Чарльз Буковски. Женщины или Спазмы совести

После знакомства с такими произведениями Буковски как «Хлеб с ветчиной», «Почтамт» и «Фактотум» мне удалось проникнуться уважением к тяжёлой судьбе Чарльза. Трудное детство, зверская работа, но человек всё равно не опускал руки и всегда искал возможности сделать жизнь для себя немного лучше, пускай и не всегда прибегая к чему-то здравому.

Читая роман «Женщины» передо мной встал вопрос о том, уважаю ли я этого человека так же, как и раньше или уже нет. В работе рассказывается о любовных похождениях Чинаски. Генри ведёт себя как настоящий кабель: он мог пригласить одну женщину и через некоторое время сожительства открыто говорить о своей предстоящей или уже случившейся измене. Его совершенно не смущало утром просыпаться в объятиях одной, а вечером платить проститутке за оказание специфических услуг. Он не отказывал даже тем, кто ему откровенно не нравился. На его пути встречались различные спутницы, одни искали утех на ночь, другие были фанатками его творчества, его произведений. Но встречались и те, кто искренне любил Генри, такого какой он есть в действительности со всей его неуклюжестью, изъянами и старостью. Читать про такие случаи было особенно больно.

Не смотря на всю гнусность своих поступков, Генри старался не кидать совершенно своих женщин в моменты нужды. Он помогает с бытовыми проблемами, даёт немного денег, угощает едой. Такие мелочи, конечно, не исправляют ситуации и являются единственными местами выхода совести у главного героя.

Стоит отметить, что Чинаски понимал суть того, что творит. Он осознавал гнусность каждого своего шага, каждого поцелуя и каждого слова. Тут нельзя избежать вопросов о мотивации главного героя. Что им движет и как можно только существовать, являясь таким отвратительным человеком. Ближе к концу книги Генри сам отвечает нам на эти вопросы. Как причину он приводит трудное детство, недолюбленность, нахождение на самом дне в юношеские годы. Когда Чинаски был молод, беден и ещё не нашёл признания, то почти ни одна женщина не хотела иметь с ним дело. Продолжительное существование в такой атмосфере озлобило героя, и уже став популярным, он начал компенсировать.  Он почувствовал себя особенным, обретя известность.

Может быть и возможно всегда оставаться подонком, убить и задавить свою совесть, но Чинаски не смог этого сделать. Под конец произведения главного героя начинает буквально «ломать». В один прекрасный момент он обнаруживает себя в доме женщины, которая его любит с планами на день Благодарения. Однако планы на этот праздник были намечены ещё с двумя особами, к одной из которых Чинаски испытывал настоящие чувства. Нужно выбрать одно, невозможно уйти из этой ситуации и не оказаться подонком. Что помешало очередной раз послать всех подальше и просто уйти? Может быть искренность чувств партнёрш или возможно продолжительное игнорирование позывов совести. Но Генри ломается и его «совесть криком кричала внутри, у него начался спазм». На этом моменте он признаётся себе, что считал муки совести особого рода заболеванием и чем-то мешающим хорошей жизни и прогрессу. Посовещавшись с одной любовницей, он решил уйти от второй и провести праздник с третьей.

До самого конца романа оставшиеся женщины Генри входили в его жизнь как бы по инерции, без его активного участия, ему было достаточно лишь согласиться. Однако совесть действительно проснулась, но и эти разы он придумал для неё отговорку о том, что он не находится в браке. Но сама мысль о любимой женщине, о её существовании перед совершением такого гнусного дела действительно говорит о внутренних метаморфозах. В завершении мы видим то, как «перелом» изменил главного героя, он останавливает этот нескончаемый поток любовниц и отказывает в пользу той, к которой у него есть чувства, которая простила несколько измен и всё равно решила остаться рядом. Но ведь для главного героя слова никогда не значили особенно многого, что помешает ему на следующей неделе всё переиграть и отправится заново в увлекательные путешествия за чувственным опытом? Так ли важен этот перелом?

Здесь стоит отметить, что само повествование ведётся в достаточно грубой манере, из-за чего все события представляются особенно подлинными, что совсем не далеко от правды. Такой стиль написания придаёт некоторой искренности, из-за чего моменты нежности и сопереживания Генри так хорошо и тонко предаются читателю.

Поскольку романы Буковски имеют крайне автобиографичный характер, то продолжение «истории» можно подглядеть в биографии автора. Прочитав роман «Женщины» я перестала верить каждому слову и обещанию Генри, однако узнав, что та женщина, в пользу которой он отказал (Сара – в романе, настоящее имя – Линда Ли Буковски) впоследствии стала его спутницей до самой смерти, я приняла, что на самом деле ещё не всё было потеряно.

Этот роман может помочь нам ответь на вопрос о том, возможно ли измениться человеку. При должном желании и искренней внутренней мотивации такое действительно может произойти. Отвечая себе на вопрос о том, уважаю ли я этого человека так же, как и прежде, я могу сказать, что уважаю.


Рецензии