Дерзкая операция КГБ

Несмотря на то, что архивы КГБ СССР и спецслужб стран восточного блока уже давно рассекречены, некоторые дела по-прежнему окутаны густым туманом тайны. К таковым относится и «Дело Отто Йона» – руководителя контрразведки ФРГ, похищенного советскими чекистами, а затем бежавшего обратно.

Пара абзацев о личности г-на Йона. Юрист, и антифашист. В 1944 г. участвовал в «заговоре генералов» (устранение Гитлера и попытка свержения правительства нацистов). После провала госпереворота бежал в Португалию, откуда был вывезен британской разведкой в Лондон. По возвращении в Германию был назначен главой учреждённой в 1950 г. Bundesamt fr Verfassungsschutz, а проще – контрразведки ФРГ. С того момента Отто и попал в поле зрения советских чекистов.

По утверждению Виталия Геннадиевича Чернявского (фото на заставке)  – сотрудника МГБ/КГБ СССР, непосредственно работавшего с Йоном, тот не разделял политики, проводимой первым канцлером Западной Германии Конрадом Аденауэром. В частности, он был ярым противником милитаризации Германии и её вступления в НАТО. Кроме того, Йону, как антифашисту, претило наличие в правительстве ФРГ бывших нацистов. Среди таковых он особо отмечал министра по делам беженцев Теодора Оберлендера и главу внешней разведки Рейнхарда Гелена. Ратовал глава контрразведки и за скорейшее воссоединение разделённой на две части страны. Кстати, на тот момент СССР также стремился объединить Германию, чему активно препятствовали западные державы.

Именно на последнем факте и сыграла советская разведка. Действовать решили через хорошего знакомого Йона – доктора Вольфганга Вольгемута. Агентом тот не являлся, но связь с таковыми поддерживал. Весной 1954 г. от доктора поступила информация, что Отто не против встречи с советскими резидентами, но только на предмет разговора об объединении Германии.

Встречу решили провести на конспиративной квартире КГБ в пригороде Восточного Берлина. Но для начала Йону нужно было найти повод попасть в западную часть разделённой пополам немецкой столицы. Выехать туда он смог только 20 июля 1954 г. В тот день в западной части Берлина проходила церемония, посвящённая памяти жертв неудавшегося госпереворота. Очевидцы рассказывают, что по ходу мероприятия глава контрразведки перебрал с алкоголем и покинул его со словами «Здесь кругом одни нацисты!». Через час он вышел из гостиницы с документами на чужое имя и сел в машину, за рулём которой находился доктор Вольгемут. Вместе они покинули западный сектор Берлина и добрались до места встречи с сотрудниками КГБ.

Как утверждает Чернявский, во время разговора обсуждались вопросы по обмену информацией о нацистских преступниках, а также о выявлении неофашистских группировок. Так же Отто готов был продумать план совместной работы по объединению Германии. Другие формы сотрудничества Йон отвергал.

По старой доброй традиции переговоры проходили за бутылочкой горячительного, причём далеко не одной. Уже и так подвыпивший гость из ФРГ в итоге стал вести себя неадекватно. Тогда агентам пришлось его угомонить, по словам Чернявского, напоив снотворным.

Изначально план операции предполагал только вербовку Отто Йона с последующей отправкой его обратно – в Западную Германию. Однако вывозить «бесчувственное тело» посчитали нецелесообразным. Тогда, после утверждения руководством, стали действовать по плану «Б». Проснувшегося через 30 (!) часов Йона убедили в том, что возвращаться после столь долгой и необъяснимой отлучки не имеет смысла. И это была чистая правда. К тому моменту западные СМИ уже трубили о пропаже главы немецкой контрразведки. Йон спорить не стал, и 23 июля выступил по радио ГДР с заявлением о переходе на сторону восточного блока.

Дальнейшие события на шпионские фильмы и книги совсем не похожи. В августе Йон был отправлен в Москву, в декабре – вернулся в ГДР. Однако вскоре разочаровался в социалистической системе. К тому же в СССР решили не делать ставку на единую Германию, а усилия перенаправили на развитие контролируемой Союзом восточной части. Осознав бессмысленность своей деятельности, в конце декабря 1955 г. Отто бежал в Западный Берлин, где сразу был арестован и отправлен в ФРГ. КГБ побегу не препятствовал. Йон советской разведке уже был не интересен.
Почти ровно через год перебежчика осудили на 4 года. Его заявления о похищении советскими спецслужбами на суд влияния не оказали. Правда, отсидел Йон не весь срок. В конце июля 1958 г. его выпустили. В ФРГ Отто не остался, а уехал в Инсбрук (Австрия).

Вышеописанную версию можно считать официальной, поскольку в её основе лежит рассказ прямого участника событий. Между тем существуют и другие.

Одна из них фантастическая: якобы Йону, завербованному во время войны MI6, было дано задание войти в контакт с Советами для добычи секретной информации. Однако в КГБ его перевербовали и инсценировали побег из Восточного Берлина.

По другой версии, Отто действительно был похищен сотрудниками КГБ. Возле гостиницы ему якобы накинули на голову мешок, вкололи нар;котик и вывезли в ГДР. Он же сделал вид, что согласился работать на КГБ, но при первом удобном случае бежал.

Но наиболее вероятной кажется третья версия: Йон сам решил «переметнуться». Об этом можно судить по письмам Отто своему другу по сопротивлению Фрицу Хейне. В них он активно критикует политику Запада и подробно объясняет почему «решил уйти в ГДР». Можно предположить, что мысль о переходе в другой лагерь крутилась в голове Йона достаточно долго. Оказавшись же на границе с восточным сектором, имея соответствующие связи и будучи не трезвым, он и совершил побег. Ну а как это было интерпретировано и преподнесено – дело десятое.


Рецензии