6. Рассказы о Софрана-Магеллане

               
                Капитан Сергей Юрьевич Антонов рассказывает:
         
 
Я долго шёл к тому,  чтобы начать рассказ о моём самом любимом в жизни пароходе, на котором я побывал на всех океанах за исключении Северного ледовитого. Побывал в странах, о которых раньше и мечтать даже не смел. Старался, что бы рассказ мой шёл в виде путевых заметок. Возможно, не все  мнения читающих эти строки будут совпадать с авторским. Каждый из нас имеет право на собственное мнение, в том числе и автор этих путевых заметок.

         Своё повествование, я хотел бы начать со слов благодарности  коллективу Госпиталя Ветеранов Войн во Владивостоке, который не только поднял меня на ноги, но и дал возможность работать с полной нагрузкой, положенной капитану морского судна. В отличие от моих последующих инсультов, меня поднимали не только капельницами, но и китайским иглоукалыванием, и гипнозом, и четырьмя видами массажа. С моральной поддержкой, что я смогу жить нормальной жизнью! И особая благодарность экипажам теплохода «Софрана-Магеллан», а позже «Хельгис», которые в меня поверили, позволили сохранить и людей, и судно, и груз при всех условиях плавания!
               
         За 3 дня до моей выписки из госпиталя загудел телефон:

       – Юрич, кроме тебя никто, ты мне нужен как Господь Бог!

           На другом конце был мой давний приятель, бывший военный врач в 90-е годы прошедший все круги дикого капиталистического ада, чтобы найти  своё место в современной жизни. Человек, безусловно, интеллигентный, забывший слово “боюсь”, заменивший его словами, “если надо, сделаю”. Находясь на полярных позициях со мной в отношениях к закону и методам достижения поставленных  задач, я, тем не менее, относился у нему с большим уважением за этакую бесшабашную храбрость. И как не странно, к стремлению к социальной справедливости. Я ответил, что в госпитале и пока ничем не могу помочь.

           – Брось ты свой насморк, я пароход купил в Новой Зеландии. Кроме тебя командовать им некому. Выдвигайся. Условия любые по твоему выбору!

           Условия были следующие: 1. Я не подчиняюсь никому кроме судовладельца персонально! 2. Оплата труда экипажу будет по ставкам «Ай-Ти-Эф» (международного профсоюза транспортников). 3. Со мной работают только граждане России или бывшего СССР. Условия были приняты, и через два дня, простившись с госпиталем, (с напутствием – «эх, Сергей Юрьевич, почаще, бы, в наш госпиталь попадали!»), я выехал в Ванино для формирования экипажа.

           Мне уже приходилось заниматься такой работой, был и положительный и отрицательный опыт, но в такой обстановке я оказался впервые. Дальневосточные моряки, конечно, моряки способные противостоять стихии и другим прочим вызовам. Но большая часть их морской жизни проходит в двух, максимум трёх неделях от дома и семьи. Уйти от дома на полгода, это для многих шок, а самое главное, частная судовладельческая компания не имеет государственной поддержки.

            Итак, 5 мая 2007 года я приступил к формированию экипажа, способного доказать, что русские моряки могут работать без помощи государства, совершенно автономно.

           Установленные ставки зарплаты 1 : 5, по-видимому, должны были привлечь лучших. Однако с самого начала пошли знакомые, друзья и родственники знакомых, и формирование прошло совсем не безоблачно. Со многими «друзьями» пришлось расстаться. Большинство офицеров пришлось набирать во Владивостоке. Сахалинцы отказались предоставлять мне кадры. Самим не хватает! Поэтому пришлось по большей части «брать котов в мешке».

          22 мая 2007 года я и будущий старший механик вылетели в Порт-Морсби, Папуа-Новую Гвинею, для знакомства с судном, его техническим состоянием, районом работы. И, собственно, переходу судна к новому владельцу.

         Порт Морсби, столица государства Папуа-Новая Гвинея. Об этом государстве мы знали только то, что там работал Миклухо-Маклай.  Уехал оттуда он в весьма подавленным состоянии, к тому же, очень больным. Что там с Миклухой папуасы делали, нам неведомо, но очевидно, что путешествие это было очень и очень нелегким. Мои впечатления от пребывания в этой тропической стране так же весьма далеки от восторга.

        Поселились мы в гостинице аэропорта (единственной приличной гостинице в стране), с телефоном, интернетом, рестораном, и круглосуточной охраной.

        Порт Морсби расположен на мысе, окружённым бурунами с коралловыми рифами. С узким входом и  всего с двумя причалами. Лагуна очень загажена мусором, особенно пластиком. В центре у порта, немного двух, и трёх этажных домов. В основном же застройка одноэтажная.

        Немного остановлюсь на красоте папуасов. Если мы уже привыкли к мужской “не красоте”, то женская “не красота” поразила. Совершенно непонятно, как природа могла собрать такое количество «шреков» женского пола в одном месте. Мало того, что все они татуированные от щиколотки до макушки. Но ведь у этих “красавиц” нет ни одной округлости на теле, включая голову. Всё, как будто вытесано топором. Всё квадратное. Да, персонал воспитан и приветлив, но мне понадобилось почти 3 месяца, чтобы привыкнуть к облику папуасов.

        Утром, проснувшись и оценив местную кухню, изобилующую различными фруктами и яичными блюдами, я получил извещение от агента, что наш пароход задерживается на три дня по условиям погоды. Решил посвятить свободное время знакомству с Папуа, и её жителями. Вытащил всё, что мог предоставить интернет, и двинулся пешком через джунгли, что бы преодолеть пятьсот метров от аэровокзала и уйти в город.

         К моему удивлению оказалось, что Порт Морсби, это не город, а собрание нескольких посёлков. За исключением резиденции президента ничем не напоминающих, что идёт уже двадцать первый  век. Там хоть, какая то, ограда, трёхэтажный дворец, охрана, подобие парка, много флагов. А на двести метров дальше - каменный век. Никто не стесняется наготы. Предметы одежды и обуви считаются признаками богатства. К примеру, на набережной я увидел группу людей одетых в трусы и зимние меховые ботинки без шнурков. На рынке, популярно женское бельё б/у, стиранное в хлорке с добавлением синьки. Практически все ларьки и магазинчики закрыты решётками толщиной 2 см. Очевидно с криминалом тут швах.

         Пересёк три посёлка и, оказавшись вдали от резиденции президента, очутился на рынке местных оружейников. Приобрёл маску, лук с тетивой из бамбука, и несколько стрел различного назначения. Большая часть стрел была смазана ядом протухшей лягушки. Продавец заявил, что такой стрелой можно завалить даже кабана.

         Простую стрелу испытал, на приехавшим, с инспекцией, суперинтенданте. Бедному Игорю пришлось прятаться под стол. Я хотел только покупкой похвастаться, а стрела совсем уж некстати, сорвалась. Не знаю, что он в тот момент мог подумать. У меня в коллекции и каменный топор хранится, которым можно и дерево срубить и дровишек наколоть.

        Вдоволь набродившись, и немного подустав, решил возвращаться в гостиничный комплекс. Нужно сказать, что сумерки в тропиках начинаются рано и стремительно наступает полная темнота. Уличное освещение в Папуасии, как то не предусмотрено, поэтому пройдя мимо здания освещённого аэровокзала, я погрузился во тьму и двинулся в сторону гостиницы. Путь не особо длинный, не более километра, поэтому иду, и не о чём особо не заморачиваюсь. Тепло, цикады трещат, тропические запахи. И вдруг навстречу мчится микроавтобус с включёнными на дальний свет фарами. Совершенно неожиданно микроавтобус резко останавливается рядом со мной. Из него выскакивает курчавый человек, с криком:

        – Cэр, скорее садитесь в машину!

          Это что, похищение? Что то подобное уже было в Колумбии. Немного напрягшись, отвечаю, что способен последний километр самостоятельно.

        -Садитесь сэр, пожалуйста, этот километр может стоить вам жизни.

         Вижу на автобусе логотип гостиницы аэропорта и сажусь в салон. Через 5 минут вхожу в фойе и получаю разнос от администратора. Оказалось, что машина ищет именно меня, загулявшего. С наступлением сумерек дежурные обнаружили, что одного постояльца нет, и озаботились моей безопасностью. Получить от темнокожего папуаса дубинкой по голове в темноте кромешной в мои планы не входило, поэтому, я принял инструктаж к сведению, и больше режим не нарушал.

         Конфликты, между деревнями довольно часты, в том числе и заканчивающиеся кровопролитием, правда это касается самих папуасов, европейцев могут только ограбить. А вот появившийся в чужой деревне местный житель, очень рискует попасть на обед к соседям. Тем более, что учёта количества населения как то не ведётся и в случае пропажи, искать не будет никто.

          На другой день, используя бесплатный гостиничный интернет, я решил собрать как можно больше сведений о районе плавания, странах и портах захода и прочих нюансах работы. Которые очень пригодились мне в дальнейшем. Ну, и разумеется, получил сведения о компании, которая зафрахтовало судно.

           Ново-Зеландская компания «Софрана» владела судном на условиях тайм-чартера уже более 8 лет. Немецкий судовладелец зарабатывал на аренде восемь тысяч долларов в сутки. «Софрана» занималась островной торговлей, обслуживая страны Папуа-Новая Гвинея – 4 порта, Соломоновы Острова – 1 порт, Вануату – 1 порт, Новая-Каледония – 1 порт, Австралия – 1 порт, Новая Зеландия – 2 порта. Круг продолжался полтора месяца. За один раз, судно, на котором мне предстояло работать, брало 8500 тонн груза.

          Мои прежние пароходы, за исключением «Юрия Савинова», перевозили только 3100 тонн груза и в сравнении с «Софрана Магелланом» были малышами. Для нашей молодой судоходной компании это был первый опыт выхода в Мировой Океан с неограниченным районом плавания, и поэтому было слегка тревожно. Автономка, когда и посоветоваться будет не с кем. Моральная нагрузка страшенная. Условия, которые я выторговал в офисе перед отъездом, полностью снимали ответственность  с технического директора и с капитана-наставника. Сам напросился. Терпи!

        Утром 24 мая, мы с механиком решили пешком прогуляться до города и посмотреть с горы на море и вход в порт. Проходя мимо аэровокзала услышали русскую речь и очень удивились. Русские в Папуа? Откуда?

        Оказалось, что ввиду того, что все дороги в Пупуа , заканчиваются  границами посёлков, дороги практически отсутствуют. Любое сообщения с соседями осуществляются либо по рекам, либо пешком, либо с помощью вертолётов. В Папуа работает авиаотряд из 20 лётчиков и 30 авиамехаников, которые обеспечивают сообщение внутри страны. Взаимно, пригласили друг друга в гости и распрощались с земляками.

         Пройдя 7 километров, мы посетили яхт-клуб с огромным количеством яхт стоящих на приколе. На мой искушённый взгляд, самая простая яхта должна была стоить не меньше 800 тысяч долларов США. В клубе, традиционно, европейская обстановка. Традиционный пивбар и интернет. Вход свободный. Пройдя ещё около километра, мы, наконец, то добрались до порта. Порт, не огорожен, и охраны не имеет.

        Так как на следующий день ожидался приход нашего судна в Морсби, решили подняться через джунгли на холм, с которого будет можно видеть весь процесс прохода через барьер рифов и маневрирование на акватории порта с подходом к порту и процесс швартовки. К большому нашему сожалению наш поход испортили выскочившие из зарослей группы полуобнаженных мужчин, совершенно не понимавшие ни украинскую, ни русскую, ни британскую мову. И мы, периодически имитируя защиту отступления перед превосходящими силами нападения, довольно быстро покинули холм.

        Итак, 25 мая 2007 года мы собрали наш багаж, позавтракали и выехали из гостиницы, и агент повёз нас к порту. Попросили водителя поднять нас повыше, к холму, на котором вчера побывали, что бы посмотреть на процесс входа в гавань.

       И вот, довольно далеко от гавани появилось судно, и к нему побежал небольшой лоцманский катер. Немного задержавшись, для посадки лоцмана, судно начало пробираться между рифами. Сверху было видно всё как на ладони.

         Позже мне не раз приходилось заходить в Морсби и на уровне воды, рифы в хорошую погоду не видны, хотя глубина над ними не больше одного метра, а вот при свежем ветре, всё наглядно. Три поворота, и ты в лагуне, судно, обходя пару мелей идёт к причалу. Остановившись в ста метрах от причала пароход замирает. И тут начинается то, чего я прежде не видел. Судно начинает идти боком, не запуская основной винт. Чудо техники! Всего 20 минут, и пароход плотно прижимается к причалу, и матросы начинают заводить швартовные концы. Быстро, но без суеты.

      Мы спускаемся с холма и въезжаем на причал. Никакой комиссии пограничников или таможни. Зашёл судовой агент и оформил все формальности в течение 15 минут.

      Почему то, вход в отечественные порты и оформление занимает не менее 3 часов, а бывает и дольше. Грустно это. И необъяснимо.

      Матросы поднимают наши вещи на борт, и мы знакомимся с капитаном и экипажем. Командиры встретили не очень приветливо, покидать судно до окончания контракта кому хочется, найдёшь ли другое судно или нет? Посматривают на нас как на оккупантов. Рядовой состав максимально приветлив и улыбчив. Но вся настороженность в нашу сторону спадает после известия, что прежний экипаж будет работать с нами как минимум полтора месяца.

       Меня помещают в гостевой каюте рядом с капитаном, механика в каюте радиста, за неимением такого в штате. Нас кормят, поят замечательным папуасским,  свежемолотым кофе. И постепенно жизнь налаживается. Капитан – из Одессы, украинец, старший механик – эстонец, довольно пожилой, старший помощник – русский, из Владивостока, 2-й механик и электромеханик украинцы, есть ещё немец, практикант механик, остальные ребята из Филиппин, включая 2-го помощника, он и боцман стали моими гидами и замечательными помощниками на все полтора месяца.

      Капитан Слава Усатенко, с самого начала повёл себя, на мой взгляд, не совсем адекватно. Сразу после знакомства, притащил в наши каюты по ящику пива и очень попросил ничего в системе управления судном не трогать. «Сломаете, ещё чего ни будь, а нам потом цену снижать!» Но, мы то приехали не пиво пить на халяву, а получить максимум информации о судне и его управлении. Так он до самой передачи и не позволил прикоснуться ни к одной кнопке на мостике. По принципу – смотри, но ничего руками не трогай.

        Зато 2-й помощник, умничка, показал и работу с электронными картами, всю электронику, системы спутниковой связи. Боцмана я озадачил работой на судовых 40-тонных кранах, работой с люковыми закрытием трюмов, устройствами по очистке судна от ржавчины. Механиков и мотористов, работой с балластной и осушительной системой, дизель-генераторами и прочих механизмов. Всё было очень интересно и ново. Никогда ещё я не работал на судах, построенных в Германии под контролем Германского Ллойда. Ребята, это фантастика, а не пароход!!!

         Моё поведение несколько озадачило филиппинцев. Капитан, и работает на грузовых кранах? Самостоятельно открывает и закрывает трюма? Укладывает с помощью грузового крана трюмные понтоны весом 28 тонн?  Лазит по трюмам и балластным танкам? Такого капитана, они точно не видели. Сразу прозвучал вопрос – зачем капитану нужно всё это знать? Пытаюсь объяснить, что судно для нас новое и нужно научиться, максимально эффективно им пользоваться, приедет новый экипаж и нужно им всё объяснить, ведь на приём передачу дадут меньше суток.

        И следующий вопрос – А что, приедут не специалисты? Обижаюсь! Не волнуйтесь, приедут специалисты не вам чета. Они вам покажут, как нужно работать.

          Ну, если в общем, матросы и мотористы были от меня и моих методов в восторге. А узнав, что путь на мостик я прошёл через должность матроса-уборщика, через боцмана и всех помощников, вообще в меня влюбились. Да и мне очень нравилось с ними работать. Никто на судне пешком не ходил, все передвигались полу бегом. На трёп не отвлекались, на любую команду отзывались не «как?» , а уес сэр! Большой контраст с нашими, слишком свободолюбивыми, членами экипажа.

        Для того, чтобы попасть в следующий порт, нужно пройти Коралловое море, обогнуть с востока остров Новая Гвинея и направиться через Соломоново море на Северо-восток. Порт назначения Лае. Лае более удобный порт для захода и укрытия от непогоды. Гавань более широкая и заход туда более лёгкий в отличие от Морсби. Порт является бизнес столицей Папуа, и основная часть груза идёт в основном именно туда. Город гораздо более цивильный, много магазинов, отделений банков, рынки, в том числе и продовольственные. Возможна закупка свежих овощей и фруктов, свежей рыбы.

           А вот мяса в этом регионе практически нет, за исключением некоторого количества коз. Ценообразование довольно специфическое. Я очень люблю  малосольные огурцы. Прихожу на рынок, хочу купить большой пакет огурцов. Они продаются поштучно. Выбираю, какие поменьше. Рядом лежат огромные семенники. Продавец увидев, что я выбираю мелочь, сразу снижает цену наполовину. Очевидно, решил, что денег на крупные, у меня нет. Спрашивает – ( пуа) бедный? Нет! Тогда возьми вот эти. Показывает мне огурец величиной с хорошую дыню. В маленьких то есть нечего. Мы долго над ним смеялись, а он над нами. Вот, мол, дураки.

         Впервые купил и попробовал папайю, говорят, что она очень хороша при болезнях желудка и кишечника. На вкус напоминает мясистую и не очень сладкую дыню. Из предложенных сувениров, обратили внимание на вырезанные из мягкого бальсового дерева крокодилы. Выглядят как живые. Ещё понравились различные плетёные корзиночки, хлебницы, и конечно же, знаменитые папуасские катеки. Которые можно заказать по своему размеру, и в течении двух часов тебе вручат новенькую, которая убережёт тебя при беге через колючие кусты. Ну, а когда состаришься, добавила продавщица, сможешь использовать её в виде презерватива, я там видишь и бусинки нашила. И красиво, и женщине будет приятно. Под болтовню, купил две, одну подарил брату.

        Потихоньку, моя гостевая каюта начинает напоминать кунст-камеру колониальных товаров. Очень долго колебался, купить или нет ритуальную маску. Решил подождать с покупкой до момента, когда хотя бы не познакомлюсь с культурой народов Папуа. А то привезёшь и сам заболеешь или кто из детей, не дай бог. Моя предосторожность оказалась правильной. Далеко не всё можно приносить в дом, особенно маски из Африки.

         Должность дублёра-капитана мне очень понравилась. Ужасно много свободного времени. К сожалению, мне в таком статусе пришлось работать всего два раза за всю жизнь и то недолго.

         Виду стремительном наступлении темноты, выгрузка продолжалась два дня. Выгрузив примерно 40% контейнеров и пиломатериала и загрузив порожные контейнеры и 20 контейнеров груженых кофе, мы покинули Лае и не заходя на Новую Британию, вышли назначением остров Лихир, так же принадлежащий Папуа-Новой Гвинее.

         Остров очень маленький, как, скала в океане, но очень важный в экономике Австралии и Новой Зеландии. К сожалению, не самой Папуа. Остров пронизан шахтами на очень большую глубину и в них добывают и обогащают золотую руду.

         Очевидно все, кто изучал в школе предмет химии, знают, что в серной кислоте растворяются все примеси, кроме золота. Но обогащая, таким образом, руду, нужно очень много извести, что бы нейтрализовать эту самую кислоту, промывая всё это в растворе гашеной извести.   По этой причине вода в океане вокруг острова имеет молочно-белый цвет. 

          Лихир можно было бы назвать островом сокровищ, если бы не большое количество китайских работников, и невозможностью организовать помещения для рабочих на поверхности. Сам остров очень небольшой, и скалистый. На причале я видел всего 5 человек, остальные живут и работают внутри горы.

        Скалы очень живописны и покрыты тропической растительностью. Очень много змей и питонов, видел у причала и большую морскую черепаху, которая болталась в воде, подбирая брошенные кусочки мяса и варёного риса. Причал очень короткий, поэтому, в процессе грузовых операций приходилось 4-5 раз перетягиваться вдоль причала, что бы достать до места выгрузки.

        И снова, используя статус высокооплачиваемых бездельников, мы сошли на берег на экскурсию. Мне был интересен процесс обогащения золотой руды и количество золота, которое будет загружено в один из 200 порожных контейнеров, и которые мы повезём в Австралию. Немного возмущало, что в оплату за золото, папуасы получают стираное бельё, одежду и обувь, при этом живут в первобытном обществе. Нищета населения такая же, как в центральной Африке и Сомали.
Мы с механиком разделились, осматривали остров и беседовали с местными отдельно.

      По возвращению, механик начал кормить меня страшилками. Рассказывал, что заползшая через трап огромная змея, несколько месяцев назад, сожрала повара филиппинца. Я заинтересовался и решил расспросить поподробнее. Матросы смеялись до икоты, и позвали на корму повара «съеденного» змеёй. Он рассказал, что не змея его сожрала, а он её, да ещё и весь экипаж угостил. В филиппинской кухне есть любые деликатесы. В том числе и мясо змеи. Гораздо нежнее, чем телятина. А на вкус? Ну, смотря кто приготовит. Я умею, захотите и вас научу. Я захотел, но приличная змея на борт больше не разу не заползала.

       На другой день, капитан решил организовать для экипажа «паати» - пикник. На ночь грузовые операции прекращаются, погода шепчет, пива в кладовой - море, найдётся что - нибудь и покрепче. На столе все виды фруктов, варёный рис, жареные куриные крылышки и печёная на углях рыба. На палубу юта выносятся колонки, оборудование для караоке и развешивается цветная иллюминация. Сначала ощущалась некоторая скованность, но после нескольких банок пива, и глотка виски, наши матросы начали танцевать и петь. Оказалось, что филиппинцы природные певцы. Голоса потрясающие. Вечер получился замечательный. Через 30-40 минут все расходятся, экипажу даётся время развеяться и командование вечером принимает старший помощник. Хорошая традиция. Взял её на вооружение.

       Теперь нужно будет сказать два слова о том, в чём заключается работа экипажа, за исключением несения вахты в порту. Там всё просто. Следи за трапом и подтрапной сеткой, вызывай офицера в случаях появления посетителей, учитывай прибывших-убывших. В море, это постоянная борьба за исправность механизмов и исправность корпуса. В море, матросы с вахты снимаются и занимаются обкалкой окалины с помощью различных инструментов, затем зачисткой, грунтовкой и окраской. Если какая либо палуба или переборка истончилась, лист вырезается и наваривается заплата, либо вваривается вставка. Толщина заплат от 5 мм, до 16 мм. Соответственно нужны, конечно же, хорошие специалисты. Ну, и конечно же нужно любить свой пароход, что позволяет кормить тебя и твою семью и сохраняет твою жизнь в любых условиях судовой жизни. На «Магеллане» было 2 сварщика, электромеханик и электрик, 4 механика и 2 моториста.
Сходы на берег более чем на час-полтора не приветствуются. Некоторая вольность допускается для капитана, и то, если не ожидается ничего плохого.


Рецензии