Эстонцы в Абхазии

              Эстонские села Сальме и Сулево в Абхазии

          В середине 19-го столетия переселение с территории нынешней Эстонии в Российские губернии приобрело широкий размах. Движущей силой этого переселения была политика царского правительства, поощряющая освоение новых земель. Но основной причиной массовых переселений были экономические трудности.

          Кавказ окончательно присоединили к России в 1864 году. Затем последовала Русско-Турецкая война 1876 -1877 г.г., в результате которой несколько сотен тысяч абхазов и представителей других малых народов, населяющих Черноморское побережье, вынуждены были покинуть родину и переселиться в Турцию. Также много представителей местных народов погибло в ходе войны.

          Царское правительство заселяло опустевшие земли православными: армянами, греками, болгарами и молдаванами, которые были вынуждены оставить обжитые ими земли Турции и находящихся под её властью территории, а также лютеранами из Прибалтики: эстонцами, немцами и латышами.

          В 1881 году Тифлис и Черноморское побережье посетили посланцы эстонцев, которые выбрали участок земли недалеко от Сухума и назвали его Линда. Их поддерживал преподаватель Тифлисской гимназии Резольд, он сам съездил вместе с посланцами в Сухум. Власти обещали переселенцам денежную ссуду, заем, освобождение от воинской службы и государственных налогов.

          В мае 1882 года первые семьи эстонцев прибыли в горную Линду. О том, что эти земли были когда-то заселены напоминали только заросшие дороги и одичавшие фруктовые деревья. Из-за плохих дорог уже летом этого же года многие переселились в долину реки Кодор, где основали село Эстонка. Земли же в горной Линде получили в 1884 г. вновь прибывшие из Эстонии. Это были выходцы из Тартуского, Вильяндиского, Пярнуского, Харьюского и Вируского уездов, а также с островов Сааремаа и Хийумаа.

          В феврале-марте 1884 года Черноморское побережье Кавказа посетил другой посланец Эстонии, выбравший землю на месте нынешнего села Сальме. Поздней осенью этого же года переселенцы выехали из Эстонии поездом до Ростова-на-Дону, дальше пароходом до Адлера, недалеко от которого и находился участок, выбранный для села Сальме. Путь был долгий и только в начале 1885 года эстонцы прибыли на место и начали строительство первых домов.

          В начале этого же 1885 года часть семей основали рядом с селом Сальме в более гористой местности село Сулево. Население Сальме и Сулево росло за счёт новых переселенцев из Лифляндии и Эстляндии. Несмотря на экономические трудности уже через несколько лет после переселения культурная жизнь поселений оживилась. Были организованы хоры и оркестры. Школьное обучение проводилось в более крупных усадьбах и учителями были наиболее образованные мужчины села.

          В хозяйстве поначалу преобладало полеводство. Но уже в конце прошлого столетия начало развиваться садоводство. В 1890-х годах экономическая жизнь заметно оживилась. Переселенцами вскоре был построен небольшой лесопильный завод. Выкорчевав лес и осушив болота, они заложили сливовые сады, сделали сушильню для фруктов, занялись разведением овощей, в том числе цветной капусты.

          Свою продукцию эстонские переселенцы сбывали в Гагре, Адлере, Сочи и в других поселениях побережья Абхазии. Из-за болот в районе поселения жители месяцами страдали от приступов малярии, многие умирали от болезни.

          В 1891-1892 гг был построен тракт Новороссийск - Сухум. Это положило начало строительству курорта на Черноморском побережье Кавказа, что способствовало развитию рыночной экономики. Из эстонских поселений наиболее быстро развивались сёла, находящиеся вблизи Сухума, так как курортный город Сухум был удобным местом сбыта выращенного урожая. Село Линда, находящееся в 7-10 км от Сухума разделилось на Нижнюю и Верхную Линду. Село Эстонка находилось в 20 км от Сухума.

          В 1897 году было создано Сухумское Общество Землевладельцев, из 70 основателей которого 29 были эстонцами. На рубеже 20-го столетия товарный характер приобретает садоводство, что ещё больше способствовало экономическому подъему. В окрестностях Сухума выращивали в основном персики, в Сальме и Сулево – чернослив.
 
          Важную роль занимало охотоводство, особенно в горном селе Сулево, значение имело также пчеловодство. Поселения сохранили тесные связи с родиной, откуда заказывали инвентарь и выписывали газеты и журналы.
 
          В Сухуме была построена лютеранская церковь. Церковный приход составляли эстонцы, немцы и латыши. В 1918 году, в начале Гражданской войны в России, поселения кавказских эстонцев объявили себя нейтральными по отношению ко всем политическим движениям России. Несмотря на это в 1918-1921гг. грабили эстонские сёла как красные, так и белые, а также грузинские меньшевики (зелёные). Поселения несли большие экономические потери, забирали лошадей, подводы, сено и продукты.

          От приказов о мобилизации, кто бы их ни издавал, эстонцы пытались уклониться. Но когда война стала угрожать родным очагам самих эстонцев, они дружно выступили с ружьем против захватчиков, кто бы им ни был. Сначала поддерживали грузинских меньшевиков в рядах зелёных, но в 1920-1921 воевали уже против войск Грузии.

          Эстонцы в Сальме и Сулево общаются между собой на очень интересной смеси языков  - половина слов в предложении может быть по-эстонски, а половина по-русски.. По словам жителей Сальме, они выжили и сохранили свою культуру исключительно потому, что всегда полагались только на себя. И сейчас им ничего другого не остается.
 
          Эстония не признает Абхазию независимым государством, а консульский отдел, который некогда был в Сочи, закрыли и теперь местным эстонцам советуют обращаться за консульской помощью в Грузию. В то же время у многих жителей Сальме и Сулево российские паспорта — так проще переходить границу, ведь многие из них работают в Сочи или имеют там торговые связи.
 
          Живут абхазские эстонцы хоть и не очень богато, но основательно. Жаль, конечно, что связь с Эстонией они постепенно утрачивают. Многие вообще никогда в жизни там не были или ездили пару раз еще в советские времена.


Рецензии