31 отдел. Информация к размышлению

"31-й отдел": информация к размышлению


«31  отдел». Трехсерийный  телеспектакль. Ленинградская студия телевидения, 1972 год.  Снят по книге шведского писателя Пера Фредерика Валё «Убийство на 31-м этаже»  (в русском переводе «Гибель 31-го отдела»), изданной в 1964 году.


Две причины побудили меня обратиться к фильму и книге, созданным более 50 лет назад:
1. Высокий уровень театрального искусства
2. И ассоциации с современными СМИ.

В телеспектакле «31 отдел» заняты артисты БДТ — Большого драматического театра имени М. Горького (теперь имени Г. Товстоногова). В 60-80-е годы театр был лучшим в стране, роль Товстоногова в театральном мире невозможно переоценить.
Достаточно взглянуть на Ефима Копеляна (фото), чтоб понять, что ты попадаешь на другой уровень актерского мастерства по сравнению с сегодняшней многосерийной жизнью. Копелян исполняет роль комиссара 16-го участка Иенсена. Личность, если отслеживать текст Пера Валё, мрачная, скучная, с одними и теми же повторяемыми фразами.

Копелян от текста Валё не отходит, но по выражению его почти застывшего лица, мы понимаем все, что происходит, почему и как погиб 31 отдел, и  кто в этом виноват.

Проблемы случились в концерне, которому подчинено все в этом безымянном городе. В 30-этажном Доме Прессы издается 144 журнала на все вкусы и возрасты.

«Вся наша политика к тому и сводится: не пробуждать недовольства, агрессивности, разногласий. Мы издаем журналы здоровые и развлекательные. Они меньше всего способны усложнить жизнь читателя и смутить его чувства». - Так директор характеризует деятельность  своих СМИ.

И вдруг в этот благоденствующий райский уголок приходит анонимка.

«Чтобы отомстить за совершенные вами убийства в здании заложен мощный взрывной заряд с часовым механизмом ровно в 14 часов 23-го марта произойдет взрыв невинные не должны пострадать».  Письмо пришло на качественной, редкой бумаге с наклеенными  словами из разных печатных изданий.

Взрыва не случилось, но поисками автора анонимки комиссару Иенсену заняться пришлось.

На качественной бумаге были напечатаны дипломы, одна страница которых оставалась пустой. 9 человек уволились по разным причинам, получив дипломы, и все, соответственно, попали «под разработку».

Копелян — Иенсен беседует с ними поочередно, и мы за скупыми данными постепенно понимает суть 31 -го отдела, расположенного на несуществующем 31-м этаже 30-ти- этажного здания.

Все 9 актеров и актрис - настоящие асы  театрального и кино-искусства.

Самым ярким мне показался Николай Трофимов. Кто видел запись рассказа Зощенко «Стакан» в его исполнении, меня поймет. Неповторимая мимика бывшего журналиста, который «под хмельком почти всегда», рассказывает о СМИ концерна больше чем его иронические слова о том, как люди добиваются  своих постов.

Николай Корн, Вячеслав Стржельчик, Михаил Данилов, Людмила Макарова, Зинаида Шарко, Галина Яковлева, - каждый в своей манере проливает свет на этот убогий развлекательный центр.

В чем увидела я ассоциации с современным, прежде всего телевизионным искусством? Идет война, а на наших экранах другие лица, но все с теми же декольте и разрезами до талии. Зачем? Какие-то «Маски», «Аватары», долгие рассуждения членов жюри, сводящиеся к мысли, какие они знающие, крутые, мудрые.

Не хочу поставить знак равенства между всеми увеселительными мероприятиями. Сама с удовольствием смотрела «Три аккорда», а сейчас «Перепой звезду», концертные номера интересные, изобретательные, есть в нашей стране таланты.

Но обратимся к первоисточнику о 31 отделе — писателю Перу Валё. Годы его жизни: 1926-1975. Он долго работал репортером спортивной и уголовной хроники, первую книгу написал в 1959 году. Является родоначальником социологического детективного жанра (социологического детектива).

60-80-е годы прошлого века- время глубокого киноискусства и в  СССР, и в многих других странах. Существовал даже основательно забытый термин «политическое кино»,  в котором критиковались темные стороны буржуазного общества. И только свободные СМИ могли дать объективную оценку событиям, за которой следовала позитивная реакция. Пер Валё из этой когорты.

Его героиня, бывшая редактор журнала, с гордостью говорит: «Я сумела увеличить тираж почти вдвое» (артистка Людмила Макарова).

В журнале появились «фотографии собак и детей, и кошек, и цветков, и гороскопы, и френология, и советы, как надо гадать на кофейной гуще». Это уже иронизирует герой Николая Трофимова «под хмельком». Сообщает, что в редакторы она попала прямиком из уборщиц, умело соблазнив директора. Бедному вахтеру, нечаянно застукавшему сладкую парочку, только не повезло: погиб в лифте из-за собственной халатности.

А так все прекрасно, У Дома Прессы нет врагов.

Есть даже специальный отдел, где журналисты могут писать все, что они видят, понимают, хотят понять. Для них и создан 31-й отдел, расположившийся на чердаке 30-ти-этажного здания. Все левые и демократически настроенные творят в поте лица. Но в открытую розницу не выходит ни одной страницы. Выносить сигнальные номера за пределы здания строго запрещено.

Это своеобразная кузница, по которой концерн выясняет, что назревает в обществе. И что нельзя публиковать ни в коем случае. Среди журналистов 31-го отдела и был обнаружен автор анонимки. Он, собственно, не стал и запираться (Вячеслав Стржельчик).

«Тридцать лет я был журналистом. Я наблюдал этот духовный распад своими глазами. Это удушение интеллигенции. Эту самую продолжительную казнь из всех, какие знал мир. Раньше я чего-то хотел. Это было ошибкой. Я и сейчас хочу, но только самую малость. Это тоже ошибка. Я умею писать. Это ошибка. Потому они и ненавидят меня. Но до поры до времени им нужны такие, как я. Покуда они не изобретут машину, которая могла бы сочинять навоз. Они ненавидят меня потому, что я не безотказная машина с кнопками и рычагами, которая могла бы писать всю эту грязную брехню по шесть страниц в час, без ошибок, вычеркиваний и собственных мыслей».

Автор анонимок, их было 2, гуманитарий по складу ума, бомбу изготовить не может по умолчанию. Но только после второй анонимки взрыв случился. Как так? А вот эту интригу я оставлю без ответа.  Это,  пожалуй, самое горькое, что есть в этой истории про 31-й отдел.

Цитаты даны по книге Пера Валё "Гибель 31 отдела"


Рецензии
Мне посчастливилось бывать в доме Ефима Копеляна, и иметь с ним короткое общение (впрочем, как и со Стржельчиком). Я жил не далеко от них на улице Басеенной( как
" человек рассеянный")
Это не только великие Актёры, но и настоящие интеллигенты, коих в БДТ было много.( об одном, печальном, случае в этом храме искусства я написал рассказ).

Но я хочу сказать о другом...
Сегодня невольно думаешь, а как бы эти, не побоюсь этого слова, Великие интеллигентные Люди пережившие тех, немецких оккупантов, отнеслись бы к тому, что сделала Россия ( не их страна, ибо их страна- СССР)

А фильм я помню. И спасибо вам огромное, что вспомнили о нём.

Эгрант   07.12.2023 14:22     Заявить о нарушении
Спасибо! В 1980 году на Таллинфильм был снят фильм с Лембитом Ульфсаком в роли Иенсена. Фильм ярче, нагляднее, главную мысль только что не разжевывает. А мне телеспектакль с Ефимом Копеляном, черно-белый, с не самым лучшим звуком, нравится больше. Роль Стржельчика у Юри Ярвета, тоже талантливого актера, но они оба, и Юри Ярвет, и Ульфсак играют другие характеры и судьбы. Тому, кто обходится без глянцевых журналов, мне кажется, смотреть надо телеспектакль.

Нина Ватрушкина 2   07.12.2023 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.