Ханукка и легенда о Маккавее

                Ханукка и легенда о непокорном Маккавее


Матитьягу Маккавей был известным человеком в Мадиине. Его очень уважали жители этого маленького городка. Матитьягу был не только мудрым и справедливым, не только добропорядочным отцом большого семейства, но очень-очень храбрым. Жители Мадиина не раз убеждались в этом.
В то время Иудеей правил греческий царь Антиох Эпифан. Ах, какой он был злой и жестокий! Как любил самого себя и как хотел подчинить себе евреев! А евреи его боялись. Не все, конечно, но многие. До того боялись, что стали одеваться, как греки, говорить на греческом языке и даже поклоняться греческим богам! Матитьягу смотрел на трусливых евреев с презрением.
- Это возмутительно! - негодовал он. - Мы - не греки, и не должны пытаться быть похожими на них! Мы должны сохранять свои веру, традиции культуру и жить по законам Создателя.
Греческие солдаты не раз врывались в его дом.
- Эй, Матитьягу! Царь Антиох хочет, чтобы твои сыновья облачились в греческие тоги.
- Это мои сыновья! - не задумываясь, отвечал Матитьягу. - Они одеваются так, как велю им я - их отец!
Антиох знал, что у жителей Мадиина Матитьягу Маккавей пользовался непререкаемым авторитетом, и поэтому терпел его дерзкое поведение. Но в душе его копилась ненависть к мудрому и непокорному еврею.
Однажды Матитьягу пришел домой бледный как мел и, ничего не сказав, взял Священные Писания и стал молиться.
Пятеро его сыновей растерянно наблюдали за отцом. Они никогда не видели его таким. Его руки дрожали, в глазах застыли слезы. Наконец, младший из сыновей - Иегуда - не выдержал.
- Что с тобой, отец? Что случилось? - Матитьягу посмотрел на сыновей
 -Случилось страшное! Антиох под страхом смертной казни запретил изучать Тору и соблюдать наши обычаи! - в голосе его были возмущение и боль.
Потрясенные услышанным, сыновья смотрели на отца, ожидая его решения. Но он молчал.
- Что же мы будем делать? - нарушил молчание Иегуда.
- Изучать Тору, - коротко, но твердо ответил Матитьягу.
На следующий день глашатаи объявили, что царь устраивает праздник на главной площади и всем жителям приказывает туда прийти. Многие евреи боялись нарушить приказ царя и, облачив­шись в лучшие одежды, потянулись вереницей на центральную площадь города. Но были и те, кто, рискуя жизнью, отказался подчиниться, и среди них - Матитьягу Маккавей и пятеро его сыновей.
Антиох восседал на троне посреди площади рядом с огромной статуей бога Зевса.
- Слушайте меня, евреи! - начал он. – Сегодня вы принесете жертву нашему богу. Но не ягненка и не бычка! Зевс не любит этих животных. - Антиох засмеялся. - Зевс любит свинину!
Ропот возмущения раздался в толпе.
- Молчать! - грозно крикнул Антиох. - Вы принесете в жертву свинью. Так хочу я и наш бог Зевс!
- Но, великий царь, - робко попытались  возразить евреи, - нам запрещено поклоняться чужим богам и приносить им жертвы. А уж тем более свинью. В Священных Писаниях Создатель четко указал перечень животных, приношение которых Ему угодно.
- Кто же вам запретил? - ухмыльнулся Антиох.
- Всевышний! Он указал нам, что свинья – животное некошерное
- Забудьте об этом! Теперь вы будете поклоняться нашим богам! - Антиох даже привстал со своего трона, чтобы посильнее запугать евреев своим грозным видом. И вдруг, оглядев толпу, он заметил, что среди собравшихся нет того, кто давно уже раздражал его своим неповиновением.
- Эй, мэр, - окликнул он мэра города, - а где Маккавей и его сыновья? Почему я их здесь не вижу?
   Трусливый еврей, недавно назначенный Антиохом мэром города, растерянно развел руками.
- Он опять не подчинился моему приказу! – закричал в ярости Антиох. – Немедленно привести его сюда! И его сыновей тоже! Притащите их силой.
Солдаты сразу же бросились выполнять приказание. Когда они ворвались в дом Маккавеев, Матитьягу читал Священные Писания своим сыновьям, а те его внимательно слушали. Схватив всех шестерых, солдаты потащили их на площадь.
- А вот и вы! – злобно сверкая глазами, ехидно улыбнулся Антиох.
- О великий царь! – поспешил доложить один из солдат. – Этот человек нарушил твой указ. Мы застали его за чтением Торы!
- Ну наконец - то! - Антиох даже обрадовался. Теперь я могу тебя казнить, строптивый еврей. Ведь за нарушение моего приказа полагается смертная казнь! Но сначала я хочу, чтобы ты насладился замечательным зрелищем. Сейчас ты увидишь, Маккавей, как твои соплеменники принесут в жертву моему богу свинью!
- Мои соплеменники никогда не сделают этого, – Матитьягу Маккавей был спокоен, как никогда, он продолжал – ты, Антиох, отменил наш закон об обязательном предоставлении свободы рабам, по истечении семи лет рабства. Прошли «семь седьмиц», но ты не собираешься возвращать землю евреям, которым она, по законам Создателя, принадлежит вечно.
- Ошибаешься, несчастный! – продолжал издеваться Антиох. – Если я прикажу, то это сделают твои сыновья! – и он с презрением оглядел пятерых сильных молодых парней.
- Мы не сделаем этого даже под страхом смерти, - так же спокойно, как отец, ответил старший сын Элизар.
- И никто не сделает этого, - поддержал брата самый младший из пятерых – Иегуда.
- Неужели? – Антиох, прищурив глаза, внимательно оглядел толпу. Люди опустили головы. Страх сковал их души. Но никто не бросился исполнять волю Антиоха. И тогда Антиох взглянул на трусливого мэра. Мэр имел много еврейских рабов и присвоил себе их землю. Ему вовсе не хотелось лишаться такого богатства. Недолго думая, трусливый мэр схватил свинью, приготовленную Антиохом, и потащил её к статуе. Не успел он приблизиться к Зевсу, как произошло то, что вошло в историю еврейского народа как настоящий подвиг. Матитьягу Маккавей молниеносно  выхватил у охранявшего его грека меч и вонзил его в предателя мэра.
- Все, кто за Единого Бога, – за мной! – крикнул Матитьягу и бросился на солдат. Его сыновья, ни секунды не мешкая, поступили так же. Все пятеро. Толпа, только-что цепеневшая от страха, ожила. Люди хватали мечи и ножи и бросались на солдат Антиоха. Завязалось настоящее сражение.
Не ожидая такого поворота событий, растерявшийся Антиох поспешил удалиться с поля боя и помчался в свою столицу Антиохию. А на площади Мадиина кипела  яростная борьба. Евреи, потерявшие свободу и землю, перебили всех греческих солдат, разрушили статую Зевса и жертвенник.
- Люди! – обратился Матитьягу к народу. – Мы восстали против Антиоха и сегодня мы победили. Все, кому по Священным Законам Торы положено освобождение от рабства, получат свободу, и им возвратят землю. Но нам предстоит еще многое сделать, чтобы освободить Иудею от войск Антиоха. Нам предстоит стать настоящими воинами. Готовы ли вы к этому?
- Готовы! Готовы! – кричали евреи, воодушевленные победой. – Веди нас, Маккавей!
Матитьягу Маккавей увел народ в горы. Так начиналось восстание.
                Продолжение следует
 


Рецензии