4. 3. 3. Целеполагание на видовом уровне сознания

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.3. Целеполагание в разумной природе
...
4.3.3. Целеполагание на видовом уровне сознания

Свобода воли и свобода поведения в указанном выше смысле появляются на видовом уровне развития сознания. Это связано с тем, что у организмов одного вида есть генетическая предрасположенность к более тесному взаимодействию. Они связаны процессами размножения и существуют в одной экологической нише, образуя определенную территориальную общность, что ведет к повышенной частоте контактов. В данном случае возникает необходимость дополнительного регулирования видовых взаимодействий, основанных на жизненном опыте.

Появление субъективных целей не отменяет целенаправленности поведения организмов на достижение системных объективных целей, о которых говорилось выше. Можно даже считать, что субъективные цели уточняют и детализируют пути их достижения в новых, более сложных условиях, связанных с формированием межвидовых взаимодействий, по крайней мере, на начальных этапах своего появления.

Для достижения первой системной цели (объективного гомеостаза) организмам, имеющим нервную систему, необходимо удовлетворить первичные (физиологические, соматические) потребности, связанные с обеспечением обмена веществ (внутреннего и внешнего). К ним относятся пища, воздух и вода (включая требования к качественному составу указанных ресурсов), сюда же можно отнести и необходимость указанных организмов в определенном режиме некоторых геофизических параметров окружающей среды (в первую очередь температуры), несоблюдение которого может приводить к серьезному нарушению обмена веществ, вплоть до их гибели.

Поскольку обмен веществ в организме происходит непрерывно, последний вынужден постоянно проявлять определенную активность, которая в период сна и отдыха несколько снижается, но не прекращается. Адаптация к такому режиму жизнедеятельности организма приводит к необходимости постоянно поддерживать его физическое состояние на определенном уровне, что ведет, с одной стороны, к возникновению первичной потребности в движении, с другой – в периодах отдыха.

Аналогичная ситуация складывается и с работой головного мозга, который также функционирует непрерывно, что приводит к возникновению еще одной первичной потребности. Она связана с тем, что головному мозгу требуется смена режима работы, то есть, активная фаза бодрствования должна чередоваться с фазой сна. Если в активной фазе мозг обрабатывает текущую информацию (с принятием соответствующих решений) то во время сна предшествующая информация анализируется и систематизируется с точки зрения формирования онтогенетического опыта. Несоблюдение режима сна влечет за собой сначала нарушение субъективного гомеостаза, а длительное непрерывное состояние бодрствования может привести и к серьезным нарушениям соматического гомеостаза.

С особенностями непрерывной работы мозга связано возникновение еще одной первичной потребности – в постоянном поступлении сенсорных сигналов для создания информации об окружающем мире (построения модели окружающего мира).

С этой потребностью тесно связана и другая, вытекающая из непрерывной работы как головного мозга, так и физического тела организма. Речь идет о потребности в исследовании окружающего пространства (исследовательском инстинкте) в периоды времени, свободного от удовлетворения других первичных потребностей (поиск и прием пищи, воды, отдых и сон).

До появления видового сознания реализация первичных потребностей происходила практически в автоматическом режиме (рефлексы плюс эмоции), после – с частичным участием сознания через стремление к достижению состояния субъективного гомеостаза (некоторые потребности остались под контролем автоматических программ (в основном бессознательных), например, потребность дышать, получать сенсорное раздражение и др.).

Для достижения второй системной цели (размножения) на данном уровне эволюционного развития необходим половой партнер, выбор которого происходит с частичным участием сознания. Для регулировки полового поведения уже недостаточно только первичных базовых эмоций (приятно – неприятно), требуется более сложный механизм мотивации внутривидового поведения.

Учитывая, что организмы одного вида имеют общую территорию для добывания пищи, их относительно равномерное распределение по этой территории (точнее, пропорциональное количеству пищевых ресурсов) обеспечивается определенной агрессией членов вида по отношению друг к другу, которая закрепляется генетически в форме территориального поведения (возникает потребность иметь "свою" территорию). С другой стороны, поиск полового партнера и дальнейшее воспитание детенышей требуют определенной лояльности по отношению к некоторым членам вида. В итоге формируется мотивационная пара «агонистическое – лояльное» поведение, которая и определяет особенности внутривидового взаимодействия организмов. Такое взаимодействие приводит к образованию систем организмов, в которых начинает просматриваться внутренняя иерархичность их элементов. Эта иерархичность на данном уровне определяется в первую очередь генетическими факторами – через степень доминантности особи, что подчеркивает важность для организма его встраивания в систему внутривидовых отношений (как для целей достижения гомеостаза, так и размножения).

Цель достижения организмом определенного положения в системе внутривидовых отношений (часто в форме занятия и удержания благоприятной для проживания территории) не является телеологической, она выступает, по сути, функциональной целью этой системы. Ее осуществление позволяет системе в итоге более тонко (в сравнении с системами организмов предшествующего уровня развития) регулировать процессы своего гомеостаза (устойчивого состояния системы), а также гомеостаза экологических систем. С другой стороны, нахождение особью своего оптимального места в системе внутривидовых отношений, то есть соответствующих возможностям этой особи, приводит к максимально возможному для нее субъективному гомеостазу (состоянию комфорта).

Для достижения состояния комфорта организму недостаточно удовлетворить вышеуказанные первичные потребности и вписаться в систему внутривидовых взаимодействий. Незащищенность от угрожающих физическому состоянию организма воздействий внешней среды, внутри- и межвидовых взаимодействий создает у него чувство тревоги (страха), дискомфорта, вызывая потребность в безопасности и самосохранении. Целенаправленные действия организма по реализации потребностей в безопасности и самосохранении в значительной степени носят врожденный характер, тем не менее, некоторая их часть имеет телеологический характер, то есть зависит от онтогенетического опыта особи.


Рецензии