Становление морской державы
Сквозь века неустанно катит пенистые волны Черное море от побережья России к берегам Болгарии, Турции, Абхазии. Мощь, свобода и энергия безбрежного морского пространства обладают невероятной притягательностью. Возможно потому люди стремятся покорить море, наполнить жизнь яростной песней борьбы со стихией, свежестью ветра, неутомимо перекатывающего пенящиеся волны, символ бесконечного движения. А может быть для многих из нас устремленность в морские владения воплощает попытку покорить судьбу, доказав ей и себе готовность проявить силу, выдержку и волю, характер и способность достичь лучшей жизни?
Россия в стародавние времена была морской державой. «И тысячу лет тому назад первейшими моряками были русские», – замечает историк и писатель Валерий Николаевич Ганичев, подчеркивая, что «флот Российский имеет больше прав на древность, чем флот Британский . По мнению историков, попытки россиян выйти на морские просторы были надолго остановлены, монголо-татарское иго «захлестнуло петлю» на устремленности России к морю.
Первая попытка российских мореплавателей покорить безбрежные морские просторы состоялась лишь в XVIII веке и завершилась довольно печально. Трёхмачтовый парусник, впервые построенный в России по европейскому стандарту, был спущен на воду в 1636 году, в период правления первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича. Судно строили немецкие кораблестроители и дали ему название «Фредерик». Корабль отправили в плавание вниз по Волге в Нижегородской области в Балахне 30 июля 1636 года. Направляясь в Персию, в конце октября того же года «Фредерик» вышел в Каспийское море, но 12 ноября попал в сильный шторм, бушевавший три дня. Судно получило серьезные повреждения и было намеренно посажено на мель, чтобы спасти груз и команду. Поникли горделивые паруса «Фредерика», не сумевшего победить могучую стихию. В дальнейшем его вытащили на берег недалеко от Дербента и разграбили местные жители.
Море сурово проверяет новичков на прочность. Но стремление бороздить морские дали не покидало россиян. В 1667 году по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда было построено военное судно «Орёл». Царский указ положил начало государственному судостроению в России. Над «Орлом» был впервые поднят бело-сине-красный флаг-триколор . В 1670 году корабль захватили восставшие крестьяне и казаки под предводительством Степана Разина, более «Орёл» не выходил в море. Море манило смельчаков, готовых испытать себя. Торговый люд понимал выгоду доставки грузов морем. Военачальники искали выходы в море. К лету 1656 года была создана русская гребная флотилия воеводы Петра Потёмкина. Моряки флотилии проявили храбрость и выучку в морских баталиях, разбив эскадру шведских кораблей в Балтийском море близ острова Котлин, захватив ше-стипушечную галеру. Сражение у острова Котлин рассматривается историками как первая официально задокументированная русская победа на море, значение которой сравнивается со значением Гангутской баталии . 30 июня 1656 года флотилия воеводы Потёмкина участвовала во взятии шведской крепости Ниеншанц (Канцы), расположенной в устье реки Охты недалеко от Санкт-Петербурга. В период русско-шведской войны 1656-1658 годов русские войска захватили две шведские крепости на Западной Двине. Боярин Афанасий Ордин-Нащокин основал на территории одной из крепостей судостроительную верфь и начал строительство кораблей для плавания по Балтийскому морю. Но мечтам купца-мореплавателя не суждено было исполниться. В 1661 году Россия и Швеция заключили Кардисский мирный договор, по итогам которого Россия возвратила все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли, заложенные в Царевичеве-Дмитриеве. Морские просторы Балтики на несколько десятилетий вновь стали недоступными для российских мореплавателей.
Утверждение, что вода – источник жизни, наполнено глубоким смыслом. Энергия воды дала начало всему живому, что в первую очередь актуально для морей и океанов, где когда-то жизнь и зародилась. Реки, моря и океаны – источники воды, развития и движения. Высыхание рек, удаление страны от моря, потеря выхода к морским торговым путям означает потерю энергии, перспектив поступательного развития. Море расширяет кругозор и образ мышления, наполняет свободой, дарит энергию простора, полета мысли и фантазии.
С приходом к власти Петра 1(1672-1725) Россия вновь устремляется в морские дали. Петр получил престол в 10 лет, стал править самостоятельно с 1689 года. Возможность путешествий по воде влекла его, потому юный Пётр создал «потешную флотилию» на Плещеевом озере у Переславля-Залесского: два фрегата и три яхты были построены под руководством голландского кораблестроителя Карстена Бранта. В конце января 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой Пётр венчался с Евдокией Лопухиной. Но идея строительства новых кораблей не отпускала. Уже через месяц после свадьбы Пётр уехал на Плещеево озеро испытывать парусный ботик. Поначалу забавам юного царя взрослые не придавали значения. Но вскоре Пётр доказал серьёзность своих намерений. Первые в истории России военные учения с высадкой десанта проходили в мае 1692 года именно на этих судах . В 1693 году около Архангельска была основана Соломбальская верфь, где голландские мастера построили яхту «Святой Пётр», а в следующем году со стапелей сошёл первый торговый корабль «Святой апостол Павел». Юный царь решил строить корабли, замыслив отворить «окно» в Европу со стороны Балтийского моря. Слова у Петра Великого с делом не расходились. В 1695 году Пётр пошёл на Азов, которым владели турки, приобрёл боевой опыт, самолично участвовал в сражении. Со второй попытки в 1696 году Азов удалось взять. В одной из бухт Азовского моря Пётр 1 заложил новый город, ныне Таганрог. 30 октября 1696 года Боярская дума утвердила указ молодого царя о создании регулярного флота, решив, что морским судам быть. Через три года Пётр Первый в качестве главного стяга Российского морского флота учредил флаг с Андреевским крестом, положив официальное начало русскому военному флоту. С лёгкой руки Петра сухопутная Россия отправилась в плавание на судах собственной флотилии. Российские мореплаватели получили долгожданную возможность бороздить морские просторы. Страна получила новые перспективы. По мнению историка Н.М. Коробкова, «к концу правления Петра 1русский военный флот был одним из самых мощных в Европе» . Кроме линейных кораблей, фрегат и галер российский флот насчитывал около 30 тысяч обученных специалистов. В России велась подготовка кадров для флота как за границей, так и в России.
Петр 1 развивал идею российского флота на государственном уровне: «Первые суда того времени комплектовались офицерами и солдатами из гвардейских Преображенского и Семеновского полков и вольнонаемными иностранцами, а на галерах гребцами сначала были каторжане и пленные турки, а затем вольнонаемные и солдаты. Но уже в 1700 году во флоте насчитывалось до тысячи русских матросов. А после введения в следующем году набора во флот, который осуществлялся преимущественно из числа населения, знакомого с морскими промыслами, это число значительно возросло, и уже в 1715 году значительное число матросов были русские» . Петром 1 была заложена система учебных заведений: мореходная школа в Азове, «Школа математических и навигационных, то есть мореходных наук учения», она же Навигацкая школа, Морская академия.
Создание Балтийского флота в 1703 году стало знаковым событием в российской истории. В этот день русские корабли под командованием Петра I «одержали первую боевую победу, захватив в устье Невы два шведских военных корабля. Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает». В этом же году был построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт» и заложена передовая крепость Кронштадт» . Строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России началось в 1704 году. В год смерти Петра, в 1725 году, русские корабли строились «на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Петербурге и Астрахани» . Петр Великий сделал Россию сильной морской державой, оставив после себя поистине богатое наследие: регулярный военно-морской флот, систему морского образования. Трудами Петра Великого в России впервые было создано морское судостроение, налажена регулярная морская торговля с зарубежными странами.
В XVIII веке Екатерина II (1729-1796) продолжила развивать морские устремления России. За время правления Екатерины Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа).
Николай Карамзин в «Историческом похвальном слове Екатерине II» (1801) пишет: «Крым, последнее убежище варваров, бывших некогда ужасом и бичом нашего отечества, пал к ногам российского гения» , называя гением генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева: «Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. Екатерина, избрав Румянцева, ускорила падение Турецкой империи» .
Две успешные войны против османских турок (русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 годов) стали характерными приметами периода правления Екатерины Великой. В результате Россия потеснила турков, окончательно закрепила свои позиции на Чёрном море. В конце 1780-х годов одновременно с русско-турецкой войной, началась война со Швецией, пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной войне. Однако Россия успешно справилась с обоими сильными противниками. В 1790 г. в деревне Вереле (Вяряля) был подписан мирный договор, завершивший русско-шведскую войну. В 1792 г. состоялось заключение Ясского мира, закрепившего влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма . Идеи и свершения Петра1 нашли достойное продолжение. В письме графу П. А. Румянцеву императрица пишет: «Достижение мира на честных и полезных Отечеству условиях есть единый предмет желаний наших» .
Екатерина II (Софья-Августа), уроженка Северной Германии, довольно долго и непросто утверждала свои права на Российском престоле. Желание отстоять свои позиции способствовало стремлению императрицы окружить себя талантливыми образованными людьми. Императрица много читала, переписывалась с Вольтером и другими философами французского Просвещения.
В России XVIII века оформляется плеяда выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей и художников. Среди них русский мореплаватель и полярный исследователь адмирал В. Я. Чичагов, прославившийся в войне со Шведами. Его сын Павел Васильевич Чичагов (1767–1813) также стал адмиралом, министром морских сил Российской империи в 1802–1811 годах, президентом Адмиралтейств-коллегии в составе Министерства морских сил Российской империи в 1802–1809 годах.
Среди прославленных сынов России русский полководец, основоположник
военной теории генералиссимус А. В. Суворов (1730 –1800), создатель
Черноморского военного флота, его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал Г. А. Потёмкин (1739-1791). Последователь Потемкина Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817), русский флотоводец, адмирал, которого турки прозвали «Ушак-паша». Именно Ушаков положил конец господству Турецкого флота на Черном море. «Врагов не считают, их бьют», – утверждал Ушаков , воевал не числом, а умением: маневренностью и смекалкой побеждая в морских баталиях турков. Победой у мыса Калиакра положил начало освобождению Болгарии от турецкого ига, прославив Российский флот, доблесть и мужество российских моряков.
Ушаков обладал талантом командира и военачальника, умел вселять в людей дух победы. Федор Федорович верил в Бога, нередко сравнивал моряцкую жизнь с монашеской, утверждая, что «моряк, как и монах, должен постоянно молиться и трудиться» . На учениях Ушаков повышал маневренность судов, предлагая действовать слаженно, стремительно, быстро. Дружным прицельным огнем из всех орудий он заставил большие и менее маневренные турецкие корабли дрогнуть в 1791 году в ходе сражения у мыса Калиакра в Болгарии, в котором победил превосходящую по численности армию турков, точнее, объединенную турецко-алжирскую эскадру. «Общая численность турецкого флота у Калиакрии составляла 78 кораблей. В эскадре имелось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и пара десятков малых судов» . Морское сражение длилось более трех часов и завершилось полным поражением турецкой эскадры, уцелевшие корабли отошли к Босфору. Русские моряки применили тактику быстрого манёвра, проявили отвагу, смекалку, выдержку и военный талант, разбили превосходящего по численности врага, заставив Османскую империю поспешить с заключением Ясского мирного договора, который положил конец русско-турецкой войне 1787-1791 годов.
Жизнь и судьба адмирала Ушакова прочно связывает народы России и Болгарии. На мысе Калиакра напротив бухты, где происходило сражение, болгарским скульптором Николой Богдановым сооружён мемориальный комплекс «Военно-морская слава России». В центре комплекса находится 8-метровая скульптура адмирала Ушакова, держащего подзорную трубу. По свидетельствам очевидцев, во время всех морских баталий флотоводец не выпускал подзорную трубу из рук, наблюдая за ходом битвы. В память о знаменательном сражении у мыса Калиакра 31 июля 2005 года икона святого праведного воина Фёдора с частицей его мощей была подарена и торжественно преподнесена от Российского города Ярославля болгарскому городу Варна. На иконе новопреставленный святой держит в руках свиток с письменами: «Не отчаивайтесь. Сии грозные бури обратятся ко славе России». Вера Ушакова в честь и славу России была незыблемой.
Особенность менталитета жителей Болгарии подчеркивает академик Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном»: «В Болгарии в характере взаимоотношения природы и человека есть одна удивительная черта: черта их взаимообращенности друг к другу, взаимооткрытости». Название первой (с 681 по 893 год) столицы Болгарии Плиски, города, своими размерами превосходившего Константинополь и даже Рим, родственно названию одного из старейших городов России, упомянутом в «Повести временных лет», Пскова, в древности Плёскова, как отмечает Дмитрий Сергеевич Лихачёв . Как же давно мы трудимся и соседствуем на нашей земле, испытывая схожие чувства, стремления, надежды и чаяния. Одним из проявлений болгаро-российской дружбы стал памятник академику Дмитрию Лихачёву, открытый в Софии в ноябре 2015 года, к 109-летию со дня рождения учёного-лингвиста. Обращённость к природе, умение ощущать силу энергии родной земли, духовное единство с малой родиной свойственно и для россиян, роднит славянские народы. Возможно потому среди известных творческих личностей России и Болгарии много людей, вышедших из глубинки, из небольших городов, сёл и деревень. Поэты Сергей Есенин, Николай Асеев, Елена Благинина, писатели Михаил Шолохов, Василий Шукшин, Евгений Носов, Валентин Овечкин известны в России и за её пределами. В Болгарии знают и любят произведения Шолохова, Шукшина, Есенина и Овечкина. В России ценят мастерство архитектора Колю Фичету и скульптора Бориса Караджанова, поэта Христо Ботева, писателей Ивана Вазова, Райны Ивановой Радевой-Митовой, знают и любят переведённые на русский язык философские стихи Радки Александровой, романы Ивана Вазова, Ивайла Петрова, находят в них сокровенные мысли, яркие и понятные сердцу образы.
Со времён сотворения мира сквозь века катит пенистые волны могучее Черное море. Неподвластное времени море когда-то качало на волнах, кружило щетинящиеся сотнями вёсел неуклюжие галеры, потом осыпало искрящимися на солнце брызгами похожие на чаек белокрылые парусники, позже приняло в объятия стремительные современные корабли, катера и лодки. Человека манят морские просторы, не смотря на тяготы долгих плаваний, не пугают шторма и ветры. Зная о разбивающихся о скалы кораблях, на собственной шкуре испытав нелёгкую службу, человек стремится в море. Нерушимы законы морского братства, потому как сила в единстве, в умении подставить плечо, объединить усилия и одолеть судьбу в час ненастья.
(фрагмент)
Свидетельство о публикации №223120301506