7. Соломоновы острова. Порт Хониара
Покинув остров Лихир, мы направились на юг к столице Соломоновых островов, порту Хониара. Так получилось, что о Соломоновых островах я узнал от отца, когда я рассказал ему, в каком районе я буду работать, он начал рассказывать о войне, которую ему довелось пережить, будучи подростком. Тогда, название самого большого острова архипелага Гуадалканал в 1942-1943 году не сходил со страниц газет. Там происходили схватки между японцами и американскими, австралийскими и британскими войсками сравнимые со Сталинградской битвой.
Первые сельскохозяйственные поселения на этих островах появились 4 тысячи лет до нашей эры. Открыл эти острова для европейцев испанский мореплаватель Мендана де Нейра в 1568 году и назвал эти острова Западными островами или Исла-де Соломон, в честь библейского царя Соломона, а самый большой остров нарёк в честь селения одного из члена экипажа Гвадалканал.
В виду малой изученности района архипелага, европейцы ещё долго не могли обнаружить найденные Меданьей острова, и лишь в 1767 году британский капитан Филипп Картерет нанёс на карту Бугенвиль, а француз Д*Антркасто провёл съёмку центральной части архипелага и наконец то отождествил Гуадалканал с островом , описанном почти 2 века назад. Затем ещё на 100 лет об островах забывают все, кроме работорговцев и миссионеров, но те и другие получают там жестокий отпор от местных жителей. Островитяне быстро усвоили опасность, идущую от белых пришельцев и стали убивать любого европейца, высаживавшего на острова. Поэтому, практически до начала 20 века у Соломоновых островов была репутация наиболее неприветливой земли в Тихом океане.
В 1893 году Великобритания заявила о своём протекторате над архипелагом. Был построен небольшой порт, госпиталь и торговая миссия. И вновь о Соломоновых островах все забывают, вплоть до 2-й мировой войны. Лишь Тулаги оставался свидетельством некоторого, европейского присутствия.
Зато в ходе войны на Тихом океане слово Гуадалканал вошло во все языки мира, в том числе и русский. Острова стали ареной жесточайших боёв между Императорским флотом Японии и ВМС США с августа 1942 по декабрь 1943 года тут прошло 14 крупных морских битв, а кровопролитные бои за острова - Гуадалканал, Бугенвиль и Тулаги во все учебники истории.
Независимость Соломоновым островам была представлена только в 1978 году, но они так и остались в числе стран Британского содружества. На монетах изображения королевы Виктории.
Рассказывая об этом рейсе, мне приходится постоянно сверяться со своим дневником, в котором я фиксировал наиболее интересные события и, конечно же, о рейсах в Хониару. Население не стало более приветливым с тех пор. Но если они раньше резали европейцев, то теперь так же рьяно они начали резать китайцев. 3 китайских погрома прокатились в течение 1980-х и 1990-х годов.
Ну, а теперь от истории мы плавно переходим к географии, не забывая об истории мест, которые мы видим на карте и вокруг себя.
Покинув остров Лихир, мы начали спускаться вниз на юг в столицу Соломоновых островов, порт Хониара. Место достаточно узкое, проходим пролив за проливом между островами и многочисленные атоллами, с кипенью тропической зелени на горизонте. Погода замечательная, зной не ощущается. Океан умеет поддерживать температуру пригодную для комфортной жизни.
Днём + 29-30, ночью + 20-22. Очень комфортно. Это вам не Вьетнам, где днём температура воздуха днём достигает + 50, да ещё в условиях тропической влажности. Сауна отдыхает.
Названия, нанесённые на карте, напоминают о 2-й мировой войне. Один из проливов, ведущих к острову Гуадалканал, носит официальное название «Айрон боттом», что в переводе означает «Железное дно». После обретения независимости, правительство Соломоновых островов собиралось предъявить иск, с требованием очистить проливы от обломков кораблей и самолётов за счёт США и Японии. Но их убедили, что можно извлечь гораздо большую прибыль от посещения этих стран туристами, любителями военной истории и дайверами.
Действительно, проходить проливы, дело не самоё лёгкое. Погибшие корабли лежат кучами, пробить борт судна, чиркнув о дно какого-нибудь крейсера, не самое приятное на флоте. Даже постановка на якорь на рейде Хониары, не очень приветствуется, особенно без местного лоцмана.
Поля боёв второй мировой войны являются неизменно одними из главных достопримечательностей Гуадалканала, и окрестностей Хониары. Именно в этих местах кипели самые ожесточённые схватки между японским гарнизоном острова и в десяток раз превосходившими их силами морской пехоты США. Именно за этот кусок суши обе стороны понесли очень ощутимые потери. 38 тысяч, только на суше.
До сих пор, в окрестностях аэропорта в изобилии находят следы той войны. Последние защитники, укрывшиеся в пещерах, погибли от голода только в 1952 году, то есть через 7 лет после окончании войны. Нам не единожды приходилось грузить самолёты, вытаскиваемые из джунглей и рассылать их в музеи Австралии, Новой Зеландии и Японии. При этом наш старший механик всегда старался запастись различными штуцерами и крепежом, которые, пролежав в тропиках более 65 лет, не имели даже признаков окисления.
Сам порт Хониара, имеет три, довольно низких причала, но вполне достаточных для приёма судов, подобного нашему. Традиционно, грузовые операции происходят только в светлое время суток. Значит, мы имеем возможность сойти на берег, исключая вахтенных и обеспечивающих безопасность судна. Это примерно треть экипажа. В Хониаре делать ночью нечего, поэтому мы устремляемся в яхтклуб, где можно выкупаться, не опасаясь нападения акул, и особенно барракуд (это такая щука, только очень большая и более зубастая). Можно выпить пива с орешками и позвонить домой. Посидеть в интернете. Капитан и старший механик пригласили нас посидеть вместе. Пошёл с нами и электромеханик. Вечер удался. И посидели, и выкупались, и пообщались. Послушали песни филиппинцев под караоке.
Наутро появилась возможность посетить сам город Хониара. Сразу скажу, впечатление не очень. Довольно грязно, много мусора на улицах, тротуары грязные, очень много обрывков картонной тары. Магазины, кроме сувенирных, напоминают склады. Интересная особенность. После резни и уличных беспорядков, когда местное население резало и било китайцев, а китайцы в основном и осуществляют бизнес в Полинезии, в любом магазине, или складе два директора и по два продавца.
То есть, работают и торгуют китайцы, а местные получают зарплату и только присутствуют на работе. И это официально узаконено. То есть второй штат на любом предприятии, который получает деньги только за то, что он местный.
Приобрёл в магазине пару деревянных крокодилов, очень искусно сделанных. И местного бога Нгхузу-Гхузу. Очень интересная поделка.
Так как в Меланезии и Полинезии, проживает более 800 племён и народностей, то соответственно и языки у них разные. Племена очень воинственные, ведь никогда не знаешь, с какой целью высадились пришельцы. Поэтому, какой то очень умный абориген, или группа вождей, придумали простой и ясный, всем понятный, способ. Статуэтка Нгхузу-Гхузу устанавливается на носу каноэ. Если бог держит в руках голубя, значит, гости высадились с мирными целями. Но если Нгхузу-Гхузу держит в руках череп, то приехали охотники за головами. И тут уже глава рода решает, отражать ли нападение, а может лучше прятаться. Либо организовывать праздник и пьянку с гостями.
В магазинах-складах в продаже есть практически всё необходимое для жизни. Мне очень понравился рыболовный магазин, где можно купить и лодку, и рыболовный крючок. Продовольственный рынок достаточно богат. Купить можно даже сушёную рыбу под пиво. Из мяса, в основном, козлятина. Есть тощие куры и яйца. Вода, только бутилированная.
Не думаю, что я когда-нибудь по доброй воле захотел бы посетить Соломоновы острова в качестве туриста. Или кому-нибудь это порекомендовал. Хотя мой экипаж с удовольствием использовал этот порт для купания в период обеденного перерыва.
В течение суток мы закончили грузовые операции и направились к островам Вануату. Или, по старому - Новые Гебриды.
Свидетельство о публикации №223120200919
То, что Вы - моряк, я догадывался из предыдущих материалов. А что так далеко заходили ресами - это интересно. А почему текст под номером семь? Шесть другие я пропустил? Узнать что-либо о жизни в других местах, тем более на Соломоновых островах - очень интересно.
Всего доброго!
Василий.
Василий Храмцов 02.12.2023 18:32 Заявить о нарушении
Но, как говорится, мечтать не вредно. Обычная ссылка на занятость и скудность слога. Темнит, конечно, но так и быть, поверим. И вот, по прошествии нескольких лет, договорились, что Сергей будет рассказывать, а я попробую записывать, наиболее интересные и значимые события его жизни на море. А все его рассказы-воспоминания можно прочесть на моей страничке в ПРОЗЕ.РУ в сборнике ЗАПИСКИ СТАРОГО КАПИТАНА. Кстати, Сергей наш земляк. Родился в Бийске. И живет сейчас неподалеку от него. В Стан-Бехтемире в ранге российского пенсионера.
Владимир Игнатьевич Черданцев 03.12.2023 03:53 Заявить о нарушении