уголкам берегов реки Хашупсе и её скалистой местности. В это же время абхазский отдел по охране и восстановлению исторических памятников вёл реставрационные работы Цандрипшского храма, что в дальнейшем позволило отдыхающим наслаждаться не только природой, но и её культурным достоянием.

          С 1915 года посёлок активно заселяется армянами, бежавшими от турецкого геноцида. В 1929 г. постановлением Президиума ВЦИК Пиленково передано в состав Абхазской ССР, входящей в свою очередь в состав ЗСФСР (Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики, входившей в состав Закавказской федерации наравне с Грузией, Арменией и Азербайджаном) вместе с окружающими его селениями и хуторами, расположенными по левому берегу р. Псоу, тем самым установив границу между РСФСР и ЗСФСР по р. Псоу. С 1950-х годов посёлок становится местом массового отдыха советских граждан.

          В 7 километрах от посёлка на скалистом утёсе над рекой Хашупсе стоит Хашупсинская крепость предположительно I—II вв. По данным археологов, крепость основана римлянами. Внутри крепости сохранились остатки сооружений, построенных из белого известняка, выход которого в виде белых скал - рядом с крепостью.
Белые скалы — единственный на всем протяжении черноморского побережья России и Абхазии выход голого известняка, продолжающийся к морю.

          Мое знакомство с Цандрипшем состоялось в то время (1980е годы), когда поселок еще назывался Гантиади и был в массе заселен грузинским населением в результате деятельности организации «Абхазпереселенстрой», начавшей работать еще до ВОВ 1941- 1945 г.г. и переселявшей в Абхазию грузинское население из восточных и западных  районов Грузии – Сванетии, Мегрелии, Имеретии, Рача и даже Хевсуретии.

          По делам Минпроса и ИУУ (Института усовершенствования учителей Абхазии) мне довелось посетить ряд школ района и в частности школы Гантиади – грузинскую, армянскую и русскую на предмет изучения передового педагогического опыта по использованию ТСО (технических средств обучения в школе) и его внедрения в учебный процесс.

          В русской школе мне понравился музей, организованный преподавателем географии и биологии, в котором детьми были собраны тысячи различных минералов, присущих данной местности. Опыт работы учителей школ пос. Гантиади мы изучили, посетив открытые уроки, я все зафиксировал на фотокамеру и эти материалы наш институт демонстрировал на выставке в павильоне «Народное образование» СССР в Москве в 1988 году.

          Несколько педагогов всех школ Гантиади прошли у меня на кафедре в ИУУ курсы повышения квалификации и остались довольны. После этого мы с моим лаборантом еще раз посетили эти школы и оказали практическую помощь по ремонту, наладке и приёмам пользования техническими средствами, поступающими в школы.

          А однажды в армянской школе, собирая урожай мандарин с пришкольного участка (а их оказалось в тот год очень много), ученики вспомнили наши уроки по ТСО и прислали с одним из педагогов целую машину мандарин нашему институту. Досталось всем сотрудникам килограмма по три великолепных плодов.

          Следующее знакомство с Цандрипшем состоялось у меня, когда мы с Ю.Н. Вороновым – профессором АГУ, историком и археологом готовили материалы для книги «В мире архитектурных памятников Абхазии», изданной в Москве в издательстве «Наука. Тогда мы изучали состояние Цандрипшского храма, возможность его реставрации. Я сфотографировал этот интереснейший памятник, эти фотографии и вошли в книгу, как и развалины Хашупсинской крепости. И еще, когда в Сочи отдыхали двое издателей нашей книги, при встрече, они попросили показать им Хашупсинский каньон и крепость.

          Восхищению их не было конца, а когда после осмотра Цандрипшского храма присели отдохнуть на его развалинах, я достал из машины припасенную бутылку «Букета Абхазии», но стаканов не оказалось, и тогда пили вино из патрончиков для фотопленки за красоты Абхазии и успехи нашего общего дела – издания книги «Архитектурные памятники Абхазии» - автор Ю.Н. Воронов,  фотографии мои.


Рецензии