Джек Лондон и его болезнь

"Джек - это была совершенно особая статья. Какой то двужильный.
Я пропускаю один стаканчик, он - четыре, а то и пять. Девяносто процентов всех разговоров у стойки - о чем бы вы думали?
О социализме.
Лучших спорщиков в этих местах не найдёшь. Тут его не любили; он ведь не разбирал, кто перед ним - судья, бизнесмен или директор торговой палаты, и прямо при них говорил о том, как прогнила капиталистическая система.
Я ни разу не слышал, чтобы с ним кто-нибудь согласился.
Глоток, и он пускался рассуждать, как дёшево будут доставаться потребителю товары, когда их будут производить ради пользы, а не ради выгоды."

Друзья, которым случалось пить с ним вместе, вспоминают, что темы споров были самые различные: война, бедность как источник преступности, биология, организация труда, психоанализ Фрейда, коррупция в системе судопроизводства, литература, путешествия и грядущее социалистическое общество...
Он мог хоть кого переспорить...
После выпивки он любил быструю езду"

"Джек обладал поистине ирландской способностью поглощать виски. Никто никогда не видел Джека пьяным. Он пил для того, чтобы развеять усталость и нервное напряжение, развязать язык, смазать "винтики" в голове, отвлечься, устроить себе передышку...".

"Джон Ячменное Зерно"- повесть автобиографическая; то, что в ней сказано о его пьянстве - правда, но высказана не вся правда до конца.
Изложить всю правду он не решился. Он умолчал о том, что в его жизни бывают периоды, когда он падает духом. В припадке уныния мысль о том, что он незаконнорожденный, гнетет, отравляет мозг и сердце, хотя в хорошем состоянии он может доказать себе, что это пустяк, отмахнуться, забыть. Зачастую он пил для того, чтобы заглушить неистребимую горечь, укоренившуюся в его сердце, цепко прижившуюся в его душе.
С величайшей тщательностью скрывал он от всех периодические приступы депрессии. Случались они редко - раз пять-шесть в год - и не успевали превратить его в маниакально-депрессивного больного, каким зачастую является человек творчества, художник. И всё таки, когда эти приступы нападали на него, он мог возненавидеть свою работу, социализм, ранчо, друзей, свою философию и блестяще отстаивать право человека покончить с собой. В такие минуты лямка, которую он тянул, казалась непосильной, он божился, что шагу больше не шагнет с этой ношей; много пил, становился грубым, нечутким, чёрствым, придирчивым.
Но это проходило - часто в тот же день".

"Джон Ячменное Зерно" - классическое произведение о пьянстве...
Священники так и ухватились за неё, видя в ней моральное наставление о вреде пьянства. На неё предъявили права союзы трезвенников. Они составляли из неё памфлеты и разбрасывали повсюду. Это произведение объединило в единой борьбе с пьянством педагогов, политиков, журналистов, учёных.
Повесть была экранизирована. Шум и волнение были так велики, что книгу читали люди, не бравшие в руки книги с тех пор, как встали со школьной скамьи. Вызвав мощную вспышку движения трезвенников, в 1919 году в США был принят закон о запрещении спиртных напитков...
Человек, который и не помышлял бросить пить, ускорил наступление мрачной эпохи "сухого закона". Горькая ирония судьбы ".

"Устав от поисков приключений в чужих краях, он стал искать их дома: фермерство сделалось его страстью. Отдавшись новой деятельности с обычным для него пылом, Джек скоро почувствовал, что того и гляди станет авторитетным специалистом - так много он успел узнать.
Чем больше он изучал сельское хозяйство Калифорнии, тем больше убеждался, что всё нуждается в коренном, научно обоснованном преобразовании. Он составил себе представление, какой должна быть образцовая ферма. Эта образцовая ферма укажет всей стране путь к высшему типу сельского хозяйства, даст фермерам возможность получить от земли и скота продукцию более высокого качества...
Этой задаче он посвятил свою энергию, способности и средства...
В этом ему помогала сестра Элиза"...

Ирвинг Стоун "Джек Лондон"


Ясное дело, что у Джека Лондона было биполярное расстройство личности.
Сменяющие друг друга мании, куча энергии периодами, а потом подавленность, депрессия, периоды пьянства и уныния. Всё это явные признаки маниакально- депрессивного психоза, которое сейчас получило название биполярки.
Поэтому он так много успел в жизни, что мании были чаще, чем депрессии.
Каждый раз он со всей энергией отдавался какому то новому делу, к которому потом постепенно остывал.
Бесконечные долги и кредиты, желание проматывать деньги, когда они есть, неуемные желания и беспорядочные связи с незнакомыми людьми, в том числе, и с женщинами, естественно, в вагоне поезда, к примеру, - всё это нездоровое поведение.

Литература спасала его от болезни, но ненадолго.

Слишком насыщенная и короткая жизнь.
Всю жизнь он пронес в своей голове мысль о самоубийстве.
Всему виной его сумасшедшая мамаша, которая не давала ему в детстве любви и нежности, и была истеричкой, больной на всю голову.

И семейная жизнь не удалась, потому что он не был создан для спокойной жизни с такой психикой. Искал долго себе он не только приключений на задницу, но и смерти подсознательно искал. Но ни болезнь, ни нервные потрясения от долгов, ни разочарования, ни пьянство - ничто его не брало. Всё нипочём ему было.
Такое крепкое физическое здоровье, а психическое слабое.

Ничего лучшего не придумав, он решил уйти из жизни по собственной воле.
Когда он писал, как Мартин Иден хотел утонуть, а океан выбрасывал его и не принимал, в этот момент он переживал сильнейшие эмоции.
Он представлял себя, как он ищет повсюду смерти, но смерть не хочет принять его в свои холодные объятия. Она, словно вода, выталкивает его в эту постылую жизнь снова и снова. И снова приходится находить себе какое то занятие, в котором он хочет добиться совершенства и идеала. У него всё должно быть лучшее: и яхта, и ранчо, и Дом Волка, в котором он так и не успел пожить.

Разносторонняя, талантливая, трудолюбивая личность, но наследственность подкачала и подпортила ему жизнь.


Рецензии