Нечаянная встреча в Летнем Саду

"Бедный чудак, что играет на старенькой скрипке,
Тонким смычком проводя то туда, то сюда,
Видит ее теплый взгляд и живую улыбку,
Сам оживает и вновь продолжает играть."

 Стояла теплая осень. У меня выдались выходные и я решила поехать в Питер денька на три.
 У всех у нас бывают романы..У меня роман с городом. Он зовет меня и ждет.Увидеться,обняться с ним ,посмотреть в его глаза и снова и снова услышать его звучащую мелодию любви.Он дарит мне отдохновение и вдохновение.Для меня Питер -музыка скрипки, прекрасные струнные .
 Он прекрасен ! С его дождями и туманами ,солнцем и мостовыми,архитектурой и людьми ,Даже общение у них отлично от московского. Город этот с его изящной монументальностью ,дарит особенное чувствование красоты.
Свидания с городами случаются страстными, яркими вспышками, в чем-то похоже на то, как бывает с людьми.
В шесть утра я уже шла по солнечному, прохладному и все еще спящему Невскому. Устроившись в гостинице, я быстро вышла на улицу и побежала ,как опаздывают на свидание ,побежала к нему . моему роману.  Мы иногда расстаемся, не видимся месяцами, приходит момент ,когда надо от него уезжать, но еще больше радуюсь каждый раз, когда удается к нему возвращаться!!. Сплошь и рядом гуляли красивые люди, с домов свисали причудливые маски и головы, Фонтанка, Мойка, Грибоедова .люблю эти места.  Погода стояла теплая ,что меня несказанно радовало. Но было бы не полным мое очарование .если не упомянуть о Летнем саде.,куда я отправилась ,еще и еще раз увидеть и увидеть  это очарование и тайну.Эти три дня в Питере пролетели, как одно мгновение, но вместили в себя вечность.
Казалось, что три дня не могут вместить в себя такого количества встреч и впечатлений. Но, это не совсем так: впечатлений хватило - не хватило дней!

В аллее колокольчик медный,
Французский говор, нежный взгляд —
И за решеткой заповедной
Пустеет понемногу сад.  (Мандельштам)
               

Москва - она такая взбалмошная, сумасшедшая, яркая и затягивающая в свой круговорот. Из нее нелегко выбраться к этому спокойному и сдержанному аристократу. А Санкт Петербург он другой , совсем другой!Прямо нега растекается по всему телу! Это была любовь, с первого взгляда.
Гуляя по городу ,я подошла к Летнему саду.Мне кажется, что в Летнем саду не осталось дерева и скульптуры, что не было бы запечатлено в набросках художников.
А в Летнем саду в основном все деревья – старые липы. Кто не знает - аромат цветущих лип самый сильный не под  самими деревьями и близко к носу, самый  насыщенный чувствуется как раз на расстоянии метров в десять -двадцать. И прекрасные Клены красавцы!               
Когда-то,  в самом начале начал Петербурга, Петр Первый приказал засадить летниками (однолетними цветами) остров, где по проекту одного из лучших первых архитекторов Санкт-Петербурга – Доменико Трезини строилась его летняя резиденция. Отсюда и название сада -  Летний.Какое-то время садовником в Летнем саду работал шведский мастер. И он сделал две куртины, окружённые высокими шпалерами с местами для сидения. Государь приходил наблюдать за работой, а однажды спросил садовника, каким будет его предложение, чтобы гуляющие здесь находили что-либо поучительное. Садовник ничего не мог придумать, разве что сделать навесы и разложить книги, чтобы гости могли их читать. Государь в ответ рассмеялся и приказал переделать. Идея Петра заключалась в том, чтобы поместить в них скульптурные изображения персонажей басен Эзопа. Что собственно и было потом сделано.
Так вот , войдя в сад я придалась наслаждению ,свежего теплого воздуха и прекрасным картинам сада ,представшими передо мной. Но пройдя несколько метров ,звук. ,подумала что показалось,но..нет.! Звуки музыки разливались по саду ,обострив ярче впечатление от увиденных картин осени .                Это звучала скрипка! То высокие, то низкие, они вырывались из-под смычка и, переплетаясь между собой в единую гармонию, создавали божественную мелодию чувств. Им было тесно и они стремились с новой силой в высь и желая завладеть и садом и улицей и небом!Им нужен был простор, чтобы жить и звучать в бесконечности, в душах людей.Они плакали в печали от вынужденного заточения. Я замерла! Просто остановилась и замерла.Это что такое!? Что происходит? Красивая печаль... ее песня  растревожила мое сердце. Слушая музыку , мне стало интересно откуда звучание , я стала искать источник. То .что предстало моему взору меня и очаровало и в тоже время сердце мое сжалось. На пустынной аллее ,на скамье  сидел старик ,внешний вид его одежды был жалок. и в тоже время с достоинством осанка и движения.Он крепко прижимал к себе свое единственное ,как казалось , сокровище- скрипку. Никогда еще скрипка так не рыдала и не пела одновременно,казалось эти звуки посылает сам Бог ,чтобы прогнать черствость из сердец людей.
Неподалеку стояли и слушали люди. Накрапывал мелкий дождь ,но никто не расходился.Под осенними слезами дождя скрипка плакала, стонала, всхлипывая, надрывно завывала в унисон с ветром, кричала и сокрушалась. Потом на мгновение замолкала и вновь принималась жалобно поскуливать и рыдать, то затихая, то обрушиваясь со стенаниями на своих невольных слушателей. И столько в этой музыке было боли, душевных переживаний, тоски, что зрители, волей судьбы ставшие свидетелями происходящего, застыли, не решаясь пошевелиться и прервать полный проникновенных чувств и эмоций концерт.
Мужчина с портфелем полез в карман и, выудив оттуда скомканную пятисотку, молча сунул деду в руки. Работяги, сопя и пряча глаза, полные слез, опустили в футляр по новенькой пятисотрублевке.Остальные зрители тоже не смогли остаться в стороне. Они молча подходили к старику, и кто пятьдесят, кто сто рублей опускали в футляр. Каждому было о чем вспомнить. Каждого музыка заставила о чем-то грустить, затронула самые глубокие потаенные уголки души.  Я присела на соседнюю свободную скамью . желая послушать еще.Не без радости отметив ,хорошо ,что одела потеплее плащ и взяла зон-трость. Старик закончив играть все кивал головой и благодарил ко вновь подходящим к его футляру. А они благодарила его за подаренную музыку и красоту. Старик достал из рюкзака термос и налил горячего чая,Аромат его коснулся незамедлительно и меня.. мне было это приятно ,ощутить горячий душистый пар на свежем воздухе. Заметив меня ,старик повернул голову в мою сторону и заговорил : -" Милое дитя, не хотите ли отведать моего волшебного  напитка?"- это меня покорило сразу! Его улыбка и слова ..Слова и обращение душевного, умного и воспитанного человека. Мне было неловко ,но отказаться от предложения не хотелось, скажу честно.                Смутившись,но улыбаясь , я ответила: "Не могу отказать вашей скрипке.". Он засмеялся ,пригласив меня подсесть к нему поближе.Угостив меня чаем , мы разговорились. так завязалось нечаянное знакомство с удивительно интересным человеком ,в прошлом первой скрипкой оркестра Мариинского театра Григорием Наумовичем.
-Почему такая грустная мелодия?-спросила я.- Я же слышу , что у вас  что-то случилось.
- У меня давно это случилось..-ответил скрипач.И глядя на меня сказал: - Откуда вы ? С таким сердцем? Словно ангел спустился успокоить меня и порадовать.В  основном проходят мило . неловко опустив купюру в мой футляр.  Обыкновенно я  выхожу играть под вечер. Для моей  музыки это  полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Иногда  скучаю от мысли, что он не приношу людям никакого добра, и поэтому добровольно хожу играть в сад и на бульвар. Там звуки моей скрипки раздаются  в воздухе. Изредка  может ,они доходят  до глубины человеческого сердца, трогают  его нежной и мужественной силой, увлекающей  жить высшей, прекрасной жизнью
Разглядев  его немного , отметила , что лицо мне его понравилось. Аккуратные усики обрамляли верхнюю губу .бородка подстрижена на манер аристократов ,кепка и очки.Конечно шарф .теплый грубой вязки и короткое серое  пальто. Видимо он сидел уже долго,и замерз ,пригласив пройтись меня по аллее. Я признаться тоже хотела этого . Дождь давно кончился и мы пошли прогуляться. Он стал расспрашивать меня кто я ,откуда? Когда узнал , что приехала погостить всего на три дня ,так сказал ,кажется немного огорчился, что так мало.Увидев во мне понимающего собеседника и возможно ,что я посторонний человек ,разоткровенничался.                -Сейчас вы где находитесь? думаете в саду? Неет..Вы приходите в Храм искусства. Здесь царствует только Музыка! Запомни, только Музыка! И скульптуры -музыка и кустарники по ранжиру - музыка и деревья .как ноты высажены именно в таком порядке-музыка.
Рассказал ,что давно один и дети его уехали жить в другой город, а жена .его единственная звездочка-умерла не так давно. На вид ему было лет 75.Рассказал , как водил гулять сюда своих детей.Наверное, эта привычка у всех Питерских в крови, привитая с молоком матерей, гулявших здесь со своими детьми со времен, когда еще Арина Родионовна в Летний сад водила гулять Пушкина.Он рассказал о своем особом отношении к этому месту  приходя сюда, в Летний сад,  как бы держалась за связь веков, как за нить Ариадны, связывающую его с историей города , историей его предков, живших задолго до него, но оставивших след в истории города.Старался всегда прийти в Летний сад, если надо было принять, какое – либо твердое решение. Здесь в этом уголке вековой природы, словно деревья делились с ним своей силой, а холод мрамора статуй охлаждал порыв принятия скорых и необдуманных решений.Подойдя к пруду, он рассказал историю про черного лебедя ,глаза останавливаются, они ищут глазами Борьку, черного лебедя, но Борьки нет.Какой-то вандал прошлой зимой убил Борьку по пьяной забаве. Об этом даже в новостях говорили, но сердцу не прикажешь, глаза ищут, и надежда на чудо теплится.Я тихо вздыхаю и сердце сжимается от такой грусти к человеку.
— Я так люблю этот сад, эти аллеи.Здесь все дышит историей. Помнишь у Пушкина?- Говорит скрипач, Останавливается, смотрит на  меня и снова начинает свой нескончаемый рассказ.— А вы  знаете, что Летний сад был любимым местом многих известных людей? «Здесь отдыхали В.А. Жуковский, П.И. Чайковский, И.А. Гончаров, М.П. Мусоргский, И.А. Крылов, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, Т.Г. Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями».
-Знаешь,мой ангел , что он писал своей жене? «Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома.»
Мне интересно слушать его рассказ. Ненавязчивый низкий по тембру голос не раздражает, а уносит в далекую историю столетий.    
— А ты знаешь,мой ангел, как подбирались скульптуры? –спросил он и тут же сам отвечал. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания , коллизии из «Метаморфоз» Овидия , идеальная модель Земного мира  и реальное его воплощение 
Для осуществления данного плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII — начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, а к 1736 году их было уже более двухсот.
Под звук его голоса я погружаюсь в свою историю. Мысли перемешиваются между прошлым, настоящим и будущим. Сколько испытаний уже выпало на его  долю. и истории этих скульптур. Я чувствую, что он, пройдя через многие свои страдания в жизни, не растерял искренность и чистоту своей души. Рассказал немного о Мариинском театре рассказал как он его безгранично любит и отдал всю свою жизнь служа там.Теперь он на пенсии. Вообще мы о многом говорили ,было интересно с этим собеседником ,да и ему со мной .отметила я не без удовольствия. Мы подошли к решетке Летнего сада.
— Посмотрите ,мой ангел,, какой простой узор, совершенно без излишеств. Но, как он прекрасен. Сотни лет этим чугунным кружевам, а как они молоды и актуальны и сегодня. – Проводя по решеткам рукой, говорила певучим голосом  сказал Григорий Наумович .Его пальцы скользили по решетке, словно он перебирала струны арфы.
— Существует легенда, которая рассказывает об одном англичанине. Он был очень богат, много слышал про Санкт-Петербург, и однажды на склоне лет решил обязательно его посетить. В одну из белых ночей его яхта доплыла до Санкт-Петербурга, остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как по его словам ничего более прекрасного он уже увидеть всё равно не может. Через некоторое время яхта взяла обратный курс- Красиво правда? -Спросил мой знакомый.- Очень красивая ,- заинтересованно ответила я. мы оба понимали , что пора прощаться ,но прощаться не хотелось . -Милая барышня, я буду к вечеру завтра .- проговорил он целуя мою руку.-Вы придете? Если сможете..- Мое сокровенное сердце будет играть для вас,и ждать , а моя скрипка понесет мелодию радости и счастья в небо.
У меня было три дня . -Да. я постараюсь . Вы интересный и теплый человек , каких мало в современном мире и было бы ошибкой с моей стороны , не услышать вашу песню. Добродушная улыбка растеклась по его лицу.
- Спасибо , ангел- ответил скрипач.- Это свидание будет очень долгожданным. Я рассмеялась и мы попрощались до завтра.
Приехав в номер , я была под впечатлением конечно от такой красоты нечаянно свалившейся на меня.И сразу немного записала в тетрадь о нашей встрече.Попив горячего чая , уснула прекрасным солнечным сном.
Ни разу,я не пожалела , о этих свиданиях.И что подмерзла на третий день, ведь мы гуляли по четыре часа и порой до позднего вечера не только в Летнем саду ,но и по Каналу Грибоедова и вдоль аллеи возле Русского музея , что простыла немного .Не показав  ему даже вида.
Прощались мы очень долго и душевно.Обнявшись и с грустью.
Приехав в Питер на следующий год , я конечно же пошла в Летний сад И заходила не раз.Но его не было...Теплую память он оставил во мне ..частичку себя.
Только Музыка и Любовь имели для него значение и владели его душой и сердцем.                Пути господни неисповедимы.


Рецензии
Вы очень хорошо пишете. Слова звучат, как журчание ручья. В Петербурге никогда не была, если только в прошлой жизни, но согласна со всем тем, что о нём вы пишите. Желаю всех вам благ.

Лариса Болотова   27.03.2024 22:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.