Выступление на презентации книги А. В. Папета-

Рецензия на книгу А.В. ПАПЕТЫ «КАК  НАМ  ЖИВЕТСЯ,СВОБОДНЫМ?"
    ( опубликованной  под постоянным  псевдонимом  АНТОН  ЮРТОВОЙ).
  Два месяца  назад  мне  на  сердце  поставили  коронарные  стенты. Так  что  говорить  много, громко  и  эмоционально  я  не  могу.Но вышла  я сюда не за тем, чтобы сообщить об этом. А чтобы сказать СПАСИБО Алексею  Васильевичу  ПАПЕТЕ — своему  первому  редактору,  которого   считаю наставником  и   учителем. Для  меня  он   - лучший  писатель, настоящий  философ ,ученый  и просто великий  труженик. Спасибо  Вам  ,Алексей  Васильевич , за Вашу   замечательную книгу, за  неимоверно  гигантский  труд. Как только Валентина Дмитриевна Маркеева  скачала  мне на ноутбук  это произведение ,я в перерывах между  своими лечебно-оздоровительными делами  очень бегло посмотрела  вашу  работу и увидев подзаголовки  к отдельным главам ( « Свобода слова,» « Свобода слова и гласность,» « Информация и СМИ,» « Цензура,»" Любовь земная» и т д ),сразу как говорится запала  на них и повелась.  Думаю: «Это-моя  книга,наконец-то вожделенная  вещь в моих руках.»  Сколько я искала нечто подобное, как хотела сверить с каким -нибудь источником свои мысли, дела, настроение. Я же с детства одержима   идеями свободы, справедливости, честности. Сколько раз я получала  подзатыльники  из-за своего   характера!   Сколько слез пролила  после своих смелых выступлений( на съезде  журналистов, на партийных пленумах и идеологических конференциях,на заседаниях парткомов и завкомов.)  Но чаще конечно , моя смелость встречала  бурные аплодисменты,одобрение  трудящихся и даже награды. Это меня вдохновляло, постоянно держало в бойцовской  стойке « А ну-ка,тронь!»    И я вполне удовлетворена ,что имею  собственное  мнение, что у меня всё в порядке с природным внутренним  цензором,что  веду почти праведный образ жизни и  что мои мысли ещё не совсем   зашлакованы. Но тем не менее…
        Согласитесь,не только у меня  живет такая мечта  - разобраться,что такое свобода,от кого мы должны быть свободными и независимыми, кто я,с кем я  и для  чего?            И    вот     как     подарок    судьбы   _
 книга  « Как нам живется ,свободными?» Почти сразу,в унисон с моими мятежными мыслями автор пишет: « Надобность в постижении свободы возрастает каждый  день во всем мире…. Но  не  было  серьезных намерений  разобраться  с  этим понятием  или  предложить что - то взамен.» и далее «Свобода слова  по своим действиям и эффективности сродни миражу-как ни пытайся  до него дотянуться и потрогать, он остается недосягаемым….Это действительно  стойкий к привыканию наркотик,в употребление которого вовлечены многие ,но терпят поражение не только отдельные личности, но и целые страны.»
         Мне так хотелось и не терпелось, чтобы мой любимый писатель раскрыл мне глаза на выстраданную  тему,всё  разложил по полочкам и успокоил наконец мою мечущуюся душу. Но уже при внимательном чтении поняла, что книга не рассчитана на  беглый просмотр, она не для таких простаков как я.Она  требует к себе внимательного вдумчивого  отношения. Это-очень глубокий научно-исследовательский  труд, это-философско-методологическое раскрытие  понятий- свобода,  гласность,  плюрализм, этика,   честь и   достоинство, средства массовой информации и т д .Все термины, обозначающие эти понятия, представлены  нам в каком-то анатомическом виде, то есть  очень глубоко, скрупулезно,  начиная с   зарождения слов в  мозгу, раскрывается здесь сущность этих  значений. Автор говорит  о строении, структуре  слов,  их взаимодействии и функциях .Я  не очень поняла, зачем  мне такой структурированный  анализ  понятий ? Я - обыкновенный читатель,а не какой-то узкий специалист.    Тщательному  разбору отведены ни один-два абзаца,а по несколько страниц,с  обилием  примеров, цитат, подтверждений. Конечно, это очень познавательно, интересно и завлекательно для читателей.  Но эта информационная  масса уводит куда-то в сторону,   замыливается  основной  вопрос  и  снижается острота  основной проблемы.

          Надо отдать А.В Папете должное -  за каждым авторским словом, за каждым предложением чувствуется   его колоссальная  исследовательская работа,  глубокие знания  и  богатая доказательная база.  Каждая авторская находка и открытие подкреплены  авторитетным словом великих людей ,начиная с глубокой древности   и современниками. Перед читателями  проходят целые  плеяды  имён известных мыслителей, писателей, философов, языковедов , историков, законотворцев и политиков.И чтобы разобраться ,что здесь,к чему и как -  ,нужно быть семи пядей во лбу. У  меня  лично не хватило мозгов, чтобы  понять и переварить такой огромный  и насыщенный  , очень неоднородный материал.  К сожалению, не доросла я до уровня своего учителя, и замечательная книга осталась для  меня  не  совсем понятой. Я еще  раз  прошу Вас, Алексей Васильевич, подумать о нас рядовых  читателях и рассказывать о  сложных вещах  немного попроще, не зарывать свой талант  в  заумные страницы;  знаю, что вы прекрасно можете  и глобальные   темы освещать доступно,  убедительно , интересно. Кстати, вы  же сами ратуете  за чистоту и простоту русского  языка, вот и покажите нам  образец настоящего творчества. И ещё  просьба — напишите  пожалуйста отдельную книгу, как  вы пользуетесь  литературой?    Как вы умудряетесь собирать ,беречь и умножать знания , накопленные  человечеством за целые века. Это будет интересно и познавательно всем - детям,ученикам и  студентам,рядовым читателям и представителям разных чинов  и сословий.  Я  уже  рассказывала в этой аудитории как ,оказавшись  однажды у вас дома ,была просто потрясена вашей библиотекой, но ещё больше  огромному количеству записей, которые вы  оставляете   после прочтения каждого автора. Здесь и критические замечания,и накопительный материал,и исследование отдельных произведений. Вы  умеете  прочитанным  книгам  дать вторую  жизнь, используя их в своих выступлениях и литературных  произведениях. Очень интересна  и ценна ваша работа   над  первоисточниками; это  -целая  наука,редкое  мастерство,поделитесь пожалуйста   им  со  своими  читателями.
              Но вернемся к   нашей  теме. В книге, которую  мы  обсуждаем , я  все-таки нашла ответы ,подтверждающие  мои  убеждения. А ценные  авторские  подсказки  помогут  и  мне  и другим  читателям. Свобода - это действительно, отсутствие запретов, раскрепощение, возможность выбора и тп .Но  -" живи как хочешь, только не переступай  законы, помни о социальных обычаях, не вреди  общественным  интересам, неси ответственность за каждое сказанное на публику слово." И  главное, что я усвоила, — не можешь изменить  обстоятельства, измени  отношение  к  ним(в скобках  замечу и не рыпайся, не призывай ,как  мне говорили в парткоме, людей к топору. Хотя я никого  никогда   никуда  не призывала. Просто называла  не  всем  приятные  вещи своими  именами.)  К  сожалению, люди ,особенно  маленькую власть  имущие,- из-за своих корыстных целей превратили  высокие  понятия -  свобода, долг,  справедливость -в какой-то суррогат,    и манипулируют      этим по своему усмотрению;  поэтому  за каждым  критическим     замечанием  им мерещатся баррикады, повстанцы и  бунтари.  Очень  правильное замечание  А.В.Папеты . И здесь я солидарна с ним. 
\       Обращает  внимание, в первую очередь журналистов,обилие интересных и мало исследованных  тем, освещением которых пора бы заняться всерьез: это вопросы,   связанные  со специальной  военной  операцией, не совсем понятный выборочный призыв  на военную службу, поведение  и махинации  олигархов и крупных кампаний  и государственные дотации им,  национальные и социальные проблемы...Можно этот перечень продолжать бесконечно. Но лучше  прочитать книгу. Много ценных   подсказок найдут здесь и законотворцы,  и правоведы,и филологи,политики,преподаватели, студенты  . Почетное и значительное место  писатель отводит цитированию художественных произведений ,очень оригинальна и неординарна   критика  отдельных авторов и  их сочинений. Хочется перечитать все и  сразу и еще  раз насладиться  образностью и  красноречием  языка, восхититься мудростью  и прозорливостью великих предшественников, согласиться  или   опровергнуть  авторские критические замечания. Одним словом, Алексей Васильевич  проделал огромнейшую работу ,предоставил читателю  обильную пищу для  размышлений,он  еще  не  раз  порадует нас  своим   оригинальными  сочинениями. Успехов Вам,здоровья  и  творческого долголетия. Не  сомневаюсь что ваша  книга  « Как  нам живется,свободным?»  не оставит  читателей  равнодушными , вызовет большой  резонанс  и займет  достойное  место .

   

   







 




    






               


Рецензии