Дождь. Глава 1. Все не случайно

Лето выдалось особенно жарким. Несколько недель температура днем не опускалась ниже тридцати градусов. Листья на деревьях скукожились и приобрели сероватый оттенок. В некоторых местах земля потрескалась. Город, раскаленный солнцем, изнывал от жажды. Люди спасались от зноя в магазинах и кафе с кондиционерами. Бродячие псы рыли землю, в надежде добраться до прохладной и влажной почвы.   Все: люди, животные, растения и даже сама земля изнывали от жары. Жара стояла несколько недель, и казалось, не собиралась отступать.
Жители небольшого города, сжигаемого солнцем, все меньше появлялись на улице.
    Ближе к полудню в маленький магазин «Для души», который торговал различными художественными товарами, скупаемыми у населения, вошел человек неопределенного вида. Именно неопределенного, потому, как нельзя было точно, или хотя бы примерно назвать в нем какую-либо черту. Одеяние этого странного человека тоже не вносило никакой ясности в его личность. Белоснежная сорочка сочеталась со старыми выцветшими джинсами и не менее старыми кроссовками. Аня, которая работала в этой «Лавке шедевров» (так магазин называла сама хозяйка) вторую неделю, хотя еще не совсем разобралась с этими «шедеврами», прекрасно справлялась. Во всех отношениях это был обычный магазин, но существовало небольшое отличие. Отличие заключалось в том, что ей приходилось иметь дело с «творцами» товаров, которые были представлены в лавке. Среди них были разные люди: и непризнанные гении, и домохозяйки, и пенсионеры, и алкоголики, впрочем, некоторые сочетали в себе несколько типов, были также и молодые дарования с большим самомнением. На счет каждого «поставщика шедевров» у девушки были строгие инструкции. За две недели в лавке, Аня видела почти всех «творцов» (а некоторых несколько раз в день), в основном они приходили узнать, продан ли шедевр, а иногда приносили новые работы. Девушка принимала работы, но на продажу их выставляли только через несколько дней, и то, если Динара Ахатовна посчитает их «стоящими». Те работы, которые получали наклейку «возврат» Аня возвращала клиенту, это ей не нравилось. Во-первых, было жаль «творцов», а во-вторых, все они требовали объяснения: почему?
«Сегодня четверг, а что это значит? А это значит друзья мои, что завтра пятница, а за пятницей выходные, которые я надеюсь, мы все проведем на берегах наших многочисленных озер и рек, и это не может не радовать…», - Бормотал ди-джей из маленького приемника, стоявшего возле кассы. «Кроме того, ученные заверили, что астероид Хеопс пролетит от земли на огромном расстоянии, и мы земляне этого даже не почувствуем, и это тоже прекрасная новость! Прямо сейчас Юля Чечерина с песней жара…»
Аня услышала, что кто-то вошел, только когда с грохотом захлопнулась дверь.
 - Здравствуйте, чем я могу вам помочь? - произнесла Аня, не отрываясь от очередного «кофейного дерева», которое никак не умещалось на стеллаже с десятком подобных.
Никто ей не ответил, и девушка тут же забыла, что кто-то вошел. У нее на работе не было кондиционера, и находиться в магазине в самый зной, было то же самое, что одеть гидрокостюм и выйти на улицу. От духоты не спасали открытые окна и маленький вентилятор. Никакие дезодоранты не выдерживали в этой сауне, но в такой жаре ей было наплевать на мокрые круги на платье подмышками. Мокрыми были не только подмышки, стоило сесть на стул и через минуту мокрой становилась спина, прикасавшаяся к кожаной спинке, и трусы становились мокрыми насквозь.   Аня пыталась втиснуть «кофейный шедевр» на полку и думала о том, почему кофейные деревья пользуются спросом, а картины из волос нет? Для нее это была абсолютная загадка.
 - Привет. Интересно, кто покупает эти хм, как бы их назвать -, произнес человек, вошедший несколько минут назад.
 -Здравствуйте! -  Аня через плечо посмотрела на гостя. Покупатель или творец?
Человек смотрел на девушку и улыбался.
 - Вам помочь? -  смеющимся голосом сказал мужчина.
 Ему вдруг стало весело. Он и сам не понимал причину своего веселья. Может его, развеселила мысль о том, что кто-то покупает эти «кофейные деревья».
- Нет, спасибо, я уже закончила, - проговорила Аня, пытаясь определить тип творца, к которому относился мужчина.
То, что он - творец, не вызывало сомнений (в руках он держал картину, обернутую в тряпки), но вот какой тип? Девушка с облегчением заметила следы пота на его рубашке. Не я одна потею как свинья.
 - Я принес картину,- произнес человек и стал снимать тряпки со своего шедевра.
- Вы первый раз? Не надо разворачивать, поставьте сюда, я напишу расписку, - затараторила девушка.
- Я не первый раз. Я хочу, чтобы ты посмотрела, - говорил человек, продолжая разворачивать картину.
 Аню немного обидело это «ты», но она с интересом разглядывала человека, пока он был занят. Мужчина казался довольно симпатичным: русые волосы, густые темные брови, светлые глаза стройное тело, может даже чересчур стройное. Ей показалось, что ему около сорока. Наверное, непризнанный гений или алкоголик, скорее и то и другое.
- Смотри! - человек, сняв тряпки, развернул картину к Анне.
Он пристально следил за каждым выражением на ее лице, за каждым движением ее черных глаз. Первое впечатление самое важное, он знал это наверняка.
- Красиво, - улыбаясь, проговорила девушка.
 Картина и вправду ей понравилась. На картине был изображен дождь за окном и за этим окном размытое очертание человеческого лица, и ладонь этого человека, прижатая к стеклу. Будто кто-то выгнал беднягу из дома в дождь, и тот приложил ладонь к мокрому стеклу, по которому стекает ручьями дождь. Это была необычная картина, печальная и красивая. Именно по ней Аня определила, кто перед ней стоит - Вертинский Павел. Она видела несколько его картин на складе, все они были с наклейками «возврат». Все они были печальны и прекрасны. Динара Ахатовна рассказывала, что он приносит картину раз в три месяца, половина из них продается, остальные остаются на складе (он никогда их не забирает).
-А «Листья» продали? -  спросил Павел, ставя картину к стене.
Пока девушка рылась в бумагах, художник с интересом ее рассматривал. Она показалась ему довольно милой и неглупой. Глаза были особенно хороши, такие глубокие и нежные.
- Нет, картина не продана, -  Аня оторвалась от бумаг.
Ей стало жаль художника, тем более что его картины действительно прекрасны. Она хотела сказать ему что-нибудь ободряющее или хотя бы приятное, но никак не могла подобрать подходящие слова.
- Это очень жаль, что не продана. Я рассчитывал сегодня получить деньги. Послушайте, Аня, может, ты купишь мою картину? Я тебе за полцены отдам. Бери новую, не пожалеешь.  У меня все картины основаны на реальных образах.
Девушка не ожидала такого поворота событий. Художник продолжал говорить, а она придумывала подходящую причину для отказа и чувствовала, как струйки пота стекают по ляжкам под коленки. Это отвратительно
-  Я расскажу тебе завтра про него, ты подумай, я приду утром. Художник, не дав девушке возможности возразить, быстро вышел из магазина.
   Только Аня выдохнула, как дверь открылась и в проеме показалась голова Вертинского:
- Не забудь завтра зонт, завтра будет дождь, - проговорил он, улыбнулся и вышел.
Дома Аня только и думала о предстоящем неприятном отказе этому странному, но талантливому художнику. Зачем ей картина? В комнате, которую она снимает, нет места, да и тратить пол зарплаты на шедевр не очень-то хотелось. С одной стороны, ей хотелось его увидеть, его странность интриговала ее. Ложась спать, она пыталась вспомнить, как он выглядит, но не могла. Почему он уверен, что будет дождь, дождь не обещали...
На работе Аня все ждала вчерашнего гостя, но он все не шел.  Жара ничуть не спала. День длился бесконечно. Жара иссушила последние силы. На небе ни облачка, думала она, ища в сумочке телефон. Почему он не пришел?  От рабочего дня осталось всего несколько минут, и Аня каждую секунду поглядывала на часы. Она уже не ждала Павла и очень хотела домой.
 В зале внезапно потемнело, и из окна подул прохладный ветер. Аня подскочила к окну. За пару минут небо затянуло тяжелыми черными тучами. Вдалеке громыхнуло, и над сопками засверкали молнии. Через мгновение гром раздался над самой крышей павильона, так что девушка вздрогнула и отшатнулась от окна. В эту самую секунду дверь отрылась, и в зале появился Павел Вертинский. Сердце у Ани замерло. В первую секунду она так испугалась, что не узнала художника, к тому же сегодня на нем была куртка с капюшоном. За окном на измученную иссохшую землю начали падать редкие крупные капли.
 - Я не опоздал, - произнес гость, странно улыбаясь.
  - Вы напугали меня, -  призналась девушка.
 - Я так и понял, -  все еще улыбаясь, проговорил художник.
 - Ну, надумала купить картину? -  без церемоний спросил Павел, приближаясь к прилавку.
 Аня молчала, она просто растерялась и совсем смешалась. Дождь шел стеной, и в лавке стало прохладно.
 - Я же обещал тебе рассказать про этого, на картине!
Аня молчала, она хотела что-то сказать, но не смела. А ее гость нагло расхаживал по залу, засунув обе руки в карманы. Не дождавшись от собеседницы ни единого слова, Павел подошел к своей картине, стоявшей лицом к стене, развернул ее и поманил девушку к себе. Аня послушно подошла.
- Садись, -  скомандовал он
 - Куда? На пол?
 - Да, рядом садись! -  смеялся Вертинский.
На улице вовсю шел дождь. Аня закрыла окно и села рядом с картиной.
- Что ты хочешь узнать?
- Я? Это ты хотел что-то рассказать!
- Уже «ты», мне это нравится. Хорошо …
- Что хорошо?
Художник проигнорировал вопрос и немного отодвинулся от девушки. Сел по-турецки и уставился на дверь. Прошло несколько минут, и Аня несколько раз порывалась встать, но так и не решилась.
  - Знаешь, я думаю, что все, что с нами происходит не случайно. Внезапно начал он.
 Также я думаю, что мы сами все не случайны. Ты думала обо мне? Не отвечай. Я всю ночь думал о тебе. Я хочу, чтобы ты твердо знала – ничего романтического в нашей неслучайной истории нет, не будет, и не могло быть. Нет, нет, не думай, что я что-то надумал, впрочем, может и так, но все это чушь собачья! Сколько тебе двадцать? Двадцать пять? Не отвечай. Я буду говорить, а ты молчи. Моя задача уговорить тебя купить мою картину. Знаешь, когда ты вчера шла домой, я видел тебя. Нет, нет, я не следил, просто я сидел в летнем кафе с кружкой пива, когда ты шла по другой стороне улицы. Случайностей не бывает, я знаю это наверняка. Мне кажется, сегодня я не смогу уговорить тебя. Кажется, у тебя звонит телефон.
 Лара Фабиан жалобно скулила из Аниной сумки почти минуту. Аня вскочила и дернула сумку с прилавка, рассыпав при этом все содержимое на пол. По кафелю запрыгали монеты, ключи с треском упали к ногам художника. Выпали также: пачка влажных салфеток, несколько карамелек, блеск для губ, таблетки и конечно телефон, из которого от удара вылетела батарейка.
- Черт! – выругалась девушка и принялась сгребать все обратно в сумку. Пока она реанимировала телефон, Вертинский молчал. Он встал и ходил по торговому залу, засунув обе руки в карманы куртки.
- Это Дашка звонила! -  радостно сообщила Аня сама себе, включив телефон. Девушка набрала номер и повернулась к гостю, состроив извиняющуюся улыбку, но улыбка не пригодилась – в магазине было пусто. От изумления она даже раскрыла рот.
- Анют? Привет, – раздался голос в трубке.
- Привет. Ты мне звонила, я не успела взять.
- Да. Сегодня суббота, ты помнишь, что обещала пойти со мной на свидание с тем парнем, ну который из интернета? Он звони, я спросила его про друга, ну, он сказал симпатичный.
- Кто?
- Друг, кто же еще? Ты где летаешь? Включайся уже? Ты на работе что ли?
- Да, уже ухожу.
- Нет, нет. Стой, где стоишь, я на машине, сейчас заеду.
- Ладно, жду.
Аня положила телефон обратно в сумку и подошла к двери. Ей не верилось, что он просто так ушел, ничего не сказав. Она вышла на крыльцо и от свежего воздуха закружилась голова. Дождь шел мелкий и частый. Кожа девушки покрылась мурашками, но она не хотела заходить внутрь. Даша подъехала на машине и опустила стекло.
- Ну, запрыгивай, что встала, как неродная!
- Сейчас магазин закрою…
- Быстрее давай, у нас два часа до свидания!
Аня перерыла сумку несколько раз, проползла на коленках весь магазин раз сто. Даша, не выдержав долгого ожидания, вошла в магазин и обнаружила свою подругу, лежащую под прилавком с фонариком.
- Это что такое? - изумилась Даша
Аня от неожиданности вздрогнула и больно ударилась головой о прилавок.
- Я потеряла ключи.
- Что??
- Или у меня их украли
 - Твою мать! Именно сегодня, когда у меня свидание! Кому понадобились эти ключи? Что здесь воровать – папье-маше?
- Не знаю.
- Не ной. Вспоминай, как пришла, открыла, что дальше делала.
- Я пришла, открыла, положила ключи в сумку, но их здесь нет!
- Дай я посмотрю, – Даша выдернула сумку из рук подруги и выпотрошила на пол.
По полу зазвенели монеты, карамельки разлетелись в разные стороны, телефон опять остался без батарейки.
- Стой, я знаю, кто их взял! – Аня ясно вспомнила, что ключи отлетели к ногам Вертинского. Она подбежала к картине обсмотрела каждый ее сантиметр.
- Это точно.
- Что точно? Мне-то скажи, кто взял ключи? Я съезжу, заберу. Надеюсь это твой знакомый, нечаянно?
По Аниному лицу стало понятно, что ехать не придется.
- Нет, твою мать, Анька! Звони в полицию или хозяйке, только быстрее времени и так в обрез.
Аня пыталась вспомнить, что делал Павел, пока она возилась с телефоном, но не могла. Она припомнила только тот момент, когда он поставил зонтик возле двери, а потом она отвернулась, чтобы на прилавке «реанимировать» пострадавший телефон.
- Ну что, я звоню ментам?
- Подожди, - Аня направилась к двери, где стоял зонт, принесенный художником. Это был большой зонт-трость с металлическими ручкой и наконечником, на ручку было аккуратно надета связка ключей.
- Вот они!
- Слава Богу! Пошли скорее.


Рецензии