Притяжение - продолжение

«Морское тяготение есть естественное качество всякой великой нации» (В.Ганичев)


    Сквозь века неустанно катит пенистые волны Черное море, устремляясь от побережья России к берегам Болгарии и Турции. Мощь и энергия безбрежного морского пространства обладают невероятной притягательностью. Возможно потому люди стремятся покорить море, наполнить жизнь яростной песней борьбы со стихией, свежестью ветра, неутомимо перекатывающего пенящиеся волны, символ бесконечного движения. А может быть для многих из нас устремленность в морские владения воплощает попытку покорить судьбу, доказав ей и себе готовность проявить силу, выдержку и волю, характер и способность достичь лучшей жизни?
     Первая попытка российских мореплавателей покорить морские просторы завершилась довольно печально. Трёхмачтовый парусник, впервые построенный в России по европейскому стандарту, был спущен на воду в 1636 году, в период правления первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича. Судно строили немецкие кораблестроители и дали ему название «Фредерик». Корабль отправили в плавание вниз по Волге в Нижегородской области в Балахне 30 июля 1636 года. Направляясь  в Персию, в конце октября того же года «Фредерик» вышел в Каспийское море, но 12 ноября попал в сильный шторм, бушевавший три дня. Судно получило серьезные повреждения и было намеренно посажено на мель, чтобы спасти груз и команду. И поникли горделивые паруса «Фредерика», не сумевшего победить могучую стихию. В дальнейшем его вытащили на берег недалеко от Дербента и разграбили местные жители.
    
     Море сурово проверяет новичков на прочность, не прощая слабости. Но стремление бороздить морские дали не покидало россиян. В 1667 году по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда было построено военное судно «Орел». Царский указ положил начало государственному судостроению в России. Над «Орлом» был впервые поднят бело-сине-красный флаг-триколор . В 1670 году корабль захватили восставшие крестьяне и казаки под предводительством Степана Разина, более «Орёл» не выходил в море.
     Но к лету 1656 года была создана русская гребная флотилия воеводы Петра Потёмкина.  Моряки флотилии проявили храбрость и выучку в морских баталиях, разбив эскадру шведских кораблей в Балтийском море близ острова Котлин, захватив шестипушечную галеру. Сражение у острова Котлин рассматривается историками как первая официально задокументированная русская победа на море, значение которой сравнивается со значением Гангутской баталии . 30 июня 1656 года флотилия воеводы Потёмкина участвовала во взятии шведской крепости Ниеншанц (Канцы), расположенной в устье реки Охты недалеко от Санкт-Петербурга. В период русско-шведской войны 1656-1658 годов русские войска захватили две шведские крепости  на Западной Двине. Боярин Афанасий Ордин-Нащокин основал на территории одной из крепостей судостроительную верфь и начал строительство кораблей для плавания по Балтийскому морю. Но мечтам купца-мореплавателя не суждено было исполниться. В 1661 году Россия и Швеция заключили Кардисский мирный договор, по итогам которого Россия возвратила все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли, заложенные в Царевичеве-Дмитриеве . Морские просторы Балтики на несколько десятилетий вновь стали недоступными для российских мореплавателей.
      
     Утверждение, что вода – источник жизни, наполнено глубоким смыслом. Вода – это энергия, дающая начало всему живому, что в первую очередь актуально для морей и океанов, где когда-то жизнь и зародилась. Реки, моря и океаны – источники воды, развития и движения. Высыхание рек, удаление страны от моря, потеря выхода к морю, означает потерю энергии, перспектив поступательного развития.
     С приходом к власти Петра 1(1672-1725) Россия вновь устремляется к морским горизонтам. Петр получил престол в 10 лет, стал править самостоятельно с 1689 года. Возможность путешествий по воде привлекала его еще до начала правления, потому Пётр создал «потешную флотилию» на Плещеевом озере у Переславля-Залесского: два фрегата и три яхты были построены под руководством голландского кораблестроителя Карстена Бранта. Первые в истории России военные учения с высадкой десанта проходили в мае 1692 года именно на этих судах .
     В 1693 году около Архангельска была основана Соломбальская верфь, где голландские мастера построили яхту «Святой Пётр», а в следующем году со стапелей сошёл первый торговый корабль «Святой апостол Павел». Юный царь решил строить Российский флот, замыслив отворить «окно» в Европу со стороны Балтийского моря. Слова у Петра Великого с делом не расходились. 30 октября 1696 года Боярская дума утвердила указ молодого царя о создании регулярного флота, решив, что морским судам быть. Через три года Пётр Первый в качестве главного стяга Российского морского флота учредил флаг с Андреевским крестом, положив официальное начало русскому военному флоту. С лёгкой руки Петра сухопутная Россия отправилась в плавание на судах собственной флотилии. Российские мореплаватели получили долгожданную возможность бороздить морские просторы. Страна получила новые возможности, 


     В XVIII веке Екатерина II (1729-1796) сделала Россию морской державой. За время правления Екатерины Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа).
     Две успешные войны против османских турок (русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 годов) стали характерными приметами периода правления Екатерины Великой. В результате Россия потеснила турков, окончательно закрепилась на Чёрном море. В конце 1780-х гг., одновременно с русско-турецкой войной, началась война со Швецией, пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной войне. Однако Россия успешно справилась с обоими противниками. В 1790 г. в деревне Вереле (Вяряля) был подписан мирный договор, завершивший русско-шведскую войну. В 1792 г. состоялось заключение Ясского мира, закрепившего влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма .
    В России XVIII века проявляется плеяда выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей и художников. Среди них русский мореплаватель и полярный исследователь адмирал В. Я. Чичагов, прославившийся в войне со Шведами. Его сын Павел Васильевич Чичагов (1767–1813) также стал адмиралом, министром морских сил Российской империи в 1802–1811 годах, президентом Адмиралтейств-коллегии в составе Министерства морских сил Российской империи в 1802–1809 годах.

     Среди прославленных сынов России  русский полководец, основоположник военной теории генералиссимус А. В. Суворов  (1730–1800), создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал.генерал-фельдмаршал Г. А. Потёмкин (1739-1791). Последователем Потемкина был Фёдор Фёдорович Ушако;в (1745-1817), русский флотоводец, командующий Черноморским флотом; командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, адмирал, которого турки прозвали «Ушак-паша». «Врагов не считают, их бьют», – утверждал Ушаков . Адмирал Ушаков воевал не числом, а умением, побеждая в морских баталиях турков, положил начало освобождению Болгарии от турецкого ига, прославив Российский флот, доблесть и мужество российских моряков. Ушаков обладал талантом командира и военачальника, умел вселять в людей дух победы. Федор Федорович верил в Бога, нередко сравнивал моряцкую жизнь с монашеской, утверждая, что «моряк, как и монах, должен постоянно молиться и трудиться» . На учениях Ушаков повышал маневренность судов, предлагая действовать слаженно, стремительно, быстро. Дружным прицельным огнем из всех орудий Ушаков заставил большие и менее маневренные турецкие корабли дрогнуть в ходе сражения у мыса Калиакра в Болгарии, в котором победил превосходящую по численности армию турков, точнее, объединенную турецко-алжирскую эскадру. «Общая численность турецкого флота у Калиакрии составляла 78 кораблей. У Ушакова в эскадре имелось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и пара десятков малых судов» . Морское сражение длилось более трех часов и завершилось полным поражением турецкой эскадры, уцелевшие корабли отошли к Босфору. Русские моряки применили тактику быстрого манёвра, проявили отвагу, смекалку, выдержку и военный талант, разбили превосходящего по численности врага, заставив Османскую империю поспешить с заключением Ясского мирного договора, который положил конец русско-турецкой войне 1787-1791 годов.
 
   Жизнь и судьба адмирала Ушакова прочно связывает Россию и Болгарию. Особенность Болгарии и менталитета её жителей подчеркивает академик Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном»: «В Болгарии в характере взаимоотношения природы и человека есть одна удивительная черта: черта их взаимообращенности друг к другу, взаимооткрытости» . Название первой (с 681 по 893 год) столицы Болгарии Плиски, города, своими размерами превосходившего Константинополь и даже Рим, родственно названию одного из старейших городов России, упомянутом в «Повести временных лет», Пскова, в древности Плёскова, как отмечает Дмитрий Сергеевич Лихачёв . Как же давно мы трудимся и соседствуем на нашей земле, испытывая схожие чувства, стремления, надежды и чаяния.
Обращённость к природе, умение ощущать силу энергии родной земли, духовное единство с малой родиной свойственно и для россиян, роднит все славянские народы. Возможно потому среди известных творческих личностей России и Болгарии много людей, вышедших из глубинки, из небольших городов, сёл и деревень. Поэты Сергей Есенин, Николай Асеев, Елена Благинина, писатели Михаил Шолохов, Василий Шукшин, Евгений Носов, Валентин Овечкин известны в России и за её пределами. В Болгарии знают и любят, читают и исследуют произведения Шолохова, Шукшина, Есенина и Овечкина. В России ценят мастерство архитектора Колю Фичету и скульптора Бориса Караджанова, поэта Христо Ботева, писателей Ивана Вазова, Райны Ивановой Радевой-Митовой, хорошо знают и любят переведённые на русский язык философские стихи Радки Александровой, романы Ивана Вазова, Ивайла Петрова, находят в них глубокие и сокровенные мысли, близкие и значимые образы.

      Имя адмирала Федора Ушакова, родившегося в маленьком селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии, в семье мелкопоместного дворянина,  занимает одно из самых почетных мест среди плеяды славных имён. Прославивший доблесть Российского флота полководец среди прочих военачальников выделялся некоторой замкнутостью характера, скромностью, самоотверженностью, верностью воинской чести, долгу и родной земле. А еще любовью к безбрежным морским просторам, к энергии воды, к песне волн, вздымающихся к небу.

 (фрагмент)


Рецензии