Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Отчаянно форсируя полуметровые сугробы, скользя на ледяных оконцах, обходя буксующие машины, добираюсь-таки до бассейна. Наплавалась всласть и практически на автомате возвращаюсь. Снег, снежище, снегопадище, Роман Вильфанд уверяет, что полвека уже таких снегов у нас не бывало! И как было не поделиться таким богатством с соседями – и в Европе ахнули и обомлели на безвозмездный подарок.

Дивная картинка: в Мюнхене самолет, принявший на грудь изрядную порцию снега, осел на хвост, да и примерз к взлетной полосе! В Австрии и Чехии власти прокричали гражданам, что из дому лучше не выходить, заметет в сугроб и не выберешься. Варшава утопает в сугробах, Швейцария вдруг почувствовала, каково живется русским там, на арктической окраине. А уж северянам из Нидерландов и Великобритании вообще грех жаловаться на козни Путина, приславшего им снеговые тучи, им по дислокации положено радоваться в декабре снегопадам.

Ау, Грета Тумберг, будем еще про парниковый эффект кричать, или все прогнозы и слезы примерзли к губешкам? У нас давняя практика: с похолоданием дети в школу не ходят, вот проведет Мишустин цифровизацию в самых отдаленных регионах необъятной нашей державы – и будут школяры обучаться дистанционно. Никаких проблем, с энергообеспечением в России полный порядок, газификация идет полным ходом, чего ж не пробросить и кабель для подачи Интернета хоть в Якутию, хоть на Камчатку. Говоришь, там уже есть Интернет? Ах, это землекопы кабель повредили и уже всё налажено? Ну, то-то, а вот в Чехии по случаю снегопада Сеть сдохла, и вообще электроэнергии нет в домах, ни обогреться, ни супчика сварить…

При этаких температурах умные люди все пристальнее следят за волатильностью газовых и нефтяных цен, любая хрень может качнуть их к взлету. Слышали, где-то в Австралии у единственного экспортного терминала застрял транспорт со сжиженным газом – и на лондонской бирже цена поперла ввысь. Конечно, пока у них там, в европах, газохранилища наполнены, выше 500 долларов за тысячу кубов цена и не поднимается. Ключевое слово ПОКА!

Впрочем, какое дело нам, российским обывателям, до сугробов в Чехии и Мюнхене. Нам свои бы одолеть, своих бы коммунальщиков вовремя напинать, чтобы они не спали. При морозах за минус пятьдесят не дай бог случится порыв труб. Я помню, еще в Североуральске при таких оказиях как согревали жителей горняцкого поселка Черемухово: паровоз подгоняли и помогали ремонтникам порыв ликвидировать, пока все батареи не перемерзли. Тот еще аврал!

Теперь вы понимаете, почему Путину на его конференцию гонят в основном вопросы не о политических свободах, а социальные? Никому на фиг не хочется ни демонстраций, ни митингов, грели бы батареи да чайник кипел! Мне один умник с язвительной улыбкой ляпнул, что это только у нас президент в ручном режиме управляет страной, где течет, где с потолка каплет, где продукты не подвезли в лавку или зарплату задержали. Правильно! Вот бы и Байден, Шольц и Макрон занимались проблемами своих граждан, чтобы у них поезда не рушились и батареи грелись, тогда не пришлось бы слезоточивым газом и брандспойтами разгонять митингующих.

Кстати, я по своей журналистской практике еще помню, что поток писем с жалобами во всех регионах где я работала, был стабильным и прагматичным. Граждане сигнализировали, если у них текли трубы или не работал телефон, не чистили и не ремонтировали дороги, не подвозили продукты. В течение месяца по жалобе надлежало принять меры, чиновники знали, что если над ними будет …непрерывно капать – башку пробьет. А журналисты время от времени анализировали ситуацию по мере накопления однотипных жалоб. Нормальная обратная связь! Именно по насущным житейским проблемам.

Это у художника Михаила Шемякина претензии к советским властям были сугубо творческого порядка. Да и как стерпеть, если твое новаторство воспринимается, как несомненный признак шизофрении! Он вчера презентацию своей книги с картинками «Моя жизнь: до изгнания…»  провел в Москве, наведался в Россию из Франции. Обид в адрес нашей страны высказано немало, корифею есть с чем сравнивать: детство он провел в ГДР, по месту службы отца, выслан был во Францию.

Любознательным почитателям живописи очень рекомендую в Интернете пошарить по разного рода источникам, повествующим о становлении этой творческой личности, это гораздо занимательнее, нежели его художественный капитал. И мама с папой, и он сам в стране Советов активно и разнообразно обучались, развивались, могли реализовываться каждый в своей ипостаси. Михаил проявился в своей неповторимой индивидуальности, и какие-то художественные объединения организовывал, и выставки, спорил, утверждался, бился!

Сейчас, прожив 80 лет, уверяет, что гнобило его вовсе не КГБ и не Политбюро, а Союз Художников, то есть коллеги по цеху. Да и что вспоминать, если Михаилу, когда он собрался перебраться за границу морем, ВПЛАВЬ, предложили выехать надежным транспортом. Так уже в 1971 году он оказался во Франции. (В скобках заметим, что его друг Высоцкий курсировал туда-сюда без особых препятствий).
То есть собственно в России наш диссидент прожил всего 14 лет (!!!), еще и тридцати не было, как оказался на Западе, там и продолжалось его развитие и утверждение. Десять лет во Франции, потом переезд в США, учреждение всяких музеев, движений, его обвешали всякими званиями и наградами, скульптуры устанавливали в разных странах. В том числе и в России – звания, награды, скульптуры. Нормально!

Сегодня я смотрю на эту старческую фигуру в галифе и сапогах, с вдавленной в грудную клетку головой, увенчанной фуражкой… Бренд должен сохранять узнаваемые черты! Лишь хочу читателей его мемуаров с картинками предостеречь: не надо всерьез воспринимать его откровения о крысах из детства, которые прошли через всю его жизнь сакральным стержнем. Сейчас и в Париже, и в Нью-Йорке засилье крыс, а вот в Ленинграде (Я там училась как раз в эти годы!) эти твари не были центральной доминантой. Акценты расставляет исключительно творческая воля художника, не стоит ее воспринимать, как некое объективное обстоятельство времени.
А в остальном… Как и Эрик Булатов, празднующий свое 90-летие в России, я хорошо понимаю 80-летнего Михаила Шемякина. Где еще и покуражиться творческой личности, как не в России! Кого в ней только не было – и Малевича, и Шагала, и Сарьяна, и Салахова… Всех приласкает и вспомнит, невзирая на их амбициозные и взыскующие претензии.

Снег, снег, необъятные снега… Ни проехать, ни пройти.
Вспомнила свой стих «Рекордные снегопады»

Ах, Господи, ну как ты несуразен!
- Снег вывалил на нас весь сразу!
За весь декабрь, январь,
что были не по-божески черны,
и даже за февраль – поди, авансом?..
В сугробах – улицы, уже дворы - полны,
А с неба –
снега... снега... снега...
- и одолеть его нет шансов!
Его скребли, мели, возили,
В плавильнях яростно топили,
- Нет дна!
       Погребена
               Столица,
А снегопад всё длится, длится, длится…
«Осадки выпали единовременно
за весь сезон…»
Смотрю потеряно –
да что же там задумал Он?..


Рецензии