Великодушие

  Мне было 15 лет, когда я поступил в Горьковское речное училище на судоводительское отделение, и нашей группе назначили классного руководителя. Это была женщина, наш учитель по математике, Частова Маргарита Ефимовна.
Ей было около сорока лет и замужем она не была, не было у ней и детей, и она полностью посвятила себя нашему воспитанию. Она постоянно навещала нас днем в учебном корпусе и вечерами контролировала наше поведение, давала жизненные уроки, так как мы, тридцать ребят, жили далеко от пап и мам в доме курсанта, тогда, когда в других группах нашей роты классные руководители появлялись гораздо реже. Маргарита Ефимовна водила нас на оперы в оперный театр, давала уроки танцев, заботилась о нас. А мы часто огорчали ее чем то, не имея достаточного уровня воспитанности от семьи в этом возрасте.

Маргарита Ефимовна была очень принципиальным и строгим преподавателем, не делающим никаких поблажек курсантам, и независимо вела себя среди преподавателей и руководства училища. Как преподаватель, Маргарита Ефимовна была превосходна и старалась вдолбить в нас, непутевых, эту науку. Однако, как и везде в учебных заведениях, были отличники со светлой головой, середняки и плохо постигающие эту точную науку. Я был хорошистом, и математика давалась мне неплохо, но и я ловил двойки.

Учеба в любом учебном заведении с взгляда ученика состоит в том, что он должен примерно ориентироваться, когда спросит его преподаватель по теории и быть к этому готовым. Получил приличную оценку, значит можно ослабить немного свое старание, иначе с ума сойдешь, если ежедневно быть предельно готовым к ответу по всем изучаемым предметам.
И эта схема прекрасно действовала по многим предметам, но не у Маргариты Ефимовны, которая могла спросить ученика опять на следующем уроке. Так я ловил у ней двойки, после которых она очень долго не спрашивала меня, наказывая за мои неправильные взгляды на обучение. Однако, по окончании курса математики у меня стояли пятерки, и я распрощался с Маргаритой Ефимовной очень тепло, оставшись с ней в хороших отношениях.

Прошли годы, и я стал капитаном на большом сухогрузном судне, и командовал кораблем и экипажем. В наш экипаж ежегодно поступали курсанты из ПТУ для прохождения практики на судне. Среди практикантов были двое, Веселов Юрий и Туманин Игорь которые отлично работали за сущие копейки, старались вовсю, не уступая в работе штатным рулевым и матросам. По окончании навигации Веселову и Туманину капитаном были даны прекрасные характеристики, а они очень хотели на следующий год опять работать на нашем корабле. В дальнейшем они прекрасно работали у нас уже в штатных должностях. Кого же, как не таких ребят брать в экипаж.

Весь наш экипаж и капитан советовали им поступать в Горьковское речное училище, чтобы продолжить в дальнейшем карьеру на флоте. Флот очень нуждается в таких  кадрах. И Веселов Юрий, и Туманин Игорь решили поступать в училище.
Оба они поступили в Горьковское речное училище, и с честью, в дальнейшем, работали на флоте. Веселов Юрий, спустя определенный срок, стал замечательным капитаном на таком же большом сухогрузе, а Туманин Игорь перешел работать на местный флот.

Однажды в ноябре в мою квартиру пришло письмо, от Частовой Маргариты Ефимовны, с просьбой приехать ко мне по важному делу. Я был удивлен и обрадован этой просьбой. Мы созвонились с Маргаритой Ефимовной, и она приехала.
Мы очень тепло встретились с ней, и она рассказала суть своей просьбы.
Один из курсантов Горьковского речного училища, у которого она была классным руководителем, Одинцов Олег, получил за практику двойку, заработав от капитана очень плохую характеристику, после которой его отчислят из училища, хотя в училище он был отличником.

Маргарита Ефимовна просила меня  встретиться с этим капитаном и от ее имени попросить его переписать характеристику Одинцову на положительную. Я, безусловно, пообещал Маргарите Ефимовне исполнить ее просьбу, хотя, зная характер этого капитана, не был уверен в успехе этой миссии.

Мы очень долго не виделись с Маргаритой Ефимовной, и были рады поговорить с ней за чашкой чая и угощениями.
Она мне рассказала, что мои бывшие подопечные Веселов Юрий и Туманин Игорь провалили вступительные экзамены
по математике, написав контрольные работы на двойку. Однако у Маргариты Ефимовны были на столе их отличные характеристики, написанные мной, ее бывшим учеником, и она поставила обоим  положительные оценки, давая
возможность этим замечательным ребятам поступить в училище.
 
Я был поражен великодушием и прекрасными человеческими качествами строгого и принципиального преподавателя Частовой Маргариты Ефимовны и очень благодарил ее за этот поступок. Вот как нужно подходить к решению таких непростых задач, если мы хотим видеть на флоте хорошие кадры, которые проявят себя в будущем.
Мы расстались с Маргаритой Ефимовной с надеждой уладить ее просьбу.

Я поехал на встречу с капитаном того корабля, где работал Олег Одинцов, и, к счастью, удалось увидеться с ним.
Василий Петрович выслушал меня и сказал:
-Я не хочу менять характеристику Одинцову, потому, что он не заслужил своей работой лучшей характеристики.
Я сказал ему, что дело не только в Одинцове, что его просит старейший и очень уважаемый преподаватель Горьковского Речного училища, через которого прошли массы молодых ребят, что все мы ошибаемся. Еще сказал, что я бы сам обязательно пошел бы навстречу просьбе уважаемого учителя.

-Хорошо, - сказал Василий Петрович, - Перепишу из уважения к Маргарите Ефимовне, но Одинцов, он негодяй, еще увидите его.
 И мы дружески расстались с коллегой в хорошем настроении.
Василий Петрович выполнил обещание и Одинцов закончил училище.

Прошло еще немного времени, и я увидел Одинцова Олега зимой на судоремонтном заводе. Знал ли он кто спас его тогда, или нет, но он никогда не здоровался при встрече и слыл человеком зазнаистым и с нехорошими характеристиками от сослуживцев. Я вспомнил тогда, что Василий Петрович дал Одинцову справедливую характеристику, и что стоило Василию Петровичу изменить ее.

Маргарита Ефимовна ушла на пенсию заслуженным учителем Российской Федерации, и в престарелом возрасте за ней ухаживал ее бывший курсант. Однажды я зашел в Горьковское речное училище и спросил секретаря:
- Имеются ли какие сведения о бывшем преподавателе математики Частовой Маргариты Ефимовны, на что получил ответ:
-Мы такую не знаем.

Вот так получается, что наши замечательные преподаватели и учителя, какими гордилось, в свое время, училище, остались только в благодарной памяти и в сердцах их бывших курсантов.


Рецензии