Неравный бой Мараварской роты

Согласно директиве Генштаба СССР 7 декабря 1984г. началось формирование 334-го отдельного отряда специального назначения ГРУ.
13 января 1985г. на базе 5-й отдельной бригады специального назначения создание нового подразделения было завершено.

Тремя эшелонами из Белорусской ССР отряд отправили в Туркестанский военный округ в город Чирчик, в центр по подготовке отрядов специального назначения.
Тут бойцы проходили тактико-специальную и огневую подготовку, совершали длительные пешие марш-броски.

11 марта отряд перебросили в город Термез, откуда 27 марта спецназовцы прибыли в город Асадабад столицу афганской провинции Кунар.

Согласно «легенде прикрытия» 334-й ООСпН проходил в приказах и сводках, как 5-й отдельный мотострелковый батальон.

В составе 15-ой отдельной бригады специального назначения отряд должен был участвовать в уничтожении караванов с оружием, боеприпасами и наркотиками.
19 апреля 1985г. Виктор Терентьев командир 5-го отдельного мотострелкового батальона с ротными командирами выехал в район кишлака Маравара и, находясь на блок посту афганских военных, провел рекогносцировку местности.

Знал ли комбат о тех случаях, когда информация о планах советского командования передавалась афганцами напрямую моджахедам, теперь приходится только гадать.

После осмотра района предстоящих боевых действий Терентьев приказал командиру 1-й роты капитану Николаю Цебруку прочесать кишлак Сангам, расположившийся в пяти километрах от пакистанской границы.

По донесениям разведки в кишлаке моджахеды оборудовали наблюдательный пост, с дозором и группой прикрытия в составе 8-10 бойцов.

Всего в провинции Кунар было действовало 7000 моджахедов, на приграничной территории Пакистана функционировали многочисленные лагеря для подготовки боевиков, в том числе база «Черных аистов» - спецотряд афганских моджахедов.      

Фанатичные и хорошо подготовленные «Черные аисты» могли участвовать в бою в роли автоматчика, пулеметчика, гранатометчика, снайпера, минера.

Часто «аисты» использовали тактику психических атак. Поднимаясь в полный рост, они наступали на позиции неверных, рассчитывая устрашить и подавить способность кафиров к сопротивлению.

Перед началом операции Терентьев объявил ротным командирам, что рейд спецназовцев это учебный выход, который поможет бойцам втянуться в повседневную армейскую работу.

До этого рейда 1-я рота в боевых операциях участия не принимала.

20 апреля 1985г. в 22:00 1-я рота 334-го отдельного отряда специального назначения выдвинулась по направлению к паромной переправе через реку Кунар.

К 2:00 часам ночи спецназовцы прочесали кишлак Сангам, не обнаружив в нем моджахедов.

Комроты Николай Цебрук сообщил бойцам, что недалеко в ущелье у кишлака Даридам были замечены моджахеды, среди которых согласно разведданным присутствует американский инструктор, командование приказало проверить второй кишлак и в случае обнаружения противника захватить американца живьем.

Капитан Цебрук послал на задание две группы под командованием лейтенанта Николая Кузнецова, и лейтенанта Александра Котенко, 3-я группа бойцов прикрывала тыл.
Сверху спецназовцев страховали бойцы 4-й группы под командованием капитана Сергея Тарана.

За входящими в Даридам группами Кузнецова и Котенко скрытно наблюдали моджахеды.

После того как 1-я и 2-я группы не обнаружив боевиков в кишлаке повернули назад, одна часть моджахедов, из засады ударила спецназовцам в спину, а вторая перекрыла выход из кишлака.

Часть боевиков вступила в бой с необстрелянными спецназовцами в кишлаке, остальные моджахеды, ведя огонь из крупнокалиберных пулеметов Дегтярева-Шпагина и легких минометов, не позволяли советским спецназовцам спуститься с возвышенности к окруженным товарищам.

Танки и БМП, выдвинувшиеся на помощь спецназовцам подорвались на минах, или застряли в скальном грунте.

Молодые необстрелянные ребята отходили хаотично, «черные аисты» шли в атаку в полный рост, ведя огонь на подавление, что дополнительно дезорганизовывало наших солдат.
Когда у спецназовцев закончились патроны в ход пошли ручные гранаты.

Семеро спецназовцев: Владимир Бойчук, Александр Вакулюк, Юрий Гавраш, Василий Кухарчук, Вячеслав Марченко, Василий Музыка, Наиль Мустафин предпочли пыткам и издевательствам смерть, Герои подорвали себя и наступающих врагов осколочно-заградительной миной «ОЗМ-72».
         
Командир группы лейтенант Кузнецов, вытащив из-под огня противника раненного, вернулся в бой, окруженный врагами, он подорвал себя гранатой.

Рядовые Владимир Попов и Вячеслав Сулин подорвали себя и окруживших их «черных аистов» гранатами.

Тут же на поле боя моджахеды добивали раненных бойцов, глумились над телами павших советских героев, живым вспарывали животы, выкалывали глаза, отрезали головы.

Один из моджахедов подошел к тяжело раненному ефрейтору Василию Федиву, чтобы добить его, но сам получил смертельный удар в шею армейским ножом.
Умирающему бойцу враги методично раздробили прикладами кости рук и ног.

22 апреля мстя за погибших товарищей, советские войска выбили боевиков из кишлаков Сангам и Даридам.

В мае 1985г. командование 40-й армии разработало и провело «Кунарскую войсковую операцию», в ходе которой было уничтожено 4900 моджахедов (70% от количества боевиков сосредоточенных в провинции).

За бой в Мораварском ущелье, где 60 советских спецназовцев противостояли 400 моджахедам, 29 человек посмертно наградили орденом «Красной Звезды».

Рядового Вячеслава Сулина представили к ордену Ленина посмертно, а лейтенанта Николая Кузнецова к званию Героя Советского Союза посмертно.
 
Герои 1 роты 334-го Отдельного Отряда Специального Назначения ГРУ:
Николай Нестерович Цебрук, капитан;
Николай Анатольевич Кузнецов, лейтенант;
Владимир Васильевич Бойчук, рядовой;
Александр Сергеевич Вакулюк, ефрейтор;
Юрий Чеславович Гавраш, младший сержант;
Андрей Михайлович Жуков, рядовой;
Олег Мусурманкулович Касымов, сержант;
Никон Николаевич Колмогорцев, ефрейтор;
Станислав Иосифович Кульнис, сержант;
Владимир Павлович Курякин, рядовой;
Василий Федорович Кухарчук, младший сержант;
Исматулло Шамсоевич Мадиев, рядовой;
Вячеслав Валентинович Марченко, ефрейтор;
Михаил Алексеевич Матох, сержант;
Виктор Гаврилович Моряхин, рядовой;
Василий Николаевич Музыка, рядовой;
Наиль Маратович Мустафин, рядовой;
Игорь Анатольевич Нападовский, младший сержант;
Владимир Леонидович Некрасов, сержант;
Андрей Константинович Новиков, рядовой;
Олег Павлович Овчинников, рядовой;
Владимир Викторович Попов, рядовой;
Александр Германович Сливко, рядовой;
Вячеслав Анатольевич Сулин, рядовой;
Виктор Васильевич Тарасов, сержант;
Джумабек Гельдыевич Уразбаев, сержант;
Василий Иванович Федив, ефрейтор;
Сахоб Саатович Хайдаров, рядовой;
Андрей Михайлович Чихунов, рядовой;
Абдурахман Тажиевич Чутанов, младший сержант;
Юрий Николаевич Шаповалов, рядовой.
Алексей Николаев 77


Рецензии