Экологическая этика. Учебное пособие

!!!Полный текст учебного пособия можно  (абсолютно бесплатно) найти здесь в оригинальной версии 
https://www.elibrary.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………..... 8

Часть 1. Связь экологии, этики и экологической этики……………..... 10
Занятие 1. Введение в экологическую этику………………………… 10
Практическая работа……………………………………………….. 10
Информация для размышления…………………………………… 10
Гусейнов А.А. Этика………………………………………….. 10
Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике………….. 11
Ильиных И.А. Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром...14
Мантатов В.В. Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности…………………………………17
Вопросы для размышления………………………………………... 25

Занятие 2. Идеал экологической этики……………………………… 25
Информация для размышления…………………………………… 25
Ильенков Э.В. Идеал………………………………………….. 25
Идеал…………………………………………………………… 25
Ильиных И.А. Идеальный образ отношений «человек-природа»……………………………………27
Практическая работа……………………………………………….. 31
Вопросы для размышления………………………………………... 32

Занятие 3. Добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы………………………………. 32
Информация для размышления…………………………………… 32
Добро и зло…………………………………………………….. 32
Практическая работа……………………………………………….. 34
Вопросы для размышления………………………………………... 35

Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики……………………………………………. 35
Занятие 4. Системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса……………………………... 35
Практическая работа……………………………………………….. 35
Информация для размышления…………………………………… 35
Лайтман М. Кризис и его решение…………………………... 35
Сухонос С.И. Кризис западного мировоззрения: человечество без будущего………………………………35
Вопросы для размышления………………………………………... 47

Занятие 5. История развития и основные направления экологической этики………………………………………47
Практическая работа……………………………………………….. 47
Информация для размышления…………………………………… 48
Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику (отрывок)…... 48
Вопросы для размышления………………………………………... 66

Занятие 6. Экологическая этика в философских учениях различных эпох……………………………………………. 66
Практическая работа……………………………………………….. 66
Информация для размышления…………………………………… 66
Павлова Т.Н. Исторический характер этики и биоэтики…… 66
Вопросы для размышления………………………………………... 79

Занятие 7 . Экологическая этика в религиозных воззрениях……… 79
Практическая работа……………………………………………….. 80
Информация для размышления…………………………………… 80
Павлова Т.Н. Религии и животные…………………………... 80
Содоноков Н.А. Язычество (отрывок)……………………….. 93
Коротенко В., Домашов И., Постнова Е., Кириленко А. Экологическая этика или разговор об истоках………… 94
Вопросы для размышления………………………………………... 98

Часть 3. На пути к новому типу отношений «человек-природа»……... 99
Занятие 8. Физическое и духовное единство мироздания…………. 99
Практическая работа……………………………………………….. 99
Информация для размышления…………………………………… 99
Ильиных И.А. Идея единства мира как основа экологического мировоззрения………………………….99
Томилин К.А. Вокруг трепещет пульс вселенной: А.Л.Чижевский (конспект)………………………………. 103
Вопросы для размышления………………………………………... 110

Занятие 9.  Устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием…………………………………. 110
Практическая работа………………………………………………. 111
Информация для размышления…………………………………… 111
Рамачарака Основы миросозерцания индийских йогов……. 111
Шри Ауробиндо Человек…………………………………….. 115
Вопросы для размышления………………………………………... 116

Занятие 10. Сознание человека и других существ………………….. 117
Практическая работа……………………………………………….. 117
Информация для размышления…………………………………… 117
Смысловое наполнение слова сознание……………………... 117
Понятие сознания в психологии……………………………... 118
Сознание с точки зрения физики…………………………….. 118
Ильиных И.А. Сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность…………..119
Лермонтов В. Сила поющего сердца. Сокровенные истории (отрывок)…………………………………………………..124
Белимов Г.С. Сознание в живой природе и экологическая этика……………………………………………126
Ришар М. Францизск Ассизский и волк…………………….. 127
Проявление сознания в растениях…………………………… 128
Немецкие ученые исследуют память и сознание растений… 131
Пушкин В.Н. Цветок Андреев Д. Роза мира (отрывок)……………………………... 140
Вопросы для размышления………………………………………... 142

Занятие 11. Ощущения и чувства……………………………………. 142
Информация для размышления…………………………………… 143
Ильиных И.А. Ощущения и чувства…………………………. 143
Меркулов А. Органы чувств в растительном царстве……… 148
Практическая работа……………………………………………….. 151
Вопросы для размышления………………………………………... 152

Занятие 12. Высшие чувства и состояния сознания………………. 152
Информация для размышления…………………………………… 152
Любовь…………………………………………………………. 152
Кэрролл Ли Четыре признака чистой любви………………... 163
Лосский Н.О. Условия абсолюного добра (отрывок)………. 164
Рамта Белая книга  (отрывок)………………………………… 168
Салара Как жить большой жизнью на маленокой планете: путеводитель по незримому(отрывок)…………………..172
Ильиных И.А. Эстетический аспект экологической этики… 173
Практическая работа……………………………………………….. 176
Вопросы для размышления………………………………………... 177

Занятие 13. Эволюция экологического сознания……………………. 177
Информация для размышления…………………………………… 177
Ильиных И.А. Сущность и типы экологического сознания... 177
Павлова Т.Н. История возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение к природе…………………………………………………… 180
Дерябо С.Д. Экологическое сознание……………………….. 180
Вопросы для размышления………………………………………... 193

Занятие 14. Самостоятельная ценность природы. Природоохранная этика……………………………194
Информация для размышления…………………………………… 194
Ильиных И.А. Основания абсолютной ценности природы… 194
Борейко В. Внутренняя и идеальные ценности дикой природы…………………………………………………….196
Борейко В. Дикая природа: любите или не приближайтесь... 199
Вопросы для размышления………………………………………... 223

Занятие 15. На пути к новому экологическому  сознанию,  мировоззрению и мироустройству………………………223
Информация для размышления…………………………………… 223
Ильиных И.А. На пути к новому экологическому мировоззрению……………………………………………223
Леопольд О. Календарь песчаного графства (конспект)…… 226
Ильиных И.А. Связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я – это ты»…………………230
Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации…... 235
Вопросы для размышления………………………………………... 237

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этика – практическая философия. Философия – (любовь к мудрости) особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Необходимость философского познания мира диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

Экологическая этика – новая сфера человеческой активности,  основанной на новом мировоззрении, появившемся в результате открытия новых знаний и нового отношения человека к миру, или другими словами,  экологическая этика – это действия человека по отношению к природе в частности, и окружающему миру в целом, основанием которых является мудрость. 

Долгое время человеческая цивилизация смотрела на мир природы с точки зрения его использования для удовлетворения многочисленных потребностей человека, причем очень часто в ущерб природе. Издержки такого мировоззрения мы сейчас имеем в виде различных кризисов (экологического, демографического, психологического и т.п.),  чтобы выйти из системы кризисов необходимо изменить экологическое мировоззрение общества  и каждого отдельного человека.   

В рамках старого мировоззрения, природа – это бездушное не обладающее сознанием и не способное вступать с человеком ни в какие отношения существо. Человек даже и не задумывается о дереве, травинке, камне – он просто их использует. А между тем природа живет своей внутренней жизнью,  она способна вступать с человеком в отношения и реагировать на проявления чувств, эмоций, переживаний. Сегодня существует необходимость открыться миру природы, начать учиться чувствовать ее, учиться гармонично взаимодействовать с ней, если уж не для нее, так  для человека самого, для продления дней Homo sapiens на Земле. Выхода иного нет. Или мы вливаемся в жизнь природы и стараемся жить в гармонии с ней или человечество перестает существовать, третьего не дано.

Курс «экологическая этика» был введен в качестве учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности «природопользование». Целью курса является пробуждение сознания человека для взаимодействия с миром природы как с миром живых существ, обладающих сознанием, способных чувствовать других существ и человека и вступать в отношения с другими существами и человеком. 

Предлагаемая Вашему вниманию книга представляет собой материал для организации практических работ и семинарских занятий. Поэтому данное учебное пособие выстроено таким образом, чтобы помочь студентам осуществлять следующие задачи: проанализировать сущность этических идей Востока, Запада, России; выявить взаимосвязи этики и экологии; осуществить поиск новых идеалов в отношениях с природой и поиск возможности для их реализации; осознать абсолютную самоценность природы; осмыслить научные, философские, религиозные знания, необходимые  для формирования экологического мировоззрения; понять необходимость трансформирования «Эго-Я» в трансперсональное «Эко-Я».

Учебное пособие состоит из трех частей. Первая часть  является вводной и помогает студентам понять связь экологии, этики и экологической этики; вторая часть помогает раскрыть предпосылки возникновения и проследить историю развития идей экологической этики; третья часть создает  основания  для того, чтобы понять необходимость выстраивания новых отношений человека и природы, развить новое экологическое мировоззрение, обнажить ту часть сознания человека, которая будет помогать по-новому воспринимать мир в целом, и мир природы в частности.
Каждое занятие содержит практическую работу, вопросы для размышления и информацию для размышления, которые помогают создать основания для собственной индивидуальной экологоэтической позиции по предложенной теме.

Основной трудностью курса «экологическая этика» является внутренняя душевная переработка информации в согласии с собственной совестью – общение с совестью всегда очень болезненный процесс – в результате чего  должно произойти изменение сознания и мировоззрения обучающегося,  что может вступать в конфликт с доминирующим мировоззрением общества на первых этапах, когда нет четкой внутренней уверенности в правильности экологоэтических знаний и установок.

Изменение сознания и мировоззрения – процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека, но важно какой вектор оно берет вначале жизненного пути, поэтому студенческие годы –  время для закладывания осмысленных ориентиров, поэтому экологическая этика активно участвует в этом процессе и помогает создавать основы нового экологического мировоззрения. Экологическую этику можно назвать лабораторией по трансформации мировоззрения, где каждый размышляющий изменяя свое мировоззрение и сознание изменяет сознание и мировоззрение общества, и таким образом меняет мир.

Автор-составитель Ильиных Ирина Алексеевна


Изображение взято из открытого источника Яндекс. Картинки


Рецензии