В зеркале времён. Часть первая, глава девятая

                Основано на реальных событиях.

               
 
                1.

    Маргарита Михайловна в этот ранний, зимний вечер музицировала на рояле. Она исполняла  Шопена, композиции которого ей очень нравились. Мелодичная музыка, плавно разливаясь по дому, добавляла свою толику тепла и уюта в домашнюю обстановку.  Маша, находясь  рядом с исполнительницей, старалась импровизировать различные танцевальные движения. Это очень увлекало танцовщицу, которая получала массу удовольствий от своих творческих фантазий. Маргарита Михайловна, наблюдая за Машей, искренне улыбалась, получая наслаждение от их совместной игры. Михаил Акимович, возвратившись с конторы своего «Торгового дома», сразу окунулся в атмосферу тёплого, домашнего уюта. Фортепьянная музыка, ласкающая его слух, придавала ему уверенности в стабильности достигнутого им достатка. Ему вдруг захотелось запечатлеть свою убеждённость в устойчивости и незыблемости своего семейного благополучия. Перед его глазами сразу возникло изваяние женщины, как хранительницы семейного очага. Он представил её  в античном греческом хитоне, предающим ей красоту и изящность; в руках она держала старинный ларец, символизирующий  богатство его рода и семьи. Своими мыслями, относительно скульптуры, Михаил Акимович поделился с Маргаритой Михайловной за ужином. К затее своего супруга она отнеслась весьма положительно и предложила установить её на фасаде дома, со стороны дворовой территории. Михаил Акимович был удовлетворён этим предложением, после чего решил приступить к материальной части своего проекта. Для начала нужно было найти талантливого скульптора, который смог бы создать грациозную, в человеческий рост, фигуру, соответствующею  представлениям заказчика. С решением этого вопроса Михаилу Акимовичу помог его сын Николай, который посоветовал ему обратиться в художественный кружок Павла Алексеевича Власова, что располагался на Варвациевском канале, в доме купца Ивана Чучина. Этот кружок объединял в себе местных художников, живописцев, скульпторов, а так же тех, кто просто интересовался искусством. Николай сам иногда посещал это общество в качестве любителя искусствоведения.
   Михаил Акимович, воспользовавшись советом сына, и выбрав свободное от своей трудовой деятельности время, направился в художественный кружок Павла Власова. Подъехав к дому Чучина, Михаил Акимович, выйдя из саней, велел Фёдору ждать его  у въездных ворот, а сам вошёл во двор усадьбы, где увидел там дворника, занятого уборкой снега. 
- Любезный, - обратился к нему  Михаил Акимович, - здесь находится художественное общество Павла Алексеевича Власова?
- Да барин, здеся, - ответил ему тот.
- Могу ли я пройти? Мне нужно решить вопрос относительно заказа на скульптурное произведение.
- Да, проходите. Там не заперто.
Михаил Акимович, зайдя в помещение, заметил стоящего у окна молодого человека, который что-то читал на листе бумаги. Как-то сразу бросалось в глаза его вытянутое, овальное лицо и зачёсанные назад длинные, пышные, чёрные волосы. Одет он был в строгий тёмный костюм, с галстуком - бабочкой на воротнике его белой, накрахмаленной рубашке. Увидев посетителя, он, слегка откинув голову назад и прищурив глаза, окинул его взглядом художника, который хочет определить пропорции, тона и формы наблюдаемого им объекта.  Михаил Акимович, заметив это, немного смутился, но не подал виду. 
- Здравствуйте, - поздоровался с ним Михаил Акимович.
- Здравствуйте.
- Могу ли я видеть Павла Алексеевича Власова?
- К сожалению его сейчас здесь нет, но я вправе решать за него некоторые вопросы.  Разрешите представиться, Антон Павлович Смоляной, художник с образованием.
Речь этого молодого человека была протяжной и нарочито медленной, при этом некоторые свои слова он сопровождал плавными жестами рук и лёгким киванием головы. 
- Шелихов, Михаил Акимович.
- Осмелюсь спросить, Николай Михайлович Шелихов вам не родственник?
- Это мой сын.
- Он иногда бывает здесь, и смею вам заметить,  что это очень любознательный и многосторонне развитый юноша. С  ним всегда приятно беседовать на различные темы.
- Отрадно это слышать.
- Могу ли я узнать цель вашего визита?
- Я хотел бы в вашем сообществе, или через ваше сообщество, найти хорошего, талантливого мастера, который смог бы изготовить женскую скульптуру  в человеческий рост. И желательно чтобы это изваяние было своего рода шедевром, достойным  восхищённого взгляда.   
- Вы пришли, что называется, по адресу. Павел Алексеевич Власов, художник с классическим академическим образованием, сплотил вокруг себя одарённых живописцев  и ваятелей, которые готовы нести свои дарования в массы, приобщая людей ко всему прекрасному и изящному. А что касается вас, то я хотел бы вам посоветовать одного искусного художника в области скульптурных изображений. Это Александр Мартемьянов. Его имя вам, наверное, неизвестно, но в наших кругах он считается отличным мастером своего дела.
- Замечательно. Где я могу его найти?
- Мы можем организовать вашу встречу с ним здесь, или вы можете сами проехать на Продольно-Луковскую улицу, в дом Гудковой, и встретиться с ним там. Но поскольку Александр Мартемьянов состоит в нашем художественном кружке, то нам с вами нужно будет документально заключить договор на услугу, и также документально оформить ваш заказ  на изготовление скульптуры. Таковы наши правила.
   После оформления заказа на изготовление статуи, Михаил Акимович, решив не откладывать встречу со скульптором, отправился по указанному адресу. Дом, в котором жил Александр Мартемьянов, принадлежал его супруге Наталье Гудковой. Этот резной, двухэтажный, деревянный, с флигелем, дом, был построен специально для неё, её отцом Фёдором Максимовичем Гудковым. Фёдор Максимович был строителем Астраханских церквей, в том числе Иоанна-Предтеченского монастыря. Именно им была разработана схема поднятия многопудового колокола на колокольню Астраханского кремля;  по этой схеме, и под его руководством этот колокол смогли водрузить на кремлёвскую колокольню. За этот замысел и удачно организованные работы, Фёдор Максимович получил тридцать золотых монет. На эти деньги он построил себе добротный, двухэтажный  деревянный дом с баней, лабазом и многочисленными дворовыми постройками на  Птичьей улице, а также дом для своей дочери, в котором она проживала со своим супругом, скульптором Александром Мартемьяновым.
   Подъехав к дому Гудковой, Михаил Акимович, подойдя к двери, позвонил в дверной колокольчик. Через некоторое время дверь открыла молодая, миловидная женщина.
- Добрый день, - поприветствовал её Михаил Акимович.
 - Добрый день, - ответила она ему тихим, нежным голосом.
- Здесь ли проживает Александр Мартемьянов?
- Да, здесь. А вы, по какому вопросу?
- Я к нему по рекомендации художественного общества. Хотелось бы побеседовать с ним о заказе на скульптуру. С кем имею честь объясняться?
-  Я его супруга. Проходите, он в своей мастерской.
- Благодарю.
Пройдя через комнаты дома, Михаил Акимович оказался во флигеле, в котором и была обустроена мастерская скульптора. Перед взором Михаила Акимовича предстало обширное помещение, похожее на выставочный  зал. На многочисленных полках и подставках стояли бюсты и статуэтки, на стенах висело несколько картин, с изображением каких-то людей. В углу стояла гипсовая фигура нагой женщины, которая держала в своей руке яблоко. Посреди комнаты находился большой рабочий стол мастера. На нём лежали необходимые для трудовой деятельности инструменты -  молотки, резцы, щётки, кисти, краски. Рядом со столом стояло два мольберта с эскизами будущих скульптур. Около этих мольбертов находился скульптурный  станок, на вращающемся столе коего лежала приготовленная для работы глина. Возле этого станка стояли две большие деревянные чурки, на одной из которых сидел средних лет мужчина, в тёмной косоворотке и длинном рабочем фартуке. В руке его была небольшая плошка, в которой он что-то размешивал. Когда в мастерскую вошла его супруга и Михаил Акимович, он отвлёкся от своего занятия и посмотрел на них.   
- Александр, к тебе посетитель, по поводу заказа.
Сказав это, женщина вышла. Мастер встал и,  поставив плошку на стол, подошёл к заказчику.
- Здравствуйте, - поздоровался с ним Михаил Акимович.
- Здравствуйте.
- Я к вам по референции художественного общества, в частности художника Смоляного.
- А-а, Антона. Знающий своё дело человек, правда, немного чудаковатый. Слушаю вас.
- В художественном сообществе, к которому вы относитесь, мною был оформлен заказ на изготовление женской статуи, что будет находиться на фасаде моего дома. Мне рекомендовали вас, как хорошего мастера в области скульптурных изображений. Поэтому я здесь, перед вами, со своим предложением, касающегося вашего художественного творчества.
Предлагаемая Михаилом Акимовичем работа, была приятной неожиданностью для Александра, поскольку в данный момент его творческая деятельность была не особо интенсивной. В связи с этим он решил, не церемонясь, согласиться.
-  Как мне к вам обращаться?
- Михаил Акимович.
- Что ж, Михаил Акимович, ваше предложение довольно интересное, и я, пожалуй,  возьмусь за изготовление статуи.
-  Вот и отлично.
- В связи с этим мне хотелось бы узнать, как вы представляете себе будущее изваяние?
 - По моему замыслу, эта женская фигура должна быть облечена в античный, греческий хитон. В своих руках она  будет держать старинный ларец.
-  Насколько она должна быть  высокой?
 - Поскольку она будет находиться на определённой высоте, то думаю, что она должна быть такой, чтобы снизу можно было различить все её черты.
- Значит, это должна быть  высокорослая фигура. Давайте, для начала, представим её двухметровой. Где-то вот такой высоты, - при этом Александр поднял руку вверх, показывая примерную вышину будущей статуи. - Также здесь мы учтём и то, что она будет стоять на пьедестале, высота которого будет порядка полуметра. И того общая высота - два с половиной метра.
Михаил Акимович в знак согласия одобрительно кивнул головой.
- Ну, в общих чертах я представил себе облик вашего персонажа. Теперь мне нужно будет обыграть в своём воображении варианты внешности задуманного вами изваяния. Я предлагаю вам, Михаил Акимович, встретиться здесь со мной недельки через две. За это время я набросаю несколько эскизов задуманного вами образа. Вы оцените мною предложенные художественные варианты, возможно по одному из которых будет создаваться скульптурное изображение. 
- Договорились.  До свидания. Буду у вас через две недели.
 - До свидания.
Как только заказчик ушёл,  Александр, потерев свои руки, многозначительно протянул:
- Таак-с.
После этого он подошёл к мольберту и прикрепил к нему новый ватман, на котором стал делать приблизительные наброски будущего изваяния. За этим занятием он провёл несколько часов, не заметив, как приблизился вечер. Его супруга,  зайдя в мастерскую, для приглашения Александра к ужину, застала его в интенсивном творческом поиске. Он стоял у мольберта и водил карандашом по бумаге. Он это делал быстро, и иногда даже резко, будто боялся не успеть выразить появившейся в его воображении образ. Несколько набросков женской фигуры, видимо не удовлетворившие мастера,  небрежно лежали на полу. Обратив внимание на вошедшую жену, Александр вдруг посмотрел на неё задумчиво-оценивающим взглядом. Та ответила ему на это своим лёгким удивлением, которое выразилось в её глазах. 
- А ну-ка, дорогуша, подойди сюда и встань вот здесь.
Наталья послушно подошла к Александру и встала на указанное им, перед мольбертом, место. Он ещё раз посмотрел на неё, и чувство приятного восхищения овладело им.
- Я уже много раз говорил тебе, что ты прекрасна. И теперь говорю тебе об этом ещё раз. Без сомнения ты будешь моей творческой музой. Именно твой облик, и очертания твоего тела, я запечатлею в заказанном  мне изваянии, которое, возможно, сохранится на столетия.
- В таком случае ты создашь мне памятник при жизни, - шутливо ответила Наталья.
- Слово «памятник» звучит как-то уныло.  Пусть это будет звучать – «Запечатлён твой образ на века»! Так что с сегодняшнего дня будем работать над заказом вместе.
- Вместе, так вместе.  А теперь пойдём ужинать.


                2.

Михаил Акимович, заезжая во двор своего дома, после визита к Александру Мартемьянову, был встречен Кириллом, который попросил у него разрешения воспользоваться  санями. Получив положительный ответ на свою просьбу, тот, садясь в них, велел Фёдору ехать к Александринскому детскому приюту. Михаил Акимович, проводив взглядом выезжающего со двора Кирилла, зашёл в дом.
-  Ты Кирилла во дворе не встретил? – обратилась Маргарита Михайловна к вошедшему в дом супругу. – А то он только что переоделся и вышел с намерением прогуляться по городу.
-  Встретил. И даже более того. Он попросил у меня разрешения воспользоваться санями. Судя по его озвученному распоряжению, относящемуся к Фёдору, он отправился в Александринский детский приют.
-  Вне всякого сомнения, он поехал к Анастасии. Но  почему от меня он это утаил?
- Наверное, не хотел это афишировать. Однако попросив у меня сани, и при мне дав распоряжение Фёдору ехать в Александринский приют, он, тем самым, дал понять нам, каковы его намерения.
-  А что в этом было бы такого, если бы он поведал мне о своём желании. Я же ему говорила, что не буду против его отношений с этой барышней.  Кстати, относительно неё, я имею некоторые уточнения. Анастасия – дворянка. Она дочь полковника в отставке, а ныне действующего коллежского советника Фёдора Егоровича Сосновского.  Ныне он состоит на должности начальника отделения при прокуратуре города. Сама она занимается благотворительностью и на этой основе находится в приюте на должности гувернантки.
- То-то мне её фамилия показалась знакомой. В таком случае, видишь ли, какое получается дело. Если их отношение друг к другу укрепится, и оно будет иметь серьёзное продолжение, то у них может возникнуть проблема. И эта проблема заключается в том, что она – дворянка, а Кирилл сын купца. Хоть наша родословная и состоит из Первостепенных купцов первой гильдии, и почётных граждан некоторых Российских городов, но всё-таки мы, представители купечества. Дело в том, что дворяне стремятся придерживаться своего сословия. Поэтому, поскольку я знаю, дворянин не будет родниться с купцом, даже если купец будет очень богат. Впрочем, если их семья не строго придерживается этих правил, то всё может выглядеть проще. 
- Честно говоря, я этого не понимаю. Но, как говорится, время и события расставят всё по своим местам. Во всяком случае, нам не стоит очернять его влюблённость подобными суждениями.
   Тем временем Кирилл, подъехав к зданию Александринского приюта, стал ожидать Анастасию. До этого он уже несколько раз виделся с нею, провожал её до дома. Эти встречи были очень душевными и приносили обоим чувство сердечного удовлетворения. На этот раз они договорились встретиться пораньше, так как решили вместе посетить драматический театр, в котором представлялась пьеса «Бедная Лиза» по повести Николая Михайловича Карамзина. Кирилл не стал оповещать своих домашних  относительно этого события, так как предположил, что среди них могут найтись желающие, посетить театр вместе с ним.  А ему хотелось непринуждённого и свободного общения с Анастасией, которая тоже  не распространялась относительно своего отношения к Кириллу среди своих знакомых и родственников. Она не желала выставлять напоказ свои душевные порывы и тем более отчитываться, даже перед своим родителями, за свои чувства к Кириллу. Но при этом ей было понятно, что когда-то придётся объясниться перед матушкой и батюшкой, особенно перед матушкой, за свой выбор. Однако у неё не было желания пройти эту процедуру в ближайшее время. Впрочем, Елизавета Антоновна один раз видела Кирилла из окна своего дома, когда тот прощался с её дочерью после их совместной прогулки. Но в тот момент она не предала этому особого значения, так как у Анастасии были знакомые молодые люди, с которыми та обходилась по-приятелями.  Кирилл был причислен Елизаветой Антоновной к одному из них.
  Анастасия не заставила себя долго ждать. Когда она вышла из приюта, Кирилл пошёл ей навстречу. Она, увидев его, мило улыбнулась. Поскольку они уже договорились перейти на «ты», то Кирилл, подойдя к ней, просто сказал ей «Здравствуй»,  «Здравствуй», ответила ему она.
- Ну, что, как и договорились, едем в театр? Билеты я уже взял.
- Да, в театр.
Кирилл, пригласив Анастасию сесть в сани, и расположившись рядом с ней, сказал Фёдору, чтобы тот ехал к драматическому театру. Проезжая мимо доходного дома Воробьёва, они были замечены Павлом, который стоял возле парадного входа и беседовал с каким-то мужчиной. Видя их сияющие и счастливые лица, Павлу стало как-то не по себе. «Ничего, - подумал он,- скоро ты заплачешь горькими слезами. И я буду решать, как с тобой поступить!».
   Подъехав к месту назначения, Кирилл отпустил Фёдора домой, а сам, вместе с Анастасией вошёл в театральное фойе. Ждать долго не пришлось, и вскоре прибывшая на спектакль публика была приглашена в зрительный зал. И вот центральное освещение было погашено, а сцена освещена. Спектакль начался. Кирилл и Анастасия смотрели пьесу, но их внутреннее внимание было направлено друг на друга, отчего их сердца бились с лёгким волнением. Но вот у Кирилла появилось непреодолимое побуждение взять Анастасию за руку и он, осторожно и нежно,  положил свою ладонь сверху её ладони. Она почувствовала прикосновение его тёплой и мягкой руки, но не убрала своей, а лишь повернувшись к нему ласково улыбнулась. И в этой улыбке и взгляде отражалось её обоюдное стремление и желание. 
  Фёдор, прибыв домой, доложил Михаилу Акимовичу, что Кирилл Михайлович отпустил его, а сам с барышней, которую он встретил у детского приюта, отправился в драматический театр.  Это обстоятельство и радовало Михаила Акимовича с  Маргаритой Михайловной, и в тоже время  слегка беспокоило их. И это беспокойство заключалось в предположении того, что семья Анастасии может сопротивляться встречам их сына с их дочерью, по причине различия сословий. А им не хотелось видеть Кирилла  подавленным и несчастным. Сам же Кирилл, придя домой после театра и прогулки с Анастасией, имел радостный и сияющий вид. Его сердце трепетало от счастья, и он не мог скрыть этого.
-  Ты пришёл такой лучезарный и оживлённый, - заметила Кириллу Маргарита Михайловна. – Что послужило такому расположению духа?
Кириллу уже не хотелось скрывать своих отношений с Анастасией, и он решил рассказать о них своим домашним. 
-  Я хотел бы вам сообщить, что я встречаюсь с Анастасией Сосновской, - начал Кирилл. – Это та девушка, с которой мне довелось познакомиться в Александринском приюте, будучи в составе проверочной комиссии. Мы уже не единожды виделись друг с другом и с некоторых пор перешли на «ты». Сегодняшний вечер мы снова провели вместе, посетив драматический театр, где представлялась пьеса «Бедная Лиза». Мы чувствуем, что искренне тянемся друг к другу, и оттого наши встречи приносят нам огромное удовольствие. 
- Ну и, Слава Богу. Я тебе ещё тогда заметила, что не буду против твоих встреч с этой барышней, - ответила Маргарита Михайловна. - По ней было видно, что она интеллигентна и достойна внимания.
- Ба! Наш Кирюша влюбился! – восторженно воскликнула Маша, присутствующая при разговоре.
-  И что в этом такого странного, если это так, – заметил Михаил Акимович. – Всех нас когда-то посещает это чувство. И если оно идёт от сердца, то это прекрасно.
                3.

   На следующий вечер, за ужином, Елизавета Антоновна, строго посмотрев на Анастасию, спросила:
- Кто тот молодой человек, с которым ты ходила в театр? Вас там видела Мария Станиславовна, которая тоже в то время была там. Ты так была поглощена своим спутником, что даже не заметила её.
 «Уже доложили, - подумала Анастасия. - Впрочем, что здесь удивительного, чем ещё заниматься в высшем обществе, как не пересудами и сплетнями». 
- И не тот ли это юноша, который уже не первый раз провожает тебя до дома?  Я видела вас из окна.
Анастасия поняла, что нужно будет объясниться, спокойно ответила:
- Да, это он.
- У него, наверно, есть имя?
 - Это Кирилл.
- Что за Кирилл?
- Кирилл Шелихов.
 Чем он занимается и кто его родители?
- Я словно на допросе, - с ноткой возмущения в голосе ответила Анастасия.
- Ты наша дочь, и мы должны знать, с кем ты хочешь, по-видимому, строить серьёзные отношения, - сдержанным голосом заметила Елизавета Антоновна.
- Это человек, который мне нравится, и с которым у меня много общего.
Анастасия хотела ещё добавить, что у неё к Кириллу есть чувства, но промолчала, решив, что сказанного пока будет достаточно для её родительницы.
- Наша семья наведу у всего светского общества города, и потому моя дочь не должна иметь близких отношений с людьми, которые не соответствуют нашему статусу.
- Мама, я не легкомысленна и далека от необдуманных поступков, - ответила Анастасия, показав при этом всем своим видом, что этот разговор ей не приятен.
 Елизавета Антоновна поняв, что её дочь не хочет с ней откровенничать, не стала настаивать на продолжении разговора. Однако она, втайне от Анастасии, попросила  мужа, через своё ведомство, узнать о семье Шелиховых.
- Не кажется ли тебе, что ты слишком уж придирчива к Насте, - ответил на просьбу жены Фёдор Егорович.
- Мы должны соответствовать нашему положению и показывать это другим, - с лёгким укором в голосе сказала Елизавета Антоновна.
   Через некоторое время Фёдор Егорович выяснил, чьим сыном является Кирилл Шелихов, о чём поведал своей супруге, на что та отреагировала довольно-таки раздражённо.
- Значит вместо того, чтобы стремиться стать княжной, или графиней, моя дочь может стать купчихой. Моя дочь - купчиха! Даже звучит как-то вульгарно.
- Мне кажется, что у тебя слишком завышенные требования к Настиному будущему. К тому же с чего ты решила, что она собирается выйти замуж за этого молодца?
- Мы должны быть готовы к любому развороту событий, дабы  вовремя нейтрализовать в них  нежелательные моменты. 
Фёдор Егорович на это ничего не ответил, а только недоумённо пожал плечами.
   Утро было тихим и морозным.  Анастасия, приехав в детский приют, снова столкнулась с недовольством Ивана Алексеевича, который в очередной раз сорвал эсеровскую листовку, наклеенную у главного входа. И так же, как и в прошлый раз, она не предала этому инциденту особого значения.  Переодевшись и приготовив всё для занятий с детьми, она приступила к своим обязанностям.   


Рецензии