7. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
И собрав все первосвященники и книжники людские, вопросами от них: где Христос рождается? Они же рекоша ему: в Вифлееме Иудейском ( Мф.ll, 4,5)
Итак, возвращаемся к рождению Христа...
Из далекой Персии приехали волхвы, их чудесным образом привела звезда. Они спрашивали о месте рождения Царя Иудейского, все книжники и фарисеи исследовали пророчества и сообщили волхвам о Вифлиеме.
" По прибытии волхвов , - пишет Святитель, - возмутился весь город, а с ним и царь; вызвали пророка, собралось великое судилище. К тому же много произошло и других событий,... я разумею известное нам об Анне, Симеоне Захарии, ангелах и пастырях; все это легко могло побудить внимательных к открытию истины."
" Подлинно, и при рождении такие были знамения, которые могли показать, что Он уже пришёл. Иудеи не могут сказать: не знаем, когда и где родился Он!"
" Вся история волхвов и другие упомянутые события так устроены, что иудеи не имеют никакого извинения, когда не хотели исследовать случившееся".
2.Иоанн Златоуст еще раз заостряет наше внимание на том, что рождение Христа точно соответствовало пророчествам, которые книжники представили Ироду.
"... изыдет из Вифлеема", т.е. только родится в Вифлееме.
" Ничем же меньше еси во владыках Иудовых, яко из тебе изыдет".
Действительно, это место сделалось известным и знаменитым только через Иисуса Христа.
"Все пророки говорят не столько о достоинстве Христа, сколько о благодеянии, которое Он оказал иудеям. Так, когда родила Дева, наречешь, говорит Ангел, имя ему Иисус; и присовокупляет: Той бо спасёт люди Своя от грех их. И волхвы не говорили: Где Сын Божий, но : где рождейся Царь Иудейский?"
В пророчествах говорится не Сын Божий, а вождь, который упасет люди Моя Израиля.
Святитель подтверждает крайнее безумие Ирода, задумавшего убить Богомладенца. ' Всё события рождения Христа соответствовали пророчествам, совершались не в порядке дел человеческих. Однако ничто не удержало Ирода."
3. "Такова уж злоба, что она и сама себе вредит, и всегда предпринимает невозможное, - говорит нам Святитель.
Он рассказывает о безумной злости, которая охватила царя Ирода, узнавшего о пророчествах.
Если он поверил в пророчества, то зачем было строить козни родившемуся Царю Иудейскому? А, если не поверил, то зачем тайно призывать волхвов, выпытывать время появления звезды?
Безумен Ирод был, думая о том, что волхвы, видя, что он призвал их тайно, не поймут, что он замышляет недоброе в отношении Младенца и предадут Того, ради которого предприняли столь далёкое и опасное путешествие?
Ирод назвал Младенца- "отроча", так ненавистна ему была мысль о новом Царе .
Волхвы опять тронулись в путь, и звезда опять появилась и шла перед ними, " ведя их как-бы за руку среди дня".
4. Эта чудесная звезда привела волхвов к месту, где родился Христос.
Вот как описывает Святитель это событие: " Дивны оба события: и то. что волхвы поклоняются, и то, что их приводит звезда; это должно тронуть самые каменные сердца."
" Звезда. приблизившись, стала над над самой главой ( Отрока)... показывая этим божественное происхождение Его. И остановившись, приводит к поклонению не простых язычников, но самых мудрейших из них."
Иоанн Златоуст, назвав волхвов первенцами Церкви. восклицает ": Да посрамятся иудеи которые, видя, что иноплеменники и волхвы предваряют их, не хотели идти даже вслед за ними!"
Святитель считает, что это " событие случилось знамением будущего, и с самого начала показывало, что язычники предварят иудеев".
5. "Последуем же и мы волхвам, - призывает нас Иоанн Златоуст, - и, оставя чуждые ( христианства) обычаи, совершим великое путешествие, и узрим Христа.
" Пусть цари, народы, пусть владыки земли преграждают нам этот путь , - не погасим ревности своей!"
Призыв Святителя к нам становится все настойчивей и убедительней.
"И ты, оставив иудейский народ, возмущенный город, кровожадного мучителя, светскую пышность, спеши к Вифлеему, где находится дом хлеба духовного.
Пастырь ли ты? Теки туда, и в вертепе узришь Отроча. Царь ли ты? Если не войдёшь в храмину, тебе нет никакой пользы от порфиры. Волхв ли ты? И это нисколько не воспрепятствует тебе, если только пойдёшь воздать честь и поклониться Сыну Божию, и не станешь попирать Его".
" Смотри, не будь Иродом, - грозно предупреждает Святитель, и подобно ему., - не замышляй, когда придёшь, убить Отроча. Ему уподобляются те, кто недостойно приобщается Святых Тайн."
"Будешь повинен телу и крови Господни" 1Кор.XI 27
По мнению Святителя, недостойно причащающиеся Святых Тайн, " служат сокрытому в них самих маммоне, который, будучи хуже Ирода, ненавидит Царство Христово."
Святитель предупреждает: " Убоимся показывать себя снаружи покорными поклонниками Господа, а на самом деле быть Его врагами.
Кланяясь, повергнем все пред Ним из рук своих. Если есть у нас злато, принесем ему, а не будем закапывать.
Если иноплеменники почтили Его своими дарами, то за кого надобно почесть тебя, когда ты отказываешь требующему твоей помощи."
Иоанн Златоуст спрашивает, смог ли бо кто из нас, получивший тысячи благодеяний, преодолеть ради Христа такой путь, как варвары- волхвы?
" Многие женщины так изнежены, что, если не будут привезены на мулах, не хотят пройти и одной улицы, чтобы увидеть Христа в яслях".
А иногда некоторые, с горечью говорит Святитель, бегут от Христа к шутам, чтобы увидеть на сцене зазорных женщин. " Каких громов и молний достойны такие поступки!"
6. Святитель грозно обличает любителей зрелищ и развлечений:
" Если кто обещал ввести тебя в царские чертоги и показать в них царя: скажи, захотел бы ты вместо этого смотреть на зрелище?.. Здесь ( в храме) от трапезы истекает духовный огненный источник, а ты оставляя его и убегая на зрелище видеть играющих и подвергающих всеобщему бесславию свой женский пол, не оставляешь ли ты Самого Христа, Который сидит при источнике?"
" Не воду Он нам подает из этого источника, а Кровь живую, которая. будучи образом Его смерти, есть источник нашей жизни. А ты, оставив источник Крови, эту страшную чашу, идёшь на дьявольский источник смотреть плавающую в нем блудницу и потопить там свою душу. В этой воде - море любострастия - не тела потопают, а души гибнут."
"Таковы сети дьявола, что он губит не тех, которые уже погружены в самой воде; но тех, которые, сидя спокойно, смотрят на это....и такую погибель называют увеселением и бездну погибели- источником наслаждения".
7. Иоанн Златоуст предлагает способ исправления любителей зрелищ.
" Я хочу вас отдать для научения жёнам вашим. По закону Павлову (апостола) , надлежало бы вам быть их учителями; но как грех извратил весь порядок, и туловище стало вверху., а глаза внизу, то и мы изберем этот путь.Если же стыдно для тебя иметь учителем жену, убегай от греха, и ты опять получишь вверенную власть."
..." Теперь отдадим тебя учиться жене, если же и её не будешь слушать ...то отдадим на поучение к жиаотным и пресмыкающимся, которые чище и воздержаннее тебя. Если же ты ствдишься и краснеешь при таком сравнении, возвратись к свойственному тебе благородству и убегай моря геенского и огненной реки, т е купален в театре, которые влекут тебя в море похоти и пламенную.бездну".
Что же делать, идти всем в горы и сделаться монахами?
На это Святитель отвечает:"Сожалею, что вы скромность и целомудрие почитаете обязанностью одних монахов, тогда как Христос постановил общие для всех законы. Когда он говорит: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, то говорит не к монашествующему, но и к женатому, потому что гора та ( на которой Он говорил) покрыта была людьми всякого рода. Содержи же в уме это зрелище, и возненавидь зрелище дьявольское, и не укоряй меня в том, будто я предложил тебе слово тяжкое. Я не воспрещаю жениться, не препятствую веселиться; но хочу, чтобы это происходило не без целомудрия, не с бесстыдством и бесчисленными пороками. Я не предписываю идти в горы и пустыни, но чтобы ты вёл себя честно, скромно, целомудренно, живя среди города" .
Иоанн Златоуст продолжает свое грозное назидание неверным мужьям.
" Пребывай дома с детьми и женой; только не бесчесть жены. Не соблазняй детей, и не вноси заразы с зрелищ в дом твой."
Господь для мужа и жены полагает общий закон.
" Но ты, - продолжает Святитель, - когда жена твоя часто ходит в церковь, жестоко за то обвиняешь ее; а сам проводя целые дни на зрелищах, не считаешь себя достойным обвинения. Ты о целомудрии жены печешься даже до излишеств и чрезмерности, так что не позволяешь ей необходимых выходов а для себя все почитаешь позволенным.
Святитель предупреждает: " Если Вы останетесь при прежнем, то изощрю меч мой, нанесу глубочайшую рану,- и не успокоюсь дотоле, пока рассеяв дьявольское зрелище, очищу общество составляющее Церковь. Только таким образом мы избавимся и от настоящего срама и сподобимся жизни будущей, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Свидетельство о публикации №223120401088