Экскурсия

     Экскурсоводы, увлеченные своей лекцией,  работали парой. Городок небольшой, и местных краеведов  уважали  за их  полезную инициативу.
     Вместе они составляли контраст. У здоровяка лицо походило на большую сковороду с приклеенными усами. Другой, щуплый, морщинистый, словно вернулся из дальних странствий.  Носил куртку, явно просторную для него  и почему-то   бейсболку с надписью  «Boss».
     Оба –  местные  учителя. Странность заключалась  и в тембрах их голосов. У «сковороды» - голосок бабий, звонкий, а у «щуплого», наоборот - скрежещущий баритон.  Сменяя друг друга, они  живо вели  свой любительский проект - «Пешком по Усть-Сыровску».
    Творилепа медленно поднимался по Советской, когда его настигла группа из восьми человек. Впереди, рассекая городскую весну,  шагал усач, остальные с красными носами (прохладно же) семенили  следом.
    Остановились у покосившегося деревянного дома, - бывшего детсада, теперь пустующей «заброшки».  Здесь Творилепа  присоединился к экскурсии.
    «…Начало 20-го века… дом мещанина… история… уникальность… - выкрикивал широколицый, театрально жестикулируя. – Если снесут - катастрофа!»  Оказывается, дом хранил элементы архитектуры, присущей Усть-Сыровску   «исчезающему». Это и палисадник, заваленный грязным снегом, и «вологодский» балкончик.
    Правда палисадник выглядел огородиком два на три метра с оградкой из  старого штакетника. А балкончик и вовсе не просматривался сквозь сетку строителей, затеявших ремонт.   И бывший детсад был в таком виде уже несколько лет.
    Экскурсанты щурились и старались разглядеть балкон сквозь  ячейки сети.
      
     Творилепу охватили теплые воспоминания. Когда-то он приводил сюда ребенка. Нелегко приходилось.  Сначала  едва удерживал малыша на руках  в переполненном  автобусе. Затем тащил, плачущего, еще  целый квартал. Сколько лет прошло  – двадцать пять? Трудно поверить! Ребенок часто болел, но даже такого надо было сдавать в детсад.  Ведь родителям нужно зарабатывать…
    Начало 80-х… Угасание идеологии, застой, блат, «ты мне, я – тебе»…  Дефицитом стали и  места в детсад.   В отчаянии пришел  он к заведующей, обещая работать у них бесплатно по выходным.  И она  приняла в переполненную группу таких же кричащих, сопливых детей, от вида которых сжималось сердце. И он работал без отдыха три года. Однажды, протащил сквозь город  деревянный столб для детского гриба в песочницу. Ночью, на плече, по пустынным улицам, чтобы никто не видел…
    Конечно, ребенок плакал, не хотел оставаться.  В садике душно.  Дисциплина, как в армии. «Всем на горшок! Спать! Взяли ложки!» Однажды пришел пораньше, подошел к неплотно закрытой двери в группу. Видит  – его ребенка поставили в центр комнаты. Тетки-няньки смеются:  – Птенчик, попляши… У-тя-тя… 
    И мальчик растерянно крутит ручонками, топочет… Творилепа хотел ворваться:  Он вам не зюзя! Сдержался. Ах, эта зависимость! Да и тетки не издевались, а искренне так отдыхали. Хоть что-то забавное в их работе!
   
    Подошли к другому объекту экскурсии.
   - Перед вами - первый каменный дом с водопроводом, центральным отоплением и ваннами… Построен в 1939 - ом… 
       Зачем Творилепа идет с этой группой? Эту  улицу он исходил  вдоль и поперек. Ведь он здесь живет.  В свое время много поездил, повидал. Встречались города с более интересной природой. Но, где-то  народ  был слишком крикливый. В другом – агрессивный, грубый. Здесь, хотя бы, люди спокойные, трудолюбивые.
    - ... Сюда вселились члены Обкома и Совнаркома… -   вещает экскурсовод.   
    В этот сталинский дом  Творилепа хотел бы  заехать. Он любил тишину.   Окна здесь арочные, высокие,  выходят в парк у реки.  Деревья шелестят листвой, а осенью в парке -  красно-желтый листопадный  ковер...
    Сейчас тут живут предприниматели и  властные чиновники. Сделали  себе евроремонт. Высокие потолки с лепниной  закрыли навесными  конструкциями.
    В одной из  этих квартир Творилепа, подрабатывая,  перебирал паркет. Седая старушка мягко глядела на его старания.  Ей было неловко. Не выдержала,  произнесла:  Зачем мне  эти хоромы? Одна я. Сын не понимает…
    Группа проследовала мимо следующего дома, пустующего дворца вора-бизнесмена. Домище похож на средневековую крепость. Здесь не о чем говорить.   Экскурсоводы уже спешат, да и люди продрогли. Но если рассказывать о парке, - нужна отдельная лекция. Можно начать от приезда светлейшего князя. Был такой эпизод – приплывал в их городок на пароходе  царственная особа, дядя царя Николая Второго.  Как  его имя? Вроде губернатором был. Разорвали его потом бомбой эсеры…
    «…Парк разбивали комсомольцы в начале  30-х…» - доносится голос  историка.  Раньше  здесь и собор стоял, снесли. А над соборным кладбищем для богатых купцов, - сейчас детская площадка…
     … Он гулял с той женщиной в парке, оглядываясь, как бы не заметили знакомые. Ведь он был женат. А ей зачем-то нужны были эти прогулки под руку.  Она уже разорвала  с мужем, не спрашивая его,  и  теперь ждала ответного шага.  Но  Творилепа медлил. Что удерживало?
    Черноглазая, похожая  на цыганку. Он чувствовал от нее какую-то угрозу.  Даже если она молчала. И ноги его на прогулке двигались в разладе - одна влево, другая вправо. И еще, - она угадывала мысли.  Бывало, он только подумает, а она уже отвечает.  Возможно, в  роду ее были маги. Он не решился продолжать с ней…
      « …Когда приехал Великий князь, -  доносится голос,  -   устроили встречу. Построили  специальную  беседку. Его величеству  предложили рюмку  местного напитка с закуской из  рыбы…»  Лектор-краевед радовался этому событию,  как ребенок…
     Наверно, можно, - думал Творилепа, – найти это место в парке с помощью биорамки. Найти «следы» той беседки.  Только – зачем? 
     Вспомнилось, здесь,  неподалеку, повесился Ромис. Так звали парня, с которым дружил его сын. Творилепа знал этих ребят, любителей средневековой истории. Живой парень, хотел, чтобы его считали самураем.  Что подвигло его к суициду?
     Ребята вместе ковали доспехи, сражались на ристалищах… Ничто не предвещало трагедии.  Творилепа  взял данные парня, построил  его гороскоп. Все ждали от него открытия, надеясь узнать о причине самоубийства.
    Увы,  гороскоп лишь указал  на  часть тела, виновную в смерти.  Рассказывали,   будто Ромис обиделся  на друзей. Планировали поход в горы на поиски  снежного человека. Но, в последний момент все отказались под разными предлогами. Ну и что, мало ли? Но Ромис уперся, пошел один. Кто знает, о чем он думал  в палатке, взирая на вершины гор? А может его напугал йети?
    
   Группа углубилась в старую часть города. Территория эта выгодна для экскурсии.  Здесь Творилепа разгадал местную легенду о подземном ходе.  Просто - сток для грунтовых вод. А вон за тем углом стоит памятник погибшим красноармейцам. Прикол в том, что под этим памятником никого нет, бойцы похоронены в другом месте…
   Когда исчез городской художник Ильин, Творилепа, как и многие, пытался найти его астральный след. Газеты писали, где художника видели в последний раз. Прошелся у того дома - ничего не почувствовал. Читал, если пропавший не хочет, чтобы его нашли, след отыскать трудно.
   - Закатали в асфальт! – рассуждал на эту тему другой пьяный «художник».  – Или в люк сбросили… Деньги!  Не верилось в такой исход.  Ильин был  настоящим художником. И, скорей всего,  сам решил удалиться от мира.
    Был еще резонансный случай с журналистом Зубовым. Известный  радио-болтун, обвиненный в убийстве своей жены. Творилепа тогда еще приходил смотреть на его бревенчатую избу. Зачем? В общем, не смогли ничего доказать… Журналист, после всех  допросов, уехал в другой город.
    А здесь, на  перекрестке,  Творилепу загребли  в вытрезвитель.  Давно это было. Шел как-то по улице с банкой пива. Устроили облаву по случаю визита областного начальника, всех подозрительных хватали в машину. Стояли, потом, бедолаги, в узком коридоре…
    - Представьте, -  вырывает из забытья голос экскурсовода. – На этом месте был дом, который сжег сам  раскулаченный хозяин. А вон на том огороде сажала картошку  жена царского чиновника! Ее сослали умирать, и она  старалась выжить….
    Все смотрят на огород, который не изменился с тех времен. Творилепа слушает про хозяина, которого подозревали в сокрытии клада. Точней, зарыл клад его дед, спасая иконы и церковные книги от поругания. Собрал всю утварь в сундук и зарыл где-то здесь…
   - А вы пытались искать? – спрашивает недоверчиво дама в очках.
   - У-у-у! – радостно шумит ведущий. – В годы молодости лазил сюда. С сыном того деда разговаривал. Ищите, разрешил мужик,  но сначала мне огород вскопайте.  Так мы и копали три дня… Ха-ха! Правда старую, заколоченную крест накрест уборную не тронули. Может, там сокровища? А  дерьма  там и вовсе нет,  прости, Господи! Где еще  спрячешь?
    
    Творилепа вспомнил сериал польского кинорежиссера. Там все действующие персонажи фильма проживали  в одном многоэтажном доме,  встречаясь друг с другом в подъездах. За основу фильма автор взял библейские заповеди и выразил их  историями горожан-поляков, которых, впрочем, мыслил как людей мира.
    Вот бы создать  спектакль  о  российской глубинке! Пьесу о небольшом пространстве,  месте жительства, где люди стараются  устоять в передрягах судьбы,  помогая друг другу. И думают о смысле жизни. Стараются сохранить,   на неодухотворенном витке истории, те связи, что и делают нас людьми. Тут уж ничего не сделать.  Времена не выбирают… Возрождение, конечно, придет, хотя не все доживут до него.
    А пока можно снять о своем городке пятиминутное видео. Снять из окна движущегося автобуса, и лучше – зимой. Мягкой,  сырой, в преддверии весны. В туманном окошке будут мелькать местные дворы, деревянные и кирпичные дома, сталинские особнячки с переулками… Здесь мужик колет двора, там – бредет сгорбленная старушка. И сопроводить ролик странной, щемящей музыкой, мотивом, будто не простая эта поездка…Будто здесь – твоя жизнь и жизнь других людей, с которыми ты сплетен незримыми нитями…
    Пожалуй, это обстоятельство основное. А сегодня нужно просто не забывать этих  соседей.   Остальное – как Бог даст.
    Экскурсия закончилась, и Творилепа  повернул домой. 


Рецензии