Рассказ Размышление после концерта из Записок

«Размышление после концерта»


Тут недавно, в пятницу вечером, на первом канале транслировани юбилейный концерт композитора Алексея Львовича Рыбникова. С огромным удовольствием смотрел концерт, слушал отличные песни, музыку, которую написал юбиляр. А под хороший коньячок, который я употреблял, пока смотрел концерт, музыка казалась ещё прекраснее. Да что там казалась, она такая и есть. Если бы Рыбников написал музыку только к рок-опере «Юнона и Авось», то уже навсегда остался бы в благодарной памяти людской. А он, по счастью создал  много прекрасных мелодий. И музыку к кинофильмам, «Тот самый Мюнхгаузен», «Приключения Буратино» и другим. Я люблю слушать его произведения. Мелодия «Полёт с космонавтом» вообще завораживает, особенно, если она сопровождает прекрасный видеоряд. От такой музыки на душе становится светлее и хочется жить. Когда мне иногда становится пасмурно на душе, я ставлю диск с «Юноной и Авось». Красивейшая мощная мелодия, голоса актёров, слова песен производят оглушающее впечатление. Организм как бы получает встряску, мол, «Саня, не кисни, всё путём, летим дальше!».

В начале концерта Алексей Львович рассказал, как появились знаменитые звуки финальной мелодии  фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Он говорит, что не смотря на все старания, мелодия так и не появлялась. А потом, будто по наитию, или знаку свыше, родился этот музыкальный фрагмент, который Марку Захарову, режиссёру фильма, вначале не приглянулся, но потом он всё-таки проникся этой музыкой. Она теперь нам полюбилась и запомнилась навсегда. эта меложия, которая звучит на фоне слов барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…». То есть сам создатель мелодии, композитор Рыбников, не может объяснить, да и кто бы в мире смог это сделать, как рождаются мелодии. Из чего, по каким божественным или не земным законам, ноты и звуки в голове композитора выстраиваются в определённом порядке, чтобы потом явиться миру прекрасной музыкой, которая никого не оставит равнодушным.

Я смотрел концерт, на сцене менялись певцы, и композитор аккомпанировал им, давая возможность ещё раз насладиться нам, зрителям, его прекрасными творениями. Я наблюдал, как он легко меняет инструменты. То рояль, то орган, то электронный синтезатор. Его пальцы легко порхают над клавиатурой. Никаких нотных записей, партитуры мелодий перед ним нет. Музыка звучит в голове и душе композитора, и он легко и точно ведёт мелодию, касаясь пальуами клавиш.
Вы знаете, я человек не завистливый. Никогда, никому и ни в чём не завидовал. Кроме одного момента. Это даже не зависть, а понимание того, что я так никогда не смогу, как бы не старался. Хоть у меня есть и терпение, и соображение, я многое в жизни умею, но вот научиться играть по настоящему, хоть на каком-то музыкальном инструменте, мне не дано. Вы видели, как проверяют музыкальный слух у ребёнка, когда его мама и папа решили, что он хочет быть музыкантом. Педагог нажимает на клавиши пианино «до-ре-ми» или «фа-соль-си», а потом говорит ребёнку: «Повтори!». И нормальный ребёнок, с музыкальным слухом повторяет. Со мной такой номер не прошёл. Ни разу не смог повторить, для меня это, как китайская грамота. Напеть мелодию, насвистеть, могу, а вот на клавишу нужную нажать, это увы.

И когда я видел, как мои одноклассницы, сидя за пианино, после окончания музыкальной школы, легко играли без нот, или подбирали мелодию на слух, наблюдая за их тонкими пальчиками, легко порхающими над клавиатурой, я испытывал священный трепет. Нет, не зависть, а именно трепет. Как у них это легко получается, как они попадают пальчиком в нужную клавишу, даже не глядя на неё, в нужную секунду, с нужной экспрессией, и держат сколько нужно!!! Это можно обалдеть. Ну дал же господь людям такое умение. Я из всех инструментов умею играть только на нервах. Когда-то научился ездить на велосипеде, мопеде, мотоцикле, автомобиле, тракторе, тепловозе, управлять разными типами вертолётов, а вот освоить музыкальный инструмент, хоть какой-нибудь, так и не сподобился. Правда, сейчас я давно уже ни на чём не езжу, и не летаю, только хожу пешком. А если мне куда-то надо, то меня везут в общественном транспорте, такси или на поезде.

Так вот, возвращаюсь к юбилейному концерту Алексея Рыбникова. Я смотрел на его руки, пальцы и восхищался великолепным слухом и чувством ритма. Как из-под рук маэстро появляются волшебные звуки и создаётся дивная мелодия. Её слышат тысячи зрителей. И те, кто непосредственно находятся в концертном зале, и те, кто, как я, сидят перед экраном телевизора. И одна мысль меня не оставляла: «Да, Саня, тебе никогда так не сыграть, тем более тебе медведь на ухо наступил, как говорят в народе!». 
А потом я подумал, а ведь мне тоже довелось играть. Только инструмент у меня под рукой был не пианино, не рояль и не орган, и даже не было оркестра. У меня был совсем другой «инструмент» - мой вертолёт. А вместо большого симфонического оркестра, у меня был свой, маленький оркестрик – мой экипаж. Да, нашу «музыку» слышали многие. Со стороны она кажется просто рокотом лопастей несущего винта и свистом турбин мощных двигателей. Да и видело эту музыку тоже много людей. Только она, эта музыка, была, казалось бы, простой работой вертолётчиков. Но для меня это была именно музыка – музыка полёта. Я говорю только о себе. Не знаю, что там и какие чувства испытывают другие вертолётчики во время полёта, я говорю только о себе. Моя работа, лётчика, мне всегда нравилась. И даже казалось бы в обыденном полёте я всегда находил секунды и минуты, если так можно выразиться, для отдохновения души. Конечно, бывали такие полёты и такие погоды, что было не до музыки. Иногда полёт напоминал тупую тягомотную работу. Надо дотащить груз, который никак не хочет лететь по небу до нужной точки. Надо бороться с его взбрыкиваниями, раскачкой, надо продраться сквозь снежные заряды, эту бесконечную белизну заснеженной тундры к пункту назначения. Когда на тебя давит низкая облачность, по лобовым стёклам кабины хлещут косые струи дождя, а земля прячется в каких-то разрывах, то ли тумана, то ли дымки, вообще хрен поймёшь, что это, то и музыки на душе нет. Только внутренний голос упрямо твердит: «Надо, надо долететь, довезти этот груз, будь он неладен!». Да ещё и штурман с механиком подсказывают, типа: «Цыгель, цыгель, ай лю лю!». Керосина у нас не бездонное море и надо потарапливаться и не промахнуться. Тогда в голове не музыка, а только чёткие цифры строгих расчётов: путевая скорость, время прибытия, остаток топлива на обратную дорогу.

Но как говорил учитель Марин Мирою (в исполнении Игоря Костолевского) в моём любимом фильме «Безымянная звезда»: «А бывают дни (правда он говорил про ночи), когда вся Вселенная расцветает…».  Вот и я говорю: «А бывают дни, и даже ночи, когда вся Вселенная расцветает, и судьба позволяет тебе, ну и конечно «Задание на полёт», я ведь всё-таки летаю не на своём вертолёте, а на государственном, и не просто катаюсь по небу, а делаю работу, необходимую «Заказчику», но судьба таки позволяет летать так, что душа поёт». Всё сошлось. Машина мощная, надёжная, экипаж твой, родной, который тебя понимает по интонации, и груз нормальный, и топлива хватает, и погода изумительная.  А под твоим вертолётом прекрасная Земля – Планета людей. Бесконечная тайга, с красивейшими пятнами лиственных деревьев, полыхающими на фоне тёмных хвойных лесов, как огненные жёлто-оранжево-красные факелы. Над головой бесконечная синь прохладного осеннего неба с беленькими редкими облачками. Воздух плотный, холодный, болтанки нет, вертолёт в таком небе идёт ровно, как нож по маслу. Все системы работают чётко, стрелки приборов замерли в нужных секторах. Не полёт, а песня, а точнее музыка. Музыка, что звучит в моей душе. Чем то она похожа на мелодии того же Алексея Рыбникова, Эдуарда Артемьева или Евгения Доги. Сижу себе тихонько в пилотском кресле, плотно притянутый привязными ремнями, ноги на педалях, под ремешками. В руках «шаг-газ» и «ручка». Над головой и кабиной мелькание лопастей несущего винта. Сквозь наушники доносится гул двигателей и редкие переговоры экипажей, работающих на той же частоте, или доклады твоего экипажа. А ты ведёшь свою мелодию – свой полёт.

Я не говорю, что я великий маэстро. Но мои действия, так же безошибочны, как игра музыканта. Я нахожу нужный тумблер, кнопку, в нужный момент, не глядя на неё. Мой вертолёт, как и хорошо настроенный рояль, мгновенно отзывается на мои действия. А особенно, когда наступает момент захода на посадку. Ты и твой экипаж начинают работать, как единый, хоть и маленький оркестр. Твои руки выполняют очень точные, соразмерные движения. Твои глаза мгновенно находят точку, где ты должен приземлиться (остановить тяжёлый вертолёт с грузом на подвеске, в определённом месте и на нужной высоте).  Ты чувствуешь машину, как самого себя. Кажется, что она и есть продолжение тебя самого. Ты входишь в разворот, одновременно снижаясь, меняешь тангаж вертолёта, чтобы он шёл по траектории глиссады, постепенно теряя скорость и высоту, не рыская по курсу. Уменьшаешь режим двигателей именно на ту, нужную величину. И от того, что у тебя всё это получается своевременно, слитно, соразмерно, такое удовольствие на душе, и такая мелодия в сердце, что не передать словами.
Музыка музыкой, но команды и доклады идут такие, как нужно и вовремя. Но они не сбивают тот настрой, что у тебя в душе. И вот когда всё получилось, как надо, ты не сделал ни одного лишнего движения, не допустил ни одной фальшивой нотки в своей мелодии полёта, установил тяжеленный груз точно на выбранное тобою место, или куда уже подскажут такелажники на земле, чтобы им было потом сподручней работать с этим грузом, и крюк троса внешней подвески уже отцеплен от тросов груза, ты понимаешь, что уже свободен, и можно спокойно отходить вверх и в сторону.

А потом машина возвращается на подбазу. Второй пилот ведёт вертолёт, а ты тихонько балдеешь в левом пилотском кресле, откинув подлокотники. Сидишь, смотришь на землю, медленно проплывающую внизу, на огромное солнце, что клонится к горизонту, и понимаешь, что ещё один полёт подходит к концу. Вон, показалась наша подбаза. Сейчас будем заходить на посадку. Карты контрольных проверок выполнены, ты взял управление на себя и повёл свою машину к земле. Надо же самому доиграть мелодию до финальной ноты. Я хоть и не великий маэстро, но мелодия получилась что надо. Колёса шасси мягко коснулись бетонки щита и тяжёлая машина чуть прокатилась вперёд, чтобы разошлись амортстойки шасси и стать ближе к заправочному щитку. Шипение тормозов, двигатель на малый газ, две минуты охлаждения, секундомер пущен. Я смотрю на уменьшающиеся обороты несущего винта, машина тяжело оседает на стойках шасси, вижу, как солнце медленно уходит за деревья на буграх дальнего берега реки, и в душе моей постепенно затихает музыка полёта, которую я сотворил со своим экипажем. Хоть мне медведь в детстве на ухо насткпил, но я её точно слышал, и музыка эта была прекрасна.


Рецензии
Душевно написано... со многими чувствами согласен... "... ПЛОХО БЫТЬ БЕСТОЛКОВЫМ

Будущий Командующий ВВС Северного флота генерал-лейтенант Виктор Попов пришёл к нам в 35 отдельную эскадрилью подготовки и пуска самолётов- мишеней сразу после окончания Оренбургского лётного училища им. И.С. Полбина в составе небольшой когорты таких же лейтенантов-солопедов, а именно Шуры Деменёва и Вити Бутримова. А ещё пришли штурмана: Федя Камшекин, впоследвии погибший на ТУ-22р в Чкаловске в экипаже подполковника Аникушина, Саша Котлов, Боб Кручинин и Боб Тимохин. Я тогда был командиром звена в чине капитана, и Виктор Попов попал ко мне в подчинённые.

Сразу скажу в плане педогогической науки, что я его или слишком много «порол» или наоборот, мало, т.к. по отзывам подчинённых, кому довелось послужить служить под его началом на Северном Флоте, Попову не всегда удавалось найти ту «золотую середину», когда требовательность командира не превращается в жёсткость. Но мне об этом тяжело судить, поскольку вместе служить на СФ мне не довелось, поэтому будем говорить только о полётах.

Я уже писал в рассказе «Шкрабом нужно родиться», что когда полетел в первый контрольный полёт с лёйтенантом Поповым на «спарке» фронтового бомбардировщика ИЛ-28у сразу честно сказал себе: «Да, Вася, ты так летать никогда не сможешь. Чтобы так держать стрелочки все по нулям, с этим надо родиться – это от Бога». Кстати, когда лет через 15 мне пришлось выпускать командира дивизии полковника Попова в самостоятельный полёт на сверхзвуковом «Бэкфайере», будучи уже «Лётчиком-снайпером» и «Заслуженным лётчиком всего Советского Союза тире Специалистом», такого ощущения уже не возникло.

Я сам кому угодно мог показать, как надо летать. А Виктор, который с СУ-24 переучивался на ТУ-22м3 после полёта сделал мне «комплимент», я, правда, о нём уже упоминал, но «скромность – шаг в неизвестность», поэтому «хлопнем себя ещё раз по голенищу».

«Василич, - сказал Виктор, - я видел много инструкторов, сам научил многих летать, но ты был моим лучшим инструктором. Спасибо тебе за науку». Потом вечером полковник Попов выставил «банкет» в честь своего самостоятельного вылета на новом типе самолёта, где было всё «по-взрослому», т.е. «шлёмка» лилась рекой, вот там мы и вспомнили эпизод, о котором хочу рассказать, и не только этот.

„Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.“ — Антуан де Сент-Экзюпери, книга Маленький принц.

Жму кисть, ВВЧ.

Полковник Чечель   24.03.2024 18:34     Заявить о нарушении