Истории старого календаря

Я обыкновенная. Но так же, как все, жду необыкновенного, жду чуда. Чудеса случаются, я это точно знаю. В новогоднюю ночь чуда начинаешь ждать по-особенному. Стараешься запомнить каждое мгновение, ведь вдруг именно сейчас оно и произойдёт. За окнами вспыхивают разноцветные огоньки салютов. Небо превратилось в россыпь драгоценных камней.
Я сижу, поджав ноги в тёплых пуховых носочках, у ёлки, пытаясь разобрать старые ёлочные украшения. Несколько календарных листочков кто-то когда-то положил на дно коробки. Они такие разные, некоторые уже пожелтели от времени, другие непонятны при прочтении, а вот эти, знакомые до кончиков пальцев, сама отрывала от календаря, висящего на кухонной стене недавно... или ...очень давно.
***
Это календарный листок с датой 1 января 1976 года...
Ёлку устанавливает отец на крепкую крестовину, которую он выстругал из пахучих досок и подогнал друг к другу с точностью до миллиметра. Ёлка какое-то время ожидала публичного «выхода в свет» на холодном балконе, и вот теперь, решительно расправив плечи, стоит в углу комнаты, протягивая длинные ветви костюмерам для облачения в праздничный наряд.
Вечером 30 декабря, когда по комнатам распространился запах свежей хвои и мандаринов, припасённых к празднику, и дом наполнился волшебством, мы с мамой наконец-то открыли коробку с новогодним ёлочным платьем. Подобрали шарики по цвету и размеру. Домики, покрытые блестящим снегом, заняли места на нижних ветках, сосульки – повыше. Вот хрупкий стеклянный спутник – символ новой космической эры. Зажгли электрическую гирлянду и как заворожённые смотрели на подрагивающие огоньки, напоминающие маленькие свечки.
31 декабря готовим традиционный салат «Оливье», варим холодец и печём торт «Наполеон». Накрахмаленная скатёрка, будто белоснежное покрывало, от одного взмаха маминых рук легко ложится на стол.
На ветках ёлки замечаем открытки, прикреплённые яркими атласными ленточками. На открытках значатся наши имена и обязательная загадка для каждого. Разгадав, со всех ног мчимся за подарками. Подарки необыкновенные. Их приготовила мама, но все же до последнего верим, что без участия Деда Мороза здесь не обошлось.
Все зимние каникулы катаемся на лыжах, санках, строим снежные крепости и роем лабиринты в огромных сугробах высотой в два этажа. Домой возвращаемся точно снеговики, а потом отогреваемся у горячих титанов. Всей семьёй смотрим по телевизору «Новогодний Голубой огонёк» и «Песню года».
Это наше советское детство с запахом ёлки и мандаринов...
***
Мы встречаем новый год в блокадном Ленинграде. Этот год счастливее прошлого. Теперь на улицах можно увидеть проезжающих на трамваях людей и свет в окнах домов.
Вчера наша соседка сказала тихим слабым голосом, что не доживёт до нового года. Её силы на исходе. В прошлом году от голода умерло несколько взрослых и детей из нашего дома. Тётя Вера, исполняя последнюю волю умирающей соседки, где-то раздобыла несколько капель какого-то технического масла. Имитируя обмакивание горячей рассыпчатой картошки в ароматное подсолнечное масло с лучком и солью, смазывает иссохшиеся синие тёти Валины губы этими каплями. Ведёт длинный неторопливый рассказ о довоенной жизни, о том, как встречали всем домом последний предвоенный новый год. Как «Фёдор играл на гармошке, а Самуил Исаакович принёс из театра вкусные консервы, а Ниночка пришла в таком красивом платье, что нельзя было глаз отвести». И как все дети получили подарки с конфетами и пряниками...
А наутро о, чудо! на заводе для нас организовали настоящий праздник. И Дед Мороз, и Снегурочка! И мы озябшие, в валенках и рукавичках, водим хоровод вокруг зелёной заиндевелой ёлки, которую утром сегодняшнего дня переправили сюда по «Дороге Жизни». А потом нас отвели в большой зал, где накрыли столы. И гречневая каша, и маленькая котлетка – они самые настоящие и такие вкусные! И Дед Мороз каждому даёт в руки мандаринку с запахом нового года и чего-то сказочного.
Это календарный листочек с надписью 1 января 1943 года...
***
1 генваря 1700 года от Рождества Христова.
Впервые новый год мы будем праздновать зимой. Царь Пётр Алексеевич ещё десять дней назад подписал указ об изменении, и этот год длился всего четыре месяца.
Я еду на первый в своей жизни бал в Зимнем дворце. Снег скрипит под колёсами кареты. Вокруг народу видимо-невидимо. Все веселые и румяные от мороза. Светло, как днём. Повсюду на улицах и площадях запалили смоляные бочки, жгут костры и факелы. Палят из ружей. Колокола звонят целый день.
С утра Василий по приказу батюшки нарубил в лесу сосновых и еловых веток и украсил ими дом. На воротах можжевеловые ветви с синими ягодами. Пахнет свежими булками и вареньем из малины. Ах, как чудесно сегодня! Какое счастье! Маменька поправляет непослушный локон на моей мудрёной прическе, украшенной бусинами и цветами. Платье из тонкого атласа и туфельки, тоже атласные, до чего же хороши! Так волнительно, что щёки непривычно заалели.
Приказано жечь костры целую неделю, на площадь будут выводить медведей, устроят катания на санях. Детвора будет бегать за санями и получит где пятак, где пряник, а где леденцового петушка.
Лошади дышат часто-часто от быстрого бега. И пар клубами валит из расширенных их ноздрей. Мы подъезжаем...
Стёрты от времени многие буквы и даже слова...
***
1 вересень 1492 год.
Это сентябрь называют вересенем, так как зацветает вереск. Теперь это начало церковного и гражданского нового года. Так утвердил великий князь Иоанн Васильевич Третий.
Урожай собрали богатый. Уложили в погреба. Грибов насолили полные кадки, нарубили капусты, ссыпали репу и морковь, тыкву золотистую. На Фомин день батька пересчитает весь урожай да сделает учёт всему хозяйству.
А пока и отдохнуть можно. Седьмой месяц, как и седьмой день, для отдыха предназначен.
С утра с мамкой наварили кутьи, напекли калачей да на окошко поставили. Зажгли свечей, чтобы светло было во всём доме. Теперь с соседской детворой решили рядиться кто во что может. Шубейки повыворачивали, лицо сажей повымазали, а кто-то и маску надел. Да гурьбой по улице! Колядки поём, в колотушки стучим, зерно сыпем, да побольше, чтоб год был побогаче. А сами хохочем. Угощение принимаем с удовольствием да в мешки складываем. К вечеру уставшие возвращаемся. Всю неделю угощаться будем да истории рассказывать, петь песни, плясать да веселиться...
***
Масленица пришла, а с ней и новый год. Всю неделю ходили друг к другу в гости. Блинов наелись, кажется, на всю жизнь. И с маслом, и с мёдом, и со сметаной, и с икоркой. Калачи, булочки, пирожки пекли. Угощали других, и сами угощались, объедались. Масленица-обжорка.
А сегодня, в воскресенье, пришли на площадь зиму прогонять. Зиму прогоним, значит, наступит новый год.
Сначала катались на санях, потом съезжали с высоких ледяных горок. Садились друг за другом на солому и с визгом мчались вниз. Отбили руки и ноги. Катались и на качелях, вверх – под самые небеса, а потом резко вниз.
На площади смотрели, как медведи танцуют на ярмарке. Первый блин – всегда медведю, кому. А потом снова объедались румяными горячими блиночками, круглыми, как солнышко.
Тут и скоморохи подоспели. Песни поют, зазывают всех на площадь – Масленицу везут на санях. Юбка цветастая, бусы яркие и платок на плечах. А волосы-то из соломы приделали. Вот умора! Установили в центре площади да давай хороводы водить, песни распевать. А потом вдруг полыхнула она, высоко в небо взметнулся язык пламени, а с ним вместе и зима улетела. Здравствуй, Весна-красна! Здравствуй, новый день и новый год!
На календаре 1 марта 1480 года... Месяц «новичок»...
***
Вот и прошла новогодняя ночь. Наступило утро нового года. Собрала я все календарные листочки. Положила в конверт, запечатала и написала крупно: «ДЕДУ МОРОЗУ». Отправлю сегодня же. Пусть во все времена на Земле у каждого будет свой НОВЫЙ ГОД!!!


Рецензии