Другая тишина - о творчестве Сергея Пагына
О книге Сергея Пагына «Спасительный каштан»
Сестра свеча,
свеча, моя сестрица,
во тьме ночной ты освещаешь лица,
они глядят на падающий снег.
Я – свет дневной,
я жизнь творю повсюду,
и моему все радуются чуду,
лишь тёмен и печален человек.
Свет и тьма в мире, свет и тьма в человеке. Чаще всего -печальном. Хотя падает снег, и горит свеча (вспоминается тут же пастернаковское «свеча горела на столе, свеча горела…») Мир полон простых чудес, но их надо ещё суметь разглядеть. Да вот только тьма в человеке не даёт. Возникает вопрос: от чьего лица говорит автор? Просто ли от лица дневного света или речь о действии божественного духа, благодати? И кто эти «все», кто радуется чуду жизнетворения? (В логике православия: «Ты бо еси истинный Свет, и Тя поет вся тварь во веки веков»). А здесь - «моему все радуются чуду, / лишь тёмен и печален человек» - получается, что радуется всё живое в мире, кроме человека.
… И осветлённою водою
польёшь, как водится, орех,
хоть снег струится над землёю
из всех пробоин и прорех.
Очнёшься,
странную картину
увидишь, воротом скрипя:
пустое дерево и зиму,
и в ней печального себя.
«Осветлённая вода» - а почему, спрашивается, осветлённая? Задумаешься и представишь блики солнца, гуляющие по воде и стенкам ведра. И, раз снег «струится» отовсюду, понятно, что лирический герой любуется, очарован этим зрелищем. И даже впадает в некое забытьё: отсюда – «очнёшься». А затем резкий переход, словно смена оптики: голое («пустое») дерево, зима и человек в печали.
Печаль часто сопутствует лирическому герою Сергея Пагына. Из внимательного прочтения его стихотворений становится понятно, что он пережил личную трагедию, потеряв близких людей – жену и дочь. Однако смерть чудесным образом преображается в чутком сердце поэта в музыку и слово:
В самих себе мы - дикая вода,
не знающая музыки и слова.
Над нею жизнь проходит без следа,
без всякого прибытка и улова.
Она нема, она глуха, как сон,
по ней скользят событья-водомерки.
И если мир в ней как-то отражён,
то это просто судорога ветки
и всплеск огня, и детский влажный рот,
скользнувший над, смеющийся, и снова
приходит смерть – и тут вода встаёт,
перетекая в музыку и слово.
«Дикая вода» - поток сознания человека, не успевающего задуматься о том, как и зачем он живёт. Человека, глаза которого открываются только, когда происходит сильное потрясение, преображающее его личность. Чтобы так переосмыслить мир и жизнь человека, необходимо прочувствовать необыкновенное, таящееся в обыденном (или, другими словами, надо просто быть поэтом):
Хоть жизнь проста,
как хлебный ломоть в миске,
как яблоко рябое на столе,
но чувствуешь порой, что где-то близко
чудесное творится в полумгле.
И что оно? Смещённый угол зренья?
Незыблем быт и все предметы с ним.
А хлеба вздох и яблока свеченье
лишь держатся вниманием твоим.
Здесь вспоминается Рильке, восклицающий в «Дуинских элегиях»: «сколь счастливы могут быть вещи, невинные, близкие нам …будучи бренны, жаждут от нас спасенья …желают, чтобы незримо мы в наших сердцах преобразили бы их – и во что? – без конца в нас самих!» (перевод мой).
Наверное, речь идёт о способности увидеть вечное в настоящем. Она и преображает видимое, открывая его красоту:
И в слово лёгкое вместишь ты напоследок
косматый промельк придорожных веток,
на пальце мёд и варежку в снегу…
Куда-то вдаль над местностью печальной
оно плывёт ладьёю погребальной,
а ты в траве сидишь на берегу.
Но будет день и будет ночь кривая,
и ты пойдёшь, пути не разбирая,
водой ли, глиной, воздухом во мгле.
А там зима растёт из рукавицы,
и снег встаёт, и вспорх синичий длится,
и твёрдый мёд сияет на столе.
Поэтическое сознание совмещает небо и землю, явное и неявное, и вещь становится вестью, превращаясь в слово:
Порою мы как будто из стекла,
чуть тронутого снегом и туманом.
И смертная тогда подходит мгла
к скрипящим рамам.
И что же видит?
Луковичный всплеск –
зелёное растёт из золотого.
Стакан гранёный вспыхнул и воскрес,
и обратился в слово.
И в небо превращается проём,
и вестью вещь становится нетленной –
и как тогда мы, Господи, поём
самозабвенно.
Вот эта «смертная мгла» в другом стихотворении Сергея («У озера») превращается в «смертную стужу» и «глубину безъязычья», в которую надо нырять душе поэта, чтобы извлечь наружу, в жизнь «серебряный трепет». Но не случаен и образ стеклянного человека: будто спадает пелена с глаз, рушатся преграды, цепко удерживающие наше сознание в сиюминутном и пустопорожнем студне будня, и взгляду открывается невидимое и невероятное:
Небесные часы
Кто часы песочные большие
посреди живой поставил шири,
выдув из поющего стекла?
Человек в них – только горловина,
времени и неба половина
сквозь неё неспешно протекла.
И огонь, и дерево, и птица,
звёздная мгновенная ресница,
дыма неразгаданная вязь
в середине сходятся сосуда,
знобкой дрожью ужаса и чуда,
образом бессмертным становясь.
Ужас и чудо – вероятно, речь идет об ужасе смерти и чуде жизни, неразрывно переплетенных между собой:
Лёд вобрал в себя свободу -
луж небесную природу,
в полдень снова стал водой.
Так и смерть в себя вбирает
жизнь горящую - и тает,
и становится живой.
Получается, что смерть смерти рождает жизнь. И в этом тайна словотворения:
Ты говоришь, и смерти нет…
*
Говоришь, как будто в мерцанье вод
хлеб бросаешь,
и тут же огромной рыбой
жизнь ли, смерть ли к тебе плывёт
…
Говоришь, как в дверь стучишь, на порог
деревянный став, - заскрипит задвижка,
и возникнет в светлом проёме Бог,
человек ли, ангел и скажет: «Слишком
погружён в слова ты…
(«Неназванное»)
Для Сергея Пагына слово – его дом, его судьба «наискосок пропахана словом». Приведём ещё несколько его стихотворений:
Амбарный свет ветшающей зимы,
что так длинна, и продолжает длиться.
Мы в ней живём, до слова сочтены,
до влажной ускользающей ресницы.
Ведомые сияющей рукой,
пока горим…
Но в сумрачном раздрае
ещё фунт лиха пополам с тоской -
и мы совсем погаснем и растаем.
Ещё немного ледяной беды,
безглазой тьмы, ломящейся в оконце,
беззвучной глины, неживой воды,
которая не светится, не льётся,
и мы затихнем…
Но порой и нам,
казалось бы, над бездною, на грани
даруется такое по утрам
прозрачное и лёгкое дыханье!
*
Наталье Новиковой
Когда сползает корка ледяная,
земля нежна, как ранка на руке.
И мягко-мягко тьма идёт живая,
неся звезду в залатанном мешке.
Земля нежна, душа легка, как будто
тяжёлой и не знала пустоты –
лишь высоту,
лишь беглый воздух чуда,
лишь детский взгляд мерцающей воды.
*
День поминовенья
Поминовенье.
Ветреный погост.
Трепещет день как светлая тряпица.
Грунтовой тьме,
весне, пошедшей в рост,
дано сейчас взаимно просочиться.
И если можно зрением иным
проникнуть в мир, увидишь: у рябины
стоит умерший рядышком с живым,
одной слезы Господней - половины.
*
В чертополохе спит огонь,
в чертополохе спит дракон.
Лишь поднесу к нему ладонь,
и встрепенётся сразу он,
и, шевельнувшись, полыхнёт
огнём невидимым живым.
И эта боль меня спасёт
среди ветров, холмов и зим.
И пусть вокруг клубится мгла,
но делят общее бытьё
его горящая игла
и сердце голое моё.
*
Репейника сухого семена
клюёт синичка голою зимою,
в которой есть другая тишина,
сквозь ветер говорящая со мною
и с крохой этой…
Пение и речь
незримого мгновенного другого.
Не донести, не спрятать, не сберечь
ни щебета, ни музыки, ни слова.
Я только знаю, только чую: вот -
в вороньем этом ветреном вертепе
синичий бог в шиповнике живёт
в своём цветущем несказанном небе.
Вообще-то любые попытки объяснить поэзию С.Пагына заведомо обречены на проигрыш. Можно что-то говорить, но всё это выглядит банальным по сравнению с чудесными образами, рождающимися из его строк. Они легки и невесомы, как пёрышко, которое, по мысли поэта, «для взгляда живого – опора, ступень меж этой землёй и небесной».
И пускай слово Пагына печально – ведь его печаль светла!
И пусть в душе то радость, то тревога,
В мои глаза печально смотрит Бога
Большое неотступное лицо.
(Стихи С.Пагына цитируются по книге "Спасительный Каштан", Кишинёв, 2022)
Свидетельство о публикации №223120201811