Детективная ирреальность
Новосибирский художник Юрий АРТюшкин и сайт на котором опубликованы 23 его картины -
https://masterkrasok.ru/artyushkin/works#content
Картины удивительные.
Уголки старого Новосибирска, детство на фоне осыпающейся штукатурки, цветы и травы уходящих уютных двориков, яркие мазки листьев.
И - что-то такое, что начинает томить душу после выхода из картин. Неясные отзвуки ближнего, но подзабытого. неслышное глубинное звучание вчерашнего счастья и завтрашних забот.
Картины явно оказывают на зрителя тайное влияние, ну или тайно оказывают влияние явное.
Вчитываюсь в словесную расшифровку подобных образов, в ходе обратной визуализации (далее цитаты, слегка мной изменённые).
"– Что такое Вселенская Форма Будды?
– Это ограда в дальнем конце сада.
- Медленный танец золотых огней.
- Чрезмерное, слишком очевидное торжество цветов, контрастирующее с более нежным чудом их листвы...
Интенсивность всех цветов заставляет воспринимающего ощутить бессчетное количество оттенков, к которым он обычно совершенно слеп...
Букет цветов, сияющих своим внутренним светом и едва не трепещущих под напором значимости того, чем заряжены...
Неостановимый поток, от красоты к еще более возвышенной красоте, от глубокого к еще более глубокому значению...
Роза, ирис и гвоздика интенсивно обозначали, – ровно то, что они есть, мимолетность, которая одновременно – вечная жизнь, непрестанная гибель, которая в то же время – чистое Бытие, связка крошечных уникальных частностей, где по какому-то невыразимому и все-таки самоочевидному парадоксу должен видеться божественный источник всего существования...
Эти цветы, все, на что я – или скорее благословенное Не-Я, освобожденное на мгновение из моих удушающих объятий, – побеспокоюсь взглянуть.
- Откровение приближалось и вновь исчезало за какую-то долю секунды...
Кирпичные трубы и зеленые латунные крыши пылали в свете солнца как осколки Нового Иерусалима. И внезапно я увидел: оштукатуренную стену с пересекающей ее тенью, голую, но незабываемо прекрасную, пустую, заряженную всем значением и всей загадкой существования...
Перспективу довольно странную, стены комнаты, казалось, уже не смыкались под прямыми углами...
Вот эта клумба красной и белой герани, например, – она совершенно отличалась от этой оштукатуренной стены в сотне ярдов вверх по дороге. Но «есть-ность» обеих была одной и той же, вечное свойство их мимолетности – одним и тем же...
Вещи без претензий, удовлетворенные тем, что они – они сами и есть, достаточные в своей таковости.
- В мире, где все сияло Внутренним Светом и было бесконечным в своей значимости...
Ум был в первую очередь занят не мерами и местоположениями, а бытием и значением...
И вместе с безразличием к пространству пришло еще более совершенное безразличие ко времени...
Визуальные впечатления крайне обострились, а глаз вновь приобрёл что-то от перцептивной невинности детства.
- Бесконечная ценность и значимость чистого существования, данного, неконцептуализированного события. На последней стадии отсутствия эго появляется «смутное знание» того, что Всё – во всем; что Всё – это в действительности каждое...
Когда мы ощущаем себя единственными наследниками вселенной, тогда «море течет в наших венах… и звезды – наши алмазы», тогда...
«Я» не является тем же самым, что эти руки и ноги «там, снаружи», что и целиком объективные шея, туловище и даже голова...
Увы, этот рай очищенного восприятия, чистого, одностороннего созерцания, не вечен."
Картины Юрия АРТюшкина напомнили книгу Олдоса Хаксли "Двери восприятия".
И картины импрессионистов тоже.
Вспомнились и сопоставились.
---
В Европейской культуре вспучились две одно сюжетные книги...
- Шарль Бодлер "Искусственный рай" - 1860
- Хаксли Олдос "Двери восприятия" - 1953.
В промежутке между явлением этих книг - в 1872 году объявилась и выставка художников импрессионистов, манифестом которых стала картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце"...
Возникла ирреальная культура с родинками - массовыми метастазами психо-хиппизма, абстрактного кубизма, смыслового алогизма...
Сконденсировавшись в больной европейской обыденности, среди ночлежек, удушливых улочек и трущоб, где наркотики продавались на каждом углу для обыденного вкушания...
Желанием оторваться от мутной реальности и унестись в яркий блеск грёз. А возможно и синтетическим продолжением.
Стало ясно - импрессионизм, это следствие общественно значимой болезни.
С логичным, задышливым раскашливанием бацилл во все стороны.
Массовая депрессия в сочетании с массовой наркоманией синтезировались в агрессию.
Укуренная и обколотая Европа прилепила ярлык наркоманов китайцам, арабам, индейцам, которых громила и уничтожала.
Явив таким финтом ошеломительную креативность хворого поведения.
Для подтверждения диагноза включаю дедукцию и плюсую факты...
- Образец оборотничества - скальпы.
Американские вестерны тычут пальцем в них, как на обличение зверств диких индейцев.
А на самом деле...
Это... "Европейцы сделали скальпирование способом коммерческой стимуляции индейцев и белых, для службы для той или иной воюющей стороны. Скальп можно было превратить в деньги, обменять на оружие и необходимые товары. Они... превратившись в «разменную монету».
В это время скальпирование получило массовое распространение и достигло чуть ли не промышленных масштабов. Голландское, а затем и английское правительство стали назначать награду за скальпы, то есть за убитых индейцев. В 1641 году губернатор британской колонии Новые Нидерланды впервые установил награду за индейские скальпы. 26 июля 1722 года в Бостоне была обнародована декларация, провозгласившая войну индейцам, и одним из её пунктов было положение, которое предписывало выдачу вознаграждения за снятые скальпы. В 1725 году белые поселенцы колонии Нью-Гэмпшир впервые сняли скальпы с десяти индейцев, за что получили награду от властей по 100 фунтов за скальп индейцев враждебных племён. Происхождение скальпа никого не волновало, поэтому нередко снимали его не только с индейцев, но и с врагов среди собственных соплеменников. Женский, стариковский или детский скальп стоили меньше, но это мало кого из охотников за скальпами останавливало. На цену влиял и размер скальпа. В 1724 году колония Массачусетс предлагала 500 долларов за скальп краснокожего, а в 1755 году та же колония предлагала 200 долларов за мужской скальп краснокожего старше 12 лет, а за скальп краснокожей женщины или ребенка — 100 долларов" (Википедия).
Шизофрения раздвоенной реальности сделалась хронической...
- Атомной бомбой по Хиросиме и Нагасаки ударил СССР;
- Пробирка со стиральным порошком - повод для уничтожения Ирака;
- "Неизвестные" снайперы - спички чужих революций;
- В расширении НАТО до границ с Россией виновата сама Россия;
- Двойные оправдательно-осудительные стандарты.
- Чужебесием, шагнула и в Россию. Те, кто вырос в Союзе, кто прихватизировал советское наследие и пользуется им для наживы... именно на создателей этого несметного богатства теперь навешивают ярлыки презрительные - совков, рабов, бездельников да пьяниц, "не способных вписаться" в воровскую "малину".
Дверь правдивого восприятия захлопнули изнутри - стайной хищностью, стремлением прикрыть грех, отмылиться от собственной вины... пачкающей других, бранью.
И Бодлер, и Хаксли предсказали цветение духовного зла, нарисовали, оплетаемый воздушным обманом, косный европейский "Дивный сад". Закатное общество, опьянённое разноцветной болезнью.
И апокриз неминуемого будущего...
- Центры тяжести разбалансированы;
- Правдишный мир нереален, вымысел - закавыченная явь;
- Сознание лжеца - неадекватно;
- Бытие обманщиков и обманутых безумно;
- Ложь - как общественное действо - преступна.
Преступник обязан нести на лбу обличающую печать!
Ведь в самом-то деле, наркомания расцветала дурным цветом после погромов в традиционных "фанзах, хижинах, хрущобах".
"В эпоху, когда племена прерийных индейцев переживали глубокий кризис, связанный с окончательной победой белых, индейский пророк Вовока создал какую-то особую индейскую религию, основанную на употреблении пейотля во время обрядовых, экстатических танцев. Учение мессии Вовбка, в своей основе являвшееся непосредственной реакцией на критическое положение североамериканских индейцев, повсеместно встречало в их среде воодушевленных сторонников. В течение нескольких лет употребление пейотля широко распространилось, охватив почти сорок индейских племен. Пожалуй, не было резервации, где бы не танцевали «Ghost Dance» (Танец духов)...
Так возникла новая индейская религия Ghost-Dance Religion...
А некоторые индейские племена узнали и приняли употребление пейотля совсем недавно. Так, племена Невады — между 1929 и 1936 годами, канадские крики — в 1936 году, а другие канадские племена только в 1950-м."
(Милослав Стинг "Индейцы без томагавков")
Российскую наркоманию по сию пору не успокоить.
Импрессионизм, это искусство обмана, обман возвёлся политиками в ранг искусства? Фокусники эти - близнецы и братья.
Ложь - способность искажать реальность.
Ложь - галлюциногенный наркотик.
Вчитаюсь-ка опять в словесную расшифровку приоткрытых образов, в цитаты от Бодлера и Хаксли.
Теперь в них зрим процесс расцветания зла. Оплетаемый лианами вранья, закатный европейский "Дивный сад"...
Вот же...
- "Меня преследует Злой Дух со всех сторон;
Неосязаемо вокруг меня витая,
Нечистым пламенем мне грудь сжигает он;
Я им дышу, вдыхая и глотая"
(Бодлер).
- "Чрезмерное, слишком очевидное торжество цветов...
Букет цветов, сияющих своим внутренним светом и едва не трепещущих под напором значимости того, чем заряжены...
Неостановимый поток, от красоты к еще более возвышенной красоте, от глубокого к еще более глубокому значению... Когда мы ощущаем себя единственными наследниками вселенной, тогда «море течет в наших венах… и звезды – наши алмазы»...
«Я» уже не является тем же самым, что эти руки и ноги «там, снаружи», что и целиком объективные шея, туловище и даже голова..." (Хаксли).
---
И спросил я Новосибирского мастера...
- Уважаемый Юрий, здравия Вам.
С интересом познакомился с вашими картинами и с этой страничкой...
Очень приглянулись картины своими красками, подобные - увиденному новеньким взглядом. Картина "Трёхлетний мир" вообще возвращает в подзабытое детство.
Учитывая некоторые моменты - индеанисты, кактусы, "Несение креста", "Последний косяк"... остроту восприятия, яркость и значимость красок... словно по компасу пришёл ко книге Олдоса Хаксли "Двери восприятия" о его участии в опытах с мескалином.
И задался вопросом - может ли реальность художника сравняться с внушением соком Пейотль?
Хочу поделиться вашими картинами на сайте сибирских туристов Ёжики.ру
Но предварительно рад был бы узнать ваше мнение и ответ.
- Доброе утро, спасибо вам за тёплые слова.
Реальность художника сравняться не может, а вот нереальность - может).
А в какой именно теме на форуме вы хотите ими поделиться? "Куплю/пропью"?
- В "Самопале. Что вижу - то пою - Мои размышлялки".
Конечно же, конечно... в картинах АРТюшкина яркость по Сибирски здорового, просторного, солнечного восприятия.
Это капитализмом управляют пороки человека, а коммунизм и социализм - антиподы и противоположность пороков. Перестройка не сломила нас.
Да и, разве надобны были стимуляторы детям природы, тем же индейцам... если они всей без-штанной командой, с воплями восторга носились среди свежих красок памп, в текучих переливах складок прерий... не признавая расстояний, не сдерживаясь временем?
И строители Советского Союза нуждались ли в допинге среди "будней великих строек", воспламенившись идеалом народной семьи?
"Красный миф завораживал своей сказочностью, которая обещала человеку бессмертие не в посмертном бытии, а при жизни. Этот красный миф превратил человечество в грандиозную артель, занятую построением Царствия божия на Земле. И в этой работе человечество обнаружило такие возможности и такие непомерные силы..." (Александр Проханов).
"Открыто, что адренохром – продукт распада адреналина – может вызывать стимулирующий эффект".
Адреналин вырабатывается спонтанно, в моменты стрессовых нагрузок на мышцы и шоковых - на сознание.
А ведь подобные пиковые нагрузки и есть - подскакивающее, не знающее покоя, приоткрывающее мир, детство.
Человек прагматично рождается на свет трезвым, свежему восприятию подгонное опьянение вовсе не требуется.
"- Почему дети играют в индейцев?
- Потому, что индейцы - дети".
(Юрий АРТюшкин)
Даже заурядный турист, краткосрочно вырываясь из пут цивилизации, лишь на время приоткрывая свою "дверь восприятия" в мир реальной, натуральной, живой психоделики... видит его незамутнённым, неискажённым.
Естественным до нереальности.
Иллюстрация - картина Юрия АРТюшкина "На краю реальности"
Свидетельство о публикации №223120300429
Такие вот пирожки с котятами.
Миша Леонов-Салехардский 04.12.2025 12:47 Заявить о нарушении
Здоровые не нуждаются во враче. Молодость - вино движения, грёзы фантазии. Тогда все мы в сказке, в книге, в картине, жарким своим сопереживанием. Под северным сиянием.
А хвори сводят нас на землю.
Довелось полежать, насмотрелся и даже напомогался перекладывать с койки на каталку.
Один старичок просил мимо проходящего - Мил человек, сделай милость, убей меня... Оказалось везут его на стол, чтобы в который уже раз укоротить отмирающую ногу. Потому как, величина пенсии по инвалидности тогда зависела от длины культи - чем нога короче, тем накладнее для государства. Поэтому отпластывали пятаками.
Но самое сильно запомнилось, когда санитарка попросила помочь ей, и нами увязался, не зная, лет пятнадцати парень. Перекладывали труп желтушечного. Мы пошли в палату, а пацана медсестра попросила отвести каталку до морга. А там оказалось, что и перевалить на полку. Мальчишка, до этого шумный и крутой, вернулся тоже жёлтым, веселье забыло про него.
Даже в самом тяжком состоянии нужно помнить, что бывает ещё горше.
И периодически выныривать из тверди реализма в мир оптимистичных небесных грёз.
Миша, извини за попытку облегчить и помочь.
Каждый день справляюсь на почту - пришла ли твоя книжка о нашем родном городе.
Владимир Рысинов 04.12.2025 14:33 Заявить о нарушении